Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы. Здоровье ребенка Современные проблемы здоровья и развития детей

Охрана и укрепление здоровье детей дошкольного возраста как социальная и педагогическая проблема.

Климентьева Т.А.,

инструктор по физическому воспитанию,

ГККП «Ясли – сад №16 акимата города

Костаная отдела образования акимата

города Костаная»

Дошкольный возраст – особенный период развития ребенка. Так как именно в этом периоде мы педагоги и родители закладываем фундамент здоровья детей, выносливость и сопротивление его организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Одной из сторон развития личности ребенка является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем. В период дошкольного детства закладываются основы здорового образа жизни, всесторонней двигательной подготовки и гармоничного физического развития. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения осуществляет свою работу под гуманным лозунгом за всю историю человечества: «В 21 веке – здоровье каждому человеку планеты!». И понятие «здоровье» определяет, как физическое, психическое и социальное благополучие. Эта трактовка поднимает роль физического воспитания совершенно на новый уровень, она становится основой формирования здорового образа жизни людей в целом. П. И. Калью отмечал, что одни авторы трактуют здоровье как состояние, другие как динамический процесс, третьи обходят понятие стороной. Анализируя всех авторов он приходит к выводу, что в настоящее время педагоги склоняются к тому, что здоровье является динамическим процессом. Проанализировав существующих понятий «здоровья» позволяет выделить четыре основных модели: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно – социальную.

Наряду с загрязнением окружающей среды в республике, ускорение темпа жизни общества, связанное с этим увеличение отрицательных эмоций детей, внешней нестабильности и экономической сложности, связанной с финансовым кризисам происходит истощение защитных механизмов, срыв иммунной системы детей дошкольного возраста, рост патологий. Наиболее критическая группа населения, в недрах которой закладываются основы будущего здоровья и благосостояния нации республики – это дети дошкольного возраста. Эти факторы и патологии проявляются в разрушении воспитания и обучения детей в семьях, высокий уровень заболеваемости самих родителей, а не только детей, педагогические и медицинские проблемы, а так же способствует увеличению детей с ограниченными возможностями в здоровье, и делают проблему еще более актуальной.

Здоровье ребенка – дошкольника в основном зависит от условий общества, жизни семьи, гигиенической культуры, статуса здравоохранение и образования, социальной и педагогический проблемы в республике, мире.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей при поступлении в дошкольное учреждение выявляется 27,5% детей с проблемами со здоровьем; с нарушением осанки – 24,5%; с каждым годом увеличивается процент заболеваний органов пищеварения – это составляет почти половину детей посещающих дошкольных учреждения; а также наблюдается тенденция к росту заболеваний кровообращения – 42%.

Сделав анализ заболеваемости детей дошкольного возраста с 3-х лет до 6 лет, можно сказать, что ребенок в период дошкольного детства часто подвергается воздействиям различных факторов (экология, человек, природа). Увеличивается процент детей с заболеваниями острых респираторных, ангина, отит и это приводит к недоразвитию как физических качеств, так умственного, психологического развития ребенка. Часто болеющие дети встречаются с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. В Республике присутствует большой процент детей с положительной пробой Манту, что приводит к заболеваниям легких. То есть у детей дошкольного возраста слабый процент иммунитета.

Причины ухудшения состояния здоровья самые разнообразные , в от только некоторые из них:

    к лиматические условия : недостаток кислорода, длительная зима, сопровождаемая низкой температурой воздуха, короткий световой день в зимний период, резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха, недостаток ярких природных красок, низкое содержание йода в воде и многое другое;

    с оциальные условия . Интенсификация труда ведет к частым стрессам, длительным физическим или интеллектуальным нагрузкам. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда в страхе потерять работу, мамам приходится оставлять даже полугодовалых малышей на бабушек и нянь. Что также негативно влияет на соматическое и эм оциональное здоровье ребенка;

    т ехнологизация жизни . Некоторым беременным женщинам, в силу своей профессии, приходится работать за компьютером. А известно, что даже минимальное облучение вредит здоровью плода. Сюда же относится и частое, бесконтрольное пользование сотовым телефоном.

Здоровье детей зависит еще и от его социального благополучия, то есть семьи. Концепция дошкольного воспитания уделяется внимание связи семьи и дошкольного учреждения в области здоровья. Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и дошкольным учреждением, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Реализаций основных положений, связанных с охраной и укреплением здоровья дошкольников, направила на поиск инновационных физкультурно-оздоровительной работы педагогов, оценки здоровья и физического развития.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного учреждения, должна базироваться на осознанном отношении детей к здоровью, должна стать системным фактором физкультурно – оздоровительной деятельности при соблюдении некоторые педагогических условий.

