Справка самоподготовка в коррекционной школе 8 вида. Анализ самоподготовки план-конспект урока (8 класс) на тему. Мы становимся все выше

Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке. Цели работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть следующей:

  1. формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности;
  2. создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако, в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план.

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей в качестве результата коррекционной работы рассматривается сформированность общедеятельностных (общеучебных, общетрудовых) умений, к которым относят:

  • умение проанализировать условия задачи и выделить способ ее решения (или определить, что способ не известен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);
  • умение планировать свою деятельность;
  • умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Работая на самоподготовке по методике, которую мы сейчас рассмотрим, мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец «не находиться» или «не вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида будет решать успешно.

А теперь конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

  1. умения пользоваться дневником;
  2. ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, алгоритмами, образцами выполнения заданий);
  3. обращаться за помощью в случаях затруднений;
  4. планировать свою деятельность;
  5. рационально использовать отведенное на самоподготовку время;
  6. самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, умение работать, не мешая другим и т.д.

Условия эффективности самоподготовки

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя - обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

Соблюдение охранительного педагогического режима

Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия, непринужденные разговоры.

Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку. В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших - десятиминутный перерыв.

Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей. В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они - вместе со школой - должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры. Во втором полугодии первого класса самоподготовка длится 30-40 минут. Во втором-четвертом классах - до часу. В старших классах - до полутора часов.

Правильная дозировка домашних заданий

На дом задается треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке. В младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика); задание по чтению дается каждый день. В старших классах расписание составляется таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов. Желательно, чтобы учителя русского языка и математики согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Если соотнести эти требования с общей продолжительностью самоподготовки, видно, что собственно на самостоятельную работу детей (исполнительную часть) отводится в младших классах 30-40 минут, в старших - от 40 минут до часу. Остальное время - это время формирования навыков самостоятельной деятельности детей.

Правильное определение учителем домашнего задания

В специальной (коррекционной) школе VIII вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не только (и даже не столько) по объему, сколько по сложности. Как правило, это означает, что дети второй и третей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В.Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разработанному и успешно выполненному на уроке. Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему. Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения. Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и надписать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен справиться с заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 20-30 минут в начальных классах или 50-60 минут в старших.

Структура самоподготовки

I Организационный момент

II Дидактическая игра

III Работа с дневником

IV Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми

а) ориентировка в домашнем задании

б) выполнение задания

в) самопроверка

V Проверка готовности детей к уроку воспитателем

VI Итог самоподготовки

До начала самоподготовки воспитатель должен проконтролировать следующие моменты:

  • Санитарное состояние класса;
  • Готовность справочных пособий (словарей, алгоритмов, памяток);
  • Готовность рабочих мест детей: учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение «дежурного по самоподготовке»;
  • Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку раньше остальных.

Рассмотрим обязанности воспитателя на разных этапах самоподготовки.

Организационный момент

Цель этого этапа - настроить детей на работу.

Чтобы быстро и четко начать самоподготовку можно применить следующие приемы: использовать традиционные для класса «формулы» начала («Посмотрите на меня, улыбнитесь, настройтесь на работу. Тихо сядьте»); обратить внимание на четкость организации рабочего места детей; похвалить детей за готовность. В «сложных» классах, а также в те дни, когда дети больше обычного устали, возбуждены и т.д. можно использовать игровую форму проведения самоподготовки.

Приведем примеры игровых сюжетов:

  • Путешествие (на паровозике, пароходе и т.п.) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая», «Писарево», «Депо (самоконтроль)».
  • Игры-соревнования:
    • «Парусные гонки»: для каждого ребенка на доске прикрепляется лодочка, которую он может сам передвинуть, успешно справившись с этапом самоподготовки.
    • «У кого длиннее паровозик», «Кому солнышко подарило больше солнечных зайчиков», «У кого на полянке больше цветов», «Кто выше всех взберется по лесенке» и т.п.
    • Кому достанется приз от «гостя» (героя мультфильма, сказки).
    • Экраны успехов.

