Становление национальных государств в центральной и восточной европе. Создание национальных государств в европе после первой мировой войны

Введение

Актуальность

Империя предполагает огромную мощь, а также государство, правящее обширной территорией и множеством народов.

Двигателем большей части современной истории страны служила решимость Российского государства конкурировать с великими западными державами. Эта решимость более всего обуславливалась соображениями безопасности и власти, но свою роль играли и тревоги относительно идентичности и статуса России.

Предпосылки превращения России в государство империю Восток и Запад отрабатывали разные модели государства. Доминанта развития государственности на Западе состояла в формировании национального государства.

Российская Империя, возникшая из Московского государства, относилась к империям смешанного типа, причем элементы смешения фактически наблюдались в ней с момента образования. Наряду с частью страны, представлявшей собой с конца XVIII века национальное государство, и территориями, интегрированными в империю.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: " Становление России как государства империи"

Целью данной работы является изучение становления Росии как государства империи.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть - формирование национальных государств в Европе

Рассмотреть - особенности становления и развития России как империи

Предмет - История России

При написании контрольной работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

> Формирование национальных государств в Европе

Отвечая на данный вопрос, рассмотрим поэтапно историю Европы, как известно в 476 году, после падения Рима, в пределах Западной Римской империи образовался целый ряд германских государств: вестготское королевство на северо-западе от Италии, королевство вандалов на Пиренейском полуострове, королевство франков по течению Рейна, королевство остготов в Италии, семь англосакских государств в Британии и др. В IХ веке начинается процесс выделения национальностей на основе его языкового отличия. Так, галлы и франки, жившие на западе от Рейна, говорили на одном романском, т.е. французском, и представляли собой французскую народность, а германцы, жившие на востоке от Рейна и по его правому берегу, уже говорили на немецком языке. Языковое отличие было главным фактором формирования национальных государств.

В Х веке оформляется английский язык в результате ассимиляции кельтского населения с германскими племенами англов, саксов, датчан и появляется современное название страны Англия. Возникавшие в Европе после падения Рима империи не были устойчивы. Например, империя Каролингов просуществовала менее полувека. После смерти Карла Великого произошел ее раздел между тремя сыновьями. С тех пор начинают существовать как отдельные государства Италия, Франция, Германия. В Х веке предпринятая попытка восстановить Римскую империю при Оттонах закончилась безрезультатно.

Идея империи присутствует в Европе, но как реставрационная утопия (например, империя Наполеона). Наиболее устойчивой из существовавших в Европе империй была империя австрийских Габсбургов В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории. Ч. 1. - М.: Интерпракс, 2005. - 540 с.

Таким образом, Запад в средневековье отрабатывает модель государства национального, и этому есть объяснение

Во-первых, географический фактор: европейские народы жили в одинаково выгодных географических условиях - Умеренный климат и море, доступное для всех. Географические условия были равные у всех народов Европы для их промышленного и торгового развития. Разделение на национальные государства не означало отчуждения, замкнутости из-за гор или больших рек.

Таким образом, географический фактор не позволял воспользоваться преимуществами своего расположения какой - то одной стране.

Во - вторых, на западе исторически сложился одинаковый уровень экономического, социально-политического развития территорий.

В-третьих, эта территория цивилизационно однородна, т.е. здесь господствуют одни цивилизационные ценности - западные, здесь не сталкиваются чуждые друг другу культуры, нет проблемы отставания территорий. Это единый христианский народ.

В-четвертых, религиозный фактор. Положение папы как главы церкви на Западе было иным, чем на Востоке. Исторически сложилось так, что папа возвышался над королями. В условиях политической неустойчивости единственным арбитром в спорах королей выступал Папа Римский.

Любая попытка создания империи не приветствуется папой, т.к. это покушение на его власть. Поэтому, как только папа ощущал угрозу от какого-либо сильного короля, он отлучал его от церкви, запрещал его подданным повиноваться своему королю. Так поступил папа Григорий VII с могущественным германским королем Генрихом IV, заставив его зимой босым три дня у стен дворца молить о прощении.

Таким образом, западная церковь в сфере политической модели государства отстаивала модель государства национального, что не мешало Европе иметь колонии в других частях света, которые рассматривались как территории, подчиненные метрополиям.

Следовательно, географические, исторические, идеологические условия способствовали тому, что на Западе утверждалась модель государства национального. Все попытки реставрировать империю заканчивались крахом. Территория, на которой складывалось Московское царство, была зажата внутри континента, лежала в стороне от главных торговых путей. Географический фактор определил стратегию развития государства - стать морской державой. Русский историк С.М. Соловьев отмечал, что "для русского человека характерно представление моря как силы, которая дает богатство, отсюда страстное желание, стремление к морю, чтоб посредством него стать таким же богатым и умелым народом, как народы поморские; отсюда движение от востока к западу, от степи к морю. И это движение началось сразу, как только восточные варвары ослабли". Необходимость стать морской державой вела к присоединению к Московскому царству различных народов, стоящих на разных уровнях экономического и социально - политического развития. Шло присоединение народов различных цивилизационных культур. В результате создается цивилизационно неоднородное общество. Психология русского человека отличалась от психологии западного во многих аспектах. В данном случае отметим такую черту, как склонность к перемене мест, черту, сформировавшуюся под влиянием природно-географического фактора.

Для русского человека характерны поиски райской землицы, отсюда легкость, с которой он менял место жительства, активная переселенческая политика русских царей.

Этноментальный фактор просматривается и через призму теории русской истории Л. Гумилева. Этническим ядром Московского царства стал молодой пассионарный этнос.

Стремление к расширению естественной среды обитания приводило к присоединению к Московскому царству других народов. Складывалось этнически неоднородное общество, различные части которого соединялись в рамках империи. Экономическое развитие также способствовало процессу расширения территории. Неразвитость товарно-денежных отношений в северо-восточной Руси вела к тому, что роль денег выполняла земля.

