Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти. Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников Изучение логической и механической памяти автор

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:


  • кукла – играть

  • курица – яйцо

  • ножницы – резать

  • лошадь – сани

  • книга – учитель

  • бабочка – муха

  • снег – зима

  • лампа – вечер

  • щетка – зубы

  • корова – молоко

Второй ряд:


  • жук – кресло

  • компас – клей

  • колокольчик – стрела

  • синица – сестра

  • лейка – трамвай

  • ботинки – самовар

  • спичка – графин

  • шляпа – пчела

  • рыба – пожар

  • пила – яичница
Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Лекция 21. Методы исследования мышления
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. МЕТОДИКА “ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ” (МЕТОДИКА ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА)

Наглядно-образное мышления относится, как и наглядно-действенное, к чис лу очень ранних видов. Его формирование относится к периоду от 2-3 лет до 5-6 лет. Ребенок познает действительность с помощью формирования пер цептивных признаков, являющихся обобщенными и помогающими узнавать новые объекты, уверенно манипулировать с известными, классифицировать в определенные группы, т. е. у ребенка интенсивно развивается мышление в доступной для него форме, более высокой по сравнению с наглядно-дей­ственным видом. У взрослого человека наглядно-образное мышление во мно гом опирается на свойства понятийного абстрактно-логического мышления, в чистом виде как бы уходит на периферию. Но в некоторых случаях, напри мер при хорошей развитости правого полушария головного мозга, в некото рых профессиях - художника, скульптора, дизайнера, маляра - оно оста ется главным видом и у взрослых (по И. П. Павлову - тип художественно го мышления).

Единицей наглядно-образного мышления является перцептивный образ с составляющими его типичными признаками для явлений и объектов действительности. Признаки могут быть полными и неполными, частичными, адекватными или неадекватными, привычными и необычными, осознанны ми и подсознательными. Сам процесс развития мышления состоит в посто янном изменении, коррекции и осознании признаков, составляющих перцеп тивный образ.

Методика “двойной стимуляции” была предложена для изучения соот несения признаков двух уровней: сенсорно-перцептивных, которые основа ны на сенсорных свойствах объектов, и вербальных, которые основаны на абстрактных символических признаках. В целом по этой методике хорошо прослеживаются, например, с помощью метода наблюдения, основные мыс лительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирова ние.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “ПИКТОГРАММА”

Данная методика относится к числу наиболее распространенных, причем она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмо ционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личност ных свойств. Это позволяет использовать методику для самых разнообраз ных целей, например при арттерапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархических ценностей.

Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией в 1936 г. Вначале эта методика предназначалась только для клиниче ских испытаний , но ее простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу ее применения.

Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозна ченного понятия через его образ. Само название - пиктограмма - обозна чает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначают ся рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например американских индейцев, некоторых народностей нашего Севера. Иногда такой способ коммуника ции признается самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулезно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков. Испытуемому не дается никаких ограниче ний по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу ис пользуемых материалов: цвета, размера, времени. Все же для удобства про ведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблиц.

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным способом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий - это критерий адекватности. Иногда для оцени достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительны! сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак “+”, при отсутствии связи - знак “-”. Норма характеризуется высокими показателями по кри терию адекватности - от 70 % и выше.

ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОЦЕНКА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ

С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ”

Понятийное мышление относится к позднему виду. Для того чтобы исполь зовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно дли тельный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятий ное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид яв ляется не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, бук вально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действен ное и наглядно-образное. Понятие определяется как единица мышления, от ражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. В он тогенезе ребенок под влиянием окружающих его взрослых также может пользоваться понятиями, но у него они скорее используются в приблизи тельном неосознанном виде, за что и получили даже название “псевдопоня тий”. Впрочем, и взрослый человек, особенно пользующийся вербальными знаками другого, неродного языка, довольно часто уходит на этот путь, ре зультатом которого являются многочисленные ошибки коммуникаций.

Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В некоторых случаях инструкцию меняют с целью определения творческих возможностей испытуемого, и ему предлагают пару понятий из заведомо разных семантических сфер: предположим, найти об щий признак для таких пар понятий, как “ложка” и “лодка”. В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать “однополевые” пары от несопоставимых, которые соответствуют раз ным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между од нородностью-разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к во ображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявиться и в ряде других методик.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО”

Одним из наиболее распространенных в практике исследования мышления любых видов является метод “Исключение лишнего”. С помощью этого ме тода можно достаточно убедительно показать особенности аналитической и синтетической деятельности мозга. Так, например, если испытуемым предъявить несколько названий рек России - Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь - и попросить выбросить одно лишнее название, то чаще всего испыту емые исключают слово “Волга”, поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляются ответы “Иртыш” по причине грам матических особенностей рода (все остальные названия женского рода), иногда - “Ангара” (единственный приток Енисея). По степени обобщенно сти признаков ответ “Волга” наиболее правилен. Аналогично оцениваются результаты и при использовании картинок с четырьмя нарисованными пред метами, где один предмет надо исключить: например, на карточке нарисова ны керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце, где пра вильный ответ - “солнце”. Рассуждения типа “надо удалить свечу, она бы стро сгорает и невыгодна” свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений.
ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕНЫХ ПРИЗНАКОВ
В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам эксперимен татор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредо точенности на цели.

Образец методики

Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты). Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово). Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены). Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага). Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).

Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).

Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум)

Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).

Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).

Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).

Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

При сравнении своих ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах, где 2 балла соответствуют двум правильно выб ранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильного слова. Результаты суммируются. Максимальное количество баллов равно 48 бал лам, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Правильно выбранные слова:сражение, солдаты; глаза, слово; рас тения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; де лимое, делитель; игроки, правила; диаметр, круглость; текст, редактор; бу мага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дере во; состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, мор ковь.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ “ЛОГИКА СВЯЗЕЙ”

Методика “Логика связей” чаще всего используется в классической литературе под названием “Сложные аналогии”, но, поскольку методики “Простые аналогии” и “Сложные аналогии” различаются между собой по дальнейшему увеличению абстрагирования и дифференциации именно отношений между понятиями, предлагается более точное название ее - “Логика связей”.Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные при меры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логи­чески мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Практика показала, что применение этой методики на испытуемых с недостаточным образованием вообще бессмысленно, и ее рекомендуют использовать только при наличии среднего и даже высшего образования.

Методика состоит из двух этапов. Вначале испытуемым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или в крайнем случае с по мощью экспериментатора определить эти связи. Если испытуемый оказывается не в состоянии выполнить эту часть задания, дальнейшее проведение эксперимента не имеет смысла. В случае положительного результата пере ходят ко 2-й части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, рядом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный - 0 баллов. Результаты суммируются. Максимально возможный результат - 20 баллов, результаты менее 10 баллов считаются неудовлетворит

Логичность умозаключений

Выделение существенных признаков
Лекция 22. Диагностика творческой одаренности


    1. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.


    1. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

      • отсутствие ограничения по времени;

      • минимизация мотивации достижения;

      • отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

      • отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

(методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:


        1. Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

        2. Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).
Инструкция к тесту

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка необходимо дать ему название, которое следует подписать в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования

Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров (23-35 лет). К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:


1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0.67

0,58

0,48

0,00

3

4

2

1

1

0

0

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;

3 - значение индекса уникальности.

Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности , показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других – не дать ни одного.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и,соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:


1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

1,00

0,94

0,91

0,86

0,81

0,61

3

19

6

4

3

2

0

4

49

20

15

12

10

1

Примечание:

1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности;

4 - количество ответов.

Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.

Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.

Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1. случайная - гора - долгожданная

2. вечерняя - бумага - стенная

4. далеко - слепой - будущее

5. народная - страх - мировая

6. деньги - билет - свободное

7. человек - погоны - завод

8. дверь - доверие - быстро

9. друг - город - круг

10. поезд - купить - бумажный


Слово

Словосочетания

Слово

Словосочетания

1

11

2

12

3

13

Лекция 23.Методики диагностики межличностных отношений
Выделяют следующие методы: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 4) изучения сплоченности коллектива.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж.Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.).

