Монографический метод исследования. Сравнительно-исторические методы. Ранжирование. Классификация. Монографический метод. Кадры и мотивация труда работников в современных условиях

Данный исследовательский метод является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.

Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

1.2. Диагностические методы

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. 1

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения.

Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор и т.п.), а это искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, – от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общая особенность этих двух классов исследовательских методов – это отсутствие возможности исследователю проникнуть в изучаемое явление, не вскрывая закономерности его изменения и развития, не объясняя его.

на тему: Проблема использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях


Введение

В исследованиях отдельных случаев для выделения уникальных путей решения проблем использование традиционных методов становится недостаточным. Ведь эти методы базируются на обобщении массовой статистики, использовании сложных математических моделей. Выход из этой ситуации представлен в социологии, которая изредка практикует так называемый монографический метод.

Возможности монографического исследования обеспечивают понимание происходящих процессов, во-первых,в условиях высокодинамичного окружения, тревожной нестабильной ситуации, когда люди меняют самоидентификацию, культурные регуляторы теряют свой привычный смысл; во-вторых,при изучении уникальных явлений; в-третьих,при изучении конкретных кратковременных событий.

Все большая ориентация современной социологии на сравнительные исследования связана, прежде всего, с потребностями практики, прогнозирования социального развития, все большей взаимозависимостью экономического и политического развития различных стран, расширением взаимодействия различных культур. Общеизвестны крылатые слова: "Все познается в сравнении". Окружающий нас мир явлений и вещей бесконечен в смысле неисчерпаемости качественного и количественного их многообразия.

Внутренние потребности самой науки (создание и проверка обобщенных теорий, охватывающих все более широкий класс социальных объектов и процессов) являются другим побудительным стимулом этой ориентации.

Объект работы является монографическое и сравнительное исследования.

Предмет исследования – специфика применения монографического и сравнительного исследования.

Цель работы – изучение теоретических основ о монографическом и сравнительном исследовании и области их применения.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Опредеить основную проблему использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях.


Глава 1. Проблема использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях

Монографическое исследование- 1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает casestudy, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия. 2) В широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений .

Монографический метод не может быть воплощен в какой либо одной методике. То есть он практически представляет собой некоторый синтетический метод и конкретизируется чаще в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Этот метод использует многие науки, связанные с деятельностью человека. Например, психологи для глубокого, тщательного изучения индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими их людьми во всех основных сферах жизни. Но при этом исследователи всегда пытаются, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности изучаемого предмета и сделать обобщающие выводы.

Монографический метод по своей сути близок к качественным методам исследования, практикуемым широко в социологии. Преимущество этих методов состоит в том, что они позволяют глубже понять изучаемое явление и часто - выйти на формулирование новых проблем. Ограничения статистического количественного подхода особенно ощущаются в условиях повышенной динамики социальных процессов. Методология качественного анализа во многих таких ситуациях бывает более плодотворной, позволяя учитывать новые тенденции развития явлений, и что особенно важно - в начальной стадии их становления. Социологи-практики отмечают особую востребованность метода исследования случая для работы в переходные, кризисные периоды развития общества. Потому что в эти периоды возникают новые социальные отношения, формируются проблемы, по отношению к которым не просто не найдены методы решения. Эти проблемы часто неизвестны, их только предстоит идентифицировать

По поводу же возможностей выполнения обобщений на основе одного случая, то может быть, имеет смысл согласиться с американским социологом Э. Богардусом, который утверждает, что один случай в такой же степени необходим, как и миллион - в том смысле, что он может привнести что-то новое в научную мысль. Такая новизна может отразиться на том, что мы уже знаем, и, что, следовательно, может быть понято. Этот тезис вполне применим к изучению человека в любых координатах. Ведь по сути каждый человек - это уникальное явление Вселенной. Великий русский писатель М. Бунин во многом прав, утверждая: «Каждый из живущих на Земле достоин того, чтобы о нем написали книгу». Не только массы играют большую роль в истории. Но и выдающиеся личности, а иногда - рядовые исполнители, обладающие определенным уникальным даром. Сегодня же соединение уникальностей в организации создает предпосылки ее выживаемости.

Б

езусловно, любой метод, любая исследовательская стратегия имеет ограниченные возможности получения научных результатов. Неправомерные установки и надежды на возможности метода могут привести к существенным ошибкам. Непременным условием использования любого метода является четкое определение границ его возможностей. В этой связи следует отметить, что главной целью монографического исследования является обнаружение и детальное описание образцов социальных отношений. При этом научно значимым является уже сам факт обнаружения определенного механизма таких отношений. Возможности монографического исследования обеспечивают понимание происходящих процессов, во-первых, в условиях высокодинамичного окружения, тревожной нестабильной ситуации, когдалюди меняют самоидентификацию, культурные регуляторы теряют свой привычный смысл; во-вторых, при изучении уникальных явлений; в-третьих, при изучении конкретных кратковременных событий.

