Внутреннее положение в воюющих странах первой мировой войны

Вопрос №1 Предмет, периодизация, и методология ИГПЗС

Предметом ИГПЗС являются: возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве.

Периодизация ИГПЗС:

    История государства и права Древнего мира – конец IV в. до н.э. до середины V в. н.э. (падение Римской империи)

    История государства и права Средних веков – V в. – XVI в. (1640 г.)

    История государства и права Нового времени – до конца XIX в.

    История государства и права Новейшего времени – XX в.

Методология ИГПЗС – совокупность методов и приемов научной деятельности, применяемой для получения знаний о закономерностях развития и функционирования исторических явлений.

Для исследования предмета ИГПЗС используются следующие методы :

    Общелогические – применяемые всеми науками (дедукция и индукция, рассуждение по аналогии, доказательство от противного и др.)

    Частнонаучные

Конкретно-исторический заключается в рассмотрении эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном отрезке времени.

Сравнительно-правовой заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем синхронного сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений и диахроннго сопоставления явлений между собой в разное время.

Системно-структурный применяется для изучения отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран.

Статистический метод используется для изучения количественных сторон исторического процесса.

Научные приемы : аналогия – применяется для изучения явлений сведения о которых неполны или неточны; экстраполяция – распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления или процесса, на другую его часть.

Вопрос №2 Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока

На древнем Востоке впервые в истории развития человеческого общества появились такие социальные и политические институты как государство, право, мировые религии.

Протогосударства стали появляться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, древнем Китае – еще в IV-III тыс. до н.э.) в процессе разложения общинно-родовой организации. Древним обществам Востока присуща деспотическая форма государства.

Восточная деспотия :

Монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступает единоличным законодателем и высшим судьей;

Централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, со всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.

В некоторых древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась лишь советом знати, или народным собранием, или управляющимися большесемейными городскими общинами.

Характерные черты восточной деспотии:

Соединение всех ветвей власти в одних руках

Верность традициям и обычаям

Огромное влияние религии

Коллективизм, общинность

Особенности права в государствах Древнего Востока:

Источником права было обычное право

Нормы религии переходили в нормы права

Клятва перед богом, ордалии, божий суд

Приниженное положение женщин и детей

Ответственность носила только уголовный характер

Право толеона

Коллективная ответственность

Вопрос №3 Общественный строй и государственное устройство Древнего Вавилона

Древний Вавилон пришел на смену Шумеру около 2000 лет назад, являлся рабовладельческим государством, поэтому в нем было деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы «вардум» - являлись низшим общественным слоем, рабами могли стать военнопленные, ставшие бесправными свободные (преступники, несостоятельные должники). Со стороны закона рабы считались имуществом, они не могли быть собственниками. Рабы могли быть царские, храмовые и частновладельческие.

Свободное население делилось Вавилона на авилум (человек, муж) и мушкену (падающий ниц).

Авилумы – высшее сословие рабовладельцев, свободные полноправные жители.

Тамкары – ростовщики, торговцы, кредиторы, занимались внутренней и внешней торглвлей.

Илку – воины, находились на царском содержании, служба воина считалась вечной.

Ремесленники – обладали определенной степенью независимости.

Свободные крестьяне большая часть заработанная земледельцами изымалась как налог чиновниками.

Жрецы – имели большой вес в обществе, храмы обладали огромными богатствами. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе и родственниками царя.

Государственный строй представлял собой восточную деспотию. Во главе государства стоял патеси (наместник бога на земле). Высшим должностным лицом в государстве являлся правитель царского дворца – нубанда , он руководил строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов,ведением войн.

Судебная система не была отделена от администрации. Царь и чиновники ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Вопрос №4 Законы Хаммурапи

Вавилон достиг своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) Правление этого царя ознаменовано созданием сборника законов. Текст законов разделен на три части: обширное введение, статьи законов (282), заключение. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений.

Право собственности, формы земельной собственности: царская, служилых царских людей, храмовая, общиннная, частная. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Землю можно было продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству. Имущество илку было изъято из оборота.

Обязательственное право. Большое внимание уделялось договорной фиксации сделок. Наиболее важные заключались в письменной форме на обожженных глиняных табличках и в нескольких копиях запечатывались в обожженный двойной конверт из глины.