Дидактическая игра

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов и должна быть связана с закрепляемой темой. Игру можно проводить как по письменным предметам, так и по чтению (на развитие навыков чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память. Подбирать игру для самоподготовки должен, по всей видимости, учитель, так как только он может учесть проблемы и особенности усвоения темы детьми.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовках не обязательно (хотя и не запрещено).

Работа с дневниками

Дневники ведутся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, начиная с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

После введения дневников на первых занятиях нужно рассказать детям об их пользе, об их использовании взрослыми людьми, обязательно показать свой ежедневник. В течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен пользоваться им для того, чтобы найти домашнее задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

Поскольку домашнее задание в специальной (коррекционной) школе VIII вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник не реально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике. Вместе с учителем воспитатель учит детей пользоваться закладкой. Кстати, в течение года на занятиях типа «творческой мастерской» воспитатель обязательно планирует обучение уходу за учебниками: аккуратное стирание карандашных заметок, обновление обложек, изготовление закладок.

На этапе работы с дневником воспитатель учит детей определять рациональную последовательность выполнения заданий и планировать распределение времени. Воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимание нужно больше». Нельзя говорить детям, что «Чтение легче, чем математика и русский язык». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для части детей чтение - самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

  1. «В гости приходят Незнайка или Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь по легче, а потом математику, а в конце проведем физминутку. Дети не должны соглашаться с героем, по совету воспитателя они объясняют верную последовательность работы.

  1. Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Более сложная задача - формирование у детей умения распределять время на самоподготовке.

В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать, не отвлекаясь. Однако уже младших школьников нужно учить «Чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

  1. Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.
  2. Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени. В 3-4 классах этот сектор можно разделить на части, отметив картинками этапы самоподготовки.
  3. Использование картинного «плана самоподготовки». Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми, договариваясь, какими картинками будут обозначаться этапы самоподготовки (например, работа с дневником - картинка дневника, дидактическая игра - картинка мяча и т.д.). план вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т. п.), на каком этапе находятся дети, и сколько еще работы осталось.

Для формирования у детей «чувства времени» специальные игры и упражнения нужно использовать как можно шире: учителю - на уроках, воспитателю - во время всех режимных моментов (в частности, можно это сделать и на самоподготовке, на этапе дидактической игры). Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Педагог показывает детям минутные песочные часы и объясняет, как они действуют. Потом он предлагает узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в классе, решить несколько примеров («Сколько?») и т.д. Очень показательны результаты этой игры на прогулке. Затем берутся двух- трех- и пятиминутные часы.

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Цель этого этапа - приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

Главное требование к деятельности воспитателя на этом этапе - сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания. Подчеркнем, что подобные ситуации могут быть лишь в тех случаях, когда учитель не соблюдает методики определения домашнего задания, не реализует принцип дифференцированного подхода. Очевидно, такому учителю следует рекомендовать повышать свою педагогическую грамотность, обращаться к литературе, посещать уроки коллег, самоподготовки, анализировать деятельность детей на самоподготовке.

Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно. Например, в первом и втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течении нескольких занятий (их количество зависит от состава класса) он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и каждой четверти.

Ориентировка в домашнем задании

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

  1. Прочитать задание (приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).
  2. Повторить правило (ребенок должен определить и вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).
  3. Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).
  4. Записать первые строчки (слова) упражнения.
  5. Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в первом и втором классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основные обязанности:

  1. Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).
  2. Помощь детям при затруднениях.

