Кто был по нации тарас бульба. «Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба. Тарас Бульба: это персонаж выдуманный, или основан на реальном человеке

Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

Повесть «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя входила в обязательную программу по русской литературе для всего Советского Союза, входит для школьников России и сейчас. Я только что перечитал эту повесть, причем в обоих вариантах.

Итак, Тарас Бульба вместе с сыновьями Остапом и Андрием отправляется в Сечь. В Сечи они жаждут «дела», но никакого «дела» нет. Кошевой говорит, что в Турцию идти походом нельзя, так как с султаном у запорожцев заключён мир. Тарас убеждён, что с бусурманами никакого мира быть не может, потому что «Бог и святое писание велит бить бусурменов». Он поит и подговаривает часть старшины и козаков, те созывают раду и сбрасывают старого кошевого и выбирают в кошевые друга Тараса (а в первом варианте просто вынуждают на раде старого кошевого объявить о походе в Турцию). Никаких видимых причин для похода нет. Новый-старый кошевой держит речь и называет причины, первая из которых: многие казаки пропили всё что можно и задолжали жидам и своим товарищам. А вторая: на Сечи много молодых, не нюхавших пороху, а «молодому человеку без войны не можно побыть». И третья, что иконы в церкви на Сечи до сих пор стоят без окладов. И на основании этих трёх причин кошевой считает возможным нарушить мир с султаном, который запорожцы поклялись соблюдать на Библии. А запорожцев, при упоминании об иконах без окладов, сразу охватывает «религиозный порыв»: мы, мол, ради нашего Христа пол Турции разнесем.Если посмотреть на эту ситуацию объективным взором, то этот взор обязан будет признать перед собой классических разбойников, которые прикрывают православием свои разбойничьи дела.

Но в Турцию казаки не отправились. В последний момент на остров приплывают казаки и объявляют о том, что делается на гетьманщине. Что же там такое делается, что козацкое войско тут же решает идти в поход на Польшу, «защищать христианскую веру»? 1. «Жиды» взяли в аренды церкви и им надо платить, чтобы, среди прочего, править обедни и святить пасхи. 2. Ксёндзы запрягают в свои тарантайки вместо коней православных христиан и так ездят. 3. «Жидовки» шьют себе юбки из поповских риз. 4. И, наконец, на вопрос, а как же гетман и полковники попустили такое беззаконие, отвечают, что полковники порублены, а гетман зажарен в медном быке. Всё это мне видится не убедительным. Пункты 2 и 3 – это вообще какие-то байки. А что значит «жиды взяли в аренды церкви»? Как я понимаю, это значит, что некоторые церкви стояли на частной земле, а может, и были построены владельцами земли. И эти землевладельцы имели возможность сдать свою землю вместе с церковью, а может и одну церковь без земли, в аренду евреям. А евреи могли брать с крестьян дополнительную плату за «требы». Наверняка, такие случаи были. Но, наверняка, это был процесс, растянутый в пространстве и времени. Но по Гоголю выходит так, что максимум в течение нескольких месяцев на большой части Украины евреи получили в аренду церкви и начали брать плату с христиан. Прибывшие казаки ведь не говорят, что в таком то селе или в таком-то уезде, христиане отныне должны платить евреям и надо что-то предпринимать. Нет, это случилось в целом «на гетьманщине». Так же, «на гетьманщине» значительная часть ксёндзов неожиданно начала впрягать в тарантайки православных христиан, а большАя часть «жидовок» начала шить юбки из поповских риз. Не прояснён, кстати, вопрос, как у них оказываются эти ризы: в арендуемых церквях евреи забирают себе всё, что захотят? То есть, эти ризы принадлежали не попам, а владельцам церквей? В любом случае, я вижу ситуацию так, что Гоголю надо было как-то психологически оправдать поход в Польшу, представить его как ответ на притеснения православной веры. И, «просьба не стрелять», сделал, как сумел. В реальности же в XVI - XVII веках и реестровые казаки (при гетмане, официальные военные польской армии), и нереестровые (запорожские) ходили в бесконечное число походов с «притеснителями»-поляками и против турок, и против татар, и против России. А так же с бусурманами-татарами против поляков.