1) Своевременное повышение квалификации инструкторов по физическому воспитанию. Одной из важнейших приоритетных задач становится здоровьесберегающие технологии, без которых не проходит учебно – воспитательный процесс ДО. Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме воспитание физической культуре здоровьесбережения и здоровьеобогащения; специально организованное во времени и в рамках определенное образовательной системой взаимодействие детей и педагогов. Здоровьесберегающая технология, направлена на решение, приоритетной задачи, современного дошкольного образования, сохранение и обогащение здоровья детей в условиях дошкольного учреждения. Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью, накопление знаний о нем и умение его оберегать, иметь знание о валеологической компетентности, что позволить ребенку – дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни.

2) Создание условий и содержания здоровьесберегающей среды для детей дошкольного возраста в ДО. Полноценное и всестороннее развитие детей не может осуществляться без правильно организованной на достаточном уровне двигательной активности детей дошкольного возраста, которая оказывает большое влияние на состояние здоровья и физическое развитие. Организация двигательной активности способствуют эффективной организации педагогического процесса, позволяет решать ряд задач:

    развитие движений и совершенствование двигательных функций;

    достижение необходимой физической подготовки;

    предупреждение различных нарушений опорно – двигательного аппарата;

    воспитание волевых черт личности, активности, самостоятельности;

    создание условий для отдыха детей, различной деятельности в режимных моментах, то есть в играх, развлечениях, спортивных праздниках, дней здоровья и т.д.

При организации образовательного процесса, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и способности. А важным принципом при организации образовательного процесса является принцип оздоровительной направленности, который доминат здоровья всех форм образовательной работы с детьми. Наиболее важным принципом так же можно выделить гармонию трех начал, ими являются в гармоничном соединений направления в развитии ребенка: физического, эмоционально-личностного, интеллектуального.

Многолетние исследования, проведенные ведущими учеными, доказали, что именно дошкольный возраст является чрезвычайно важным для формирования интеллекта, личности, социального и эмоционального развития человека.

В свою очередь реализация социального заказа общества, родителей, начальной школы на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, имеющей не только набор знаний, но и умеющей применять эти знания на практике, достаточно быстро адаптироваться в окружающей среде, предполагает обновление содержания образовательных программ. В программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет), в программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Б із мектепке барамыз » (от 5 до 6 лет) предполагает использование новых современных подходов к организации педагогического процесса ориентированного на потребности и возможности ребенка, направленного на его компетентностное развитие. А это, в свою очередь, требует вдумчивого, творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, но и в большей мере методами проектирования своей деятельности, прогнозирования процессов развития ребенка, методами наблюдения и оценки его развития.

Литература.

1. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник: социально – оздоровительная технология 21 века / Ю. Е. Антонов. – М. : Просвещение, 2008. – 198 с.

2. Бутузова, А. С. Медико-педагогическая оздоровительная работа / А. С. Бутузова, П. А. Волков // Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. – 44 с.

3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. – А. : Мин.о. и н. РК, 2012. – 55 с.

4. Гупп, Г. М. Современные технологи проблемы охраны здоровья: учеб. пособие / Г. М. Гупп – Спб. 2010. – 185 с.

5. Каменская , В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегательных технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пос. / В. Г. Каменская, С. А. Котова; под ред. Н. А. Ноткиной. - СПб: Книжный дом, 2008. – 224 с.

6. Кочеткова, Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М. : Просвещение, 2005. – 233 с.

Матейкович Е.А.

ORCID:0000-0002-2612-7339, Кандидат медицинских наук, доцент,

Тюменский государственный медицинский университет

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Г. ТЮМЕНИ

Аннотация

Решение одной из самых актуальных задач здравоохранения – сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков – сталкивается с трудностями, обусловленными материальными условиями жизни семьи, плохой экологией, образом жизни ребенка, подростка. В литературе указывается на рост общей и гинекологической заболеваемости девочек и девушек. Автор ставит цель проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к детскому гинекологу в многопрофильную клинику Тюменского государственного медицинского университета. В работе отмечается широкое распространение среди девочек в оспалительных заболеваний половых органов, обусловленных нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, бесконтрольным приемом антибиотиков. У девушек отмечается низкий уровень культуры сексуального поведения, наличие вредных привычек, оказывающие прямое негативное влияние на гинекологическую заболеваемость. Констатируется важность участия гинеколога при проведении профилактических осмотров в школах и дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, гинекологическая заболеваемость, дети и подростки, экстрагенитальная патология.

Matejkovic E.A.