Царь мог обеспечить служилых только за счет новых земель. Но в центре свободных земель уже не было. Нужны были новые территории. Особенно остро эта проблема встала в ХIУ веке при Иване IУ. И тогда проблема была решена за счет присоединения новых территорий Казанского и Астраханского ханств.

Религиозный фактор. Византия была одним из высших воплощений имперских идей в истории. Константинополь осознавал себя как вселенскую империю. Византия находилась в регионе, тысячелетиями включенном в древневосточный цивилизационный процесс. Народы, которые формировали ее культуру, были наследниками древних азиатских империй. Они привнесли в православие идею обожествления власти и идею государства как империи. Государство как империя - это православная парадигма. Империя - это наиболее возможная форма устройства классического православного общества. Именно православная парадигма, по которой государство - это империя, формирует цели и идеалы власти. Имперская идея приводит к осознанию русских национальных интересов как интересов империи.

Православная идеология - это наступательная идеология. Отсюда постоянное движение на Восток, стремление присоединить любую из возможных территорий и безгранично расширять сферу влияния.

Имперская идеология заставляет Россию активно участвовать и в европейских делах, противостоя Европе. Напряженное противостояние Российской империи государствам Европы - это, то противоречие, которое веками двигало историю Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М.: Прогресс, 2006. - 510с.

Таким образом, географический, этноментальный, экономический, религиозный факторы способствовали превращению Московской Руси в империю - цивилизационно и этнически неоднородное общество.

государство империя россия европа

  • Раздел III история средних веков Тема 3. Христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема 11 россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 20. Зарождение национальных государств

    Столетняя война.

    В XIV-XV вв. (позднее Средневековье) в Ев­ропе происходят большие перемены. Одним из крупнейших кон­фликтов того времени стала Столетняя война между Англией и Францией, имевшая долгую предысторию. В Западно-Франкском королевстве (Франции) в 987 г. королем избрали графа парижского Гуго Капета, прославившегося своей борьбой с норманнами и ставшего основателем династии Капетингов. Власть первых Капетингов была слаба. Франция распадалась на владения крупных феодалов. Значительно более сильной оказалась тогда королевская власть в Англии. Вильгельм Завоеватель сразу укрепил в завоеван­ном в 1066 г. королевстве центральное управление. Его правнук Генрих II Плантагенет (1154-1189) значительно расширил свои владения во Франции. В Англии он продолжил укрепление цент­ральной власти, создал мощную армию.

    Во Франции король Людовик VI (1108-1137) смог подавить сопротивление феодалов в королевском домене (личном владе­нии). Увеличение размера домена произошло при его внуке Филиппе II Августе (1180 -1223). В 1202 - 1204 гг. он отвоевал у англичан Нормандию и большинство других владений во Франции. Укрепление центральной власти, борьба с Англией продолжа­лись в правления Людовики IX Святого (1226- 1270) и Филиппа IV Красивого (1285 -1314).

    Короли Англии и Франции стремились в противовес знати опереться на представителей сословий. Это вызвало созыв первых сословно-представительных учреждений - парламента в Англии (1265 г.) и Генеральных штампе во Франции (1302 г.). В Англии в 1215 г. была провозглашена Великая хартия вольностей, нацелен­ная на защиту свободных людей от произвола властей.

    В начале XIV в. во Франции пресеклась мужская линия дина­стии Капетингов. Английский король Эдуард III. потомок Капетингов по женской линии, заявил о своих правах на французский престол. Но корону передали представителю боковой ветви Капетингов - Филиппу VI Валуа. Вскоре вспыхнула Столетняя война (1337- 1453). Долгое время она была удачной для Англии. Англи­чане разбили французское войско в 1346 г. при Креси и в 1356 г. при Пуатье. Однако во второй половине XIV в. королю Франции Карлу V удалось потеснить англичан. Но саму Францию в начале XV в. потрясли войны между герцогами Бургундским и Орлеан­ским. Герцог Бургундии заключил союз с Англией. В 1415 г. анг­лийская армия возобновила войну. В битве при Азентуре француз-скос феодальное войско было разбито. Англичане захватили север Франции, включая Париж. Было провозглашено объединение обоих государств. Их общим королем должен был стать сын английского короля от дочери французского короля Карла VI. Однако 15-летний сын Карла VI бежал в Орлеан, остававшийся свободным от англичан, и провозгласил себя королем Франции Карлом VII,

    В 1428 г. англичане осадили Орлеан. В этот тяжелый для Фран­ции момент произошел перелом, связанный с деятельностью кре­стьянской девушки Жанны д"Арк, возглавившей французские вой­ска. В 1429 г. через четыре дня после появления Жанны англичане, потеряв свои укрепления, сняли осаду Орлеана. Жанна продол­жила войну, но в 1430 г. попала в плен и была сожжена англича­нами в 1431 г. Выступление Жанны д"Арк предопределило исход войны. Реформированная Карлом VII французская армия к 1453 г. завершила изгнание англичан из Франции.

    Реконкиста .

    Основным содержанием истории пиренейских стран в Средние века была Реконкиста (отвоевание). Христианские го­сударства севера (Леон и Кастилия, Арагон, Каталония) постепенно продвигали свои границы на юг. Период XI -XIII вв. был временем решающих успехов Реконкисты. В 1085 г. под ударами ка­стильцев пал Толедо. В начале XII в. арагонцы захватили Сарагосу, в 1147 г. был взят Лиссабон. В 1212 г. король Кастилии Альфонс VIII, возглавлявший войска всех государств, нанес поражение мусуль­манам в битве при Лас-Навас-де-Толоса. В 30 -50-е гг. XIII в. после окончательного объединения Леона и Кастилии были отвоеваны Кордова и Севилья. В руках мусульман осталась лишь Гранада, которая была захвачена войсками Кастилии и Арагона в 1492 г. Так завершилась Реконкиста. На месте мусульманских владений сложились два королевства - Испания и Португалия.

