Научно-технический энциклопедический словарь Что такое Материя, что означает и как правильно пишется. Что такое материя

У термина «материя» нет универсального определения, которое бы признавали все учёные. Обычно так обобщённо называют всё, чем заполнен окружающий нас реальный мир – на Земле, в космосе, в нас самих и в обществе.

Материя существует объективно, то есть, независимо от нас и нашего сознания, но органы чувств и разум позволяют людям воспринимать и познавать материю.

Есть ли вообще в мире что-то, кроме материи?

Конечно, есть! Помимо материальных, в мире великое множество других объектов – психических и духовных. Это наши мысли, эмоции, память, сны, желания и другое.

Правда, мудрецы и учёные вот уж не одно тысячелетие спорят, может ли всё это возникать и существовать без материи.

Какое главное свойство материи?

Это постоянные изменения. Материальные объекты всё время перемещаются в пространстве и меняются со временем.

Даже если человек спит, в его в теле двигаются органы, жидкости, одни вещества превращаются в другие. Постоянные изменения происходят в любых сообществах – от маленьких семей до целых народов. В неживых предметах движутся и атомы.

Небесные тела изменяют своё местоположение, химический состав и могут вообще исчезнуть, превратиться в нечто другое. Меняют очертания огромные горы, внутри них перемещаются вещества.



Символ стабильности – земная твердь – и та беспокойно ворочается на океане жидкой магмы, который её поддерживает. Европа отплывает от Северной Америки со скоростью 2 сантиметра в год. Да и сама наша планета, как известно, вращается, меняется на поверхности и изнутри.

Откуда взялась материя?

Большинство учёных придерживаются теории Большого взрыва. Согласно этой модели 13–14 миллиардов лет назад вся Вселенная была сосредоточена в крошечном объёме и имела непредставимо огромную плотность и высокую температуру. Эта точка взорвалась – стала резко расширяться (неизвестно, почему).

Образовались элементарные частицы, из них атомы, из атомов – звёзды, планеты и вообще всё то, что образует Вселенную. Существовала ли материя до Большого взрыва – неведомо.

Есть ли в мире свободные от материи места?

Какие-то части пространства кажутся нам «пустыми», но на самом деле они всегда заняты той или иной формой материи. Есть два её вида – вещество и поле. Вещество состоит из частиц и может быть в твёрдом, жидком, газообразном или плазменном состоянии.



Между скоплениями вещества есть пустоты, но они всегда всплошную заполнены полями – электромагнитным или гравитационным.

Что такое антиматерия?

Так называют вещество из античастиц – они имеют такую же массу, как обычные, но заряды и прочие характеристики у них прямо противоположны обычным. Практически у каждой «нормальной» элементарной частицы открыт такой «двойник». Но вещество, состоящее из «двойников», пока не удалось найти ни на Земле, ни в космосе. Возможно, вся состоит из обычной материи.

Антиматерию физикам удаётся получить искусственно – в микроскопических количествах и ненадолго (она распадалается). Кстати, это самое дорогое вещество на земле: 1 грамм антиводорода стоил бы свыше 60 000 000 000 000 (60 триллионов) долларов.

Сейчас немало пишут о тёмной материи? Что известно о ней?

Почти ничего. Более того: нет никакой уверенности, что она существует. Просто у астрономов появились нестыковки в расчётах. Так, в 1930-х годах измерили скорость движения одного скопления галактик, и она оказалась гораздо больше, чем ожидалось из оценки её массы.



Последующие данные тоже показывали, что с расчётами массы Вселенной что-то не так. Пришлось предположить, что существует «нечто», составляющее бóльшую часть массы Вселенной. Это «нечто» не видно глазом, прозрачно для электромагнитных волн и вообще никакими способами не обнаруживается. Невидимку назвали тёмной материей, её проявления усиленно ищут, но пока безрезультатно.

Попытки дать в философии определение материи (лат. materia-вещество) исходили из необходимости решения проблемы объективной, всеобщей основы, субстанции отдельно бесконечно многообразных предметов окружающего нас мира, природы.