ORCID: 0000-0002-2612-7339, MD, Associate professor,

Tyumen State Medical University

REPRODUCTIVE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN TYUMEN

Abstract

The solution of one of the most topical issues of public health is to preserve the reproductive health of children and adolescents, it faces difficulties due to the material conditions of the family, poor ecology, the way of life of a child, and an adolescent. In known scientific paper they indicate the increase in the overall and gynecological morbidity of girls. The author aims to analyze the structure of the gynecological incidence of children and adolescents in Tyumen at different age periods, proposes prevention measures and options for maintaining these patients in order to preserve their reproductive health. Medical treatment records of 600 girls who applied for medical help to a pediatric gynecologist in a multidisciplinary clinic of the Tyumen State Medical University were selectively examined during the research. Author highlights a widespread occurrence of inflammatory diseases of genitals among girls, caused by a violation of hygiene of genitals, concomitant pathology, uncontrolled reception of antibiotics. Girls have a low level of culture in sexual behavior, the presence of bad habits, having a direct negative impact on gynecological morbidity. The importance of participation of a gynecologist in conducting preventive examinations in schools and pre-school establishments is ascertained.

Keywords: reproductive health, gynecological incidence, children and adolescents, extragenital pathology.

Сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков относится к числу приоритетных задач здравоохранения как в России, так и за рубежом, поскольку девочки и подростки образуют резерв воспроизводства населения любой страны мира . Именно в детском и подростковом возрасте формируется нарушения специфических функций организма взрослой женщины, и в данный период жизни человека его репродуктивная система особенно уязвима. При этом на состояние репродуктивного здоровья детей и подростков оказывает влияние множество факторов, требующих самостоятельного изучения: наследственность, материальные условия жизни семьи, образ жизни ребенка и подростка, экологическое благополучие и т.д.

Многочисленные исследования последних лет активно указывают на резкое снижение доли абсолютно здоровых девочек, причем данная тенденция характеризует как общую, так и гинекологическую заболеваемость. У подавляющего большинства девочек и девушек выявляется одна, а нередко и несколько хронических болезней. Значительная часть подростков имеют метаболические нарушения, вредные привычки и ранний сексуальный опыт , последний фактор обусловливает выявление у них инфекций, передаваемых половым путем, являющихся одной из возможных причин бесплодия в будущем.

В структуре нарушений полового развития и гинекологической заболеваемости детей и подростков выделяются преждевременное половое развитие (от 2,5 до 3 % девочек в возрасте младше 8 лет), отсутствие полового развития (2-3 % девочек в возрасте 12 лет), врожденные пороки развития матки и влагалища (4% врожденных аномалий развития), дисменорея (39% у девочек в возрасте 13 лет, 72% – в возрасте 17 лет), аномальные маточные кровотечения (от 10 до 37,3%), олигоменорея (12,6% подростков в возрасте 15-18 лет), вульвит и вульвовагинит (65% девочек в возрасте от 1 до 9 лет), синехии (85% девочек в возрасте от 1 до 5 лет), хронический сальпингоофорит (14,6% сексуально активных девушек в возрасте 13-18 лет), опухоли и опухолевидные образования яичников (от 7,5 % до 19,2%) , , , .

Ученые обращают внимание, что состояние репродуктивного здоровья детей и подростков отличается в городской и сельской местностях , в горных районах и на равнине . Важное значение имеет проведение регулярных медицинских осмотров с участием гинеколога, эндокринолога и других узких специалистов . Регулярное проведение таких осмотров позволяет своевременно выявить экстрагенитальную и гинекологическую патологию у детей и подростков и, по возможности, предотвратить их неблагоприятное воздействие на репродуктивную систему ребенка .

Проживание на территории Западно-Сибирской низменности, где расположена Тюменская область, также оказывает влияние на состояние общего и репродуктивного здоровья детей и подростков. Так, у девушек-подростков здесь выявлен латентный дефицит железа, который превышает популяционный порог на 22%, поэтому юные беременные обоснованно относятся к группе риска по анемии .

Цель настоящей работы – проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. Автор длительное время осуществляет консультативный прием девочек и подростков в качестве гинеколога в многопрофильной клинике Тюменского государственного медицинского университета

При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к гинекологу, на основе специально разработанной карты, учитывающей такие сведения, как возраст, социальные условия жизни, диагностические данные, в том числе жалобы, гинекологический анамнез, результаты гинекологического осмотра и дополнительных методов исследования. Анализ медицинских карт проводился при условии согласия родителей пациенток на обработку содержащихся в них данных.

Результаты и обсуждение. Из 600 обратившихся на прием к гинекологу пациенток 45 находились в грудном возрасте (7,5%), 273 (45.5%) – в нейтральном периоде (от 1 года до 7 лет), в том числе 160 – в периоде раннего детства (от 1 года до 3 лет), 113 (18,8%) – в периоде первого детства, 40 (6,7%) – в препубертатном периоде (от 8 лет до менархе), 242 – в пубертатном периоде, в том числе в I фазе (от менархе до 14 лет) – 242 (40,3%), во II фазе (от 15 до 18 лет) – 162 (27%).