Назначение такого исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или нескольких случаев, раскрыть содержание скрытых от внешнего наблюдения процессов, протекающих в социальной среде, глубже понять изучаемое явление и предложить его множественную интерпретацию.

езусловно, при использовании монографического метода исследователя волнует вопрос его валидности. Как и для любого другого метода, она в значительной степени определяется способом и инструментами сбора информации. В каждом случае использования монографического исследования исследователь выбирает свой набор таких методов. В их перечень входят методы качественной социологии (наблюдения и свободное интервью, анализ документов), репрезентативный опрос, анкетирование. При использовании опросов и анкетирования монографический метод ориентируется, в основном, на малые выборки. На этих выборках реализуются такие приемы обобщения информации, как комплексно-функциональный анализ; сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей с помощью многомерных группировок и аналитических показателей; расчет непараметрических коэффициентов ранговой корреляции; построение обобщающих показателей методом таксономии и некоторые другие. Но в любом случае еще раз отметим, набор процедур, привлекаемый в изучении случая, целиком зависит от задач исследования и не ограничен только качественными методами.

Все предыдущие характеристики условий применения монографического метода и его сущности показывают, что он находится в поле социокультурной парадигмы. Именно она допускает наличие непроверяемого (интуитивного) опыта в логических построениях, ненаучного метода получения фактов. То есть, исследованный монографическим методом факт нельзя воспроизвести в полном соответствии с зафиксированным событием. Приемлемость выводов монографического метода нужно воспринимать как реальную данность. И верить в то, что качество выводов определяется уровнем профессионализма исследователя, обеспечивать такой профессионализм.

При выборе монографического метода и его структуры целесообразно предварительно познакомиться с его достоинствами и проблемами.

К достоинствам этого метода можно отнести такие:

1. Возможность получения глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений. Только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

2.Этот метод позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта, и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

3.Для активизации таких потребностей человека как самовыражение, самоутверждение универсальные инструменты не применимы. Эти потребности во многом если не полностью определяются индивидуальностью и желанием. Изучение резервов их развития возможно на основе «casestudy».

4.Познавательные возможности этого метода обеспечивают понимание происходящих процессов в конкретных ситуациях («сейчас и здесь»). Это очень важно, в условиях динамичной реальности, когда для объяснения поступка, имеющего позитивный исход, трудно и некогда подобрать объяснения, когда необходимо изучать неформальные отношения, когда необходимо анализировать уникальные явления.

5.Монографический метод лишен недостатков статистического метода, который показывает больше корреляцию, чем причинность и, чаще всего имеет дело с внешними аспектами жизни. Поскольку пользователь монографического метода испытывает чувство сопереживания и участия, он на основе таких чувств может разглядеть больше того, что лежит на поверхности явления .

Проблемы, возникающие при работе с монографическим методом:

1. Необходимость получения больших исходных объемов разноплановой иногда избыточной информации, которая частично не найдет применения в оценках и анализе.

2.Ограниченные возможности получения научных результатов в строгом подходе к этому понятию на основе общепризнанных критериев.

3.Возможная субъективность исследовательского подхода.

4.Отсутствие логичных обоснований возможных рамок обобщения.

5.Следует иметь в виду, что в результате монографического исследования модели социальных отношений в пределах данного метода не решается задача выявления степени распространяемости полученных выводов

6.К недостаткам типичного монографического метода относится также субъективный выбор единиц наблюдения.

Отличительные черты монографическогоисследования, как логики самостоятельной исследовательской стратегии:

1. Рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве.

2. Существенная ориентация на интуицию исследователя.

3. Коллективный характер исследования.

4. Доверительные отношения с исследуемым контингентом.

5. Гибкость подхода на разных стадиях исследования.

Что касается такой особенности, как рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве, то, безусловно, всесторонность и в то же время целостность восприятия предмета исследования практически недостижима ни в одном научном методе. Однако четкое ограничение рамок случая и наличие предварительно определенной концептуальной схемы позволяет хотя бы попытаться охватить явление в целом иизбежать (насколько это возможно) частичного, разрозненного видение реальности. Предполагаемая многоаспектность анализа предмета, как комбинации подсистем разной природы, позволяет сформулировать гипотезы о наличии причинно-следственных связей между характеристиками внутренней структуры изучаемого явления и характеристиками его внешней среды.

Успех этого метода обеспечивается степенью развития интуиции исследователей и квалификации, базирующихся на их теоретических знаниях и практическом опыте в предметной области проблемы.

ледует иметь в виду, что соблюдение в монографическом методе требований обеспечить коллективный характер исследования, в определенной мере снимает субъективизм его результатов, повышает валидность методик. При многостороннем анализе сложного социального объекта качественными методами, желательно каждое видение ситуации проверять посредством обсуждения с другими участниками. Ибо объективность, понимаемая как контроль и проверка на всех этапах исследования, более глубока у группы, чем у индивидуального исследователя.

Программа реализации монографического исследования выступает в виде плана исследования. Главная его цель -сосредоточить внимание каждого этапа на основных исследовательских вопросах. При проектировании исследования (составлении плана) можно выделить четыре основных действия:

1. Формулировка основных компонент исследования (объекта, предмета, цели).