    Гуситские войны.

    Важным событием позднего Средневековья стали гуситские войны. Их центром была Чехия, которая входила в состав Священной Римской империи, являясь одной из ее наи­более развитых частей. Свое название войны получили по имени Яна Гуса, выступившего с идеей преобразования католической церкви. В своих проповедях, читаемых на чешском языке, Ян Гус обвинял церковь в чрезмерном богатстве и во вмешательстве в дела светской власти. Выступал он и против немецкого засилья в Чехии. В 1415г. Гус был сожжен по решению церковного собора и

    Констанце.

    Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии. Быстро росло число сторонников его учения. Гуситами становились горожане, крестьяне, рыцари, часть крупных феодалов. В 1419 г. началась война католиков и гуситов, В ходе войны гуситы раскололись на два лагеря. Умеренные требовали лишения церкви его имущества и подчинения духовенства светской власти. Радикальные гуситы - табориты (их центр находился на горе Табор) пытались создать справедливое общество на основе божественных заповедей. Вой­ско таборитов во главе с Яном Жижкой научилось побеждать ры­царскую конницу. В 1420 г. папа римский объявил крестовый по­ход против еретиков-гуситов. Крестоносцев возглавил сам император. Этот поход, равно как и все последующие, провалился. Та­бориты сами перешли в наступление. Позже противники гуситов смогли использовать в своих интересах противоречия между таборитами и умеренными. Объединенные силы католиков и умерен­ных в 1434 г. разбили таборитов в битве у Липам.

    В ходе гуситских войн немецкое влияние в Чехии ослабло. К концу XV в. Чехия была единственной европейской страной, где мирно уживались католики и еретики-гуситы. Это обеспечива­ло быстрое развитие страны.

    Начало османских завоеваний. Падение Византии.

    В позднее Средневековье пала Византия, а на ее месте появилась новая аг­рессивная держава турок - османов. Османская империя возникла на западе Малой Азии из владений султана Османа (1258- 1324). В Византии в это время шла острая внутренняя борьба. Османы, помогая одному из претендентов на трон, совершили ряд похо­дов в Европу. За это они получили в 1352 г. там крепость. С этого времени османы начинают завоевания на Балканах. В Европу пе­реправляется и турецкое население. Османы захватили ряд визан­тийских территорий, после победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. подчинили Сербию и Болгарию.

    В 1402 г. османов разгромил правитель Самарканда Тимур. Но туркам удалось быстро восстановить свои силы. Новые их завоева­ния связаны с султаном Мехмедом II Завоевателем. В апреле 1453 г. турецкая армия в 150 тыс. человек появилась под стенами Кон­стантинополя. Им противостояло менее 10 тыс. греков и наемни­ков. Штурм города произошел в мае 1453 г. Большинство его за­щитников пало в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Мехмед II объявил город своей столицей под названием Стамбул.

    Затем турки захватили Сербию. В 1456 г. вассалом Турции стала Молдавия. Были разбиты венецианцы. В 1480 г. турецкие войска высадились в Италии, но закрепиться там не смогли. После смер­ти Мехмеда II завоевания на Балканах продолжались. Вассалом султана стало Крымское ханство. Позже была захвачена Венгрия. Опустошительным набегам подвергались Польша, Австрия, Рос­сия, другие страны. Турки начали захваты в Азии и Северной

    Перемены во внутренней жизни европейских государств .

    Поми­мо шин европейцам пришлось пережить в позднее Средневековье и другие бедствия. В 1347 г. на континент обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»). Наибольший урон чума нанесла простому народу. Так, население Франции сократилось почти вдвое.

    Убыль населения привела к уменьшению потребности в про­довольствии. Крестьяне стали выращивать больше технических культур, которые затем продавали городским ремесленникам. Чем свободнее был крестьянин, тем успешнее он действовал на рынке, тем больше доходов получал и тем больше мог принести при­были своему сеньору. Поэтому после эпидемии во многих странах ускорилось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Кроме того, сокращение численности работников повышало их ценность, заставляло феодалов с большим уважением относиться к крестья­нам. Однако большинство сеньоров устанавливали огромные вы­купы за освобождение крестьян. Ответом стали восстания.

    Особенно крупные выступления крестьян произошли во Фран­ции и Англии, где положение обострилось и в связи со Столетней войной. На севере Франции в 1358 г. вспыхнуло восстание, полу­чившее название Жакерии (Жаками презрительно называли кре­стьян дворяне). Восставшие жгли феодальные замки, истребляли их владельцев. Жакерия была жестоко подавлена. В Англии весной 1381 г. вспыхнуло крестьянское восстание. Предводителем его стал кровельщик Уот Таплер. Крестьяне убивали сборщиков податей, громили поместья и монастыри. Крестьян поддерживали город­ские низы. Вступив в Лондон, отряды Танлера расправились с ненавистными вельможами. На встрече с королем восставшие вы­двинули требования об отмене крепостного права, барщины и т.д. Восстание также было подавлено. Несмотря на поражения, кре­стьянские восстания ускоряли освобождение крестьян.

    Складывание централизованных государств во Фракции и Анг­лии.

    Во Франции решительный шаг к усилению центральной вла­сти был сделан королем Людовиком X ! (146! - 1483). В ходе дли­тельных войн король одержал победу над могущественным Кир-лом Смелым, герцогом Бургундским. К владениям короля были присоединены часть Бургундии, Прованс, Бретань. Многие обла­сти, города потеряли своп привилегии. Утратили значение Гене­ральные штаты. Возросло количество чиновников. Создание по­стоянной армии, служба в которой оплачивалась королем, делало феодалов (дворянство) все более зависимыми от него. Знать, хотя и сохраняла частично свои владения, лишалась былой независи­мости. В XVI век Франция вступила как крупное централизованное

    государство.