В структуре гинекологической патологии у детей грудного возраста чаще всего встречались синехии (82,2%), в том числе 33,3% – на фоне хронического вульвита. У 13,3% девочек выявлен вульвовагинит, в том числе у 11,1% – неспецифический. Только 2 девочки грудного возраста (4,5%) были признаны гинекологически здоровыми.

В периоде раннего детства на первое место в структуре гинекологической заболеваемости выходят вульвовагиниты: вторичный (33,7%), в т. ч. 21.8% – на фоне дисбактериоза кишечника, 11,9% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей, неспецифический (23,1 %), специфический (кандидозный) – 2,5%. Синехии наблюдаются у 34,4 % девочек, из которых 14,4% – на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми были признаны только 6,3% девочек.

У девочек в период первого детства также превалируют вульвовагиниты: неспецифический (40%), специфический (кандидозный) – 5,3%, вторичный (27,4%), в т.ч. 27,4% – на фоне дисбактериоза кишечника, 10,6% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей. Синехии встречаются гораздо реже – в 14,1% случаев, из которых 8,8% наблюдаются на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми признаны только 3% девочек.

В пубертатном периоде гинекологически здоровыми признаны 15 % пациенток. У остальных выявлены вульвовагиниты: 47,5% – непецифический, 10% – специфический, 27,5 % – на фоне экстрагенитальной патологии (вторичный), включая дисбактериоз кишечника (17,5%) и заболевания мочевыводящих путей (10%).

В структуре гинекологической заболеваемости девушек в пубертатном периоде лидируют различные нарушения менструальной функции (60,7%), в т.ч.: альгодисменорея (19,4%), олигоменорея (13,6%), нерегулярные менструации (10,3%), аменорея (8,7%), гиперполименорея (6,2%), ЮМК (2.5%). Воспалительные заболевания женских половых органов встречаются у 19,4% девушек, из которых 9,1% составляют вульвовагиниты: неспецифический (4,5%) и специфический (9,1%) – хламидиозный (5%), кандидозный (3,7%), гонорейный (0,4%), а также воспалительные заболевания верхнего отдела половых органов (5,8%). Киста яичника выявлена у 6,2 % пациенток, бактериальный вагиноз – у 4,9%, СПКЯ – у 3,7%, адреногенитальный синдром в «мягкой форме» – у 2,5%. Гинекологически здоровыми признаны только 2,9% девушек.

Выявленные результаты в основном коррелируют со структурой гинекологической заболеваемости детей и подростков в целом по стране , , . При этом в исследованных случаях обращает внимание единичное количество гинекологически здоровых пациенток во всех возрастных группах, что требует проведения более широкой профилактической работы, усиления пропаганды здорового образа жизни и культуры сексуального поведения, регулярной диспансеризации, прежде всего, в социально неблагополучных семьях.

Выводы:

  1. Воспалительные заболевания половых органов (вульвиты, вульвовагиниты) в период нейтрального детства занимают первое место в структуре гинекологической патологии.
  2. Нарушения менструальной функции такие как альгодисменорея, гипо- и гиперменструальный синдром, ЮМК послужили основными причинами обращения к гинекологу у девушек.
  3. У детей младшего возраста воспалительные заболевания обусловлены в основном нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, такой как дисбактериоз кишечника, заболевания мочевыводящих путей, бесконтрольным приёмом лекарственных средств, в частности антибиотиков.
  4. У девушек основной причиной воспалительных заболеваний являются инфекции, передаваемые половым путём, что свидетельствует не только о раннем начале половой жизни, но главным образом об отсутствии культуры сексуального поведения подростков, употреблении алкоголя и наркотиков, низком социальном уровне.
  5. Включение гинеколога в регулярные медицинские осмотры девочек и подростков способствует как своевременному выявлению гинекологических заболеваний, их лечению, так и профилактике возможных осложнений для гинекологического здоровья женщины, а, значит, сохранению репродуктивного потенциала будущих поколений.