Виды договоров: брачный, договора займа, аренды, найма. Также существовали договора купли-продажи, мены, хранения, поручения, товарищества. Гарантии исполнения - материальная ответственность (штраф) и личность должника. Роль государства в обязательственных отношениях: юридическая защита сделок.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Брак заключался по договору, развод был упрощен только для мужа. Основные поводы для развода: прелюбодеяние жены; бесплодие жены. Отец не имел права жизни и смерти над детьми, но мог отдать жену и детей в долговую кабалу, сына лишить наследства за «тяжкие грехи». Сыновья от рабыни-наложницы являлись свободными, т.е. семья сохраняла многие патриархальные порядки.

Наследование в основном по закону. Наследовали все сыновья в равных долях. Жена получала вдовью долю на правах пожизненного владения, которую затем передавала детям. Приданое жены наследовали дети.

Уголовное право. Не было различий между преступлениями и гражданскими правонарушениями. Право носило ярко выраженный классовый характер. Виды преступлений:

Должностные. В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав.

Имущественные. Кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов.

Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.

Против личности . Убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

Виды наказаний: смертная казнь, продажа в рабство, телесные и членовредительские наказания, штрафы, изгнание и иные формы по принципу талиона (равновозмездность наказания). Социальное положение влияло на меру ответственности и возмещение ущерба. Было возможно наказание без вины. Применялся принцип талиона.

Наказания были весьма строгими, широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания пo принципу талиона.

Помимo обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных действий, преступников обращали в рабство, изгоняли из страны.

Процессуальное право. Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался при помощи законов, а иногда и с участием богов, например, бога Реки в случае испытания водой.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось судебное разбирательство с учетом алиби.

Виды доказательств: вещественные доказательства, клятвы свидетелей ордалии. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Вопрос №5 Государство и право Древнего Египта

Перед образованием единого египетского государства на его территории было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли правители (номархи).

Изначально номы объединились в два самостоятельных государства: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон по имени Манес установил контроль над всей территорией страны.

Государственный строй. Это государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюракратический многочисленный аппарат, в который входили правители, жрецы, вельможи, царские чиновники различных рангов. Вся власть сосредотачивалась в руках фараона, он был законодателем и судьей, ему принадлежало верховное право на земельный фонд, власть передавалась по наследству.

2.Как в российском обществе восприняли начало и участие России в первой мировой войне?
3.Почему военная компания 1914 года стала для России годом упущенных возможностей?
4.Чем были вызваны военные неудачи России в 1915 году?
5.Какие изменение произошли во внутреннем положении воюющих стран?
6.Что такое Прогрессивный блок?
7.Как наступление России в Галиции изменило положение её противников и союзников?
8.Как изменилось отношение к войне в российском обществе в 1916 году?

В1. С какими из перечисленных ниже стран воевала Россия в XIX в.? Укажите две страны из пяти предложенных.

1) Франция 3) Великобритания 5) Италия
2) Турция 4) США
В2. Прочтите приказ фельдмаршала и напишите название войны, во времена которой он был отдан.
«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».
В3. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.?
1) временнообязанные крестьяне 4) местничество
2) барщина 5) оброк
3) отрезки 6) выкупные платежи
В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.
«Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. "Товарищество имеет целью - значилось в нем - устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений".
Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».
В5. Установите соответствие между фамилиями полководцев и названиями войн, в которых они прославились
Полководцы Названия войн
1. П. И. Багратион, А.П. Ермолов а) Крымская война 1853-1856 гг.
2) М. Д. Скобелев, И.В. Гурко б) русско-турецкая война1768-1774 гг.
3) В. А. Корнилов, П.С. Нахимов в) Первая мировая война 1914-1918 гг.
4) А.В. Суворов, П.А.Румянцев г) русско-турецкая война 1877- 1878гг.
д) Отечественная война1812г.
В6. Какие два из перечисленных ниже исторических деятелей XIX в. были авторами либеральных реформ в России?
1) С.Ю. Витте 3) Г.В. Плеханов 5) А.И. Герцен
2) М.М. Сперанский 4) Н.М. Карамзин
Часть С
«Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Великого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процесса. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных преимуществ во благо России».
С1. О ком идет речь в документе?
С2. Какими чертами личности примечателен этот монарх? Приведите не менее 2-х положений.
СЗ. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.)
С4. О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?

13. Известный чувашский государственный и политический деятель с первых дней Первой мировой войны был призван в армию как запасной нижнего чина.

Демобилизовался он в начале декабря 1917 года (к тому времени он стал левым эсером). Назовите имя активного борца за установление и укрепление советской власти в Чувашии.

14. Назовите первых сирот Первой мировой войны

15. Выдающийся российский ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны, второй лётчик в истории, применивший воздушный таран и первый, оставшийся после тарана в живых. За этот подвиг 27 июля 1915 года был удостоен Георгиевского оружия. Назовите имя героя.

