Революция социальная. Типы и формы социальной революции Какие социальные революции вы знаете

Определение 1

Под социальной революцией в современной научной литературе понимается резкая смена социального строя преимущественно насильственным путем при участии больших масс народа; скачкообразное качественное изменение в развитии социальных явлений, процессов; способ перехода от одной фазы общественного развития к другой.

По своей сути, революция представляет собой сложное социальное явление, которое носит противоречивый парадоксальный характер: с одной стороны, - способствует поступательному общественному развитию посредством снятия социальных противоречий, преодоления социальных конфликтов; с другой, - выступает своеобразным социальным «землетрясением», крайней степенью обострения всех существующих социальных противоречий вплоть до открытого гражданского противостояния.

Сущностные признаки социальных революций

В качестве основных сущностных признаков, отличающих социальную революцию от иных социально-политических изменений можно назвать следующие:

  • в революции всегда задействованы массовые социальные движения;
  • революция обязательно приводит к широкомасштабным изменениям и реформам;
  • революция предполагает угрозу применения насилия со стороны участников массовых движений.

Указанные признаки отличают революцию от государственного переворота, которые состоит в смене одних правящих элит другими без существенных изменений системы власти, политических институтов.

Причины социальных революций

В качестве основных причин социальных потрясений можно назвать следующие:

  • увеличение базовых потребностей населения при отсутствии возможностей минимального их удовлетворения;
  • формирование у большинства населения настоятельной потребности в широкомасштабном политическом и социальном реформировании;
  • неспособность, неумение или нежелание властных структур мирно разрешить эту сформировавшуюся потребность;
  • потеря властными структурами способности действовать, управлять силовыми органами;
  • полное падение авторитета власти.

Основной целью социальной революции выступает изменение системы производственных взаимоотношений, социально-экономических условий существования социума, результатом чего выступает полное обновление всего общества.

Смена власти как сущностный признак революции

Вопрос перехода государственной власти к революционным силам выступает ключевым аспектом любой социальной революции. Принимая во внимание тот факт, что в основе обострения социального противостояния, как правило, - столкновения социально-политических интересов, завоевание политической власти выступает важнейшим инструментом достижения социально-экономического господства. Другими словами, завоевание политической власти выступает средством юридического и политического закрепления новой системы социально-экономических взаимоотношений.

В наиболее общем виде выделяют две формы перехода власти:

  • однократный;
  • постепенный.

В свою очередь, различают две основных формы однократного перехода власти:

  • легитимный – однократный без вооруженного противостояния;
  • однократный в форме вооруженной борьбы – захват власти в результате военного переворота или вооруженного восстания.

Постепенный переход власти представлен следующими формами:

  • перерождение функционирующей власти – постепенный переход без вооруженной войны;
  • постепенный в форме вооруженной борьбы – гражданская война.

Следует отметить, что социальная революция может осуществляться любым из вышеперечисленных способов.

Замечание 1

Таким образом, социальные революции представляют собой глубокие, онтологические трансформации каждого аспекта жизнедеятельности общества, включая смену властных элит, систему производственных взаимодействий, которые зачастую имеют насильственный характер, вовлекают в противостояние массовые общественные движения.

Определение 1

Под социальной революцией в современной научной литературе понимается резкая смена социального строя преимущественно насильственным путем при участии больших масс народа; скачкообразное качественное изменение в развитии социальных явлений, процессов; способ перехода от одной фазы общественного развития к другой.

По своей сути, революция представляет собой сложное социальное явление, которое носит противоречивый парадоксальный характер: с одной стороны, - способствует поступательному общественному развитию посредством снятия социальных противоречий, преодоления социальных конфликтов; с другой, - выступает своеобразным социальным «землетрясением», крайней степенью обострения всех существующих социальных противоречий вплоть до открытого гражданского противостояния.

Сущностные признаки социальных революций

В качестве основных сущностных признаков, отличающих социальную революцию от иных социально-политических изменений можно назвать следующие:

  • в революции всегда задействованы массовые социальные движения;
  • революция обязательно приводит к широкомасштабным изменениям и реформам;
  • революция предполагает угрозу применения насилия со стороны участников массовых движений.

Указанные признаки отличают революцию от государственного переворота, которые состоит в смене одних правящих элит другими без существенных изменений системы власти, политических институтов.