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

К уд = число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К уд – 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом , а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы , которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 - тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма . Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

--> позитивный односторонний выбор,
позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Задача исследования: Исследование логической и механической памяти методом запоминания 2 рядов слов.

Оснащение опыта: Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Порядок работы:

Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда(с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Анализ результатов и учет результатов:

Следует установить, влияют ли смысловые связи между словами на эффективность процесса запоминания. Выделить ошибочно названные слова и попросить испытуемого объяснить причину ошибки. Ответить на вопрос: проявилось ли в эксперименте влияние объективного смысла, эмоциональной значимости слов для данного испытуемого на их ошибочное воспроизведение. Обнаружились ли в эксперименте слова, ошибочно воспроизведенные и имеющие ассоциативную связь со словом – стимулом. О каких особенностях мышления испытуемого говорят такие ошибки.

Испытуемый №1

Анализ результатов:

В результатах проведенного исследования, можно выявить, что смысловые связи между словами, влияния не имеют. По словам испытуемого, он и в смысловом ряду, в некоторых парах не находил смысловых связей, и приписывал словам свои связи. Причинами ошибок, и является не нахождение смысловых связей в некоторых смысловых парах. Такие ошибки говорят, об типе мышления основанном на ассоциациях связанных со своим личным опытом.

Испытуемый №2.


Эупсихика.
Этим, им самим созданным термином, Маслоу называл идеальное общество, в отличие от "утопии", идея которой казалась ему визионерской и непрактичной. Он полагал, что идеальное общество может быть создано как объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Все члены такого общества стремятся как к личном...

Полоролевая дифференциация и межличностные отношения супругов
Многими авторами высказываются соображения о большом значении и одновременно о тесной связи друг с другом параметров, характеризующих распределение и реализацию супружеских ролей в семье, что позволяет рассматривать их как детерминанту многих внутрисемейных процессов. Комплексный показатель, учитывающий как реальное распределение ролей...

Сон как торможение
Согласно И.П.Павлову, сон и внутреннее торможение по своей физико-химической природе являются единым процессом. Различие между ними состоит в том, что внутреннее торможение у бодрствующего человека охватывает лишь отдельные группы клеток, в то время как при развитие сна торможение широко иррадиирует по коре больших полушарий, распростра...

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

§ кукла – играть

§ курица – яйцо

§ ножницы – резать

§ лошадь – сани

§ книга – учитель

§ бабочка – муха

§ снег – зима

§ лампа – вечер

§ щетка – зубы

§ корова – молоко

Второй ряд:

§ жук – кресло

§ компас – клей

§ колокольчик – стрела

§ синица – сестра

§ лейка – трамвай

§ ботинки – самовар

§ спичка – графин

§ шляпа – пчела

§ рыба – пожар

§ пила – яичница

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

Современный мир перенасыщен информацией, потоки новостей обновляются каждую секунду, и мозгу приходится как-то справляться с этими немыслимыми объемами. Для того чтобы адекватно воспринимать все вокруг, человек должен быть настоящим суперменом. Но, к сожалению, сверхспособностями мы не обладаем, а уместить все получаемые знания в голове уж очень сложно.

Какая бывает память?

В зависимости от способов запоминания информации, память разделяют на механическую и логическую. Последнюю еще часто называют смысловой. Виды механической памяти могут быть следующими: наследственная и прижизненная.

Механическая память

Главным отличием данного типа памяти является заучивание любой информации только в той форме, в которой она подается. Механическая память основана на нервных связях первой сигнальной системы. Когда человек изучает информацию, которая выражается в словах, то оставаться в голове будут как раз сами слова, ровно в точности, как они были восприняты. Если речь идет о физических упражнениях, то человек запомнит сами движения, которые ему требуется повторить, и только в той последовательности, в которой они зрительно воспринимались. При этом логическое или смысловое содержание материала отходит на второй план, но, конечно же, не теряет своего значения. Объем механической памяти неисчерпаем.

Когда лучше всего работает механическая память?