    В Англии также происходили внутренние усобицы. которые закончились усилением власти короля. В 1455 г. вспыхнула война Алой и Белой розы между сторонниками двух ветвей правящей династии: Ланкастерами и Норками. Она привела к гибели значи­тельной части крупных феодалов. В 14К5 г. к власти пришел король Генрих VII Тюдор (1485 - 1509). При нем центральная власть зна­чительно окрепла. Он добился роспуска войск крупных феодалов, многих казнил, а земли забрал себе. Парламент по-прежнему со­бирался, но все решала воля короля. Англия, как и Франция, превратилась в централизованное государство. В таком государстве все территория реально подчинена центральной власти, а управ­ление осуществляется при помощи чиновников.

    Вопросы и задания к пункту параграфа стр. 69

    Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах императором Франции стал Наполеон III?

    Период истории Франции с 1852 г., когда императором был провозглашен Наполеон III, по 1870 г. (поражение Франции в войне с Пруссией), историки называют Второй империей.

    Вопросы к иллюстрации стр. 69

    Вопрос 1. В чём заключалось стратегическое значение Суэцкого канала для Франции и для других стран Европы, владевших колониями?

    Суэцкий канал - кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов. Кораблям различных государств намного выгоднее проплыть 161 км по Суэцкому каналу, чем проходить 8-15 тысяч километров, огибая Африку, поэтому канал приобрел международное значение.

    Вопрос 2. Почему Англия увидела в контроле Франции над Суэцким каналом угрозу своим интересам?

    Главным противником строительства канала стала Британия. В тот период она обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.

    Вопрос 3. Как, судя по картине, население встречало первые суда, проходившие по новому каналу?

    Канал, сильно сокращавший путь из Европы в Азию, стал популярен. Судя по картине, население встречало первые суда с большим интересом.

    п.1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 70

    Вопрос. Что отличало внутреннюю политику Наполеона III? Как вы думаете, он применял политику компромиссов и лавирования в силу своих убеждений или внешних обстоятельств?

    Политика Наполеона III характеризовалась отходом от демократических завоеваний революции 1848 г. и укреплением личной власти императора. Наполеон III назначал чиновников на все высшие государственные должности, был верховным главнокомандующим, имел право объявлять войну и заключать мир. Социальная база Второй империи - это крупная буржуазия, получавшая прибыли от военных заказов, католическое духовенство, зажиточное крестьянство. Наполеон III и его правительство лавировали между разными социальными группами, выдавая себя за «общенациональную власть».

    Вопросы к иллюстрации стр. 72

    Вопрос 1. Как вы думаете, почему местом провозглашения Германской империи был избран дворец в Версале (резиденция французских королей в 1682-1789 гг.)?

    Местом провозглашения Германской империи был избран дворец в Версале (резиденция французских королей), так как было провозглашено о создании Германской империи.

    Вопрос 2. Как это событие должно было отразиться на национальном самосознании французов и немцев?

    Капитуляция французской армии под Седаном была воспринята французами как предательство национальных интересов.

    Вопрос 3. Кого из исторических деятелей вы узнали на этой картине?

    В центре, у ступеней трона - Бисмарк в белом мундире. Справа от него, вполоборота, Гельмут фон Мольтке.

    Вопрос 4. Как художник передал атмосферу, в которой было провозглашено создание Германской империи, и характер нового государства?

    Провозглашение о создании Германской империи произошло в торжественной обстановке.

    п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 74

    Вопрос 1. Каковы были причины войны между Францией и Германией в 1870 г.? Сформулируйте цели каждой из сторон этого конфликта. Почему О. Бисмарк стремился переложить вину за развязывание войны на Францию?

    1. Причины войны:

    а. Соперничество Франции и Пруссии за господство в Европе.

    б. Стремление правящих кругов Франции преодолеть внутренний кризис Второй империи путем войны.

    в. Твердое намерение Пруссии закончить объединение всех германских земель под своей властью, присоединить к Северогерманскому союзу южные немецкие земли

    Повод к войне: Спор о престолонаследии в Испании

    Вопрос 2. По картам (с. 64, 73) покажите границы Германии и Италии, завершивших в 1871 г. процессы объединения. Почему в результате войн и революций середины XIX в. образовались два крупных национальных государства?

    В результате войн и революций в середине 19 века образовались два независимых государства, потому что Пруссия и Италия имели твердое намерение закончить объединение земель под своей властью.

    п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 76

    Вопрос. Интересы каких слоёв французского общества защищали декреты коммуны? Что отличало восстание в Париже весной 1871 г. от предшествующих революций (1789-1794 гг., 1830 г., 1848 г.)?

    Коммуна предприняла попытку реализовать наиболее популярные демократические требования народа: упразднение полиции, уравнительное распределение продовольствия, рабочий контроль на предприятиях, перераспределение жилья в пользу бедных.

    От прежних революционных выступлений Парижскую коммуну отличало то, что она в большой степени была обусловлена противоречиями капитализма.

    Вопросы и задания к параграфу стр. 76

    Вопрос 1. Сформулируйте и аргументируйте выводы о роли франко-германской У войны в объединении Германии и Италии, с одной стороны, и в преодолении кризиса Второй империи во Франции, с другой.

    Во времена Второй империи во Франции обостряются социальные проблемы. Правительство Наполеона III, жестоко подавляет политические выступления трудящихся, стремится сглаживать социальные конфликты. К тяжелым последствиям для Франции привела и авантюрная внешняя политика Наполеона III. Франция превращалась в парламентскую монархию.