16. Назовите имя русско-американского химика, генерал-лейтенанта, доктора химических наук, профессора, академика Санкт-Петербургской академии (1916). Во время первой мировой войны работал в области организации химического производства, исследования и производства химического оружия и методов химической защиты войск.

17. Знаменитый простой донской казак, служившийся в 3-м Донском полку. Бравый казак красовался на плакатах и листовках, папиросных пачках и почтовых открытках, его портреты и рисунки, изображающие его подвиг, печатали в газетах и журналах. В годы Первой мировой войны первым был награжден Георгиевским крестом.
А отличился казак в первые дни войны в бою с немецкими кавалеристами недалеко от польского городка Кальвария.
Является прототипом казака в ансамбле памятников Первой мировой войны.
Кто этот герой?

18. Назовите «Маресьева» времен Первой мировой войны. Изобретатель, авиаконструктор, русский авиатор, один из первых морских летчиков. Летом 1915 года во время боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом.

19.
Укажите имя первого Президента Югославии. Участника Первой мировой войны. В 1915 году получил медаль за храбрость и звание старшего унтер-офицера.
4 апреля того же года в бою на Днестре около села Миткеу (Буковина) получил тяжёлое ранение и попал в русский плен. После попадания в плен провёл 13 месяцев в больнице, затем был отправлен в трудовой лагерь на Урале. Принимал участие в Гражданской войне в России (вступил в Красную гвардию).

ІІІ.ДОСТИЖЕНИЯ:
20. Как назывался китель произвольных образцов – подражания английским и французским моделям, получившие общее название от имени английского генерала получивший широкое распространение в армии в период Первой мировой войны 1914-1918 годов?

21. Она впервые появилась с развитием авиации во время Первой мировой войны. Её впервые создали в Германии. Она была необходима лётчикам, чтобы можно было спастись от холода на высоте. Изготавливали из кожи. О чем идет речь?

22. Что объединяет следующие названия:
«Акула», «Минога», «Дракон», «Тюлень», «Окунь»?

23.
Известные из советских фильмов о гражданской войне легендарные Буденовки и вообще красноармейская форма - придумана художником Васнецовым для императорской армии. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы и шинели с разворотами как стрелецкий кафтан, предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года.
Когда большевики захватили власть, им достались склады с новой формой.
Как до Октябрьской революции именовалась Буденовка?

24. Укажите, какое новое оружие впервые применилось со стороны Германии в ходе Верденского сражения.

25. Когда и кем был изобретен первый в мире автомат?

26. С появлением в армии танков появился и новый способ защиты от них. Что это?

27. Один из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века. В 1916 году был призван в армию, 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. В первом своем романе, вышедшим в свет в 1929 году, описывает жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. На основе романа был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. За этот роман его выдвинули на Нобелевскую премию по литературе 1931 года, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.
Назовите имя писателя и название его романа.
Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.

29. Поэта, владельца издательства «Гриф» сегодня мало кто знает. Начало Первой мировой войны он принял с воодушевлением. С первым военным призывом ушел на фронт, участвовал в походах в Восточную Пруссию. В первый день войны с Германией написал следующие строки:
Два Рима было во вселенной,
О, Русь! Создай мечом твоим
Вовек незыблемый, нетленный,
Последний, всеславянский Рим.
О ком идет речь?

1. Составьте список пяти самых значительных достижений и открытий русских ученых во второй половине 19 века. А1. Имя М.Д. Скобелева

связано с событиями:

1) Отечественной войны 1812 г.

2) Крымской войны 1853-1856 г.

3) русско-турецкой войны 1877-1878 г.

4) Первой мировой войны 1914-1918 г.

А2. Одним из следствий проведения Великих реформ 1860-1870-х годов и последующих преобразований было то, что в конце 19 века:

1) удалось добиться полного технического переоснащения сельского хозяйства России;

2) по темпам развития сельского хозяйства Россия опережала ведущие страны Европы;

3) в российской деревне стили преобладать ферменские хозяйства;

4) ускорились темпы промышленного развития России.

А3. Какое из указанных событий произошло раньше всех остальных?

1) Убийство Александа II народовольцами

2) создание партии социалистов-революционеров

3) суд над декабристами

4) создание "Союза борьбы за освобождение рабочего класса."

акие выводы о внутреннем положении в государстве можно сделать из этого факта? В начале XX в. в Российской империи насчитывалось более 280

политических партий. Около 60 из общего числа партий можно было условно отнести к общероссийским. Причем раньше по времени оформились революционные партии.
Какие выводы о внутреннем положении в государстве можно сделать из этого факта?