Конечно, такой способ заучивания, особенно в школах или университетах, - не показатель уровня знаний. Однако и он имеет свои положительные стороны. К примеру, если вы изучаете иностранный язык, нужно в обязательном порядке запомнить не только как произносятся новые слова, но и как они пишутся. Это невозможно осуществить, если не сконцентрироваться на заучивании их в точных зрительных и слуховых образах. При усвоении трудных профессиональных терминов задействована именно механическая память, в противном случае последние запоминаются и воспроизводятся с ошибками и речевыми искажениями. Также механическая память работает при ознакомлении с несложными физическими упражнениями на уроках физкультуры или в тренажерных залах.

Положительный результат заучивания того или иного материала при использовании механической памяти основывается на фиксации определенных связей между частями изучаемой информации по принципу ассоциаций.

Однако мало только заучить нужную информацию во внешнем ее проявлении, важно суметь надолго задержать ее в памяти. Осуществляется это за счет большой пластичности нервной системы. И уже спустя пару повторений образуются и закрепляются в голове прочные связи. Чаще всего это наблюдается у тех, кто обладает поистине выдающейся механической памятью. Если таковых способностей у человека не имеется, заучить нужную информацию можно путем многократного повторения, благодаря чему слабые нервные связи становятся крепче, повторяются необходимые пути между определенными частями коры головного мозга, которые имеют важное значение в запоминании полученной информации.

Как происходит механическое заучивание материала?

Основной прием механической памяти - это заучивание посредством многократного прочтения, просмотра или повторения определенных элементов. Данные манипуляции весьма примитивны, их суть заключается в стопроцентном повторении одного и того же материала в образах первой сигнальной системы, что помогает прочному закреплению нервных связей.

Что касается учебы, материал, заученный механически, воспроизводится только в выражениях и действиях, изначально взятых за основу, без всяких отклонений. Если при обучении были допущены ошибки, то они будут повторяться и при воспроизведении материала.

То же самое касается и движений: заученное физическое упражнение или несложный танец будут воспроизводиться точно в такой же форме, в которой были представлены. Если при повторении движений или материала будут созданы иные условия, отличные от тех, которые использовали во время запоминания, механически заученное упражнение будет повторяться с трудом, так как человеку будет достаточно сложно приспособиться к изменениям. По этой причине упражнение не получается повторить в точности, как оно было выучено.

Логическая память

Главное отличие логической памяти от механической в том, что направлена она в большей степени не на запоминание, а на понятие смысла получаемой информации. Логическая память основывается на работе мышления. Для того чтобы информация подверглась логическому запоминанию, она сначала анализируется, разбивается на составляющие, которые подразделяются на важные и не очень существенные.

Логическая память - это результат мыслительной работы, которая находит свое выражение в виде слов, схем, рисунков и так далее, отражающих в сознании человека в первую очередь смысл исследуемого, а не визуальные или слуховые проявления.

Отличия логической памяти от механической

В первую очередь - это особенности воспроизведения: логическая память проявляется в форме самостоятельно осмысленного изложения, в то время как механическая - в виде точного повторения информации.

Логическая память имеет множество составляющих, это должен быть не только поверхностный анализ материала, но и его понимание, осмысление и воспроизведение в словесной форме. Логическая память так же, как и механическая, нуждается в повторении предоставленной информации. Без регулярного возвращения к полученным сведениям знания не будут закреплены в памяти на 100 %.

Еще одно существенное отличие заключается в том, что при механической памяти повторения направлены на запоминание одних и тех же связей, которые неизменны. Именно поэтому при каждом повторении воспроизводится один и тот же текст или движение. Например, стихи школьники заучивают в четко установленной последовательности. Это механическая память, которая в любом другом случае не достигнет своей цели.

При логическом запоминании человек старается понять смысл исследуемой информации, которая при каждом новом повторении может отличаться от предыдущей. Смысл остается тем же, а выражаться он может каждый раз по-новому. Логическая и механическая память по методике изучения весьма различны.

Продуктивность

Логическая память куда продуктивнее механической. Объяснение этого факта простое - логическая память основывается на многочисленных и многообразных связях. Научным образом доказано, что информация, которая осталась в голове посредством логического заучивания, сохраняется намного лучше, чем точно такая же информация, но усвоенная при помощи механической памяти.