    Во второй половин 60-х годов успешно проходит объединение германских государств под эгидой Пруссии. Франция с помощью войны решает поднять престиж династии. Однако международное положение Франции некомфортно. Отношения с Англией ухудшились из-за активной колониальной политики, с Россией – из-за нежелания Наполеона III пересмотреть Парижский договор 1856 года, который запрещал России иметь флот на Черном море. Италия была недовольна оккупацией Рима французскими войсками.

    Вопрос 2. По дополнительным источникам подготовьте сообщение о том, как во Франции и других странах мира была увековечена память о парижских коммунарах.

    Расстрел коммунаров производился у стены кладбища Пер-Лашез; на этом месте сейчас висит мемориальная доска. История коммуны изучается историками не только по материалам французских архивов - в Российском государственном архиве социально-политической истории сохранились уникальные документы этого периода французской истории. В 1920-1930-е годы различными путями они попали в СССР, и ныне составляют значительный комплекс документов и музейных предметов Ныне многие из этих документов и музейных предметов часто становятся экспонатами международных выставок.

    Вопросы и задания к разделу 2.

    Важнейшим институтом * политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство . Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе. Ранее для обозначения данного властного устройства использовались другие понятия: polis, res publica, civitas regnum, imperium, reich и др.

    История европейской государственности начинается со времени падения Западной Римской империи, когда в Европе складываются феодальные отношения. Средневековое общество первоначально делится не по государственным границам, которые были неопределенны, а по сословиям, и высшие сословия - духовенство и рыцарство - по всей Европе разделяли общие духовные и правовые ценности, представлявшие собой соединение унаследованных племенных и новых христианских полученных от Рима и Римской Церкви (хотя и находились в отношениях постоянной конкуренции за территории и возможность сбора дани с населения). Духовная империя Римской церкви - Священная Римская империя - охватывала все христианские народы Европы, которые называли себя общим именем “populus christianus” и церковь выступала тем авторитетом, который придавал легитимность власти светских правителей и выступала арбитром в конфликтах между ними, претендуя, таким образом, на верховную власть.

    Система феодальной верности, основанная на ленничестве была тогда важнее государственных границ, и нередко феодалы в отношении разных частей своего имущества находились в вассальных отношениях с различными правителями. Государство еще вовсе не было надличным, публично-правовым сообществом граждан. Государственность опиралась на насилие и принцип верности вышестоящему феодалу, главному сюзерену - королю.

    Следующий этап эволюции европейской государственности связан с XI - XII веками (этот этап некоторые исследователи называют “антипапской революцией”) характеризуется эмансипацией папства от королевской (императорской) власти, постепенным разграничением духовной и светской властей, укреплением королевской власти и законодательства, созданием (с заимствованием опыта управления Римской католической церкви) системы государственного территориального управления, что заложило фундамент принципиально нового типа государственности - территориального государства .

    В перекройке государственных границ и этнической дифференциации и консолидации в период перехода от территориального государства к национальному (XV-XVII вв.) все более важную роль стал играть династический фактор. Целые народы и обширные территории в результате династических браков и законов наследования оказывались объединенными в общие государства, иногда территориально разбросанные. Так, в империю Карла V - короля Испании и императора Священной Римской империи, одновременно входили Испания, германские княжества, Нидерланды, Италия и владения за океаном. Произвольное распоряжение судьбами народов способствовало постепенному осознанию народами их права на распоряжение собственной судьбой. С другой стороны и династические правители были заинтересованы в консолидации населения их государств, формировании чувства патриотизма. Личность монарха играла в этом случае, в зависимости от ситуации, положительную или отрицательную роль.

    Параллельно происходило падение роли таких универсалистских политических образований, как Священная Римская империя германской нации и Римская католическая церковь. Этому способствовали династические войны реформация и контрреформация в церкви и связанные с ними религиозные войны. Религиозная Реформация была одновременно строительством национальных церквей и религиозно-идеологической формой выработки национального самосознания, выражающей независимость народов от иностранного духовного и политического господства. Монархи в целях укрепления своей территориальной власти поддерживали борьбу за независимость церквей от римского первосвященника. Борьба за свободу вероисповедания имела существенное значение для этнических перегруппировок и миграций населения. Достаточно вспомнить эмиграцию английских пуритан в Америку, где они заложили основу новой нации.

    Становление национальной государственности сопровождалось все более глубоким проникновением государства в различные сферы общества. Сформировавшиеся в ряде стран Европы абсолютные монархии разрушали сословные корпорации, внедряли общие государственные стандарты, делая все население подданными одного властителя. Через унификацию государственной жизни происходила и экономическая и культурная консолидация, формировался национальный рынок, внедрялись единый литературный язык и единая религия. Показательно господство в этот период принципа “cuius regio, eius religio” - “подданный обязан следовать религии своего государя”, что зачастую приводило к насильственной религиозной ассимиляции (резня гугенотов во время Варфоломеевской ночи во Франции и др.), но что, в конечном счете, способствовало национальной консолидации.

    Тем не менее, династический фактор не мог играть решающего значения в формировании национального государства. Династическое государство должно было, в конечном счете, либо превратиться в национальное, либо распасться. Уже в середине XVI века династический принцип потерпел крах при попытке Карла V завоевать Англию, поскольку вместо осознания себя частями универсального единства, обеспечиваемого до поры общей верой, народы стали чувствовать себя суверенными. Попытки испанского короля Филиппа II продолжить династическую политику в Нидерландах способствовали началу первой в Европе буржуазной революции. “Затвердение” государственных границ по Вестфальскому миру 1648 г. было решающим шагом в становлении национальных государств в Европе.