Список литературы / References

  1. Атамбаева Р.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья девушек-подростков Кыргызстана [Электронный ресурс] / Р.М. Атамбаева, Ж.К. Исакова, Г.Д. Бейшенбиева, Ф.А. Кочкорова // Universum: Медицина и фармакология. – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (дата обращения: 24.11.2017).
  2. Гинекология: национальное руководство / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского, И.Б. Манухина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 1008 с.
  3. Гурьева В.А. Репродуктивное здоровье девочек-подростков в городе и сельской местности / В.А. Гурьева, И.М. Данилова, А.Н. Данилов // Сибирский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 71-74.
  4. Ербактанова Т.А. Репродуктивное здоровье девушек-подростков Тюменской области на фоне латентного дефицита железа: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.08, 14.01.01: защищена 05.06.2014 / Ербактанова Татьяна Александровна; ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия». – Тюмень, 2014. – 23 с.
  5. Курбатова А.В. Репродуктивное здоровье девочек-подростков / А. В. Курбатова, А. Т. Егорова // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. – № 2. – С. 9-13.
  6. Строзенко Л.А. Репродуктивное поведение современных девушек-подростков и уровень их соматического здоровья / Л.А. Строзенко, Л.Н. Клименов, Ю.Ф. Лобанов // Мать и дитя в Кузбассе. – 2011. – № 4. – С. 43-46.
  7. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2006. – № S. – С. 21-30.
  8. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек / Е.В. Уварова, В.И. Кулаков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2005. – № 1. – С. 6-10.
  9. Уварова Е.В. Особенности течения воспалительных заболеваний малого таза у девушек-подростков / Е.В. Уварова, Д.Р. Халимова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2011. – № 5. – С. 49-56.
  10. Хащенко Е.П. Современные подходы к диагностике и ведению пациенток с синдромом поликистозных яичников в подростковом возрасте / Е.П. Хащенко Е.П., Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2015. – № 5. – С. 5-9.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Atambaeva R.M. Mediko-social’nye aspekty reproduktivnogo zdorov’ja devushek-podrostkov Kyrgyzstana / R.M. Atambaeva, Zh.K. Isakova, G.D. Bejshenbieva, F.A. Kochkorova // Universum: Medicina i farmakologija . – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (accessed: 24.11.2017).
  2. Ginekologiya: natsional’noye rukovodstvo / ed. by G.M. Savelieva, G.T. Sukhikh, V.N. Serova, V.E. Radzinsky, I.B. Manukhin. – 2 nd edition. – M.: GEOTAR-Media, 2017. – 1008 p.
  3. Gur’yeva V.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov v gorode i sel’skoy mestnosti / V.A. Guryeva, I.M. Danilova, A.N. Danilov // Sibirskiy meditsinskiy zhurnal . – 2008. – № 2. -P. 71-74.
  4. Yerbaktanova T.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devushek-podrostkov Tyumenskoy oblasti na fone latentnogo defitsita zheleza : dis. … of PhD in Medicine: 14.01.08, 14.01.01: defense of the thesis 05.06.2014 / Yerbaktanova Tatyana Aleksandrovna. – Tyumen, 2014. – 23 p.
  5. Kurbatova A.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov / A.V. Kurbatov, A.T. Egorova // Sibirskoye meditsinskoye obozreniye . – 2009. – No. 2. – P. 9-13.
  6. Strozenko L.A. Reproduktivnoye povedeniye sovremennykh devushek-podrostkov i uroven’ ikh somaticheskogo zdorov’ya / L.А. Strozenko, L.N. Klimenov, Yu.F. Lobanov // Mat’ i ditya v Kuzbasse . – 2011. – No. 4. – P. 43-46.
  7. Uvarova Ye.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek Rossii v nachale XXI veka / E.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2006. – No. S. – P. 21-30.
  8. Uvarova Ye.V. Sovremennyye problemy reproduktivnogo zdorov’ya devochek / E.V. Uvarova, V.I. Kulakov // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov.[ Reproductive health of children and adolescents]. – 2005. – No. 1. – P. 6-10.
  9. Uvarova Ye.V. Osobennosti techeniya vospalitel’nykh zabolevaniy malogo taza u devushek-podrostkov / Ye.V. Uvarova, D.R. Khalimova // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov [ Reproductive health of children and adolescents]. – 2011. – No. 5. – P. 49-56.
  10. Khashchenko Ye.P. Sovremennyye podkhody k diagnostike i vedeniyu patsiyentok s sindromom polikistoznykh yaichnikov v podrostkovom vozraste / Ye.P. Khashchenko Ye.P., Ye.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2015. – No. 5. – P. 5-9.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения. . . . . . . 13
  5. Заключение. . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы. . . . 16

Введение.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

Ухудшение социального статуса большинства детей;

Изменение качества питания;

Воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

Нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

Медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

Введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детской и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого социальных условий и частотой их смены (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют три группы факторов:

  1. Факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);
  2. Образ жизни;
  3. Состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном воздействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обуславливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40%, факторов загрязнения окружающей среды – 30% (в том числе собственно природно-климатических условий – 10%), биологических факторов – 20%, медицинского обслуживания – 10%. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума. На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

  1. Медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;
  2. Факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;
  3. Факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком дошкольного учреждения. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5% в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7%, т.е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5% при поступлении в школу до 13,9% в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, подовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенический правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т.д.