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

  • Предложение перечитать задание
  • Предложение перечитать правило
  • Посмотреть аналогичное задание в классной работе

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Самопроверка

Цель этого этапа - добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования приемов и навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием решения обратной задачи или выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Решение задачи формирования у детей привычки проверять себя часто наталкивается в школе непреодолимую, но искусственную трудность: исправление ошибок детьми в письменных работах наказывается снижением отметки «за неаккуратность». Воспитатель не может решить эту проблему сам, без учителя и администрации, поэтому она обязательно должна быть предметом обсуждения в педагогическом коллективе. Кажется разумным принять за правило не снижать отметку за самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ребенком ошибки - данное умение все-таки более значимо для социальной адаптации умственно отсталых детей, чем умение сделать запись без помарок (что не значит - без ошибок). Нужно также специально учить детей аккуратно исправлять работы, пользоваться в сомнительных случаях карандашом, делать сложные расчеты на черновиках.

Для формирования понимания необходимости проверять любую свою работу и подержания у детей желания проверять себя можно использовать такие приемы:

  • Ситуации, показывающие, что от сделанной и неисправленной ошибки может зависеть успех деятельности, благополучие и даже жизнь человека. Это игры (с соответствующими пояснениями) типа «Годишься ли ты в авиадиспетчеры, наборщики, конструкторы и т.п.».
  • Объяснение зависимости отметки от количества сделанных ошибок.
  • Подчеркивание зависимых учебных успехов отдельных детей (особенно слабых) от тщательности проверки (на первых порах - вместе с воспитателем). Этот прием убеждает детей, что время на самопроверку было потрачено не зря.
  • Использование «экранов», на которых отмечаются успехи детей в овладении умением проверить себя. При этом ребенок получит приз прежде всего за то, что сам, без напоминания пытается себя проверять и за успешность проверки. Подчеркнем, что оценивается именно качество проверки, а не отсутствие ошибок в письменной работе само по себе.
  • Оценка проверки сказочным героем (мудрым волшебником, Мальвиной, Совой и т.п.)

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ детей воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, отлично работал и хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка - это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать как они выполняли задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке - вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самопроверки

При проведении итога самопроверки воспитатель оценивает (естественно, качественно) прежде всего самостоятельность детей. Акцент делается на успехах. Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка4 как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.0

Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарища

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида №13»

Самоподготовка

6 класс

Составила: Ефименко И.В

Воспитатель

Юрга 2015

Самоподготовка в 6 классе.

Задачи:

Развивающая:

трудолюбие, аккуратность, интерес к учению

Коррекционно - развивающая цель: развивать слуховое и зрительное внимание, память при вычислении; развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания.

Ход самоподготовки

I.Организационный момент

Прозвенел звонок на самоподготовку.

Всем, всем добрый день

Прочь с дороги злая лень

Не мешай учиться

Не мешай трудиться!!!

Ребята, поприветствуйте гостей кивком головы и подарите им доброжелательную улыбку.

Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Ребята, а скажите, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончилась самоподготовка? (Нет!)

Только началась самоподготовка? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значить можно всем садиться.

Посмотрите в дневники, по каким предметам нам необходимо подготовить задания на завтра? А вот с какого предмета мы начнем нашу самоподготовку, вы узнаете, если отгадаете загадку:

(слайд 2)

Урок интересный, на нем мы считаем,

Все вместе примеры, задачи решаем,

Циркуль, все точно – без всякой романтики.

Ну, что за урок? То урок….

Да, правильно начнем с математики. (слайд 3)

Для того чтобы нам настроиться на выполнение домашнего задания по математике , проведем небольшую разминку. (слайд4)

  1. Одно яйцо вариться 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?

(столько же)

2) Прошло три дня после воскресенья, какой наступил день? (четверг)

3) Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)

Ребята, а кто скажет, какую тему вы изучаете на уроке? (слайд 5)

А, кто назовет компоненты при умножении?

Теперь внимание на доску, посчитаем немного устно, даны числа (слайд6)

145, 1268,3746,122,5478,9922

Назовите четные числа

Назовите нечетные числа

На какое число делятся четные числа?