Причины социальных революций

В качестве основных причин социальных потрясений можно назвать следующие:

  • увеличение базовых потребностей населения при отсутствии возможностей минимального их удовлетворения;
  • формирование у большинства населения настоятельной потребности в широкомасштабном политическом и социальном реформировании;
  • неспособность, неумение или нежелание властных структур мирно разрешить эту сформировавшуюся потребность;
  • потеря властными структурами способности действовать, управлять силовыми органами;
  • полное падение авторитета власти.

Основной целью социальной революции выступает изменение системы производственных взаимоотношений, социально-экономических условий существования социума, результатом чего выступает полное обновление всего общества.

Смена власти как сущностный признак революции

Вопрос перехода государственной власти к революционным силам выступает ключевым аспектом любой социальной революции. Принимая во внимание тот факт, что в основе обострения социального противостояния, как правило, - столкновения социально-политических интересов, завоевание политической власти выступает важнейшим инструментом достижения социально-экономического господства. Другими словами, завоевание политической власти выступает средством юридического и политического закрепления новой системы социально-экономических взаимоотношений.

В наиболее общем виде выделяют две формы перехода власти:

  • однократный;
  • постепенный.

В свою очередь, различают две основных формы однократного перехода власти:

  • легитимный – однократный без вооруженного противостояния;
  • однократный в форме вооруженной борьбы – захват власти в результате военного переворота или вооруженного восстания.

Постепенный переход власти представлен следующими формами:

  • перерождение функционирующей власти – постепенный переход без вооруженной войны;
  • постепенный в форме вооруженной борьбы – гражданская война.

Следует отметить, что социальная революция может осуществляться любым из вышеперечисленных способов.

Замечание 1

Таким образом, социальные революции представляют собой глубокие, онтологические трансформации каждого аспекта жизнедеятельности общества, включая смену властных элит, систему производственных взаимодействий, которые зачастую имеют насильственный характер, вовлекают в противостояние массовые общественные движения.

В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.

Структурные изменения

Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.

Функциональные изменения

Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.

Развитие

Особый тип изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности — это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

Изменения и развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.

Сущность, виды концепций социальных изменений

Изменения это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени .

Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

В социологии под социальными изменениями понимают преобразования , происходящие с течением времени в организации , , образцах мышления, культуре и социальном поведении .

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).

Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

Тема социальных изменений была одной из центральных в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру.

Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции , которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.

Социальная эволюция

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития к более сложным . Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIIIначала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.

О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии : примитивную , промежуточную и научную , которым соответствуют формы человеческого знания (теологического , метафизического и позитивного) . Эволюция общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.

Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.

Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне . В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.

Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными , т. е. внутренними причинами . Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.

Другой подход — экзогенный — представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.

1. Реформы в социальных системах преобразование , изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы . Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения , не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.

2. Социальная модернизация прогрессивные социальные изменения , в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования . Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности :

  • органическую — развитие на собственной основе ;
  • неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху »).

3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.

Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие изменения:

  • Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.
  • Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:
    • проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;
    • создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;
    • вводятся свободные цены.

К настоящему времени практически во всех странах создана правовая база для развития рыночного хозяйства .

Период активного вхождения в рынок был сопряжен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод .

Практическое приспособление к требованиям мирового рынка предполагает новые формы внешнеэкономической деятельности , переструктурирование экономики, т. е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т. е. радикального ослабления сектора производства вооружений).

Сюда же относят проблему экологической безопасности, которая действительно приобретает характер одного из главнейших факторов развития национального производства.

Перемены в сфере духовных ценностей и приоритетов

Эта сфера трансформации затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев . Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация , которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам . Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы.

В общественном сознании населения трансформационных стран еще не выработались общепризнанные критерии имущественного расслоения. Углубление пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают известную реакцию: рост преступности, депрессию и другие негативные психологические последствия, понижающие привлекательность нового общественного строя. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформация, таким образом, оказывается специфическим механизмом развития, призванным обеспечить не только гарантии от реставрации старой системы, возвращения прежней идеологии, но и воссоздания мощного государства, которое могло бы существенно влиять на геополитические процессы в их экономических, торгово-финансовых, военных, научно-технических и прочих измерениях, что является российской спецификой.

В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений .

Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.

Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные, восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников.

В качестве аргументов выдвигались следующие доводы:

  • многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
  • рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
  • нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
  • имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.

Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других — ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.

Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости. Они качественно отличны от западных.

Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом , так как многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.

Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях , внушая людям неизбежность восходящего развития.

Неоэволюционизм . В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.

Основные положения неоэволюционизма

Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.

При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом . Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений , а не в виде прямых утверждений.

Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.