22-09-2017

Война потребовала от воюющих государств мобилизации всех человеческих, сырьевых, материальных и продовольственных ресурсов. Численность армий двух коалиций достигло 70 млн. человек. Для эффективной работы промышленности и создание военного производства в воюющих странах вводилось государственное регулирование экономики, были созданы специальные органы военно-экономические управления или комитеты. Они осуществляли контроль за источниками финансирования народного хозяйства, распределяли государственные заказы и необходимые для их использования сырье и оборудование, определяли объемы производства, виды продукции, сроки ее изготовления и цены.

Правительственные комитеты по сельскому хозяйству определяли посевные планы, требовали от крестьян Обязательное "поставок зерновых государстве. Для продовольственного обеспечения населения основными товарами вводились карточки.

К началу 1917 г. критическим было положение стран австро-германского блока и России. Почти половина армии была выведена из строя, стратегические резервы заканчивались, валовой сбор зерновых сократился вдвое, уменьшились размеры посевных площадей.

Германия оказалась в экономической блокаде. Англия заняла почти все колонии. Попытка прорвать блокаду в морской битве при Ютландского полуострова 31 мая 1916 потерпела неудачу.

В странах поднималась волна антивоенных выступлений, и "гражданский мир" изменился социальным противостоянием. Несмотря на запрет забастовок, количество бастующих постоянно росло. Немецкие социал-демократы 1 мая 1916 провели в Берлине массовую демонстрацию под лозунгами "Долой войну!", "Долой правительство!". Обычным явлением стало дезертирство, "братание" солдат вражеских армий. В правительственных кругах зрели планы мирных переговоров.

Война произвела тяжелое влияние на развитие хозяйства России. Состояние ухудшалось и тем, что в период на 1917 год несколько важных промышленных районов оккупированных противником, в результате общие потери промышленного потенциала составили 20%. Сложилась топливно-энергетический кризис в стране. Темпы производства в металлургии, машиностроении не удовлетворяли потребностей фронта. Железной дороги также не справлялись с резким ростом перевозок и эксплуатацией населения.

Общие расходы России на войну в марте 1917 года составляли сумму более 30 млрд. руб. 1/3 этих расходов составляли зарубежные кредиты для России. Начался процесс денежной эмиссии, что вело к росту инфляции. Официальный курс рубля понизился до 55 коп., А купивна способность составляла 22 коп. Государственный долг России за годы войны вырос более, чем в 4 раза и составлял - 36,2 млрд. руб.

Тяжелым ударом война стала для сельского хозяйства: сократились посевные площади более чем на 10%, производство м "мяса и других продуктов питания. Все цело вело к росту цен на продукты питания. Какие выросли на 200% по сравнению с 1914 годом.

Данные экономического состояния страны свидетельствуют о вступлении России в экономический кризис.

40.В 1863 году 14 учеников, уволенных из Академии художеств, образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 году художники объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». В чём различие между художественными традициями Академии художеств и эстетическими принципами передвижников? Какие факторы определили неизбежность разрыва передвижников с академическими традициями?

41. Назовите характерные черты демократизации культуры России во 2-й пол. 19 века.

42. Каковы были причины созыва и результаты работы Берлинского конгресса в 1878 г.?

43. Объясните, в чём состояла историческая необходимость проведения реформ в России в середине 19 века.

Период с 1900 по 1917 гг.

1.Перечислите характерные черты социально-экономического развития России на рубеже 19-20 веков.

2.Сравните положение дворянства и буржуазии в России в начале 20 века. Что было общим, а что различным?

3.Назовите основные формы монополистических объединений, сформировавшихся в начале 20 века в России. Приведите примеры наиболее известных монополий.

4. В условиях нарастающего политического и социального кризиса Николай Второй назначил в августе 1904 года министром внутренних дел известного своими либеральными взглядами князя П.Д.СвятополкМирского. Период его правления получил название «весны СвятополкМирского», т.к. были улучшены отношения с либеральной общественностью, готовился ряд мер по либерализации режима. Многим казалось, что выход из кризиса будет найден. Каким путём стали развиваться события?

5.Назовите социальные группы населения России, которые открыто выражали недовольство своим положением в период с 19001907 гг. Приведите примеры наиболее значительных выступлений представителей этих групп.

6.Сравните систему государственного управления(в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. И в 1906-1914 г.г. Что было общим и что различным.

7.Каковы обстоятельства создания, основное содержание и значение деятельности Государственной Думы в начале 20 века.