Повторим таблицу умножения, следующим образом:

*** 4

Решите цепочки примеров:

*7 -13 \5 *7

55 \5 *8

Следующее задание мы будем выполнять разделившись на две группы, следует соединить стрелочками правильные ответы с примерами:

4*5= 36 5*6 = 56

3*7= 34 7*8= 31

6*8= 21 6*9= 24

9*4= 20 4*6= 54

Даны ответы табличного умножения (слайд 7)

3,6,9,12,15,18,21,23,24,27,30

Ребята, это ответы таблицы умножения на какое число? (На 3)

А, какая допущена ошибка? (23 – ответ не табличного умножения)

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка. (элект.вариант)

Русский язык

Силен, могуч, красив, велик!

Прекрасен, русский наш язык

Таких, как он не видел свет

Ему сравненья даже нет!

Ребята, а что знакомое мы услышали в этом стихотворении. О чем говорится в этом стихотворении? (О русском языке)

Мы приступаем к выполнению домашнего задания по русскому языку (слайд 8) и начнем со словарной работы:

Работа в группах

1) даны каждой группе карточки со словарными словами, на карточках нужно вставить безударную гласную. Выполнив это задание в группах, один участник от каждой группы выполняет это задание на доске.

Карточка с заданием:

Д…быча, б…гатство, м…даль, женщ…на, к…мандир, …кеан, д…ректор, …нтенна.

Ребята, а кто назовет тему, которую вы изучаете на уроке русского языка?

(слайд 9)

Ребята из предложенных словарных слов, вам нужно составить словосочетание – существительное и прилагательное. Дальше я показываю карточки с заданием, а вы должны просклонять данное словосочетание согласно задания на карточке.

А теперь дежурные объявят какое упражнение задано для выполнения.

Выполнение домашнего задания.

Проверка выполненного домашнего задания.

Чтение.

- Для того чтобы узнать к какому предмету мы переходим дальше, следует прочитать данное слово. – ечтнеи (слайд10). Мы начинаем выполнять домашнее задание по чтению.

Дежурные скажите, что задано по чтению, но прежде чем начать читать, сделаем небольшую разминку для глаз.

Физминутка для глаз.

Теперь сделаем речевую разминку, вспомним скороговорку с которой мы работаем, проговорим сначала медленно, четко выговаривая слова, затем с ускорением (слайд 11)

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Приступаем к чтению рассказа « Кот в сапогах», сначала жужжащим чтением и во время чтения определяем сколько героев в этом рассказе. Дальше продолжаем читать по ролям. Работа по вопросам.

Подведение итогов самоподготовки.(слайд14-15)

Самоанализ самоподготовки.

Цель самоподготовки: привитие воспитанникам навыков самообразовательной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Задачи:

Образовательная: создание условий для отработки навыков и умений при устных и письменных вычислениях; развитие умений и навыков использовать теоретические знания на практике при умножении на однозначное число столбиком.

Развивающая: развивать интерес к учёбе, через дополнительные, коррекционные задания, психические процессы (внимание, мышление, речь); двигательную активность (через различные физпаузы) с целью повышения уровня работоспособности; познавательную активность; расширять кругозор детей.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, активность дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к учению, доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.

Коррекционно - развивающая цель: развивать слуховое и зрительное внимание, развивать логическое мышление, память при вычислении; развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания.

Во время проведения самоподготовки мною использовались следующие методы обучения:

по способу подачи материала:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение);

Наглядный (показ, демонстрация);

Практический (выполнение работ с применением полученных знаний);

по характеру деятельности обучающихся\воспитанников:

Групповая;

Индивидуальная;

Были использованы разнообразные приемы вовлечения детей в активную деятельность:

Коллективные формы деятельности с целью формирования опыта общения и работы в группе;

Наглядные пособия и вспомогательные материалы для развития всех чувств ребенка;

Игры – задания для развития фантазии, творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи, пополнение словарного запаса.