Проблемы и решения

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции. Значительная часть детей и подростков имеет низкий уровень физической активности, не выполняет рекомендации врача, имеет недостаточный сон и нарушения питания, своевременно не обращается к врачу, пробовали курить, употреблять алкогольные напитки и имеет другие негативные факторы медицинской активности. В среднем на 1 ребенка приходится 4-6 негативных факторов.

Опрос детей школьного возраста о факторах, сохраняющих здоровье, показал, что большинство опрошенных (73,4%) считают здоровье главной ценностью в жизни, поэтому убеждены в необходимости правильного питания, высокой двигательной активности, отсутствия вредных привычек.

В то же время желаемое поведение не всегда осуществляется в повседневной жизни. К сожалению, сведения о здоровом образе жизни и факторах, оказывающих влияние на здоровье, дети получают в основном не от медицинских работников (29,6%) и родителей (18,9%), а от друзей и товарищей (49,6%), а также из собственного, не всегда удачного опыта (45,7%). Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство детей и подростков (86,3%) не всегда доверяют рекламе здорового образа жизни и более половины из них (63,6%) хотели бы выполнять рекомендации врача-специалиста по здоровому образу жизни. При этом семья играет ведущую роль в формировании элементов здорового образа жизни.

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, гармоничного развития и грамотной терапии болезней – с другой.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.;

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска;

Обоснование и оценку качества здоровья детей;

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей;

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства. При этом только четкое взаимодействие и преемственность среди образовательных и лечебно-профилактических учреждений сможет обеспечить улучшение показателей здоровья детей.

Заключение.

При решении важнейших вопросов профилактики заболеваний необходимо учитывать психологические закономерности развития личности в коллективе, рассматривая его влияние на личность как важнейшее условие, объясняющее причину, природу и характер патогенеза многих видов соматических расстройств. Специалисты неоднократно обращали внимание на необходимость борьбы с факторами риска не только на индивидуальном уровне, но и на общественном. Участие правительственных и общественных организаций в массовых кампаниях по созданию условий для здоровья россиян.

Следовательно, среди ценностных ориентаций забота о здоровом образе жизни должна быть на одном из первых мест и реализоваться через соответствующее поведение. Вероятно, прав был мудрец, сказавший однажды, что со временем болезни будут рассматриваться как следствие извращенного образа мышления, как признак бескультурья, недостатка знаний, и потому болеть будет позорно.

Список использованной литературы:

1. Бадалов О. Ю., Козловский И. З. Концепция деятельности учреждения, благоприятствую-щего подросткам молодёжи // Сб. трудов. Проблемы территориального здравоохранения. – М., 2005. – С. 105–110.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья современных детей и под-ростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. – 2009. – № 5. – С. 6–11.

3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. – М., 2006. – 505 с.

4. Дети в России, 2009: стат. сб. / Юнисеф, Росстат. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121 с.

5. Онищенко Г. Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. – 2008. – № 2. – С. 72–78.

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году. Госу-дарственный доклад. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнад-зора, 2010. – 456 с.


Как сохранить здоровье ребенка или помочь ему справиться с болезнями, для многих молодых родителей является непосильной наукой. В этом разделе Вы сможете найти всю необходимую информацию о здоровье детей, методах профилактики заболеваний и укрепления иммунитета.

Статьи про детские болезни и болезни новорожденных

Здоровый малыш на первом году жизни много спит, нормально кушает, активно играется. Что же делать, если ребенок начинает постоянно плакать, или на его лице проявилась сыпь? Он часто срыгивает, или Вы обнаружили язвочки на деснах? Здесь опубликованы статьи про детские болезни до года, в которых можно подробно изучить симптоматику интересующих заболеваний, причины их возникновения и методы лечения.

Статьи про болезни детей младшего дошкольного возраста

Если нужно найти наиболее информативные и простые в изложении статьи про здоровье ребенка младшего дошкольного возраста, Вы именно там, где нужно. На сайте Childdevelop расположены материалы обо всех видах инфекционных и простудных заболеваний, таких как ангина, гайморит, ларингит, ветрянка, коклюш, корь. В разделе - Здоровье ребенка Вы найдете статьи, которые помогут обеспечить здоровье для детей в период активного роста и развития, научат распознавать заболевания и опишут методы их лечения.