8.Существует точка зрения, что Государственная Дума в России после событий 3 июня 1907 года превратилась в декоративный орган, поскольку не отражала общественные интересы и не играла роли в государственном управлении. Какая другая точка зрения вам известна7 Какая из них более убедительна? Ваши аргументы.

9.После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года лидеры буржуазных партий рассматривали ситуацию как фактическую победу революции. Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Почему события развивались таким образом?

10.Напишите, какие меры предприняло царское правительство для подавления революции 19051907 гг. Каковы были результаты этой революции?

11.Когда были приняты программы «минимум» и программа «максимум» партии РСДРП(б)7 Охарактеризуйте их. Когда была реализована программа «минимум»?

12.Сравните программные установки и тактику РСДРП и партии эсеров. Укажите, что у них общее, что – различное.

13.Сравните программы РСДРП и партии эсеров по аграрному вопросу.

14.Сравнить программы партии кадетов и «Союза 17 октября» по вопросу о форме государственного правления в России.

15. Назовите не менее 3-х основных целей, программных положений большинства российских либералов начала 20 века. Приведите не менее 2-х примеров либеральных политических организаций (партий) начала 20 века.

16.Задачи столыпинской реформы. Меры их решения.

17.Аграрная реформа Столыпина по-разному оценивалась современниками и историками. В.И.Ленин отмечал. Что «реакционность черносотенной программы состоит в …. Развитии капитализма по юнкерскому пути для усиления власти и доходов помещиков, для подведения нового, более прочного фундамента под здание самодержавия. Какие другие суждения о направленности, целях этой аграрной реформы Вам известны? Какие суждения Вы считаете более убедительными? Ваши аргументы.

18.Аграрная реформа Столыпина встретила сопротивление практически всех общественных и политических сил страны. Назовите не менее 4-х положений Столыпинской аграрной реформы. С сопротивлением каких общественных и политических сил столкнулись реформаторы? Назовите не менее 3-х сил оппозиции реформе, почему возникло это сопротивление?

19.Есть 2 точки зрения на реформы Столыпина:

1)Деятельность Столыпина нарушала народные права и уничтожала или ограничивала достижения революции 1905 -1907 гг.

2) Политика Столыпина была направлена на создание стабильности и правового государства в России, на сохранение политического режима, установившегося в 1905 г. Укажите, какая точка зрения вам кажется более предпочтительнее и почему. Аргументы.

20.Сравните положение крестьян в 1870-х гг. и в 1907-1914 годах. Общее и различие в их положении.

21.Характерные черты развития культуры России в начале 20 века. Сделайте выводы о её историческом значении.

22.По словам Н. Бердяева «в России в начале 20 века был настоящий культурный ренессанс». Какие другие суждения о развитии культуры в начале 20 века вам известны? Какое суждение наиболее убедительно? Ваши аргументы?

23.Основные задачи внешней политики Николая Второго (18941917 гг.) Примеры решения основных задач.

24.Разрабатывая совместно с французским военным командованием план возможной войны с Германией в начале 20 века, царское правительство предполагало, что, пока французская армия будет сдерживать напор немецких войск, русские войска нанесут удар в сердце Германии и победоносно войдут в Берлин. Какой результат имела реализация этого плана в начале войны?

Укажите причины такого развития событий. Укажите основные последствия этой войны для внутреннего положения России.

25. Что такое «пораженчество» и «оборончество» в годы Первой мировой войны?

26.Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству, к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в 1907 – 1916 гг. Общее и различие.

27.Сравните идеологические установки, подходы к партийному строительству, к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в 1903 – 1916 г.г.

28.Общие черты партий, относившихся до октября 1917 года к лагерю «революционной демократии». Какова их роль в общественной жизни страны?

29.В апреле 1917 года В.И.Ленин провозгласил курс на социалистическую революцию. Какие обстоятельства делали бы возможным это в апреле 1917 года? Почему Ленина не поддержали тогда все большевики?

30.Считается, что ВОСР решила то, что не смогла решить Февральская революция. Какова другая точка зрения? Аргументы?

31.Охарактеризуйте политическую обстановку в стране после июльских событий 1917 года.

32.Есть 2 точки зрения:

1) Большевики пришли к власти в 1917 году только благодаря лозунгу «Долой войну!»

2) 2) Большевики пришли к власти потому, что их программа оказалась понятна и близка населению, благодаря решительному курсу на социализм, лучшей организованности. Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Объясните её.

33.Весной – осенью 1917 года в России шла острая борьба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода – выступление генерала Корнилова Л.Г. В борьбе против него объединились разные силы – от большевиков до Керенского. Почему совместно выступили столь различные политические силы? (не менее 2-х причин). Каковы последствия их действий? (не менее 3-х причин).