В древней философии (Древние Индия, Китай, Греция) в основе определения материи лежало понятие материала (первоматерии), из которого "вылеплены" все вещи. В античной философии первые попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного отождествления материи со стихиями, с водой (Фалес) или воздухом (Анаксимен). Анаксимандр понял, что нельзя одно из существующих веществ принять за материю как таковую. Он перенес бытие первовещества в бесконечное прошлое, выделив гипотетическое, логически первоначальное вещество (апейрон, букв. с греч. бесконечное) с единственным качеством - быть первовеществом. Гераклит избрал первовеществом огонь и как материал, и как силу, источник непрерывного изменения. Диалектическая натурфилософия (философия природы) Гераклита была одной из первых форм решения проблемы единства материи и как "материала" и как источника движения.

Демокрит разрешал трудности проблемы единства материи и движения, сформулированные элеатами (в первую очередь Парменидом: бытие едино, неподвижно; кроме бытия ничего нет; движения тоже нет, т.к не в чем двигаться, нет пустоты, незаполненности), в своей системе атомизма. Существуют, по Демокриту, два вида материи-атомы и пустота. Атомы (букв. с греч. (далее) неделимое) - материал тел, пустота - пространство для движения тел. При помощи атомистической гипотезы объясняется возможность "построения" бесконечно многообразных сочетаний из первоначальных однокачественных элементов. Однако решение Демокрита раскрывало лишь возможность предметного многообразия, составленного из неделимых, тождественных атомов. Вопрос о действительном превращении вещей, о динамическом стимуле, двигателе этих бесчисленных сочетаний оставался открытым.

Согласно Аристотелю, материя - это только всеобщая возможность предметного многообразия ("то, из чего", возможность без каких либо положительных, физических качеств). Действительность вещественного многообразия, его стимул и цель - это форма (идея), как самодовлеющее активное начало. Иными словами, идеальный образ, проект (идея) вещи оказался целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар - демиург, бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи - как пассивного, страдательного начала и духа как начала активности, творчества, надолго определил решение проблемы материи в философии. В средние века аристотелевская дуалистическая концепция, преобразованная сообразно религиозным учениям христианства и мусульманства, заняла господствующее положение.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. В субстанциальный (лат. substantia - нечто, лежащее в основе), материальный фундамент вещей входит ряд механических свойств: протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение. Эти свойства не есть для материализма 17 в. умозрительные допущения, но определяются строго геометрически и физически. Однако остается проблема, что является субстратом, носителем этих всеобщих свойств. Чаще всего таким носителем признаются неделимые атомы.

Декарт в своей теории субстанций снимает вопрос о носителе первичных свойств, вообще отождествляя материю с единственным ее свойством - протяженностью: "... Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно - вещь твердая, весомая, окрашенная или каким либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что оно есть - субстанция протяженная в длину, ширину и глубину".

И для античных материалистов, и для механистов поиски материального субстрата всего конкретного характеризуются тремя общими чертами. Во первых, материя противопоставляется отдельным вещам, как нечто неизменное - изменчивому. Во вторых, в основе определения лежит критерий объективности: первичны, определяют материю те свойства, признаки, которые лежат вне нас, существуют независимо от нас. В третьих, материальная субстанция обнаруживается путем нахождения общего первовещества или общего первопризнака, одинакового для всех отдельных материальных предметов. В результате такого "выделения" материальной основы внутри каждого предмета он распадается на две "половины" (материя и форма; первичные и вторичные качества); но эти выделенные "половины" уже не могут объяснить единый конкретный предмет.

В философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение материи. Как субстанция материя - это мир в целом (по отношению к отдельному предмету), т.е. материя равна природе. ". Сущность вселенной едина в бесконечном и в любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому вселенная и любая ее часть фактически едины в отношении субстанции" (Бруно). Все вещи определены к действию внешней причиной, и только Природа как целое - причина самой себя, causa sui (Спиноза).

В эпоху Просвещения (18 век) Гольбах в Дидро пытались связать концепции "материи - природы" и "материи - совокупности механических свойств". Для Гольбаха единая, бесконечная природа Вселенной выступает в отдельном предмете как его особая природа - сгусток механических качеств протяжения, подвижности, делимости, твердости, тяжести, силы инерции. При этом Гольбах и Дидро обнаруживают понимание важнейшего недостатка всех предшествующих определений материи. Материя - это как раз то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения.

Для Дидро, как затем и для Фейербаха, становится вполне ясным, что коль скоро нельзя все свойства материи свести к механическим, а все формы движения - к механическому движению, значит, понятие материи - это абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности законов их развития. Но тогда встает вопрос: что первоначально - единство в мысли (чистое бытие абсолютной идеи) или материальное единство предметов?