2. Определение единицы анализа как объекта исследования

3. Формулировка исходных гипотез, которые выполняют задачу определения (ограничения) предмета исследования. Правда, некоторые исследования могут проводиться без формулирования гипотез (например, на описательной стадии, когда предметом исследования является определение самого предмета или разведывательной, когда целью является формулирование гипотез.

4. Обоснование методов сбора данных и процедуры исследования .

Сравнительное исследование - исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов .

Различают два основных типа сравнительного исследования. Первый нацелен на изучение межстрановых, межкультурных и прочих различий и сходств, а второй - на анализ различий и сходств во времени. В первом типе выделяются в качестве основных следующие типы: 1) межстрановые; 2) межгосударственные; 3) межсоциетальные; 4) межкультурные; 5) сравнения, осуществляемые на макро- и на микроуровнях социальных систем.

При осуществлении всех этих видов сравнительных исследований важно иметь в виду, что государственные границы очень часто отличаются от национальных, социальных и социокультурных границ. Во всех странах, даже существующих в качестве самостоятельных давно и достаточно однородных по своим экономическим и социальным характеристикам, можно обнаружить самостоятельные социальные общности и образования, которые по ряду переменных признаков могут иметь больше различий, чем при сравнении отдельных государств, т.е. различий внутри страны может быть больше и они могут оказаться более выраженными, чем между разными странами. Эта особенность отчетливо проявляется в коренных трансформациях, происходящих в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, где коллизии и конфликты в сфере этнонациональных отношений, политической жизни, развития культуры служат нередко основой выдвижения требований об изменении административных и государственных границ.

Сравнительные социологические исследования имеют большое значение для выявления длительных тенденций социальных объектов и систем, основной траектории их восходящего или нисходящего эволюционирования. Наиболее известным, поучительным в этом отношении, является осуществленное выдающимся американским социологом С. Липсетом изучение американской демократии в сравнительной перспективе. На основе обобщения результатов нескольких общенациональных опросов населения он сделал доказательный, неопровержимый вывод о неуклонной утрате электоратом (кругом избирателей) Соединенных Штатов Америки уважения к власти, ко всем государственным институтам. Общий вывод из приведенного исследования, сделанный С. Липсетом: на протяжении исследовавшегося периода времени большинство американцев испытывали "усиливающееся" чувство разочарования по отношению к своим политическим лидерам и институтам, происходит "снижение доверия народа к своей политической системе и другим важным институтам".

Временные исследования делятся на: синхронные - исследования, проводимые в один момент времени; диахронные (повторные, интервальные) - проводимые в два и более момента времени. Диахронные (повторные) исследования в зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов. Основные из них таковы: 1) трендовые; 2) панельные; 3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды .

Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты. Типичной когортой является совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени (например, поколение, родившееся в 80-е - 90-е годы и т. п.).

Исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, например, молодежи в возрасте 16-29 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются. Такое исследование позволяет выявить исторически изменяющиеся характеристики ценностных ориентаций молодежи определенного возраста и уловить основные тенденции подобных изменений.

Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени. Главным недостатком панельных исследований являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, неизбежны некоторые потери в первоначально отобранной совокупности. Поэтому объем выборки при таком исследовании на каждом из его повторных этапов следует увеличивать до 20% против статистически обоснованной. При проведении исследований такого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы .

Лонгитюдное исследование - вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объектом изучения могут быть любые возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивидуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка.

Лонгитюдные исследования - один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологическом исследовании в силу необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет .

Часто в социологии стратегии сравнительного исследования обозначаются термином "сравнительный анализ". В этом случае целесообразно включать в область рассмотрения вторичный анализ как специфический вид исследовательской стратегии. В сравнительном исследовании в качестве центральной предпосылки возможности сравнения выступает сопоставимость методических и измерительных процедур.

Факторами-стимулами к развитию такого анализа выступают ряд причин научного и общественного, объективного и субъективного характера. Среди них следует назвать:

Потребность, на фоне дифференциации социологических наук, в интеграции социологического знания;

Развитие международных и межрегиональных исследований;

Неуклонный рост массы накапливаемого эмпирического материала;

Стремление сопоставить материалы и результаты исследований различных социологических школ и направлений;

Необходимость в осмыслении динамики социальных процессов . монографический исследование социологический статистический

В общем и целом сравнительный анализ проводится «по времени и по пространству».

Наиболее часто применяемый прием в сравнительном исследовании - использование идентичного инструментария (вопросов анкеты). Однако даже в рамках одного языка (например, в таких англоговорящих странах, как Англия и США) культурные различия могут оказывать существенное влияние на возможность сопоставимости данных. Смысловое содержание терминов меняется и во времени, даже для не очень больших промежутков. Существенные культурные различия, что, как правило, связано и с различием языков, привносят ряд принципиальных проблем в возможность сравнительного анализа. Важнейшим элементом исследовательской стратегии являются в этом случае поиск и обоснование функционально эквивалентных индикаторов социальных явлений и процессов в двух сравниваемых культурах или точках времени.