Начинают казаки защищать христианскую веру с того, что устраивают еврейский погром в предместье Сечи, где живут обслуживающие их евреи и никаких арендаторов заведомо нет. Потом казаки идут в Польшу, а по современному, на западную Украину (город Дубно находится между Львовом и Ровно) и «арендаторы-жидыбыли вешаны кучами вместе с католическим духовенством» - это в старом варианте повести. А в новом «пожары охватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись за войском, были избиваемы тут же, на месте... Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, словом крупною монетою отплачивали козаки прежние долги». Гоголь в этом месте как бы извиняется за запорожцев, мол, всё это были «знаки свирепства полудикого века». А когда он пишет про еврейские погромы, то даже и не извиняется, а чуть не восхищается. Потом запорожское войско идёт брать город Дубно, но отнюдь не потом, что там как-то особенно притесняли православную веру. Нет, они идут туда потому, что там, «носились слухи, было много казны и богатых обывателей».

Так почему же казаки пошли в поход на Польшу (Западную Украину), когда усышали о притеснении православия на Гетьманщине (Восточной Украине)? Я думаю, Гоголь представляет такую ситуацию: притеснения были со стороны евреев и ксёндзов на Гетьманщине – польской автономии; гетьман и полковники вступились, а поляки их наказали. И с этого момента вся Польша и все «жиды» становятся для казаков законной военной целью. И не беда, что убиваемые казаками люди никакого отношения к притеснениям не имели.

Когда Тарас уже в конце повести пошёл в Польшу справлять поминки по Остапу, описание его «подвигов» занимает пол-страницы, самый запоминающийся о том, как девицы пытались спастись у алтарей, но Тарас зажигал их вместе с костёлами, а «жестокие казаки поднимали копьями с улиц младенцев их и кидали к ним же в пламя». При всём этом Гоголь считает Тараса героем своего народа, а казаков истинными христианами, защитниками «вечно любимой Христом Русской земли». В одном месте Гоголь прямо рисует посмертную судьбу одного из казаков: «Садись, Кукубенко, одесную меня! – скажет ему Христос, - ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал мою церковь». Убийство младенцев и беззащитных женщин, или, по меньшей мере, присутствие при этом и «не воспрепятствование», видно, «бесчестным делом» для казацкого и гоголевского Христа не являются. Время, мол, было такое и натуры были широкие. Да, поляки тоже ломали суставы и по-другому издевались над пленными казаками, но о том, чтобы они в своей мести переходили на женщин и детей у Гоголя ничего не сказано. Не достаточно широкую душу, наверное, имели. Ну а сжигание костёлов и убийство католических священников – похоже, для Гоголя вообще богоугодное дело.

Первое, что Христос ставит казаку в заслугу: «Ты не изменил товариществу». О товариществе Тарас Бульба произносит перед боем проникновенную и сумбурную речь, которую нас заставляли в школе учить наизусть. Правда, о товариществе, собственно, в речи почти ничего нет. Тарас говорит о том, что 1) урусской земли было прекрасное прошлое и 2) печальное настоящее, потому что 3) «всё взяли бусурманы», что 4) русские отличаются от других народов в лучшую сторону своей душой: «так любить, как русская душа, никто не может», но 5) сегодня многие русские думают только о деньгах, перенимают «чёрт знает какие бусурманские обычаи» «гнушаются языком своим» и т.д. В конце Тарас выражаете надежду что 6) даже «у последнего подлюки» проснётся «крупица русского чувства», и он пойдёт муками искупать «позорное дело» и будет готов к такой смерти, на которую ни у кого другого «не хватит мышиной натуры их». В общем, повторяет все мифы и упования русского славянофильства-почвенничества-национали зма-нацизма. Да и не только русского, а любого другого, стоит только заменить прилагательное «русский» на «украинский», «польский», «турецкий» и т.д. Но что касается собственно товарищества, верности друзьям, то это чувство может вызывать восхищение не само по себе, о только как средство для достижения праведных целей. Товарищество – оно всегда для каких-то совместных дел. Дружба осуществляется в момент совместного дела, преодоления препятствий, познания, в остальное время она, в лучшем случае, тлеет (это другая тема). В случае же с казаками, 90% дел, в которых их товарищество проявлялось – это совместные разбои, грабежи, убийства и сражения с теми, кто таковым разбоям, грабежам и убийствам пытался препятствовать.