34.Сравните основные положения Декрета о мире, принятые 2-м съездом Советов в октябре 1917 года, и позицию В.И.Ленина и его сторонников в отношении мирного договора с Германией в конце 1917 – начале 1918 гг. Общее и различие.

35. Сравните позиции В.И.Ленина и Н.И.Бухарина (лидера группы левых коммунистов) по вопросу о заключении сепаратного мира с Германией весной 1918 года. Что было общим (не менее 2-х положений), а что – различным (не менее 3-х)?

Период 1917 – 1939 гг.

1. Объясните, почему Советская власть в России в 1917 – начале 1918 гг. установилась сравнительно быстро по всей стране.

2. В июле 1918 года в Москве против большевиков выступили левые эсеры. Был захвачен один из большевистских лидеров Ф.Э. Дзержинский., создалась угроза для большевистской власти. Какие последствия имело выступление левых эсеров? Укажите не менее 2-х последствий. Назовите не менее 3-х причин такого результата выступления.

3. В 1918 году в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьёзный раскол по поводу заключения сепаратного мира. В.и.Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с империалистическим правительством Германии стало бы предательством идеи революции. Однако переговоры продолжились, мир был подписан. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Какие последствия для внутриполитической жизни советской России имело заключение мира?

4. Назовите основные периоды гражданской войны в России. Когда и в каких событиях решался исход гражданской войны в европейской части страны? Назовите фамилии участвовавших в этих событиях военачальников.

5. Сравните цели интервентов и участников Белого движения в период гражданской войны в России. Укажите общее и различия. . охарактеризуйте политику Советской власти, ключевыми словами которой была «продразвёрстка», «комбеды», «продотряды».

6. Охарактеризуйте политику Советской власти, ключевыми словами которой была

«продразвёрстка», «комбеды», «продотряды».

7. Некоторые историки считают, что Гражданская война началась в феврале –сентябре 1917 года. Каковы другие точки зрения на этот вопрос? Ваши аргументы?

8. Сравните восстановление экономики СССР после Гражданской и Второй мировой войны. Найдите общее и отличия.

9. Какие проекты создания СССР вам известны? Чей проект был положен в основу образования

10. Укажите предпосылки и принципы образования СССР в 1922 г. .

11. В чём состояло историческое значение образования СССР?

12. В 1921 году в Праге был выпущен сборник «Смена вех». Он вызвал споры среди эмигрантов. По каким вопросам велась дискуссия, и каких позиций придерживались авторы?

13. Ленинский и сталинский планы создания СССР. Общее и различия.

14.Существует точка зрения, что за антидемократическую направленность развития партии ВКП (б) несёт ответственность персонально И.В.Сталин. другая точка зрения состоит в том, что перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при В.И.Ленине, а Сталин лишь продолжил. Какая точка зрения более справедлива?

15. Сравните «левый» (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и «правый» (Бухарин, Рыков) уклоны в ВКП (б) в 1920-е гг. Что было общим (не менее 2-х положений) и различным (не менее 3-х).

16. Назовите не менее 3-х результатов внутрипартийной борьбы 1920- 1930-х гг. (после смерти В.И.Ленина0. Назовите не менее 3-х фамилий руководителей, претендовавших на лидерство в партии в этот период.

17. Назовите общие черты и различия в социальных условиях жизни населения России в пору военного коммунизма и при Нэпе.

18. Сравните основные черты экономики «Военного коммунизма» и Нэпа. Общее и различия.

19. Сравните цели и основные черты внешней политики Советской России и СССР в 1918 -1921 гг. и в 1922-1928гг. Общее и различие.

20. Существует точка зрения, что «культурная революция» в СССР в 1920-20-е годы имела большое значение для страны. Какая другая точка зрения вам известна? Приведите аргументы.

21. Многие современные историки считают, что НЭП на самом деле не был Новой экономической политикой. Какие другие точки зрения об этом вы знаете? Какая точка зрения более убедительна? Ваши аргументы?

22. Назвать не менее 3-х причин Нэпа.

23. Сравните государственную политику в сельском хозяйстве при Нэпе и в годы коллективизации.

24. Конец 1930-х гг. Выбор СССР на союз с Германией или на союз с Западной Европой. Какой выбор сделало советское руководство? Почему? Каковы были последствия?

25. Охарактеризуйте цели, особенности, последствия коллективизации в 1930-е гг.

26. Какие позиции существовали в руководстве СССР по вопросу проведения коллективизации? Чья позиция победила, и к каким результатам она привела?