Первая и, на первый взгляд, относительно простая группа показателей, рассматриваемая еще на стадии проектирования сравнительного социологического исследования - социально-демографические параметры респондентов (другими словами, характеристики генеральной и выборочной совокупности). При построении макетов выборки и инструментария социологи, для обеспечения сопоставимости показателей, порой прибегают к «стихийной самоорганизации», ориентируясь на материалы своих коллег (формулировки вопросов, шкалы и т.п.). Но это не всегда вполне надежный путь, так как через длительный период времени он не сможет обеспечить минимальный уровень сопоставимости даже социально-демографических показателей, не говоря уже об иных.

Исследователи различают две ступени работы с показателями:

Операционализация понятий (конкретный пример - контакты респондента с различными источниками массовой информации);

Проектное описание показателей (определение объекта, единицы и интервала измерения; в вышеназванном примере это - затраты времени в неделю на чтение газет, просмотр телепередач).

Здесь обычно выделяют первичные показатели (число и доля элементов генеральной совокупности с определенными свойствами - например, женщины) и показатели вторичные, производные, представляющие результаты статистической обработки первичных показателей (примеры - расчеты средних величин, моды и медианы, дисперсий и т.п.) .

Важными условиями минимизации затрат времени и средств на проведение повторных исследований, а также обеспечения сопоставимости и надежности их результатов являются: планирование исследования как повторного уже при составлении программы и проведении первого этапа полевых работ; согласование задач и предпосылок каждого из последующих этапов с новыми требованиями общественной практики, а также с результатами предыдущих этапов исследования; обеспечение сопоставимости данных путем преемственности методических процедур, социальных показателей и математических программ обработки массивов информации, собранной на разных этапах исследования; выбор временного интервала, учитывающего динамику происходящих социальных изменений и обеспечивающего актуальность и практическую значимость результатов исследования; учет специфики пространственных и временных параметров повторного исследования, которая обуславливает особенности инструментария; определение оптимального объема выборки для каждого этапа исследования, позволяющего при сохранении репрезентативности собираемой информации уменьшить затраты времени и средств на ее сбор и обработку.


Заключение

Когда социологи выбирают для изучения лишь какой-то вполне определенный объект из окружающих социальных реальностей, их выбор всегда представляет собой сравнение выделяемого объекта с другими социальными объектами, рассмотрение их во взаимосвязи друг с другом. Например, девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм) не может быть изучено, если не сравнивать его с существующими нормами и нормальным поведением. Фактически ни одно социальное явление не может быть выделено и изучено без сравнения его с другими социальными явлениями. Необходимость в проведении четких, надежных сравнений стала в последние годы неотъемлемой частью политической, экономической, социокультурной реальности не только отдельных стран, но и мирового сообщества государств.

Однако роль сравнительного метода не следует переоценивать, так как использование этого метода на эмпирическом уровне познания, подразумевает некоторую его ограниченность. Сравнительный метод не дает возможности непосредственного получения обобщающих научных положений и законов, т.е. он может приводить к установлению причинных связей явлений, однако их предсказание имеет по большей части гипотетический характер. В рамках чисто сравнительного исследования невозможно их последовательное научное объяснение. Широкие обобщения и законы природы могут быть сформулированы на основе знаний, полученных эмпирическими методами познания, в том числе и с помощью сравнительного метода, но в последующем обязательно применение различных эмпирико-теоретических и теоретических методов научного познания.

Монографическое исследование - такой вид социологического исследования, при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений. При этом данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса изучаемых процессов.

Монографические исследования распространены в социологии села, где они выступают средством получения "социальных портретов" отдельных сельских поселений. Подобный способ изучения базируется на сборе информации об основных сторонах жизни населения - о структуре семей, занятости, источниках и размерах доходов, особенностях трудовой деятельности, местных обычаях в сфере труда и досуга, традиционных видах общения и др.

Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации. Его задача - детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. Результаты монографического исследования используются при разработке программ крупномасштабных эмпирических исследований.


Список использованной литературы

1. Агапов Е.П. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие/ Е.П. Агапов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 224 с.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296 с, ил.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с.

4. Доронина М.С., Доронин А.В. Монографический метод. Сущность и программа использования в исследованиях поведения // Бизнесинформ. – 2009. – № 1. – с.121-129

5. Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.

6. Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005.- 496с.

7. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа - М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.

8. Социологический словарь / Отв.ред.Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев уч. секр. О. Е. Чернощек. - М.: Изд-во «НОРМА», 2010. – 608с.

9. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - 912 с.

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е изд. – М.: «Добровет», 2003. – 596 с.

Под общим понятием «сравнения» в научных исследованиях подразумевают сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Исследователь прежде всего должен определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения и воспитания .

Метод сравнения применяется в разных науках. В педагогических исследованиях распространены сравнительно-исторические методы . Они включают в себя генетический, сравнительно-исторический, исторический методы.

Генетический метод позволяет вести исследование явлений на основе анализа их развития.