Это интересно: как показывает практика, материал, который был выучен с помощью логической памяти, может сохраниться на всю жизнь, без последующих повторений. А вот механически заученная информация очень быстро забывается; остается в голове надолго только при регулярных повторениях. Изучение логической и механической памяти продолжается и по сей день, ведь возможности головного мозга до сих пор не исследованы на 100 %.

Благодаря памяти человек ежедневно использует опыт: свой собственный и предков. Однако логическая и механическая память - это сложные механизмы, который имеют свои нюансы.

  • Человек начинает пользоваться памятью уже в утробе матери, начинает она работать спустя 20 недель после зачатия. Зародыш даже реагирует на шум ультразвуковой проверки. Ученые придерживаются мнения, что человек может вспомнить все, что с ним происходило не только в детстве, но даже в утробе матери.
  • Память индивидуальна, так как на нее влияет множество факторов. Например, у одних лучше развита у других слуховая. Лучше всего запоминается информация, которая интересна человеку. Но способность к запоминанию всегда можно тренировать.
  • Возраст - это не всегда ухудшение памяти. Часто можно услышать жалобы на плохую память от людей пожилого возраста. Но это не совсем верно, все дело в том, что ко взрослому возрасту человек перестает учиться, пропадает навык напрягать память, и она никак не тренируется. Например, актеры, которые всю свою жизнь заучивали новые роли, и в старости без проблем справляются с объемными текстами. Это лишний раз доказывает, что развитие памяти зависит лишь от тренировок, а не от возраста.
  • Навык забывать также присутствует у человека. Ведь все запомнить невозможно, а умение забывать является настоящим спасением для человеческого мозга. Память сама регулирует нагрузку, освобождая голову от ненужной информации или впечатлений. Но это совсем не значит, что старая информация напрочь стирается, данные просто переходят из стадии активности в стадию пассивности, откуда их, при большом желании, можно извлечь.

Память всегда можно улучшить тренировками, приемом витаминов и правильным питанием.

1. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»

С помощью данной методики мы смогли определить ведущий вид памяти у учащихся. Анализ данных показал, что преобладающим типом памяти у 70 % обучающихся является комбинированная память.

Запоминание поступающей информации как с использованием зрительного, слухового и моторно-слухового восприятия осуществляется у детей в пределах нормы. Из этого можно сделать вывод, что если использовать несколько видов запоминания информации, то воспроизведение будет осуществляться в большем объеме.

У младших школьников с ЗПР отмечены индивидуальные различия в развитии разных видов памяти, которые будут представлены в диаграммах.

У Леры Б. объем слуховой, зрительной и моторно-слуховой памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,6; а комбинированная память имеет коэффициент 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах.

Рис. 1.

Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво среднее запоминание


Рис. 2.

У Леры А. объем слуховой и зрительной памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,5; моторно-слуховая комбинированная память имеет коэффициент 0,6, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво низкое запоминание.


Рис. 3.

У Саши Л. развитие слуховой памяти соответствует 0,5 коэффициента, развитие зрительной памяти - 0,7, развитие моторно-слуховой и комбинированной - 0,8, что указывает на доминирование комбинированных видов памяти над зрительной и слуховой памятью. Общая оценка развития разных видов памяти соответствует средним значениям для данного возрастного периода.


Рис. 4.

У Миши Г. зрительная и слуховая память развиты 0,6 коэффициента развития, моторно-слуховая и комбинированная память - 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него все виды памяти сформированы на среднем уровне.


Рис. 5.

У Даниила Ш. слуховая, зрительная и моторно-слуховая память соответствуют 0,6 коэффициенту развития, а комбинированная - 0,7. Коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него запоминание информации, поступающей через различные сенсорные каналы, сформировано в соответсвии с возрастными особенностями.

2. Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» (Н.Г. Молодцов)

При изучении памяти младших школьников с ЗПР по данной методике оценивались такие параметры, как объем смысловой и логической памяти, которые позволили выявить соответствующие коэффициенты.