    В Западной Европе переход от территориального к национальному государству был и переходом от сословного государства к классовому. Династические правители организовывали сословное представительство (парламент, генеральные штаты и др.) от разных частей своего государства, нередко не связанных общим языком. Это политическое представительство служило целям более эффективного политического контроля и легитимации новых налогов с населения. Постепенно, по мере роста экономической, культурной, языковой однородности государства, сословное представительство стало противостоять принципу династической власти и суверенитета монарха, когда этого требовал формирующийся национальный интерес. Постепенно из территориального и сословного сформировался национальный патриотизм.

    Определяющим для завершения оформления национальной государственности в Западной Европе была победа принципа суверенитета народа над принципом суверенитета монарха. История буржуазных революций и реставраций явилась иллюстрацией драматизма этой борьбы.

    Формирование национального государства в Западной Европе сопровождалось глубоким изменением господствовавших представлений о природе и сущности государства. Идея суверенитета народа развивалась еще в недрах средневековья. Важное идеологическое и практическое значение для политического развития Европы имело усвоение и осмысление заново опыта римской государственности и прежде всего идеи res publica. Эта идея не не совмещалась с персонификацией государства и власти, она работала на осознание населением себя как политического сообщества и а формирование представления о государстве как объединении всех граждан, а не собственности монархов.

    Res publica согласно римскому пониманию - составляет общее дело всех граждан, это общественный строй, налагающий на всех определенные обязанности, строй созданный и поддерживаемый всеми гражданами сообща, короче чисто посюстороннее и рациональное построение. Именно эта идея содержится в ренессансном слове «Staat»; оно обозначает прочное состояние, стабильный порядок в той или иной четко очерченной области - значение его полностью земное, исключительно политическое (В. Клемперер ).

    При этом исходное латинское слово «status» (состояние) приобретает новые значения, следуя за эволюцией форм государственности. Сначала оно обозначает суверена и приверженцев обладателя власти, затем само обладание властью. Далее смысловое ударение переходит от обладателя власти - к власти как к функции и от функции власти - к государственной власти и государственному интересу. Начиная с XYII века понятие "государство" также обозначает государственное учреждение (аппарат, администрация), господство, и, наконец, общность - государственный народ (нацию).

    В годы Великой французской революции впервые нация была интерпретирована как сообщество людей, подчиняющееся общим законам, т. е. в чисто политическом смысле. Государство здесь выступает как политическая организованная нация, как нация-государство. Государство является в этом случае политической формой только одной нации и в этом смысле - мононациональным. Отсюда, например, определение государства из современного французского толкового словаря: “Государство есть организованная нация, управляемая правительством” (не путать с моноэтническим государством, которое на практике невозможно).

    Исторически менялось не только понятие “государство”, но и понятие “нация”. В древности оно обозначало “общее происхождение” и было синонимом понятия “gens” - племя. В средние века нацией начали называть местные сообщества, объединенные языковой общностью, а во времена Лютера термин “нация” стал иногда употребляться для обозначения сообщества всех сословий в государстве. Только со времен Французской революции нация стала пониматься чисто политически, как общность граждан государства, подчиняющихся общим законам. Ныне распространено как этническое, так и политическое понимание нации и нет единства мнений об их содержании и соотношении.

    В данном случае речь идет об эволюции понятия "государство" в Европе. Однако уже (немецкое) Reich охватывает более обширную сферу, воспаряет в духовные, трансцедентные пределы. Государство – это «шествие Бога в мире» (Гегель). Государственное образование, куда вплоть до 1806 года входила Германия, так и называлось “Священная римская империя немецкой нации”. “Священная” здесь не украшение; слово показывает, что государство - не посюстороннее земное устроение, но...что оно охватывает еще и горние потусторонние сферы.» (В. Клемперер). Отсюда немецкий культ государства - оно имеет преимущество перед индивидом постольку, поскольку государство вечно, тогда как индивид преходящ и т. д.

    В других регионах мира, например в Китае, где государство в течение многих веков выступало в роли регулятора социальных отношений, главного страхователя от стихийных бедствий, организатора общественных работ, содержало огромную армию, необходимую для внешней обороны, строило и содержало пути сообщения, связывающие разобщенные части страны в единое целое, и где оно всегда безраздельно господствовало над всеми другими социальными институтами, имея, поэтому, сакральный статус,* понятие "государство" прошло иную эволюцию имело несколько иной смысл, нашедший выражение в категории «китайская деспотия».

    Это касается и России, в русском языке понятие "государство" производно от слова "государь" т. е. хозяин, владелец "русской земли". Многие западные исследователи отмечают особый характер российского государства. Так, Р, Пайпс пишет: “Россия принадлежит par exellence к той категории государств, которые... обычно определяют как “вотчинные” (patrimonial). В таких государствах политическая власть мыслится и отправляется как продолжение права собственности, и властитель(властители) является одновременно сувереном государства и его собственником”. Р. Пайпс считает, что самобытность правового развития России, такая его черта как “правовой нигилизм”, обуславливалась таким фактором как неразвитость основных институтов феодализма, что “хроническое российское беззаконие, особенно в отношениях между стоящими у власти и их подчиненными. проистекает из-за отсутствия какой-либо договорной традиции, вроде той. что была заложена Западной Европе вассалитетом”. Подданные Московского Царя, равные в бесправии, «стремились не к защите своих прав, которых у них не было, а к получению обязанностей, за несение которых полагалось государево жалование». Как писал, Н. Алексеев - русский правовед, евразиец: “...В ходячем прознании народа идея государства сливалась с лицом государя, как в частном общежитии домохозяин юридически сливается со своим домом”. Российская государственная власть и соответственно представления о ней постепенно перестают быть патримониальными лишь в ходе пореформенной эволюции российского общества. Однако и к 1914 г. власть еще далеко не окончательно потеряла свое вотчинное измерение. Ибо “...не был превзойден старомосковский принцип верховной собственности на землю” (В. Леонтович ).