Важно установить факт возникновения явления, отметить ступени его развития, проследить процесс постепенного формирования у исследуемых определенных качеств, профессиональных знаний и умений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия. Генетический метод решает эти задачи, выявляя специфику, тенденции развития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.

Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, то есть изменение соответствующих показателей устанавливается в определенные временные интервалы. По существу, этот метод представляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего выяснить сущностные характеристики явлений, определить причинные зависимости и, тем самым, формировать оптимальные условия развития личности, движущие силы процесса ее формирования.

Сравнительно-исторический метод сформировался на основе методологического принципа историзма и применяется в психолого-педагогических исследованиях, обеспечивая такое изучение явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии. Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет объяснить, как это понятие формировалось ранее, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким образом возникали те или иные концепции образования, каковы их источники; сравнить этапы развития отдельных концепций. Углубляя представление о предыстории, сравнительно-исторический анализ обогащает понимание современных проблем образования.

Исторический метод применяется, прежде всего, при изучении проблем истории педагогики. Помогает раскрыть возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, педагогических теорий в конкретных исторических условиях.


Оценка того или иного явления с точки зрения его прогрессивности или реакционности должна учитывать характер конкретных исторических условий существования этого явления с позиции – что нового сделали педагоги по сравнению со своими предшественниками.

Таким образом, историзм не может быть сведен лишь к описанию явлений прошлого. Он позволяет выявить внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах развития, проследить, каким образом новое состояние явления возникает из старого.

В процессе исследования анализ исторического развития педагогических явлений всегда находится в единстве с процессами логического анализа и, напротив, теоретический анализ, проводимый логически, используется для объяснения исторического развития явлений .

Ранжирование – способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенное.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы. Классификация одной и той же группы объектов может быть проведена по разным основаниям в зависимости от предмета и задач исследования.

Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточится на изучении отдельных проблем, анализе конкретный фактов .

Монографическое исследование-в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает casestudy, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия. 2) В широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений

Монографический метод не может быть воплощен в какой либо одной методике. То есть он практически представляет собой некоторый синтетический метод и конкретизируется чаще в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Этот метод использует многие науки, связанные с деятельностью человека. Например, психологи для глубокого, тщательного изучения индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими их людьми во всех основных сферах жизни. Но при этом исследователи всегда пытаются, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности изучаемого предмета и сделать обобщающие выводы.

Монографический метод по своей сути близок к качественным методам исследования, практикуемым широко в социологии. Преимущество этих методов состоит в том, что они позволяют глубже понять изучаемое явление и часто - выйти на формулирование новых проблем. Ограничения статистического количественного подхода особенно ощущаются в условиях повышенной динамики социальных процессов. Методология качественного анализа во многих таких ситуациях бывает более плодотворной, позволяя учитывать новые тенденции развития явлений, и что особенно важно - в начальной стадии их становления. Социологи-практики отмечают особую востребованность метода исследования случая для работы в переходные, кризисные периоды развития общества. Потому что в эти периоды возникают новые социальные отношения, формируются проблемы, по отношению к которым не просто не найдены методы решения. Эти проблемы часто неизвестны, их только предстоит идентифицировать

Безусловно, любой метод, любая исследовательская стратегия имеет ограниченные возможности получения научных результатов. Неправомерные установки и надежды на возможности метода могут привести к существенным ошибкам. Непременным условием использования любого метода является четкое определение границ его возможностей. В этой связи следует отметить, что главной целью монографического исследования является обнаружение и детальное описание образцов социальных отношений. При этом научно значимым является уже сам факт обнаружения определенного механизма таких отношений. Возможности монографического исследования обеспечивают понимание происходящих процессов, во-первых, в условиях высокодинамичного окружения, тревожной нестабильной ситуации, когдалюди меняют самоидентификацию, культурные регуляторы теряют свой привычный смысл; во-вторых, при изучении уникальных явлений; в-третьих, при изучении конкретных кратковременных событий.



Назначение такого исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или нескольких случаев, раскрыть содержание скрытых от внешнего наблюдения процессов, протекающих в социальной среде, глубже понять изучаемое явление и предложить его множественную интерпретацию.

Монографический метод может быть использован для разных целей. Но в каждом применении он конкретизируется в зависимости от исследуемых объектов, имея конечную цель собрать «достаточное количество данных для создания теории объекта. Ибо только на уровне теории можно говорить о научном анализе.

Безусловно, при использовании монографического метода исследователя волнует вопрос его валидности. Как и для любого другого метода, она в значительной степени определяется способом и инструментами сбора информации. В каждом случае использования монографического исследования исследователь выбирает свой набор таких методов. В их перечень входят методы качественной социологии (наблюдения и свободное интервью, анализ документов), репрезентативный опрос, анкетирование. При использовании опросов и анкетирования монографический метод ориентируется, в основном, на малые выборки. На этих выборках реализуются такие приемы обобщения информации, как комплексно-функциональный анализ; сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей с помощью многомерных группировок и аналитических показателей; расчет непараметрических коэффициентов ранговой корреляции; построение обобщающих показателей методом таксономии и некоторые другие. Но в любом случае еще раз отметим, набор процедур, привлекаемый в изучении случая, целиком зависит от задач исследования и не ограничен только качественными методами.