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет констатировать, что у всех учащихся преобладает логическое запоминание над механическим, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей. При этом результаты запоминания информации младшими школьниками с ЗПР характеризуют значениями объема памяти, отличающимися от возрастной нормы (в пределах от 0,15 до 0,35).

Индивидуальные различия в коэффициентах объемов логической и механической памяти представлены в диаграмме.


Рис. 6.

У Леры Б. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

У Леры А. устойчиво низкие показатели коэффициента объемов механической и логической памяти (0,15 и 0,25 соответственно). Логическая память преобладает над механической.

У Саши Л. высокие показатели коэффициента объема механической (0,3) и логической (0,35) памяти. Логическая память преобладает над механической.

Коэффициент объема механической памяти у Миши Г. равен 0,25, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

У Даниила Ш. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической памяти - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

3. Методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)

При выполнении методики младшие школьники с ЗПР испытывали сложности разного характера:

  • - при восприятии инструкции не правильно понимали указания по выполнению методики, задавали уточняющие вопросы;
  • - не укладывались во время, отведенное на выполнение задания, затрачивали большее количество времени для выполнения рисунка;
  • - затруднялись с изображением отвлеченных понятий (например, «развитие»);
  • - учащиеся долго вспоминали понятия, которые изображали символами и образами, соотносящимися со стимульным материалом.

Полученные данные в результате проведения данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели развития памяти и мышления по методике «Пиктограмма»

Обработка методики «Пиктограмма» осуществляется в соответствии со следующими параметрами:

Анализ результатов выполнения методики по параметру «адекватность» младшими школьниками с ЗПР позволяет определить сниженный показатель у 20% участников исследования. У 80% младших школьников с ЗПР показатель «адекватность» соответствует возрастной норме, что показывает на верное восприятие и отображение окружающей действительности детьми с данным нарушением развития.

Второй критерий «восстанавливаемость понятий» отражает уровень развития памяти школьников. Данный показатель у младших школьников с ЗПР в 80% случаях соответствует значениям ниже возрастной нормы и только 20% учащихся начальных классов с ЗПР демонстрируют показатели близкие к нормативным.

Большинство младших школьников с ЗПР (80%) для запоминания предъявляемой информации недостаточно абстрагируются от предлагаемых понятий, чаще используют конкретные рисунки. «Стандартность - оригинальность» как критерий оценки рисунков детей с ЗПР также у большинства участников начально-диагностического этапа исследования (80%) представлены ниже нормы, у 20% - в пределах средневозрастных нормативов.

У Леры Б. показатели по шкале «адекватность» составляет 90%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%, что свидетельствует о низком уровне развития памяти. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» оценены в 100%, что является нормой. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

У Леры А. показатели по шкале «адекватность» составляет 80%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%. Эти данные говорят о том, что память развита на низком уровне. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 85% от нормы, критерий «стандартность - оригинальность» 90%. Это указывает на низкий уровень развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

У Саши Л. показатели по всем шкалам устойчиво низкие. По критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» результаты ниже нормы - 50% и 70% соответственно, при норме больше 70% и 80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что память и восприятие внешнего мира у младшего школьника не сформированы в достаточной степени. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» представлены 60% и 70% соответственно, что отражает низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

Миша Г. отличается устойчиво высокими результатами по критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» - 80%. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 80%, критерий «стандартность - оригинальность» - 85% от нормы. Эти показатели говорят о низком уровне развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

В норме у Даниила Ш. показатель «адекватность» - 80%, в свою очередь показатель «восстанавливаемость понятий» ниже нормы - 70%, что указывает на низкий уровень развития памяти. По шкале «конкретность-абстрактность» данные составляют 80%, а по шкале «стандартность - оригинальность» - 70%. У Даниила Ш. низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

Проанализировав данные по всем показателям, можно сделать вывод о том, что логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% - на низком уровне.

На основании анализа результатов проведенных диагностик мы пришли к следующим выводам:

  • 1. Преобладающими типами памяти у младших школьников с ЗПР является комбинированная и моторно-слуховая память.
  • 2. Логическая и механическая память развиты ниже возрастной нормы, при этом логическая преобладает над механической, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей.
  • 3. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% на низком уровне.