На этапе мотивационно – целевом создала положительный психологический настрой через слова, произнесенные в оргмоменте, активизировала внимание детей, учащиеся позитивно настроились на самоподготовку.

Все практические задания были направлены на выполнение цели и задач самоподготовки и построены с учетом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. Дети не испытывали трудностей при беседах, активно отвечали на мои вопросы. Не было затруднений при выполнении практических заданий. Давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на самоподготовке. Использовала различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка. Для снятия напряжения и усталости были предложены физминутки для глаз и на движение, смена видов деятельности.

По моему мнению, все ребята были активными, им было интересно на занятии. Считаю, что ребятам больше всего понравилось выполнять задания при устном счете, разминка для глаз. Из – за индивидуальных особенностей личности ребенка – медлительности, Петрова Николая, Матюхиной Леры, Вищенко Вани ребята не совсем укладывались по времени, при выполнении домашнего задания.

Использовала ИКТ, личностно- ориентированный подход (дети оценили себя самостоятельно), индивидуальный и дифференцированный подход

(индивидуальные задания), здоровье – сберегающие технологии.

Воспитатель И.В Ефименко


Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умения читать текст и пересказывать.
Закреплять навык безошибочного списывания букв, слогов, слов, предложений.
Закреплять умение решать примеры.

Коррекционно- развивающие: Корректировать внимание, память, операции мышления. Развивать умение слушать. Понимать сказанное.

Воспитательные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственность. Корректировать внимание, память, операции мышления.
Наглядный материал и оборудование: кукла Маша, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, учебники по чтению, по русскому языку и математике.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент
Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас в классе. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке. Желаю всем вам успехов.

II. Постановка задач, повторение правил работы во время самоподготовки
1. Вы все видели мультфильм «Маша и медведь»?
Сегодня мы будем помогать Маше стать умнее, учить ее вместе с медведем читать и пересказывать, правильно писать, делить слова на слоги и решать примеры.
И так вы готовы?
2. Проверка наличия на столах школьных принадлежностей:
Молодцы, как всегда приготовили всё необходимое для проведения занятия.

3.Маша спрашивает: Интересно, а что вы сейчас будете делать?
Дети: Выполнять домашние задания.
– Ребята, давайте Машу научим правилам работы на занятиях.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

4.Повторяем правила самоподготовки: Правило «3-х «Я» (Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам себя оцениваю.) Маша:
– Какой сегодня день недели?– Сколько у вас было уроков?– По каким предметам задали домашнее задание?– Как надо работать, чтобы выполнить все задания?
III. Математика 1. Проверка порядка на партах
2. Разминка
Воспитатель: Ребята, наша гостья Маша для вас подготовила «Весёлые задачки». Я вам сейчас их зачитаю, а вы ответ сосчитайте.
У мышки два ушка.
Сколько ушей у двух мышей?

На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?)

На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?

Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по математике? (Учебник стр.28, №13).
4. Разбор задания.
Воспитатель: Какое число, получается, от сложения первого и второго слагаемых?
Дети отвечают.
5. Самостоятельная работа
Индивидуальная помощь по необходимости.6. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше- выше
IV Русский язык
1. Разминка
Воспитатель: Делим слова на слоги и запишем в таблицу. Парта, урок, мяч, сорока, сад, ворона.
1слог 2слога 3 слога

2. Повторение правил.
Как переносятся слова с одной строчки на другую?
Можно ли оставить одну букву на строчке или переносить?
3.Разбор упражнения.
4.Текущий инструктаж по положению тетрадей при письме, посадке.

5. Самостоятельная работа
Индивидуальная помощь по необходимости.
На полях тетради поставьте себе ожидаемую оценку за выполненную работу.

4. Физкультминутка для рук
Пришла пора для физкультминутки,
К письму мы приготовим руки

Этот пальчик- бабушка.
Этот пальчик-дедушка.
Этот пальчик-мама.
Этот пальчик-папа.
Этот пальчик- я.
Вот и вся моя семья
V Чтение
1.Разминка
Начинаем с речевой разминки.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по чтению? (Учебник стр.22).
2.Работа с рассказом.
Чтение с воспитателем.
Жужжащее чтение.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы.