Все предыдущие характеристики условий применения монографического метода и его сущности показывают, что он находится в поле социокультурной парадигмы. Именно она допускает наличие непроверяемого (интуитивного) опыта в логических построениях, ненаучного метода получения фактов. То есть, исследованный монографическим методом факт нельзя воспроизвести в полном соответствии с зафиксированным событием. При выборе монографического метода и его структуры целесообразно предварительно познакомиться с его достоинствами и проблемами.

К достоинствам этого метода можно отнести такие:

1. Возможность получения глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений. Только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

2. Этот метод позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта, и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

Для активизации таких потребностей человека как самовыражение, самоутверждение универсальные инструменты не применимы. Эти потребности во многом если не полностью определяются индивидуальностью и желанием.

Познавательные возможности этого метода обеспечивают понимание происходящих процессов в конкретных ситуациях («сейчас и здесь»). Это очень важно, в условиях динамичной реальности, когда для объяснения поступка, имеющего позитивный исход, трудно и некогда подобрать объяснения, когда необходимо изучать неформальные отношения, когда необходимо анализировать уникальные явления.

Монографический метод лишен недостатков статистического метода, который показывает больше корреляцию, чем причинность и, чаще всего имеет дело с внешними аспектами жизни. Поскольку пользователь монографического метода испытывает чувство сопереживания и участия, он на основе таких чувств может разглядеть больше того, что лежит на поверхности явления

Проблемы, возникающие при работе с монографическим методом:

1. Необходимость получения больших исходных объемов разноплановой иногда избыточной информации, которая частично не найдет применения в оценках и анализе.

Ограниченные возможности получения научных результатов в строгом подходе к этому понятию на основе общепризнанных критериев.

Возможная субъективность исследовательского подхода.

Отсутствие логичных обоснований возможных рамок обобщения.

Следует иметь в виду, что в результате монографического исследования модели социальных отношений в пределах данного метода не решается задача выявления степени распространяемости полученных выводов

К недостаткам типичного монографического метода относится также субъективный выбор единиц наблюдения

Отличительные черты монографическогоисследования, как логики самостоятельной исследовательской стратегии:

1. Рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве.

2. Существенная ориентация на интуицию исследователя.

3. Коллективный характер исследования.

4. Доверительные отношения с исследуемым контингентом.

5. Гибкость подхода на разных стадиях исследования.

Что касается такой особенности, как рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве, то, безусловно, всесторонность и в то же время целостность восприятия предмета исследования практически недостижима ни в одном научном методе. Однако четкое ограничение рамок случая и наличие предварительно определенной концептуальной схемы позволяет хотя бы попытаться охватить явление в целом иизбежать (насколько это возможно) частичного, разрозненного видение реальности. Предполагаемая многоаспектность анализа предмета, как комбинации подсистем разной природы, позволяет сформулировать гипотезы о наличии причинно-следственных связей между характеристиками внутренней структуры изучаемого явления и характеристиками его внешней среды.

Успех этого метода обеспечивается степенью развития интуиции исследователей и квалификации, базирующихся на их теоретических знаниях и практическом опыте в предметной области проблемы.

Монографический метод предполагает четкую ориентацию на холистический подход, рассмотрение предмета как реальной целостности, имеющей цели, функции, отличающиеся от целей и функций каждого входящего в нее элемента.

Качество же собранных в процессе монографического исследования данных зависит от желания сотрудничать и искренности респондентов. Здесь необходимы доверительные отношения и формирование позитивного эмоционального контакта. Для развития таких способностей необходимо предварительно позаботиться об уровне развития эмоционального интеллекта исследователей и накопления ими навыков межличностного общения, ведения деловых переговоров.

Следует иметь в виду, что соблюдение в монографическом методе требований обеспечить коллективный характер исследования, в определенной мере снимает субъективизм его результатов, повышает валидность методик. При многостороннем анализе сложного социального объекта качественными методами, желательно каждое видение ситуации проверять посредством обсуждения с другими участниками. Ибо объективность, понимаемая как контроль и проверка на всех этапах исследования, более глубока у группы, чем у индивидуального исследователя.

Программа реализации монографического исследования выступает в виде плана исследования. Главная его цель -сосредоточить внимание каждого этапа на основных исследовательских вопросах. При проектировании исследования (составлении плана) можно выделить четыре основных действия.

Методологической основой разработки темы курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные, нормативные и инструктивные документы, а также личные исследования автора. Для реализации методологической основы в конкретных исследованиях в процессе работы над курсовой работой могут быть ис­пользованы следующие общенаучные методы исследования: монографический, статистический, эксперимен­тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математиче­ский и др.

Монографический метод – подробное изучение отдельных явлений, характерных для совокупности с целью всестороннего раскрытия определенных закономерностей.