Нужно, кстати, понимать, кто были те младенцы, которых казаки поднимали на копья, те девицы, которых они сжигали в костёлах. Сейчас те события представляются как национально-освободительная война украинцев против поляков. Но понятием «украинец» тогда вообще не пользовались, а «поляк», насколько я знаю, означало «дворянин, подданный польского короля». Чтобы стать полноценным польским дворянином, нужно было перейти в католичество. Любой «украинец», переехав с востока во Львов или Варшаву и приняв католичество, автоматически становился неотличимым от окружающих «поляков». Среди крестьян и других «не дворян» никто не различал и не мог различить поляков и украинцев. Все были подданные польского государства и говорили на десятках диалектов. Различались только по вере. К востоку от Днепра (на территории современных Полтавской, Черкасской, части Киевской и Черниговской областей)была гетьманщина, польская автономия с особыми привилегиями для православия и православных. Тарас Бульба был православным и полковником, что по-современному, главой районной администрации. Поэтому на гетьманщину казаки в походы не ходили, они сами осуществляли там некоторые властные полномочия. А всё что к западу от Днепра – это была Польша, легитимное место для разбоев. Большинство крестьян вплоть до Карпат были православные, а большинство землевладельцев, дворян и представителей других сословий были католиками, нередко перекрестившимися из православных ради безопасности, карьеры, бизнеса и т.д. То есть я хочу сказать, что убиваемыми казаками младенцами и женщинами, не говоря про мужчин, были католики Западной Украины, предки современных украинцев, причём, на нынешний день, самых «украинских» среди украинцев. Жителями сжигаемых деревень, владельцами убиваемого ради потехи скота были, я думаю, почти одни православные. И от голода в осаждённом Дубно умирали прежде всего православные, как более бедные, и гарнизон состоял не только из католиков, и женщины, бросавшие со стен в казаков камни, мешки с песком и т.д. были не сплошь католики. И если бы казаки ворвались в город, то, наверняка грабили и убивали бы всех подряд, не спрашивая о религии.

Интересен следующий факт. В первом варианте повести нет ни речи Тараса о товариществе (славянофильской программы), и никакого упоминания о «Русской земле». Есть упоминание об «Украйне», как синониме Гетьмашщины. Но казаки воюют не за «Украйну» и даже не за Гетьманщину (это всё-таки политико-административный термин, типа военного округа), а за христианскую веру и за Сечь. «Русская земля», о которой говорит Тарас и которой желает здравствовать на все времена каждый умирающий казак, появляется только во втором варианте! Я думаю, что исторические казаки ничего о «русской земле» не говорили, и всёэто – славянофильские передёргивания Гоголя.

Завершает портрет Тараса-героя его отношение к собственной жене: «Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки и т. д.» «Не слушай сынку, матери: она – баба. Она ничего не знает.»

Итак, вывод: повесть «Тарас Бульба» - это поэтизация разбоев, грабежей, вандализма, немотивированного насилия (варварства), сексизма, и, главное, уничтожения людей по национальному и религиозному признакам. Но хуже всего то, что несколько поколений детей заставляли и заставляют видеть в Тарасе Бульбе народного героя, защитника русской земли, выразителя русского (или украинского) национального характера, корёжа их нравственное чувство. Поскольку эта повесть в определённой мере отражает исторические реалии, то у меня возникает вопрос к современным украинским (и не только) певцам древних казацких традиций: «А чем, собственно, вы восхищаетесь? Что, собственно, вы стремитесь возрождать?». Может и можно там что-то позитивное найти, но, «чёрного кобеля не отмоешь добела»!

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Общий противоречивый замысел романа, разнородность его отдельных частей, несомненно, давали себя чувствовать по мере развертывания работы над романом. При этом отчетливо сказывалось недостаточное знание эпохи. Все это вместе, по всей вероятности, и явилось причиной того, что Гоголь прекратил работу над романом «Гетьман»; однако он не оставил мысли написать произведение, посвященное тем событиям, которые были затронуты в романе.

Между «Тарасом Бульбой» и «Гетьманом» есть несомненные черты сходства, отдельные образы и сцены «Гетьмана» являются как бы эскизами для «Тараса Бульбы». Кроме отмеченной уже связи образа матери Пудько и жены Тараса Бульбы, можно указать на известную перекличку образа Остраницы с образом Андрия. Сцена встречи Остраницы с Пудько положена в основу сцены встречи Тараса Бульбы со своими боевыми товарищами, в которой вспоминаются погибшие друзья. В «Тарасе Бульбе» упоминается и Остраница - казацкий гетман, к войскам которого принадлежит и полк, предводительствуемый Тарасом Бульбой. При всем том эпопея является произведением с неизмеримо более высокими идейными и художественными качествами, чем «Гетьман». Источником коренного отличия «Тараса Бульбы» от первых опытов на исторические темы является глубокое проникновение в эпоху, в историческое прошлое.