VI. Самоанализ
Воспитатель: Маша хотела бы знать, как вы оцениваете свою работу на занятии.
VII. Подведение итога работы
Воспитатель: Как вы оценили своё выполнение домашнего задания? Почему?
Всё ли успели сделать?

Маша благодарит вас и говорит вам «Спасибо»


Приложенные файлы

Самоподготовка.

Цель: формирование общеучебных навыков и умений для успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками.

Задачи:

- образовательные:

закрепление знаний, полученных на уроке, формирование умений организовывать своё рабочее место, планировать текущую работу, понимать учебную задачу и нацеливать себя на её выполнение, соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определённых временных рамках, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- развивающие:

развитие познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, мышления, речи, развитие навыков и умений самостоятельной работы с учебником, расширение кругозора, словарного запаса;

- воспитательные

воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры и умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Ход самоподготовки

    Организационный момент.

- Всем, всем добрый день

Прочь с дороги злая лень

Не мешай учиться

Не мешай трудиться!!!

- Проверьте: всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

У кого всё это есть,

Может тихо – тихо сесть.

Молодцы! А теперь тихо сели, выпрямили спинки, отвели плечики, положили руки «полочкой».

- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, месяц, день недели?

Постановка задачи.

На самоподготовке мы должны вспомнить то, что вы изучили на уроках и подготовиться к следующему рабочему дню, чтобы завтра чувствовать себя уверенно и достичь новых знаний.

Посмотрите на доску, по каким предметам нам необходимо подготовить задания на завтра? А вот с какого предмета мы начнем нашу самоподготовку, вы узнаете, если отгадаете загадку:

-Урок интересный, на нем мы считаем,

Все вместе примеры, задачи решаем,

Циркуль, все точно – без всякой романтики.

Ну, что за урок? То урок….

Да, правильно начнем с математики.

    Математика.

Устный счёт.

Для того чтобы нам настроиться на выполнение домашнего задания по математике , проведем небольшую разминку.

Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?

(столько же)

2) Прошло три дня после воскресенья, какой наступил день? (четверг)

3) Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)

Следующее задание: Сосчитай по цепочке.

Следующее задание: Увеличь каждое число на 5.

А сейчас пришла пора выполнить домашнее задание по математике. Скажите, пожалуйста, что нам сегодня задали?

Перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания немного разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Открываем тетради, красиво записываем домашняя работа и выполняем задание.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!!

    Динамическая минутка.

    Русский язык.

- Послушайте загадку:

Пишет аккуратно каждый ученик.

Правила читаем, учим назубок.

Ну, ребята, что же это за урок? (Письмо)

Правильно, значит пришла очередь выполнения домашнего задания по письму.

Но прежде, чем приступить к выполнению домашнего задания, я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Снежные загадки».

Выполнение домашнего задания.

А сейчас пришло время выполнения задания по письму.

А сейчас открываем тетради, красиво записываем домашняя работа и выполняем задание.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!!

Выполнение домашнего задания. Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Дополнительные карточки для сильных учеников.

Взаимопроверка выполнения домашнего задания.

    Дыхательная гимнастика.

А сейчас мы с вами немного отдохнем.

    Чтение.

Отгадайте следующую загадку.

Сперва по слогам, а теперь как хотим.

Мы учим легко стихотворные строки,

Рассказ от поэзии вмиг отличим,

К нам с книгой приходит само вдохновение,

И все на уроке каком же? (Чтения)

Речевая разминка.

Прежде, чем выполнить задание по чтению, проведем речевую разминку. Посмотрите на экран. Давайте прочитаем, что здесь написано. Читать будем сначала медленно, четко выговаривая слова, затем с ускорением.