Теории циклических изменений . Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности . Например, древнегреческие философы , и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.

В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость .

В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,
т. е. движение идет по восходящей спирали.

Русский философ и социолог К. Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные историко-культурные типы или цивилизации. Каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.

В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь высших культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности — развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.

Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения .

Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций . Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.

Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы из теории циклических изменений в целом:

  • циклические процессы бывают замкнутыми , когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными , когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне — более высоком или более низком);
  • любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий : зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение ;
  • фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность (ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией);
  • ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
  • социальные изменения — это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат активной преобразующей деятельности человека .

Социальная революция

Вторым видом социальных изменений являются революционные.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем . Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения . В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей .

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа . Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории ».

По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого.

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.

История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина . По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией . Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия :

  • увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
  • репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
  • силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.

Революции имеют три фазы : кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная , когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная , в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб , наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим , чем вероятная польза .

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)

социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К. Марксом в Предисловии к "К критике политической экономии": "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи Р. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенационального процесса, в котором всё большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций (см. Буржуазная революция). В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революционный процесс, в котором сознательная политическая деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистической революции,которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладет начало становлению коммунистической общественно-экономической формации (см. Коммунизм), где, по словам К. Маркса, "... социальные эволюции перестанут быть политическими революциям и" (там же, т. 4, с. 185).

Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами. В революционной борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производительных сил от оков устаревшей системы производственных отношений.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию.

Р. неизбежно встречает на своём пути преграду в виде политической власти господствующего класса. Поэтому первым актом социальной Р. является Р. политическая, т. е. завоевание государственной власти революционным классом. "... Каждый стремящийся к господству класс, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть..." (там же, т. 3, с. 32). Вопрос о политической государственной власти - главный вопрос всякой Р. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса, - отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 31, с. 133).

Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба,которая может принимать самые разнообразные формы (вооружённого восстания,политического переворота, гражданской войны; мирные формы борьбы). Р. развивается в противоборстве с контрреволюцией. Объективные потребности общественного прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства не однозначен и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного фактора Р., от способности и готовности революционных классов и политических партий к решению встающих перед ними задач. "... Революционные периоды, - подчёркивал В. И. Ленин, - являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время" (там же, т. 16, с. 8-9).

В тех случаях, когда массовые революционные силы недостаточно организованы и не готовы к решению объективно назревших революционных задач, Р. может приобрести верхушечный характер [например, турецкая (1908) и португальская (1910) буржуазные Р.]. В противоположность народным революциям, в которых активно и самостоятельно участвует громадное большинство народа, верхушечная Р. непоследовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.

Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских представлений, согласно которым Р. является автоматическим результатом роста производительных сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопроцентный успех без упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. "... В революции, - писал Ф. Энгельс, - как и на войне, в высшей степени необходимо в решающий момент все поставить на карту, каковы бы ни были шансы... Бесспорно во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча-" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 80-81). Активная и самоотверженная деятельность массовых сил Р. - решающий фактор её успешного развития и победы.

Вопрос о роли Р. в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Представители буржуазной "социологии революции" утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными "издержками", во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Вслед за буржуазными идеологами роль Р. в историческом процессе отрицают или приуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобуржуазного левацкого революционаризма отрицают объективные закономерности революционного процесса и считают, что революционный авангард, "активное меньшинство" в любых условиях может осуществить Р.

Обобщая исторический опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются могучим двигателем общественного и политического прогресса. К. Маркс называл революции "локомотивами истории" (см. там же, т. 7, с. 86). Великая историческая роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса. Р. означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. В революционные эпохи темпы общественного развития необыкновенно ускоряются. По словам В. И. Ленина, в такие периоды пределы возможного тысячекратно расширяются. Р. вовлекает в активную политическую деятельность широчайшие массы народа, которые в обычные времена господствующим классам удаётся отстранить от политики. Обогащается содержание и возрастает объём социального творчества. "Революции, - писал В. И. Ленин, - праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой, мещанской мерки постепеновского прогресса" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 11, с. 103).

Особенно велика в истории человечества роль Р. пролетариата, начало которой положила Великая Октябрьская социалистическая революция. Она открыла эпоху перехода человеческого общества от капитализма к социализму. См. также статьи Народно-демократическая революция, Национально-освободительная революция, а также статьи об отдельных революциях и лит. при них.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции, там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; Маркс К., Предисловие ["К критике политической экономии"], там же.; т. 13; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полное собрание соч., 5 изд., т. 11; его же. Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС, М., 1974; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ковалев А. М., Социальная революция, М., 1969; Селезнев М. А., Социальная революция, М., 1971; Ленинская теория социалистической революции и современность, М., 1972.