К исторической эпопее Гоголь подошел, когда более четко определился его реалистический метод. До этого были созданы не только «Старосветские помещики» и повесть о ссоре, по и сцепы «Владимира третьей степени», первая редакция «Женитьбы». Нередко высказывалась мысль о том, что основным источником, питавшим Гоголя при создании «Тараса Бульбы», была устная народная поэзия. В этом случае точно так же берется под сомнение реальное знание писателем исторического материала. Такого рода взгляды неверно освещают и самый процесс творческого труда Гоголя, и его результаты.

Как известно, во второй половине 1833 и в 1834 годах Гоголь усиленно занимался историей Украины, намереваясь написать научный труд. С целью возможно более широкого сбора неопубликованных материалов он напечатал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги и т. д. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил. Научный труд по истории Украины ему написать не пришлось, однако материалы, относящиеся в первую очередь к истории казачества, были использованы им в его творческой работе над эпопеей.

По ни сводные труды, ни отдельные хроники не удовлетворяли полностью Гоголя. В летописях, хрониках было не только мною противоречии, но и сам материал был нередко весьма скуден, мало давал пищи воображению художника. «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать,- заявлял писатель. И тут ему неоценимую помощь оказывало народное творчество, народные песни, которые он изучал, начиная еще с нежинского периода своей жизни. Набросок этой общей картины писатель дал в статье «Взгляд на составление Малороссии». Характеризуя происхождение казачества, Гоголь писал там о южнорусских степях: «…беззащитная, открытая земля эта была землей Опустошений и набегов,- местом, где сшибались три враждующие нации, Это была земля страха; и потому в ней мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была повита и взлелеяна войною. И вот выходцы вольные к невольные, бездомные, те, которым нечего было терять, которым жизнь - копейка, которых буйная воля не могла терпеть законов и власти, которым везде грозила виселица, расположились и выбрали самое опасное место в виду азиатских завоевателен - татар и турков. Эта толпа, разросшись и увеличившись, составила целый парод, набросивший своп характер и, можно сказать, колорит на всю Украину…».С большой проницательностью Гоголь указывал на истоки образования казачества. Спасаясь от крепостного гнета, крестьяне бежали на южные окраины, в степи, где они оказывались вне власти феодалов, становились вольными людьми. Стремление к воле, бегство от притеснений закона и власти - вот в чем он видел важнейшую причину возникновения казачества и Запорожской Сечи. Широта исторических воззрений Гоголя становится особенно ясной, если сравнить его высказывания с существовавшими в то время взглядами на эту проблему. Д. Н. Бантыш-Каменский в «Истории Малой России» писал: «Запорожцы, должно думать, переселились за Днепр с Кавказа, где ныне обитают черкесы, парод воинственный, упражняющийся в разбоях. Одно название, одинокий нрав, одинокая склонность к набегам подтверждают сию догадку. Или изгнаны они из отчизны междоусобною бранью, у азиатских народов обыкновенною, или, опустошая смежные земли, избрали себе новое жилище в местах, орошаемых величественным Днепром».

В исторической концепции «Тараса Бульбы» весьма существенны и другие ее составные элементы. Казачество для Гоголя - это та сила, которая сыграла крупнейшую роль в защите русской земли от внешних врагов. «Его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от сих неукротимых стремлений, грозивших ее опрокинуть».

Гоголь противопоставляет преданность казаков родине, бесстрашную защиту ее от нападений извне той корыстной, мелкой вражде, в которой находились князья, пренебрегая интересами родной земли. Писатель глубоко и верно показывает значение казачества в обороне страны от иноземных врагов. Образовавшееся па ее окраинах казачество в суровых битвах защищало русскую землю от опустошительных набегов степных кочевников, крымских татар, турок.

На все возраставшее социальное и национальное угнетение украинский народ ответил бурным освободительным движением. В начале 90-х годов XVI века произошло крупное восстание под руководством Косинского. Не успели польские магнаты справиться с ним, как в 1594 году вспыхнуло новое, еще более широкое по своему размаху восстание, руководителем которого был Наливайко, одержавший вначале ряд серьезных побед. В конце 20-х годов XVII века крупное восстание возглавляет Тарас Трясило, затем в 30-Х годах одно за другим следуют восстания под предводительством Павлюка, Гуни, Острянина. В 1648 году начинается великая историческая борьба украинского народа за свое освобождение, возглавляемая Богданом Хмельницким, борьба, приведшая к воссоединению двух братских народов - украинского и русского.