Физминутка для глаз.

Поработаем немножко глазками.

Выполнение домашнего задания.

Вот и пришла очередь выполнения домашнего задания по чтению.

Скажите, пожалуйста, что нам сегодня задали?

Выполнение домашнего задания.

    Подведение итогов самоподготовки.

Итак, ребята, занятие наше окончено. Мы с вами выполнили домашнее задание, сделали много дополнительных заданий. Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились, справились со всеми заданиями. Спасибо.


    III. Планирование работы, работа с дневником.

    Открыли дневники.

    По каким предметам вы имеете домашнее задание? (Математика, русский язык.)

    Что необходимо хорошо знать, чтобы безошибочно решать примеры? (Таблицу умножения.)

    Игра «Расшифруй слово» (слайд 6)

    Ключевое слово: ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

    Упражнения для активизации внимания.

(От классной работы отступим четыре клетки вниз и запишем «Домашняя работа», ниже слово «Примеры», между столбиками - 3 клетки.)

Физминутка (слайд 7)

V. Выполнение домашнего задания по русскому языку.

Игра «Исключи лишнее» (слайд 8-9)

Существительное, глагол, корень, прилагательное;

Приставка, корень, суффикс, сказуемое;

Подлежащее, сказуемое, существительное, однородные члены предложения;

Ночь, лес, стол, красивый, осень;

Теплая, зелёная, бежит, смешная;

Москва, парта, дневник, мел.

Словарная работа: обречен на неподвижность, полотна, ярмарка, живописец.

(От классной работы отступаем вниз 2 строки, пишем «Домашняя работа», ниже записываем «Упражнение» и далее - выполняем задание)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

VI. Самопроверка.

VIII. Самоанализ.

Навели порядок на своих рабочих местах. Скажите, всё мы с вами выполнили из того, что запланировали? (Да.)

Поработали хорошо или нет? (Хорошо!) (внимание на доску)

И если посмотреть на кружки, выбранные вами - вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! Я довольна вами!

Занятие окончено.

Всем спасибо за работу!

Просмотр содержимого документа
«Конспект самоподготовки в 8 классе школы-интерната VIII вида »

Конспект проведения самоподготовки в 8 классе.

Цель: формирование целенаправленного умения самостоятельной деятельности, закрепление полученных на уроке знаний.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Учить самостоятельно ориентироваться в условиях домашнего задания (на какую тему задано, каким способом выполняется); формировать понимание необходимости проверять свою работу, навыки самопроверки и самоконтроля.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мышление, внимание, память учащихся, через дидактические упражнения, дополнительные задания; развивать мелкую моторику, двигательную активность, через проведение динамических пауз, с целью повышения работоспособности воспитанников.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, дисциплинированность.

Оборудование: учебники, индивидуальные тетради, карточки с заданиями, книги для дополнительного чтения, мультимедийная доска, ноутбук.

Ход самоподготовки.

I . Организационный момент.

Встаньте, пожалуйста, давайте поприветствуем педагогов школы.

(Здравствуйте! Добрый день!)

Подготовка рабочего места. (проверка детьми наличия учебных принадлежностей, их расположение на столе)

Настало время приступить к выполнению домашнего задания. Посмотрите все на меня, улыбнитесь, настройтесь на работу. Я прошу вас проверить, хорошо ли вы приготовили своё рабочее место. У кого на парте порядок и лежит всё необходимое для работы, тот может сесть.

- Ребята!У нас сегодня гости. Они пришли, чтобы узнать вас лучше. Поэтому вы должны показать свои знания, постараться быть внимательными, приветливыми и воспитанными хозяевами.

На доске фраза: «Гость недолго гостит, но многое замечает». (слайд 2)

К какому жанру народного творчества мы можем её отнести? (пословица)

Как вы понимаете её смысл? (ответы детей)

II . Постановка задач.

Скажите, какая задача стоит перед вами на самоподготовке? (ответы учеников)

Закрепить материал, который вы изучили на уроках.