Статистический метод используется при изучении массо­вых явлений с целью установления их взаимосвязей, закономер­ностей развития и влияния на конечные результаты производст­ва. Основные приемы статистического метода: группировки, по­казатели динамики, индексы, корреляционно - регрессионный анализ и т.д.

Экспериментальный метод связан со специальной провер­кой и внедрением новых форм и способов организации производ­ства, учета и отчетности, финансирования и кредитования, контроля (аудита) и обоснованием эффективности их внедрения.

Расчетно-конструктивный метод связан с разработкой нескольких вариантов решений организационно - экономиче­ской задачи, из которых выбирается наиболее эффективный. Он позволяет полнее учесть все условия и факторы, влияющие на хозяйственно-финансовую деятельность организации.

Экономико-математический метод связан с изучением количественных характеристик экономических процессов, рас­сматриваемых в неразрывной связи с их качественными харак­теристиками. Этот метод предполагает широкое применение ма­тематической статистики, теории вероятности, математического программирования, математического моделирования экономических процессов и др. Экономико-математическими методами можно решать большой круг планово-экономических, учетно-статистических и управленческих задач.



5 Объем, структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа в законченном виде должна включать: титульный лист (приложение А), содержание (оглавление), введение, текстовое изложение (содержание) работы, выводы и предложения, список использованной литературы, приложения.

Общий объем работы не должен превышать 35 – 40 страниц машинописного текста или 45 – 50 страниц рукописного текста, не считая приложений.

Во введении следует раскрыть актуальность выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение, определить цель, задачи, объект, субъект и предмет исследования, указать методы и методологическую основу исследования. Объем введения не должен превышать 3 страниц машинописного текста.

Основной текст (содержание) курсовой работы состоит из 3 глав, каждая из которых состоит как минимум из 2 параграфов, но при этом желательно не более 4.

Первая глава курсовой работы должна быть посвящена изучению теоретических основ темы исследования. В ней раскрывается сущность, экономическая природа исследуемого явления, раскрываются основные этапы, исторические аспекты в развитии научной мысли по теме исследования.

В данной главе необходимо критически рассмотреть и проанализировать взгляды различных ученых – экономистов по основным вопросам выбранной темы исследования. Студент должен привести и обосновать свою позицию исходя из рассмотренных различных взглядов ученых и дать оценку различным вариантам и аспектам учета, внутрихозяйственного контроля и анализа.

Обзор литературы должен составлять 10-12 страниц машинописного текста.

Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика объекта исследования.

В данной главе необходимо рассмотреть и привести организационную структуру объекта исследования, рассмотреть и проанализировать в динамике основные экономические показатели деятельности объекта исследования (приложение). Основное внимание следует уделить анализу затрат на производство продукции. В данном случае целесообразно проанализировать структуру затрат (приложение) на производство продукции, динамику затрат и т.д. Также в данной главе целесообразно привести структуру управления, рассмотреть ее основные звенья. Так как управленческий учет в организации подчинен целям управления, также необходимо по возможности привести основные приоритетные направления предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений.

В третьей главе следует раскрыть основную идею исследования. Здесь излагаются собственные исследования студента, приводятся соответствующие расчеты, раскрывается действующая практика учета затрат и исчисления себестоимости продукции в исследуемой организации, выявляются достоинства и недостатки на основе критического ее осмысления.

Третья глава курсовой работы по дисциплине управленческий учет должна включать в себя как рассмотрение вопросов, касающихся современного состояния производственного учета в организации, так и разработанный проект или разработанные направления совершенствования учета затрат для целей управления, в соответствии с выбранной темой курсовой работы. В случае отсутствия сложившейся системы управленческого учета необходимо сделать конкретные разработки системы управленческого учета по объекту исследования.

Выполняя курсовую работу студент должен рассмотреть и проанализировать как ведется учет затрат в рамках объекта исследования:

1. Изучить, и описать первичный учет затрат. Рассматривая данный вопрос необходимо охарактеризовать основные формы первичных документов, используемых в организации, рассмотреть имеющийся документооборот и выявить основные недостатки в первичном учете затрат.

2. Рассмотреть синтетический и аналитический учет затрат в рамках выбранной темы. Описывая синтетический и аналитический учет необходимо привести установленный в организации порядок аналитического учета. Критически рассмотреть используемые регистры аналитического учета. Также в данном разделе необходимо привести основные корреспонденции счетов по учету затрат в рамках выбранной темы. Корреспонденции счетов должны быть проиллюстрированы с использованием цифрового материала организации в виде схемы бухгалтерский проводок (приложение В). Также в данном разделе необходимо дать характеристику используемым регистрам синтетического учета и выявить и их недостатки. Также в третьей главе необходимо критически рассмотреть порядок калькулирования себестоимости продукции. При этом следует рассмотреть существующие объекты исчисления себестоимости продукции, калькуляционые единицы и калькуляционный период.

3.Далее на основании выявленных во второй главе потребностях в управленческой информации и на основании критически рассмотренного порядка учета затрат студент должен предложить и обосновать свой проект или основные направления и предложения по совершенствованию производственного учета затрат с целью формирования релевантной информации для принятия управленческих решений.