Признание материи за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально-общее в вещах - это лишь одна сторона определения материи. Абсолютизировать эту сторону - означает отождествить абстрактное понятие о материи с самой материальной действительностью.

В марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин) полагают, что понятие материи может быть определено только в пределах основного вопроса философии (о первичности бытия или сознания, материи или идеи), т.е. через противопоставление материи - сознанию (материализма - идеализму). Ленинское определение материи по своей форме имеет теоретико-познавательный характер (со стороны познания субъектом объекта): "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Здесь материя определяется через отражение в сознании, по-видимому, исходя из того, что единственным относительно отличным от материи качеством является сознание. Отражаясь в сознании, предмет существует дважды: как объективный предмет мысли и как мысль о предмете. Энгельс определяет материю сходным образом: "Мы отвлекаемся. от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи" ("Диалектика природы").

В современной философии, с одной стороны, имеют место тенденции отказаться от употребления общего термина "материя" как метафизического, пустого по содержанию (как отказалась от него естественная наука, заменив его понятием вещества, силы, энергии, частицы) - в позитивизме, так и стремление трактовать это понятие с точки зрения многообразных форм проявления, движения материи (физической, химической, биологической, социальной) - в диалектическом материализме.

(лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данноепонятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитиекатегории "М." осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональноеединство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, - arche, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы М. как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. sub - под и stratum - слой) - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений): у Фалеса вода ("Все есть вода, и мир полон богов"), у Анаксимандра "апейрон" (буквально "бесконечное"), у Анаксимена воздух. Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень философствования. Так, позиции Фалеса и Анаксимена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух - это субстанции, в первую очередь, близкие человеку в его повседневном опыте и широко распространенные в мире природы, хотя каждая из этих первосубстанций может в некотором смысле претендовать на статус метафизической сущности, исходного и определяющего все принципа бытия. В то же время попытка теоретического построения мира на подобной субстратной основе встретила серьезные трудности, поэтому Анаксимандр предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало, способное выступить строительным материалом для мысленного проектирования Вселенной. Этим понятием Анаксимандр уводил мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато потенциально была ближе к философской категории. В результате ионийские философы расширили контекст мифологического понимания за счет включения в него безличных и концептуальных объяснений, базирующихся на наблюдениях за природными явлениями. Таким образом, учение о стихиях явилось первой натурфилософской стратегией определения первоначала (arche) мира, которое представлялось недифференцированным и неструктурированным. В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм, как учение об особенном строении М. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлению Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов - единой субстанции, где число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристиками - величиной, формой, весом и пространственным расположением в пустоте. Позднее его учение развивалось Эпикуром и Лукрецием. Атомистическая версия строения материального мира развивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания М. усматривается: во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов. Так, органическая химия выявила четыре органогенных элемента - (С) углерод, H (водород), О (кислород) и N (азот), выступившие аналогами четырех "корней" Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля); во-вторых, в вещном подходе, несмотря на его нефилософский характер, видели большое мировоззренческое и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей. Второй этап становления категории М. связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о М., она его лишь несколько углубила, ибо М., равную субстанции, наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств - массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества ("начало", "элементы", "корпускулы", "атомы" и т.п.). В этот период было выработано представление о М., которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие М. обнаруживается в работах у Галилея и в "Математических началах натуральной философии" Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел - масса - становится определяющим признаком М. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М.В. Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения М. как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь Д.И. Менделеев в "Основах химии" выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тождественное категории М.: "Вещество, или М., есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то - из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы". Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-первых, М. интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется прежде всего "сама по себе" вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие М. обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания. Вместе с тем и новоевропейская цивилизация была насыщена разнообразными взглядами, которые пытались преодолеть телесность как определяющий признак М. В результате это приводило к выходу за границы традиционного понимания М., в том случае, когда, например, Локк или Гольбах определяли М. на основе фиксации отношения субъекта и объекта. Подготовительным этапом новой трактовки категории М. может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для метатеоретического обеспечения дисциплинарного естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл; трактуют М. уже как философскую абстракцию; определяют статус М. в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М. как о том, "что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения" (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе как только через отношение М. к сознанию: понятие М. "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им". В рамках современной философии проблема М. уходит на второй план; лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание М. как субстратной первоосновы вещей, т.е. вещества. Предпринимались попытки осмыслить М. в границах диалектико-материалистического анализа практик означивания (статья Кристевой ", смысл, диалектика") как то, что "не есть смысл", то, "что есть без него, вне его и вопреки ему". При этом данная радикальная гетерогенность (материя/смысл) определялась одновременно в качестве "поля противоречия". Современная философия ориентирована на построение принципиально новых онтологии (см. Онтология).