А сейчас, давайте повторим правила, которые помогут нам в работе: (слайд 3)

    Взялся за дело - не отвлекайся, не мешай другим.

    Делай всё быстро и аккуратно.

    Своевременно сообщай о том, что тебе нужна помощь.

    Не выкрикивай с места, поднимай руку.

III . Планирование работы, работа с дневником.

Открыли дневники.

По каким предметам вы имеете домашнее задание? (Математика, русский язык. )

Первый предмет, по которому мы будем выполнять задание это математика.

Какую тему вы сегодня изучали на уроке? (нахождение среднего арифметического числа)

Повторение правила нахождения среднего арифметического числа. (слайд4)

Решение задачи на закрепление правила. (слайд 5)

Что необходимо хорошо знать, чтобы безошибочно решать примеры? (Таблицу умножения. )

Давайте, повторим таблицу умножения.

Игра «Расшифруй слово» (слайд 6)

Ключевое слово: ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Как вы думаете, это качество необходимо для нашей работы?

Сейчас, мы выполним упражнения, которые подготовят ваш организм к напряженной работе.

Упражнения для активизации внимания.

    Откиньтесь на спинку стула, разотрите хорошенько уши, сначала только мочки, а потом все ухо целиком, ладонями. (15-20 сек.)

    Качания головой. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.

Воспитатель: Откройте, пожалуйста, учебник по математике.

Стр._______, № _______. Найдите задание, которое вам задано? Инструкции по выполнению задания.

Воспитатель: - Как будем оформлять свою работу в тетради?

(От классной работы отступим четыре клетки вниз и запишем «Домашняя работа», ниже слово «Примеры», между столбиками – 3 клетки.)

Ребята, есть ли вопросы по поводу выполнения домашнего задания по математике? У кого возникнут трудности в процессе работы, поднимайте руку, я окажу помощь.

Кто закончит выполнение домашнего задания раньше, тот получит дополнительные задания.

Физминутка (слайд 7)

V . Выполнение домашнего задания по русскому языку.

Игра «Исключи лишнее» (слайд 8-9)

Цель: развитие логического мышления, мотивация деятельности.

Существительное, глагол, корень , прилагательное;

Приставка, корень, суффикс, сказуемое ;

Подлежащее, сказуемое, существительное , однородные члены предложения;

Ночь, лес, стол, красивый , осень;

Теплая, зелёная, бежит , смешная;

Москва, парта, дневник, мел.

Какое домашнее задание задано по русскому языку?

Дом. задание стр. ______, упр.№ _____

Словарная работа: обречен на неподвижность, полотна, ярмарка, живописец.

Откройте, пожалуйста, учебники. Прочитайте упражнение и задание к нему.

О ком рассказывается в упражнении? (о художнике Кустодиеве Б.М.) (слайд 11)

Давайте разберём ряд примеров.

Индивидуальная работа: _______________________________________

Как будем оформлять работу в тетради?

( От классной работы отступаем вниз 2 строки, пишем «Домашняя работа», ниже записываем «Упражнение» и далее – выполняем задание)

Если у вас нет вопросов по поводу выполнения домашнего задания, то можете приступать к работе. Времени у вас 10-12 минут.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

После выполнения письменного задания, гимнастика для снятия глазного напряжения. (Зрительный тренажер Базарного)

VI . Самопроверка.

Чтобы убедиться, что задание выполнено правильно, необходимо сделать проверку.

VIII . Самоанализ.

Рефлексия: «Оцени свою работу». (слайд12)

А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой»

IX . Итог.

Навели порядок на своих рабочих местах. Скажите, всё мы с вами выполнили из того, что запланировали? (Да. )

Поработали хорошо или нет? (Хорошо! ) (внимание на доску)

И если посмотреть на кружки, выбранные вами – вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! Я довольна вами!

Занятие окончено.

Всем спасибо за работу!