27. Сравни основные положения экономических программ И.В.Сталина и Н.И.Бухарина в 1928 – 29 гг. Что было общим и что – различным?

28. Цели, особенности, последствия политики индустриализации в СССР в 1930-е гг.

29. Сравните 2 этапа индустриализации в СССР: 1926 – 1928 гг. и 1928 – 1937 гг. Общее и различия.

30. Сравните развитие советской промышленности и промышленную политику Советского государства в годы первой и второй пятилеток. Укажите. Что было общим и что – различным.

31. Назовите основные направления (составные части) социалистического строительства в СССР в 1920- 1930-е гг. Укажите. В чём заключались важнейшие достижения и проблемы в промышленном развитии страны в этот период.

32. Существует точка зрения, что индустриальный прорыв (скачок0, совершённый в годы правления Сталина, обошёлся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил. Какая точка зрения вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3-х аргументов к своей позиции.

33. В большинстве стран, вступивших в разное время на путь индустриализации, этот процесс начинался в сфере лёгкой промышленности, источниками средств для индустриализации служила торговля, экспорт товаров, внешние займы, привлечение иностранных капиталов. Чем отличался от этой модели процесс индустриализации в СССР? Чем объяснялись особенности советского варианта индустриализации?

34. Сравните, как было организованы сельскохозяйственное производство, труд крестьян в СССР до и после коллективизации. Общее и различия.

35. Согласно сводкам ГПУ, многие крестьяне увидели в коллективизации новое закрепощение. Однако сопротивление коллективизации носило ограниченный характер, и в деревне на несколько десятилетий утвердился колхозный строй. Назовите не менее 3-х причин успешного проведения коллективизации. Какие могут быть проведены параллели между колхозным строем второй половины 1930-х гг. и помещичьим хозяйством периода крепостного права? Назовите не менее 3-х общих черт.

36. Сравните общественное положение и условия труда колхозников и промышленных рабочих в

СССР в середине 1930-х гг. Общее и различия.

37. Назовите основные признаки тоталитаризма.

38. Сравните международное положение советского государства в начале 1920-хгг. И в середине 1930-х гг. Общее и различия.

39. Сформулируйте цель и определите результаты «культурной революции».

40. Основные направления развития и достижения культуры СССР в 1920- 1930-е гг.

41.Сравните характерные черты развития образования и культуры в советской стране в первые годы после установления советской власти и в конце 1930-х гг. Общее и различия.

42. Политика советской власти в области культуры в 1920гг. -1930-е гг. Каковы её результаты?

43. С принятием Конституции 1936 года в СССР была официально принята оценка существовавшего общества как общества «победившего социализма2. Какие другие суждения о характере советского общества тех лет вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Аргументы, факты - ?

ВОВ 1941-1945 гг.

1.Некоторые историки считают, что Пакт о ненападении 1939 года имел положительное значение в истории СССР. Какие другие точки зрения вам известны? Какая из них вам кажется более убедительной? Приведите примеры, факты, аргументы.

2. После заключения советско - германского договора 23 августа 1939 года в печати разных стран появились высказывания о том, что подписание руководителями СССР договора с идейными противниками – фашистами стало отступлением от коммунистических принципов. Какие другие суждения о сущности и значении данного договора для советского государства вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, аргументы.

3.Охарактеризуйте просчёты высшего руководства СССР в подготовке к ВОВ. Укажите последствия этих просчётов.

4. Существует точка зрения, что участие в войне против СССР на стороне фашистской Германии так называемых «малых государств2 Европы (Венгрии, Румынии, Финляндии, Болгарии) было вызвано политикой самого СССР. Какая другая точка зрения вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3-х фактов и аргументов.

5.Какие положения составляют понятие «коренной перелом» в ходе ВОВ? Укажите названия битв, которые относятся к этому этапу войны и их значение.

6.Многие зарубежные историки оценивают помощь западных союзников Советскому Союзу во второй мировой войне по ленд-лизу как решающий вклад в победу над войсками Германии и её союзников. Какие другие суждения по этому вопросу вам известны? Какие из них вы считаете более убедительными? Приведите примеры, факты, аргументы.

7. Охарактеризуйте жизнь населения в советском тылу в годы Вов.

8.Существует точка зрения, что победа СССР в ВОВ была достигнута лишь только за счёт небрежного отношения к человеческим жизням со стороны советского командования («трупами завалили немцев»), а Советская армия вплоть до конца войны стояла ниже по своим боевым качествам, чем немецкая. Какая другая точка зрения вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты и аргументы Период ВОВ 1941-1945 гг.

9.Причины возникновения, масштабы и значение партизанского движения в годы ВОВ.