Здоровое питание для детей

Взрослым и детям здоровье желудочно-кишечного тракта обеспечивает нормальный рост и развитие. Как поступить в случае, если ребенок отказывается от еды, выглядит вялым и бледным? На нашем сайте находится полная информация про здоровое питание для детей, подробное описание симптомов дисбактериоза, дискинезии, гастрита, дисперсии, гельминтоза, описаны методы профилактики и лечения.

Здоровый ребенок и как укрепить здоровье ребенка

Начало посещения школы характеризуется повышенными рисками заразиться вирусными заболеваниями, начиная с банального гриппа, заканчивая краснухой и ветрянкой. Чтобы не допустить восприимчивости организма такого рода микроорганизмам, следует обратить внимание на статьи о том, как укрепить здоровье ребенка.

Здоровый ребенок - это активный, громкий и непослушный человечек. Если же Вам кажется, что с психоэмоциональным состоянием малыша что-то не то - вы пришли по адресу. Статьи в этом разделе познакомят Вас с нормами поведения ребенка, их отклонениями и многое другое. Специалисты своими советами подскажут, как сделать так, чтобы вырос здоровый ребенок.

1

В данной статье приводятся результаты научно-практических исследований по оценке питания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

здоровье

меню-раскладка

организация школьного питания

физическое развитие

1. Воронцов И.М., Тихвинский С.Б. Антропометрический скрининг при массовых осмотрах детей: метод. рек. – Л., 1991. – 29 с.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И., Звездина И.В., Александрова И.Э., Бокарева Н.А., Соколова С.Б. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей. – М., 2011. – 142 с.

3. Мартинчик А.Н. Физиология питания: учеб. для студ. учреждений проф. образования. – М., 2013. – 240 с.

4. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М., 2004. – 176 с.

5. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 г [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Дата обновления 17.02.2016. Режим доступа: локальный.

6. О комплексной оценке состояния здоровья детей: Приказ Минздравсоцразвития № 621 от 30 декабря 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

7. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций / утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

8. СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования / утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ № 45 от 23.072008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

9. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных образовательных учреждениях / под ред. М.П. Могильного, В.А. Тутельяна. – М., 2010. 584 с.

10. Тутельян В.А., Вялков А.И., Разумов А.Н., Михайлов В.И., Москаленко К.А., Одинец А.Г., Сбежнева В.Г., Сергеев В.Н. Научные основы здорового питания. – М., 2010. – 816 с.

11. Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования / принята на 18-й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association – WMA; Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г.; с последующими изменениями. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.sgmu.ru/sci/ethical/files/hd.pdf. Загл. с экрана.

Непременным условием поддержания здоровья нации, одним из важнейших факторов профилактики заболеваний, повышения адаптационных возможностей организма является питание, прежде всего правильное, здоровое, рациональное питание. Велико значение рационального питания подрастающего поколения для обеспечения процессов роста и развития, физического и нервно-психического развития. Кроме того, необходимо иметь в виду и тот факт, что формирование целого ряда алиментарно-зависимых заболеваний происходит в детском возрасте, являясь при этом заведомо предотвратимым.

А как же на самом деле обстоит дело с питанием детей и подростков? С этой целью нами был проведен ряд исследований. Объект исследования - дети дошкольного и младшего школьного возраста. Использован комплекс методов (гигиенические, клинические, социологические), более подробная информация о которых изложена в соответствующих частях статьи. Все исследования проведены с информированного согласия детей, их родителей в соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта .

На первый взгляд может показаться, что проблемы питания организованных дошкольников (т.е. детей, посещающих образовательные учреждения дошкольного типа) не существует - для них организовано четырехразовое рациональное питание. Однако анализ 10-дневных меню воспитанников одного из детских садов нашего города (возраст детей от 3 до 7 лет) показал явное несоответствие существующим стандартам .

Модель питания построена без учета физиологических потребностей детей. Энергетическая ценность блюд в абсолютном большинстве анализируемых дней ниже рекомендуемой для данного возраста Выявлены существенные отклонения от существующих норм потребления макро- и микронутриентов, что сопровождалось нарушением сбалансированности рациона питания. При составлении рационов не учитывались сезонные особенности - меню двух сезонов практически одинаковы, изменения касались только объема продуктов. Кроме того, отмечались существенные, выходящие за пределы рекомендуемых величин (± 5 %), отклонения показателей, характеризующих каждодневный рацион питания. Например, содержание жиров колебалось от 37,7 до 130,6 г/сутки, причем последнее значение в 2 раза превышает норму. Отмечены четырехкратные колебания суточного содержания углеводов (149 - 488 г) и аскорбиновой кислоты (14 - 71 мг).

Для снижения возможного риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у воспитанников детского сада необходимо изменение рациона питания. Поэтому практическим результатом данной работы явилось составление примерного меню на 10 дней с использованием технологических карт .