В данном разделе студент может предложить и обосновать выбор различных передовых методов производственного и систем управленческого учета. Разрабатываемые вопросы должны носить практический характер, с целью применения разработанного проекта на практике в организации (объекте исследования). При этом необходимо учитывать и отраслевую специфику при разработке конкретного проекта. Например студент может предложить и обосновать управленческий учет затрат на производства с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе, либо предложить учет затрат на производство в самостоятельной системе счетов. Также можно разработать и предложить номенклатуру статей затрат на производство продукции, либо разработать номенклатуру объектов учета калькурирования себестоимости продукции и т.д.

Выводы и предложения являются своеобразным итогом всей курсовой работы. Они должны быть четкими и лаконичными по форме, содержать основные выводы и предложения, направлен­ные на устранение недостатков и совершенствование, рационализацию методов решения вопросов, рассмотренных в курсовой работе. Они должны вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования. В выводах и предложениях в краткой форме приводятся основные выводы и направления совершенствования по результатам проведенного исследования.

Объем выводов и предложений не должен превышать 4 – 5 страниц.

Курсовая работа может содержать приложения в виде таблиц, диаграмм, схем, учетных регистров, и т.п. Приложения должны быть сгруппированы в строгом со­ответствии с изложением текста курсовой работы. Каждое приложение должно иметь название, раскрывающее его содер­жание. В тексте курсовой работы должна быть дана ссылка на приложения.

Список использованной литературы должен содержать не менее 25 источников. В список литературы включаются монографии, учебники, статьи в периодических изданиях, а также по мере необходимости основные нормативные документы по бухгалтерскому учету.

В приложении к курсовой работе приводится такой материал, как разработанные и усовершенствованные документы для внутреннего использования, организационная структура и структура управления и т.д.

6 Оформлениекурсовой работы

При написании курсовой работы следует обратить внимание на ее оформление. Работа может быть представлена в рукописном, но преимущественно в машинописном виде, компьютерный шрифт Times New Roman, цвет черный, кегль 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, автоматический перенос слов, абзац 1,25, в таблицах кегль 12, интервал 1,0.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Основная часть может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты, по необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый раздел содержал законченную информацию. За Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквой без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точки.

Разделы следует нумеровать арабскими цифрами без точки и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела ставится точка. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

1. Методические и методологические основы учета затрат

1.2 . Нумерация пунктов первого раздела

2. Современное состояние учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции

2.2. Нумерация пунктов второго раздела

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть проведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

а)_____________

б)_____________

в)_____________

ГОСТ предусматривает размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20мм.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижней части листа без точки.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы. С новой страницы начинаются введение и выводы и предложения.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние делают между заголовками раздела и пункта. Абзацы начинаются с новой (красной) строки и печатаются отступом равным пяти ударам.

Правила оформления курсовой работы предусматривают единый порядок размещения текста работы, приложений, применение стандартного формата бумаги (А4).

Текст курсовой работы должен быть изложен стилистически и орфографически грамотно.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в курсовой работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Тц=(SПУЗ+SПЗ) х (1+Кр), (1)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерации арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

В курсовой работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть по другой в пределах одной страницы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица 1.1», если она приведена в главе 1.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовок и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблица 2.6

Методика расчета трансфертных цен на продукцию птицеводства

Если таблица переносится на другой лист, то на новом листе необходимо написать «Продолжение таблицы», при этом заглавие на новой странице не проставляется. В приведенных в работе таблицах не должно быть свободных мест, если значение показателя отсутствует, то необходимо проставить прочерки.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упомянуты впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Пример:

Совокупные затраты

безубыточности

Точка Выручка

безубыточности

Постоянные затраты

Объем производства продукции

Рис. 6. Модель безубыточности основанная на нелинейной зависимости

показателей

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Слово «рис.» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения главы. Например, Рисунок 1.3.

Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная с 1. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

В списке литературы указывают на первом месте законы Российской Федерации, затем, на втором - подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные акты, инструкции министерств и ведомств). После законов и подзаконных актов указываются учебники, учебные пособия, периодические издания в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

Список фактически использованной литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с ГОСТ 7.32.-91.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Например:

В списке литературы необходимо указать фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, название, место и год издания. Например:

Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс, - М.: «Аудит», 1998. –221с.

Для статей необходимо также указать название журнала и его номер.

Широбоков В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета// Экономика перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. -1998 .-№7 - С-25-27.

Безруких П.С., Кашаев А.Н., Коммисарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1989.-223с.

Интернет источники приводятся в самом конце списка литературы и оформляются следующим образом:

«Об одном из подходов к пониманию содержания управленческого учета»// официальный сайт экспертно-консультационного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России. www.cma.org.ru

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде квадратных скобок, например [ 3, с.15], с указанием номера источника в списке литературы, где находится данное высказывание.

Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность приводимых данных и объективность изложения мыслей других авторов.