Становление педагогики как науки презентация. Презентация по педагогике на тему "общие представления о педагогике". Основные категории педагогики


Слово « " имеет несколько значений

Во-первых, им обозначают педагогическую науку

Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике

под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомен­дациях, установках

Такая неоднозначность нередко при­водит

к путанице, порождает неясность


Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: « пайдос » – « дитя » и « аго » – « вести ».

Если переводить дословно, то означает « детоводитель »,

то есть тот, кто ведет ребенка по жизни.

Отсюда логично вытекает

объект педагогики – ребенок, человек, личность.


Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека.

Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.


Упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями

ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ

область действительности, которую исследует данная наука

способ видения объекта с позиций этой науки



ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СОЗДАНИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, НОВЫХ МЕТОДОВ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

РАЗРАБОТКА НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЕМУ МЕТОДОВ, ФОРМ, СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ


СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Общая педагогика: основы пе­дагогики, дидактика, теория воспитания, управление образо­вательными системами

Возрастная педагогика: дош­кольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы

Специальная педагогика: тиф­лопедагогика, сурдопедагогика, олигофренпедагогика, логопе­дия

Другие направления в педа­гогике: музейная, инженерная, военная, спортивная, музыкаль­ная, производственная, пени­тенциарная педагогика, педаго­гика дополнительного и про­фессионально-технического образования

Межпредметные педагоги­ческие дисциплины: социаль­ная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания и образования, история педагоги­ки, сравнительная педагогика, социология образования

Новые направления: гуманис­тическая педагогика, педагоги­ка ненасилия, педагогика культуры, лечебная педагогика, дородовая педагоги­ка, реабилитационная педагоги­ка, педагогика права и др.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ


, как любая наука, имеет

источники

свою структуру


  • Воспитание как педаго­гическое явление.
  • Формирование личности.
  • Образование.
  • Обучение.
  • Самовоспитание.
  • Самообразование.
  • Целостный педагогиче­ский процесс (ЦПП).
  • Педагогическое взаимо­действие.
  • Принципы и закономер­ности ЦПП.
  • Содержание, формы, ме­тоды и средства ЦПП.
  • Педагогические техно­логии.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ

  • Педагогические тео­рии
  • Педагогические сис­темы
  • Педагогические тех­нологии

ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИКИ

  • Теоретические разработки и исследования учёных настоящего и прошлого.
  • Педагогическая практика и опыт.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

Вопрос

Аспект в педагогике

Для чего необходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи ре­шают?

Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе

Кто и ради кого осуществляет воспи­тание и обучение?

Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, се­мья, школа, общество, государство)

Чему учить и какие ценности переда­вать в целостном педагогическом процессе?

Как учить?

Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке

Где учить и воспитывать и какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образова­тельные модели?

Система, виды и формы образования

Кому и как управлять системой об­разования?

Управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач

Воспитание как общественное явление - процесс передачи общественно- исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.

влияние макрофакторов - страна, госу­дарство, общество (уровень развития про­изводства, общественные отношения, иде­ология, политика), космос, планета, мир;

влияние мезофакторов - этнос, регио­нальные условия, тип поселения, средства массовой информации (СМИ);

влияние микрофакторов - семья, свер­стники, субкультура, институты воспитания, религиозные и другие объединения.

Воспитание как педагогическое явление - целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности.


Воспитательное воздейст­вие направлено

на конкрет­ную личность или опреде­ленную группу .

Воспитание осуществляется через:

  • специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • организации и объединения:
  • семья, школа (разных типов),
  • учреждения социальной защиты, под­держки и коррекции;
  • учреждения дополнительного образования;
  • детские и юношеские объединения, клубы и объединения по месту жительства.

План.Литература:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:
Учеб. Для вузов. СПб., 2000.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы
педагогики. М., 2000.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение
в прикладную философию. М., 1995.
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук
о человеке. М., 1990.

Литература:

ПЕДАГОГИКА упорядоченная совокупность знаний,
которая раскрывает сущность
процессов воспитания, обучения и
развития и дает возможность
направлять их движение в соответствии
с поставленными целями.
Свое название педагогика получила от
греческого слова «пайдагогос» («пайд»
- «дитя», «гогос» - «веду»), которое
означает «детоводство» или
«дитяведение».

ПЕДАГОГИКА -

Признаки педагогики как науки
Признаки науки
Возникает из
потребностей
общества.
Признаки педагогики
Для того, чтобы общество
прогрессировало, оно должно
передавать социальный опыт
(культуру) все новым и новым
поколениям. Выделилась
область науки – педагогика как
наука о воспитании человека на
всех возрастных этапах его
развития.
-
Имеет свой предмет
исследования.
-
Имеет свой предмет: воспитание
человека как особая функция
общества.
-
Имеет собственный
категориальный
аппарат.
-
Имеет свой категориальный
аппарат: к числу основных
понятий (категорий) относятся
образование, развитие,
воспитание, обучение.

Признаки педагогики как науки

Признаки науки
У каждой науки имеются
свои методы исследования.
-
Всякая наука представляет
собой итог, совокупность,
систему достоверных и
обобщенных знаний об
объективных законах
развития природы.
Признаки педагогики
Наряду с использованием
психологических и
социологических методов в
педагогике используются
такие методы педагогического
исследования, как
педагогический эксперимент,
учебные тесты,
педагогическое наблюдение,
опытная работа.
-
Педагогика является наукой в
том смысле, что осуществляет
поиск наиболее эффективных
педагогических систем,
конструирует их, выявляет
зависимости, при которых
наиболее эффективно могут
функционировать эти системы.

ОБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИКИ
выступают те явления
действительности, которые
обусловливают развитие
человеческого индивида в
процессе целенаправленной
деятельности общества.

ОБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИКИ

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
– это образование как реальный
целостный педагогический процесс,
целенаправленно организуемый в
специальных социальных
институтах.
- воспитание как педагогическое
явление; особенности организации
педагогического взаимодействия
воспитателей и воспитанников,
формирования и становления
личности воспитанника в
педагогическом процессе.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ
Теоретическая: Технологическая:
-
-
описательный или
объяснительный;
диагностический;
прогностический.
-
проективный;
преобразовательный;
рефлексивный и
корректировочный.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ

ОБРАЗОВАНИЕ как
социальное явление это относительно самостоятельная
система, функцией которой является
обучение и воспитание членов
общества, ориентированные на
овладение определенными знаниями
(прежде всего научными), идейнонравственными ценностями, умениями,
навыками, нормами поведения,
содержание которых в конечном счете
определяется социально-экономическим
и политическим строем данного
общества и уровнем его материальнотехнического развития.

ОБРАЗОВАНИЕ как социальное явление -

ВОСПИТАНИЕ
воздействие общества на личность (в широком социальном
смысле);
процесс формирования личности, включающий в себя как
целенаправленное воздействие извне, так и
самовоспитание личности;
специально организованная деятельность педагогов и
воспитанников по реализации целей образования;
процесс организованного взаимодействия педагогов и
воспитанников, в результате чего происходят изменения
как в личности воспитанника, так и воспитателя;
целенаправленный процесс управления развитием
личности.

ВОСПИТАНИЕ -

ОБУЧЕНИЕ
-
-
- специфический способ образования,
направленный на развитие личности
посредством организации усвоения
обучающимися научных знаний и
способов деятельности;
целенаправленный процесс
взаимодействия педагога и учащихся, в
ходе которого осуществляется
образования, воспитание и развитие;
взаимодействие между обучающим и
обучаемым.

ОБУЧЕНИЕ

Образование
процесс и результат передачи
социального опыта от
предшествующих поколений
последующим.

Образование -

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
-
-
процесс полной интеграции личности в
социальную систему, в ходе которого
происходит ее приспособление Т.
Парсонс, Р. Мертон;
Процесс самоактуализации «Я –
концепции», самореализации
личностью своих творческих
способностей, процесс преодоления
негативных влияний среды, мешающих
ее саморазвитию и самоутверждению
(А. Маслоу, К. Роджерс).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИКА связана с другими
науками:
ФИЛОСОФИЕЙ
ПСИХОЛОГИЕЙ
БИОЛОГИЕЙ
АНТРОПОЛОГИЕЙ
СОЦИОЛОГИЕЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКОЙ

ПЕДАГОГИКА связана с другими науками:

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ:
общая педагогика;
возрастная педагогика;
коррекционная педагогика;
частные методики;
история педагогики и образования;
отраслевая педагогика;
философия образования;
сравнительная педагогика;
социальная педагогика и др.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» Педагогика в системе наук о человеке Кузнецова Вера Павловна

Основные вопросы Педагогика как антропологическая наука Возникновение и развитие педагогической науки Отрасли педагогической науки Связь педагогики с другими науками Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике Методологические подходы и их значение в социально-профессиональной деятельности Методы и виды педагогических исследований

Педагогика относится к антропологическим наукам Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития

Основные категории (понятия) педагогики Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)

Педагогическая наука возникла в XVII веке Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».

Классики мировой педагогики Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели

Классики мировой педагогики А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог-демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания

Педагогические источники Народная педагогика Педагогический опыт Научно-педагогическая литература Учебная и учебно-методическая литература Художественная и мемуарная литература Произведения изобразительного искусства Видео- и аудиоисточники Педагогическая периодическая печать и др.

Основные отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий

Основные отрасли педагогики Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: - семейная педагогика; - внешкольное воспитание и образование; - перевоспитание правонарушителей Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых

Межпредметные связи педагогики Философия Психология Физиология История Генетика Кибернетика Социология Экономика Политология

Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике знаниевая и культурологическая технократическая и гуманистическая социетарная и человеко-ориентированная педоцентристская и детоцентристская

Функции методологии педагогической науки гносеологическая (познавательная) праксеологическая (преобразовательная) аксиологическая (оценочная) или функция критики рефлексивная нормативного предписания эвристическая (творческая)

Основные методологические подходы в педагогике системный личностный деятельностный полисубъектный (диалогический) аксиологический культурологический антропологический этнопедагогический

Методы научно-педагогических исследований Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)

Виды научно-педагогических исследований Фундаментальные Опытно-экспериментальные Прикладные Методические разработки


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют".

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание - единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово "школа" в переводе с латинского означает "досуг", а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" - прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" - прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание.

Слайд 27

Описание слайда:

Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования - принцип природосообразности, природолюбия. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования - принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня, в XX в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспи-тания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному".

Слайд 28

Описание слайда:

Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался на физическом воспитании. Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался на физическом воспитании. "Спартанское"воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания: физические испытания, тренировочные бои и сражения, физические наказания и требование беспрекословного послушания. Обучали лишь начальным навыкам чтения и письма, практически не уделяя внимания изучению наук, искусству. В обучении и воспитании преследовалась одна цель: сформировать беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умением ездить верхом, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и "дамы сердца". Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умением ездить верхом, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и "дамы сердца". Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром в некоторых средневековых документах можно прочесть: "За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то..." В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.