Ю. А. Красин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕВОЛЮЦИЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-04 Time: 02:10:29 Б * Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    РЕАБИЛИТАЦИЯ - см РЕАБИЛИТАЦИЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНСИЯ - государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по к.-л. причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ИНФЛЯЦИЯ - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРОДУКТА - процесс быстрого обновления товаров, изменения их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Высказываниях известных людей:
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - в противоположность бунту попытка свергнуть власть, препятствующую становлению либеральной цивилизации, оттеснить, уничтожить определенные формы, стороны традиционных форм жизни,социальных отношений …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от позднелат. revolutio - поворот переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии междубиологией и социологией. Если, с …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Революция - от лат. revolutio (движение, обращение, круговращение). Втаком смысле это слово употреблялось в средневековой латыни; сочинениеКоперника об обращении небесных …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от позднелатинского revolutio - поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно-техническая, …
  • РЕВОЛЮЦИЯ
    [французское revolution] коренное, качественное изменение, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому; переломный, поворотный период …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего обще-ственного и политического строя и установлению новой …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СОЦИ́АЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социол. понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях С.с. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Революция социальная …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психол. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГИГИЕНА, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, отрасль соц.- экон. географии, изучает пространств. процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1925-27 В КИТАЕ. Началась после событий 30 мая 1925, когда англ. полиция расстреляла патриотич. демонстрацию в Шанхае. В осн. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1911-13 В КИТАЕ, см. Синьхайская революция …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ, первая революция в России. Кризисная социально-полит. ситуация в стране обострилась в результате поражений России в рус.-япон. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1859-60 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. Развернулась после поражения Австрии в австро-итало-французской войне 1859 и освобождения …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. На её 1-м этапе (янв.- авг. 1848), возглавленном либералами, под …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ГЕРМАНИИ. 27 февр. 1848 начались массовые нар. собрания и демонстрации в Бадене. 18 марта произошло восст. в …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ВЕНГРИИ. Началась 15 марта 1848 нар. восстанием в Пеште. Созданное в марте пр-во отменило крепостное право и …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В АВСТРИИ. 13- 14 марта 1848 произошло нар. восст. в Вене (в результате - отставка К. Меттерниха). 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848 ВО ФРАНЦИИ. Началась победой Февр. рев-ции 1848. 24 февр. была низвергнута монархия и созд. Врем. пр-во. 25 февр. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1789-99 ВО ФРАНЦИИ, см. Французская революция 1789-99 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 17 ВЕКА В АНГЛИИ, см. Английская революция 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РЕВОЛ́ЮЦИЯ ЦЕН", резкое повышение цен на товары в связи с ростом добычи золота и др. благородных металлов и снижением их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, кардинальное изменение социально-полит. строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием обществ. и гос. институтов в противоположность …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокое качеств. изменение в развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., социальная …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    революции, ж. (латин. revolutio — переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к смене государственной власти. || …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. revolution] коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, проявление одной из важнейших закономерностей диалектического развития …