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Материальныйпредмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, "этот" стол, который, как предполагается, все...

Философский словарь

В самом общем виде это "бытие, которое само не понимает бытия" (Й.Ратцингер). У Аристотеля: то, что способно обретать форму, возможность бытия. У Плотина: предел распада всякого бытия, его полного "распыления" до состояния, не поддающегося никакому положительному описанию или...

Философский словарь

Понятие материи в философии начало складываться в древности. Еще древнегреческим философом Демокритом было замечено, что при помощи сведений о происхождения одного вещества совершенно невозможно объяснить происхождение другого.

Материя в философии

Знания человека со временем совершенствовались, улучшались представления о строении тел. Учеными было установлено, что тела состоят из атомов, которые представляют собой нечто вроде очень маленьких «кирпичей». Дискретная карта мира существовала примерно до конца девятнадцатого века - тогда бытие представлялось как специфическое взаимодействие дискретных (мельчайших) частиц веществ.

Чуть позже были открыты совершенно новые сведения об атомах. Важно то, что они являются не простыми частицами (был открыт электрон), а очень сложены в своем строении. Также отметим, что появились новые сведения, давшие возможность иначе рассмотреть понятие поля. Напомним, что первоначально поле воспринималось как пространство, окружающее какой-либо объект. Это не противоречило знанию, что материя является веществом, так как поле воспринималось чем-то вроде атрибута вещества.

Позже было доказано, что это поле - это не только атрибут предмета, но еще и некая самостоятельная реальность. Совместно с веществом поле становится особым В этом ее виде континуальность, а не дискретность становится основным свойством.

Характерные черты материи:

Самоорганизация;

Наличие движения;

Способность к отражению;

Размещенность во времени и пространстве.

К элементам структуры материи традиционно относят:

Живую природу;

Общество;

Живую природу.

Любая материя проявляет способность к самоорганизации - то есть способна воспроизводить саму себя без участия каких-либо внешних сил. Флуктуация - это случайные отклонения и колебания, которые присущи материи. Данный термин употребляется для описания ее внутренних изменений. В результате подобного рода изменений материя со временем переходит в иное, совершенно новое состояние. Изменившись, она может погибнуть полностью либо закрепиться и продолжить существовать дальше.

Западное общество в большинстве своем склоняется к идеализму. Объяснить это можно тем, что материализм по традиции связан с вещественно-механическим пониманием материи. Данная проблема является разрешимой благодаря диалектическому материализму, концепция которого рассматривает материю в свете знаний естествознания, дает ей определение, устраняет необходимую связь с веществом.

Материя в философии - это нечто, что существует в многообразии конкретных систем, а также образований, числу которых нет предела. Конкретные формы материи не содержат первичной, неизменной и бесструктурной субстанции. Все материальные объекты обладают системной организацией, а также внутренней упорядоченностью. В первую очередь упорядоченность проявляется во взаимодействии элементов материи, а также в закономерности их движения. Благодаря этому, все эти элементы и образуют системы.

Пространство и время - это всеобщие формы бытия материи. Ее универсальные свойства проявляются в законах ее существования.

Проблема материи в философии

Ленин дал определение материи, исходя из ее соотношения с сознанием. Он воспринимал материю как категорию, которая существует в отношениях, ощущения отображает, но при всем этом существует совершенно независимо от них.

Материя в философии довольно-таки необычно рассматривается в В данном случае понятие о ней не сильно связывают с вопросами о ее структуре и строении.

В присутствуют два суждения, которые перечат основной концепции материи философии:

Не все проявления материи даны в ощущениях;

Материю можно определить через сознание, причем решающую роль в этом соотношении будет играть именно сознание.

В защиту диалектического материализма:

В ощущениях материя дается не только непосредственно, но и опосредованно. Человек не может воспринимать ее полностью, так как ограничен в своей чувствительной способности;

Материя в философии бесконечна и является самодостаточной. В силу этого она не нуждается в самосознании.

Понятие материи как некой в диалектическом материализме характеризует ее единственной субстанцией, которая имеет множество свойств, своих законов строения, развития, движения, а также функционирования.

Понятие М. – одно из ключевых в философии. Существует несколько подходов к понятию «материя».