    Известный русский историк культуры П. М. Бицилли писал по этому поводу в эмиграции: «Трагедия русской революции коренится в том, что народ России еще не сумел к 1917 году превратиться в нацию. А это означает, что не успело «состояться» и государство, которое есть политико-правовое оформление нации. …Чем более «зрела», чем более «завершена», «готова» Нация, тем крепче она связана со своим оформлением. Чем сознательнее жизнь Нации, т. е. чем больше людей, образующих ее, втянуто в процесс национального становления, тем живее их участие в «политике». … Россия была … «неготовым» национальным образованием, самым «неготовым», наименее «законченным» в Европе».

    В свою очередь, по мнению Р. Брубейкера и многих других исследователей, СССР ни в теории, ни на практике и не был задуман как национальное государство. Появившаяся в 70-е годы формула «новая историческая и интернациональная общность - советский народ», официально, закрепляющая полную гармонию в области этнических отношений, была наднациональной. Понятие “нации” закреплялось за общностями более низкого иерархического уровня (союзными и автономными республиками).

    Эта «метаэтническая общность» (Ю. В. Бромлей ) уже предполагала наднациональную "советскую" идентичность. Национальный вопрос в СССР, «в той форме, в которой он достался нам от прошлого» объявлялся, в связи с этим, окончательно решенным. Любые проявления межэтнической розни замалчиваются и решительно пресекаются.

    Однако столь странный, по сути, тип самоопределения, «советское» самосознание, «советская» идентичность вовсе не были мифом. Реальность этого феномена была закреплена в презрительном образе «совка», созданном усилиями диссидентов. Внимательные наблюдатели с Запада также отмечали: «Советские граждане гордятся своим строем, могуществом, которого он достиг, и склонны отождествлять режим с Родиной».

    В первую очередь это касается русских и граждан РСФСР, «... они считали себя гражданами Советского Союза, и, когда было необходимо подчеркнуть различие между собой и жителями Запада, они говорили: «мы - советские люди», или «русские», но не россияне или российские граждане. Советский Союз в целом рассматривался жителями и народами РСФСР, в качестве своей «большой Родины».

    Рассматривая сегодня, постфактум, причины гибели СССР, американский профессор В. Шляпентох пришел к выводу, что это были отнюдь не межнациональные противоречия и конфликты. Однако, несомненно, что в советскую национальную политику было заложено глубокое противоречие: преследуя стратегическую цель стирания этнических различий, и добившись в этом определенных успехов, она, в то же время, ускоряла процессы становления национального самосознания, “навязывая этничность” и тем самым подготавливала переход к суверенному национально-государственному строительству. Об этом “дефекте” национального строительства предупреждал еще “евразиец” Н. Н. Алексеев, который писал в статье “Советский федерализм”: “Создав в пределах Союза большое количество национальных республик, ...коммунисты... способствовали пробуждению местного национализма, который не может не угрожать превращением в самостоятельную силу... Это чрезвычайно грозное явление, быть может, одно из самых опасных для судеб не только Советского правительства, но и будущей России”.

    Таким образом, само советское государство бюрократическими приемами (паспортная система, привилегии для представителей титульных наций и неофициальные ограничения для евреев и “русскоязычных” в национальных республиках, организованные государством и не всегда оправданные массовые миграции населения и др.) создало не существовавшие ранее барьеры между разными национальностями и “привязало” индивидов к их этническим группам, “навязывало” этническую идентичность и готовила предпосылки для своего распада.

    Во всех союзных республиках возникли такие предпосылки для независимого существования, как: 1. собственные административные территории, населенные коренными народами; 2. собственные политические элиты и образованный средний класс; 3. использование местных языков в сфере культуры. Можно сказать, что первый этап этнополитической мобилизации народы нынешнего “постсоветского пространства” прошли еще до “перестройки. Территория – закреплена, национальные языки - созданы, история народов - написана, традиции – «подобраны», «образ врага» - существовал (до поры в латентной форме).

    К началу 80-х годов общий кризис социалистической системы становится очевидным, само бездействие руководства правящей партии, неспособность предпринять какие-либо меры по его преодолению, были дополнительным свидетельством приближающегося коллапса системы. Кризис свидетельствовал об исчерпании возможностей саморазвития общества в данном его качестве.

    По мнению известного американского исследователя Пола Кеннеди , в истоках острейших советских проблем лежал тройной кризис, каждый из которых влиял на остальные и приближал конец режима. «Кризис политической легитимности советской системы переплелся с кризисом экономического производства и социального обеспечения, а оба они усугубились кризисом этнических и культурных взаимоотношений. Результатом стало неодолимое смешение проблем».

    Причем в легитимности было отказано и СССР как политической независимой единице, и существующей политической системе и официальной коммунистической идеологии и представителям правящей элиты во главе с М. Горбачевым . Правда, этот выбор был сделан не народом страны, а республиканскими политическими элитами.

    Классическое описание важнейших свойств государства в современных обществах было дано М. Вебером: “ Исходные формальные характеристики государства таковы. Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой ею территории. Таким образом, это - обязательная ассоциация с территориальной основой. Более того, в настоящее время применение насилия считается легитимным, только пока дозволено государством или предписано им... Претензия современного государства на монополию применения насилия столь же сущностно важна для него, как и свойства принудительной юрисдикции и непрерывности организации”.

    В целом, можно вычленить два основных подхода в понимании государства:

    1. гоббсовское властное государство (К. Маркс и др.), которое есть, прежде всего, монополия аппарата на разрешение социальных конфликтов и применение легитимного насилия. В ХХ веке этот подход развивал М. Вебер и его последователи: “Принудительная политическая ассоциация может быть названа государством в той степени, в которой ее административный штаб успешно осуществляет монополию легитимного насилия”. Этот подход фиксирует политический аспект современного государства.