Затруднения при составлении оптимального циклического меню для организации детского питания разных возрастных групп в ДШУ чаще всего обусловлены незнанием современных принципов рационального питания, неумением рационально использовать рекомендованные для детей различных возрастных групп продукты питания .

Как известно, период школьного образования связан с риском нарушения здоровья. Вклад «школы» в здоровье велик - от 12,6 % в начальной школе до 20,5 % к концу обучения. Питание - важнейший и управляемый фактор здоровья; считается, что питание лежит в основе или имеет существенное значение в формировании и особенностях течения около 80 % всех известных патологических состояний . Два вышеприведенных постулата обусловливают значимость питания детей школьного возраста.

Что касается питания школьников в домашних условиях, то это, образно говоря, лежит на совести родителей. (Но и в этом направлении необходима работа просветительского толка, создание условий для претворения разработанных принципов концепции рационального питания). Но дети значительную часть времени проводят в школах, а проблема организованного питания школьников не нова и окончательно не решена, несмотря на ряд предпринимаемых мер . Постановлением Правительства Новосибирской области утверждена концепция и разрабатывается проект долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы». Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является одной из наиболее значимых как для государства, так и для общества в целом. На период от 7 до 18 лет, когда ребенок большую часть времени проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками.

В связи с этим в одном из исследований мы поставили цель изучить влияние организованного питания на физическое и психическое состояние школьников. Данное исследование проведено на младших школьниках (возраст 9 - 10 лет). Дети (40 человек) были разделены на две группы. В основу деления положена характеристика питания в период пребывания в школе. Дети первой группы в школьной столовой организованно получали горячие завтрак и обед, дети же другой группы самостоятельно питались в буфете.

Для выявления вклада различных вариаций питания проводили;

На основании собственных антропометрических исследований оценку физического развития с использованием скрининг-теста по Воронцову И.М. .

На основании анализа медицинских карт оценку и распределение детей на группы здоровья в соответствии с общепринятым подходом .

Кроме того для диагностики психических состояний использовали цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова, Г.Н. Генинг . Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний (тест Люшера, методика Лутошкина), доступен и удобен в применении.

Цветорисуночный тест выявил положительное психическое состояние у большинства школьников, однако имелись незначительные отличия по наличию признаков усталости и утомления - в первой группе у 1 ребенка, а во второй - у 3.

Что касается здоровья и его составляющих, то анализ результатов показал более значимые, статистически достоверные (непараметрический критерий, хи-квадрат, Р = или менее 0,05), различия между группами (таблица).

Характеристика физического развития здоровья школьников

Исследуемый показатель

контингент

Здоровье, распределение по группам здоровья. Доля детей, %

1 группа - здоровые дети.

2 группа - дети со сниженной резистентностью, имеющие функциональные нарушения.

3 группа - дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации.

Физическое развитие, распределение по группам физического развития.

Доля детей, %

1 группа - без выраженных антропометрических отклонений.

2 группа - с незначительными антропометрическими отклонениями, группа «риска», «пограничная» группа.

3 группа - дети с выраженными антропометрическими нарушениями.

В обеих выборках преобладала доля детей I и II группы здоровья - 84 % (в первой группе испытуемых) и 63 % (во второй). Необходимо отметить незначительное число здоровых детей в первой группе и отсутствие таковых во второй. Основное различие между группами состояло в величине доли детей, имеющих хронические заболевания, соответственно, 16 % и 37 %. Неодинаковым было распределение школьников и по физическому развитию. Доля детей без выраженных отклонений антропометрических признаков во второй группе была почти в два раза меньше по сравнению с первой группой (63 % и 37 %), соответственно больше детей, отнесенных в «пограничную» (соответственно, 26 % и 42 %) и группу с выраженными отклонениями антропометрических признаков (соответственно 11 % и 21 %).

Таким образом, школьники, получающие организованное горячее питание в течение учебного дня, имеют более крепкое здоровье, развиваются гармонично и испытывают больше положительных эмоций. Для более точной оценки здоровья необходимо дополнительное углубленное обследование школьников второй группы с привлечением узких специалистов и диспансерный контроль школьного врача-педиатра.

Результаты проведенных исследований служат одним из «кирпичиков» в большой пирамиде знаний по проблеме «Питание и здоровье» и свидетельствуют о необходимости продолжения работ по обоснованию и внедрению теоретических и практических рекомендаций рационального, адекватного питания.

Библиографическая ссылка

Семенова В.Н., Галузо Н.А., Лутковская Н.А., Зырянова Е.Л., Кольченко Н.В. О ПИТАНИИ ДЕТЕЙ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 3. – С. 58-60;
URL: http://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35764 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»