способ прогрессивного преобразования общества, означающий перерыв постепенности в его развитии, закономерный скачок от одного качественного состояния к новому, подготовленный предшествующей эволюцией данного общества. С. р. бывают двоякого рода межформационные и внутриформационные. Межформационная С. р. представляет собой способ перехода от низшей общественно-экономической формации к высшей и сам грандиозный процесс этого перехода, занимающий целую эпоху. Истории известны четыре основных типа таких революций: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Внутриформационная С. р. есть способ и процесс перехода общества из одного качественного состояния в другое в рамках одной и той же формации, скачкообразная смена стадий в ее развитии, периодическое восхождение на более высокую ступень. Капитализм прошел по меньшей мере две внутриформационные революции: домонополистический перерос в монополистический, а последний в государственно-монополистический и находится в процессе очередной глубокой трансформации. К разряду внутриформационных С. р. относится переживаемая социализмом радикальная перестройка. Всякая С. р. имеет экономическую, социальную, политическую и духовно-идеологическую основы. Самой глубокой экономической основой любой С. р. является конфликт между выросшими производительными силами и устаревшими общественными (прежде всего производственными) отношениями, когда существующие в обществе порядки перестают стимулировать людей к эффективному использованию и дальнейшему развитию уже имеющихся производительных сил. Социальной базой революции выступают те классы и общественные группы, которые по своему объективному положению в обществе заинтересованы в ней, стремятся и способны ее осуществить. Они же ее движущие силы. Политической основой С. р. является неспособность действующей системы государственной власти и управления конструктивно решать объективно назревшие проблемы. Духовно-идеологическая основа С. р. состоит в уяснении народными массами несовместимости своих интересов с существующим положением вещей. Совокупность этих явлений и служит безошибочным синдромом необходимости коренного революционного переустройства общества. О революционном характере перестройки свидетельствуют масштабность и глубина начавшихся преобразований во всех сферах общественной жизни. Государственная собственность, которая в значительной мере выступала как анонимная, «бесхозная», «разгосударствливается». В том объеме, в каком государственная собственность остается объективно необходимой, она подвергается существенным преобразованиям. Дифференцируясь на общесоюзную, республиканскую и муниципальную, государственная собственность обретает, наконец, конкретных и, значит, ответственных и рачительных хозяев. Ранее бесправные производственные предприятия превращаются теперь во владеющие собственностью самоуправляющиеся трудовые коллективы. Наряду с этим революционная перестройка порождает немыслимые в условиях безраздельного господства административно-командной системы принципиально новые виды и формы собственности. На их основе формируются социально-экономические слои кооператоров, арендаторов, акционеров, семейных и индивидуальных хозяев, всевозможные их ассоциации, что неузнаваемо преобразует социальную структуру общества. Вырастают многообразные общественные организации и движения. Под влиянием всех этих новообразований происходят кардинальные изменения в политической системе общества: она превращается в систему реального народовластия. В духовно-идеологической сфере перемены настолько разительны, что подвели к новому мышлению. Соответствие субъективного фактора объективным условиям является основным законом С. р. Роль субъективного фактора состоит как в том, чтобы на основе наиболее адекватного познания объективных условий не упустить шанс осуществления С. р., когда объективные предпосылки для нее вполне созрели, так и в том, чтобы предостеречь массы от революции, если таких предпосылок еще нет. До их созревания С. р. авантюристична, губительна, катастрофична. Сталинщина полностью игнорировала вопрос о цене революции. Между тем это главнейший вопрос, предопределяющий ее успех или поражение. Цена С. р. всегда должна быть неизмеримо меньше тех лишений, от которых она избавляет народные массы. В противном случае революция неизбежно наталкивается на их же сопротивление и захлебывается в крови. Оптимальным является такое протекание С. р., когда созревание объективных условий для качественных перемен в обществе, осознание этих условий и само осуществление назревших перемен идут в едином ритме. Синхронизация обеспечивается революционными реформами. От обычных реформ как частичных, несущественных преобразований отдельных сторон общественной жизни по инициативе и в интересах преимущественно правящих кругов революционные реформы отличаются тем, что они затрагивают общество в целом, в его основах, осуществляются в виде пакета крупных мер принципиального характера и реализуются под влиянием решительного и организованного, целенаправленного движения народных масс. Подобные реформы, будучи по содержанию С. р., исключают вооруженные формы разрешения общественных противоречий. Более того, революции-реформации не предполагают обязательного насилия в массовых масштабах даже в мирных формах. Понимание всеобщей пагубности разгула насилия в любом виде служит сдерживающим его фактором. При разрешении самых острых конфликтов «верхи» и «низы», различные общественные группы прибегают не к насилию, а к компромиссу социальному. Реальный опыт такого рода, хотя далеко не во всем последовательный и совершенный, накопило социал-демократическое рабочее движение. К. Маркс предвидел наступление времени, когда «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 185), относя его к коммунистическому обществу. Это время наступило раньше. Однако С. р. посредством радикальных реформ возможны не во всех современных обществах, а только в демократически устроенных. В условиях тоталитарных обществ С. р. все еще обречены совершаться в форме взрывов, катаклизмов. С. р. К. Маркс называл локомотивами истории. Ускорение общественного развития в процессе революций происходит по двум главным причинам. Во-первых, революции решают не обычные, а крупнейшие, исторически назревшие задачи поворотного характера. Во-вторых, в решении этих эпохальных задач непосредственным действующим лицом выступают народные массы, чья творческая активность несравнима ни с какой Другой силой как в сокрушении отживших общественных порядков, так и в созидании новых. В С. р. происходит совпадение коренного изменения жизненных обстоятельств с радикальным изменением самих людей. Поэтому революция творит людей в такой же мере, в какой люди творят революцию.