    2. либеральное конституционное государство , (Дж. Локк, И. Кант) его цель в ограничении, обуздании властного государства посредством правовой системы (конституционализма). Смотри дефиницию Г. Кельзена: “ государство есть относительно централизованный правопорядок”. Этот подход фиксирует правовой аспект современного государства. Понятие “правового государства” сводится к возможности и способности противопоставления права государству, при которых допустимо “самобязывание и самоограничение государства”. По мнению Г. Кельзена “традиционная доктрина государства и права не может отказаться от теории самообязывания государства с присущим ей дуализмом государства и права. Ведь он, этот дуализм, выполняет чрезвычайно важную идеологическую функцию... Государство должно быть представлено как сущность отличная от права, для того, чтобы право оправдывало создавшее его и “подчиняющееся” ему государство. А право может оправдывать государство лишь в том случае, если оно мыслится как некий порядок, противоположный исходной природе государства, то есть власти, и потому в каком-то смысле правильный и справедливый. Таким образом, государство из простого инструмента власти-насилия (см. Гоббса) превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право (идея суверенитета права). По мере того, как религиозно-метафизическая легитимация государства оказывается неубедительной эта теория правовового государства должна стать единственно возможной и оправданной” (Kelsen H .) Государство здесь выступает как особое юридическое лицо, субъект прав и обязанностей, во многих внутригосударственных отношениях и в международном общении. В гражданско-правовых отношениях, в финансовом праве оно выступает в виде казны , оно может быть ответчиком (например, по искам граждан к президенту страны, при материальной ответственности правительства за вред, причиненный гражданам в случае нарушения закона), является стороной в конституционно-правовых отношениях и т. д. Однако конструкция государства, как совокупности правоотношений имеет формализованный характер и недостаточно. Как писал французский исследователь Ж. Жоржель : «Хотя право иногда успешно сопротивляется и даже одерживает верх над политикой, но ему всегда в итоге достается роль “вечного побежденного”, ибо “политические императивы обычно оказываются более могущественными, чем юридические соображения».

    С точки зрения И. Канта люди в условиях государственного существования постоянно сталкиваются с альтернативой: личная автономия или гетерономия (подчинение извне приходящим нормам). Автономии соответствует правовое государство, гетерономии - патерналистское. И. Кант противопоставляет модель правового государства, граждане которого “совершеннолетние” и ответственные личности, патерналистскому, где власть “отечески” заботится о благе подданных. Интересно, что Кант обозначает патерналистское государство термином “государство благосостояния”, который в ХХ веке используется в совсем ином контексте. Главная цель такого государства (по Канту) - счастье людей. Однако эта принципиальная установка на счастье, неизбежно приводит к государственному деспотизму, поскольку лишь властителям дано знать, в чем истинное благо подданных. А потому к нему можно и принуждать, в том числе и с помощью гильотины.

    С точки зрения права необходимыми признаками государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ, государственная власть. В юридическом и политическом смысле понятие "государство", как правило, используется в узком смысле слова: как институт господства, как носитель государственной власти (права на легитимное принуждение). Государство противопоставляется обществу и выступает по отношению к нему как орудие руководства и управления.

    От других политических институтов государство отличается: 1) Наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) Монополией на принудительную власть; 3) Правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества; 4) Суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) Монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета; 6) Организацией власти по территориальному признаку.

    Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государств в Западной Европе Периодизация истории Средних веков. Характеристика раннего средневековья в Западной Европе в VI-IX вв.: упадок земледелия, ремесел, торговли и обмена; преобладание натурального хозяйства. Становление феодальных отношений. Аллод. Бенефиций. Феод (лен). Классы феодального общества. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги. Рождение германского мира и начало его самостоятельного исторического движения. Начало складывания основ национальных государств в Западной Европе. Проблема светской и церковной власти в европейской политической и духовной жизни. Образование и культура в жизни средневековой Европы. Раннефеодальные государства. Феодальная раздробленность. Сословная структура средневекового общества. Система вассалитета. Иммунитет. Королевская власть в эпоху феодальной раздробленности. Межфеодальные отношения. Средневековые города. Торговля. Цеховая организация ремесла. Развитие товарно-денежных отношений в Европе. Формирование буржуазии – основы централизации европейских государств. Борьба королевской власти с крупными феодалами. Социальная опора королевской власти. Сословно-представительная монархия. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV - I половине XVII в. Восстановление и развитие русских земель после монголо-татарского нашествия. Социально-экономические предпосылки складывания централизованного государства. Развитие форм феодальной земельной собственности. Утверждение поместной системы землевладения и процесс закрепощения крестьян в конце XV - начале XVII в. Оформление крепостного права. Крестьянские и городские восстания XV - первой половины XVII в.Северо-Восточная Русь в XIV - первой половине XV в. Возникновение новых политических центров (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Борьба московских князей за доминирование в Северо-восточной Руси. Выдвижение Москвы как центра борьбы за свержение монголо-татарского ига. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации. Особенности образования централизованного государства в России. Политический строй в России в конце XV - начале XVI в.Укрепление самодержавия в середине XVI в. Иван Грозный. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х гг. Опричнина, ее причины и последствия. Социально-экономический и политический кризис XVI - начала XVII в. Борис Годунов и попытка выхода из кризиса на путях крепостничества. “Смутное время”. Крестьянская война, гражданская война. Иностранная интервенция. Начало становления династии Романовых. Борьба с властью татаро-монголов. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига. Ликвидация остатков Золотой Орды в середине XVI в. Соперничество между Москвой и Литвой за влияние в Северо-восточной Руси. Русские земли в составе Речи Посполитой. Национально-освободительная война украинского народа. Вхождение Украины в состав Российского государства. Борьба России за выход на Балтику во II половине XVI в. Ливонская война и ее последствия. Вхождение Сибири в состав Российского государства. Русская колонизация, ее значение.