Период 1945 – 1950-х гг.

1. Назовите свидетельства ужесточения тоталитарного режима в 1946 – 1953 гг.

2. Объясните, почему после ВОВ под влиянием СССР оказался ряд стран Восточной Европы. Почему7 (приведите не менее 2-х причин). Приведите примеры событий к политике СССР по отношению стран Восточной Европы после 1945 г. (не менее 3-х причин).

3. В 20-м веке была «холодная война». Когда и почему она произошла? (не менее 2-х причин, Приведите примеры явлений этой войны – не менее 3-х.

4. Многие западные историки считали СССР виновником «холодной войны». Какие другие оценки причин вам известны? Какая из них более убедительна? Аргументы – не менее

5. После окончания ВОВ в СССР был принят 5-летний план восстановления и дальнейшего развития хозяйства, который западные специалисты назвали нереальным и определили сроки восстановления советской экономики в 4050 лет. Каковы были итоги осуществления этого плана? Укажите не менее 3-х положений. Какими основными причинами они были обусловлены? Назовите не менее 2-х причин.

6. Сравните восстановление экономики СССР после Гражданской войны и после 2 –й мировой. Общее и различие: не менее 2-3-х аргументов.

7. Назовите не менее2-х негативных последствий для СССР начавшейся в 1940-е годы «холодной войны». Приведите не менее 3-х примеров международных кризисов конца 1940-х- начала 1960-х гг.. в которых проявилось противостояние двух систем..

8. После Вов существовало убеждение, что политический режим в СССР будет смягчён, страна будет развиваться по демократическому пути. По какому пути стала развиваться общественнополитическая жизнь в СССР? Почему так?

9. « Послевоенная реконструкция западной Германии обычно рассматривается как экономическое чудо. Такое же « чудо» произошло в Италии и Японии. Но ещё более удивительным … было советское экономическое чудо. Советским рабочим, в отличие от их немецких, итальянских, японских коллег, пришлось заново отстраивать страну без экономической помощи США». (Из американского учебника истории). Назовите не менее трёх причин быстрого и успешного восстановления советской промышленности после 2-й мировой войны. Какие недостатки имел хозяйственный механизм, сформировавшийся к началу 1950-х гг? Назовите не менее 3-х его недостатков.

10. Сравните экономическую политику сталинского руководства в 1930-е гг. и в 1945-1953 гг. Укажите общие черты и отличия.

11. В первые годы после ВОВ победивший в войне народ ожидал изменения политики, обновления политических и хозяйственных структур. Какой путь развития был выбран сталинским руководством? Какими мерами он обеспечивался? Почему был выбран именно такой путь?

12. Охарактеризуйте внешнюю политику СССР в 19451953 гг. Кратко определите её итоги.

13. Назовите основные направления внешней политики СССР в 19451953 гг. Приведите примеры проведения этой политики.

14. В чём заключались характерные черты общественного сознания советских людей в первые годы после ВОВ.

15. Назовите не менее 3-х итогов экономической дискуссии 2-й половины 1940-х гг. в СССР. Приведите не менее 2-х вопросов, по которым велась дискуссия.

16. После ВОВ в СССР ряд экономистов выдвинули положение. Что в целях восстановления разрушенной экономики могут быть частично возрождены рыночные механизмы (предлагалось предоставлять право свободной торговли сельхозпродукцией, акционировать промышленные предприятия и т.д.). Однако путь экономического развития был в итоге выбран другой. Укажите не менее 3-х причин выбора такого пути. Назовите не менее 2-х последствий для советской экономики такого выбора.

17. После окончания 2-й мировой войны сложились условия для сохранения тесного союза

СССР с западными странами(США и Англией) в интересах предотвращения новой войны и борьбы против возможности возрождения фашизма. В таком духе делались заявления лидерами сразу после окончания войны. Укажите не менее 2-х фактов, свидетельствующих о другом развитии отношений. Приведите не менее 3-х причин такого развития отношений.

18. Вскоре после окончания 2-й мировой войны началась «холодная война2. В чём выразились противоречия между бывшими союзниками – СССР и странами Запада? Какие факторы определили именно такой ход событий?

19. Существует точка зрения. Что СССР после окончания ВОВ мог развиваться по демократическому пути, что реальной была возможность ликвидации авторитарного режима уже в тот период. Какая другая точка зрения вам известна? Какая из них более убедительна? Приведите не менее 3-х аргументов.

20. Восстановление народного хозяйства после 1945 года. Каковы причины выбора этих методов восстановления экономики? Возможен ли был «второй» НЭП?