1) Материалистический . По определению В.И.Ленина, материя – философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя, согласно марксистской философии, – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция (то есть основа всех вещей и явлений в мире), субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, человек, общество – порождение материи.

2) Объективно-идеалистический . Материя объективно существует как порождение первичного идеального (абсолютного) духа независимо от всего сущего.

3) Субъективно-идеалистический . Материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление) субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа.

4) Позитивистский . Понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Элементами структуры материи являются: 1) неживая природа всех уровней (от субмикроэлементарного – меньше атома – до уровня Вселенной, мира в целом); 2) живая природа всех уровней (от доклеточного до уровня биосферы в целом); 3) социум (общество) от уровня отдельного индивида до человечества в целом.

Характерные черты материи: 1) наличие движения; 2) самоорганизация; 3) размещенность во времени и пространстве; 4) способность к отражению.

Движение – есть неотъемлемое свойство материи. Возникает из самой материи (из заложенного в ней единства и борьбы противоположностей). Оно всеобъемлюще, то есть движется все. Оно постоянно, то есть существует всегда, прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм. Виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Типы движения: 1) качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. Бывает динамическим – изменение содержание в рамках старой формы и популяционным – кардинальное изменение структуры объекта; 2) количественное – перенос материи и энергии в пространстве.

Самоорганизация – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Проявляется в виде флуктации – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения, в рез-те которых образуется диссипативная структура – новое неустойчивое состояние материи. Диссип. структура может развиваться двумя путями: а) укрепление и превращение в новый вид материи, при условии притока энергии из внешней среды (энтропии), с дальнейшем развитием по динамическому типу; б) распадение и гибель, в рез-те слабости, непрочности новых связей, из-за отсутствия энтропии. Существует учение о самоорганизации материи – синергетика – разработчик Илья Пригожин (бельгиец русского происхождения).

Расположенность материи во времени и пространстве.Существует два основных подхода к этой проблеме. 1) Субстанциональный (Демокрит, Эпикур) – его сторонники считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельной субстанцией наряду с материей, а, соответственно, отношения между ними как межсубстанциональные. 2) Реляционный (от relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – сторонники считали время и пространство – отношениями, образуемыми взаимодействием материальных субъектов. Основные положения этого подхода: время –форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе развития; пространство –форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой; время и пространствотесно переплетены между собой; то, что совершается в пространстве, происходит и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Второй подход подтверждает теория относительности А.Эйнштейна, согласно которой пространство и время относительны в зависимости от условий взаимодействия материальных тел – понимание времени и пространства как отношений внутри материи.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения являются следы (одного материального объекта на другом): человека на грунте, грунта на обуви, отражение в зеркале, на поверхности водоема. Виды отражения: физическое, химическое, механическое, биологическое. Стадии биологического отражения: раздраженность, чувствительность, психическое отражение. Сознание – высший уровень (вид) отражения. Согласно материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Согласно материалистическому подходу - универсальное свойство материи – детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел или их состояний и отражению. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы – абстрактного мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению.

Развитие понятия материи в философии. В древней философии (Индия, Китай, Греция) – в основе определения М. – понятие материала (первоматерии), из которой вылеплены все вещи.

Четыре этапа развития понятия «материя»:

1) Наглядно-чувственное представление . В античной философии отождествление со стихиями (Фалес – вода; Анаксимен – воздух, Гераклит - огонь). У Гераклита первовещество – огонь – и материал, и источник непрерывного изменения. Все существующее – модификация этих стихий.

2) Вещественно-субстанциональное представление . Материя отождествляется с веществом, атомами, с комплексом их свойств. У Демокрита – два вида материи – атомы и пустота. Атомы – материал, пустота – пространство для движения. У Аристотеля – материя – всеобщая возможность предметного многообразия. Декарт отождествляет М. С единственным ее свойством – протяженностью. У Бруно и Спинозы – новое определение М. Как субстанция М. – это мир в целом, то есть материя=природе. Спиноза вообще избегает термина «материя», применяя субстанцию. Гольбах и Дидро – материя – это то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения. Для Дидро, как затем для Фейербаха становится понятным, что понятие материи – абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности их развития.

3) Философско-гносеологическое представление . Материализм, марксистское мировоззрение.

4) Философское субстанционально-аксиологическое представление . Истоки у Б.Спинозы. Распространилось с сер. XX в.