Аспекты трудовой адаптации выпускника вуза. Управление адаптацией выпускников медицинских вузов к условиям самостоятельной профессиональной деятельности Особенность профессиональной адаптации выпускников медицинских вузов состоит в том, что включение в пр

Проблема профессиональной адаптации выпускников медицинских колледжей и перспективы ее решения

Лаптиева Л.Н.1, Рублевская Е.И.2, Дивакова Т.С.3

1Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина, Беларусь

2Мозырский государственный медицинский колледж, Беларусь

3Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, Беларусь

Laptsiyeva L.N.1, Rubleuskaya K.I.2, Dzivakova TS.3

1Mozyr State Pedagogical University named after I.P. Shamyakin, Belarus

2Mozyr State Medical College, Belarus 3Vttebsk State Order of Peoples" Friendship Medical University, Belarus

Problem of professional adaptation of graduates of medical colleges and prospect of its decision

Резюме. Одной из важнейших задач практического здравоохранения является качественное оказание медицинской помощи, которое зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов. Приступив к самостоятельной трудовой деятельности, молодые специалисты испытывают трудности в процессе профессиональной адаптации. Анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием показал, что большая часть этих проблем находится в сфере профессионального общения. Перспективное направление решения проблемы профессиональной адаптации выпускников - формирование умений профессионального общения учащихся еще при обучении в медицинском колледже.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, учреждения здравоохранения, профессиональное общение, профессиональные умения, профессиональная деятельность.

Медицинские новости. - 2013. - № 11. - С. 48-51. Summary. One of the most important problems of practical health care is high-quality rendering medical care which depends from a level of professional training of experts. Having started independent labor activity, young specialists are exposed to a number of difficulties in the course of professional adaptation. The analysis of problems of professional adaptation of medical workers with secondary education showed that the most part of these problems is in the sphere of professional communication. One of the perspective directions of a solution of the problem of professional adaptation of graduates of medical colleges is formation of skill of professional communication of pupils already during training in medical college. Keywords: professional adaptation, healthcare institutions, professional communication, professional abilities, professional activity. Meditsinskie novosti. - 2013. - N 11. - P. 48-51.

Качество оказания медицинской помощи зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов. От профессионализма медицинских работников со средним специальным образованием во многом зависит качество медицинского обслуживания населения и в целом здоровье нации. Практическое здравоохранение предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам специалиста, так как сейчас важным становится не только результат медицинского обслуживания, но и содержание этого процесса. Эффективность деятельности специалиста в сфере здравоохранения в значительной степени определяется уровнем его профессиональных знаний и умений.

Ежегодно выпускники медицинских колледжей Беларуси пополняют ряды сотрудников учреждений здравоохранения (УЗ) республики. Приступив к самостоятельной трудовой деятельности, молодые специалисты испытывают ряд трудностей в процессе профессиональной адаптации, зачастую оказываясь перед выбо-

ром: работать далее по полученной специальности либо кардинально сменить сферу профессиональной деятельности. В итоге многие молодые специалисты, отработав по распределению положенное время, уходят из медицины. Этот факт имеет ряд негативных последствий:

Финансовые потери, обусловленные дополнительной подготовкой кадров для работы в УЗ республики;

Снижение качества обслуживания населения, поскольку не планирующие в дальнейшем оставаться в сфере системы здравоохранения молодые специалисты не повышают свой профессиональный уровень и просто «отрабатывают время»;

Частая смена медицинских работников в коллективе УЗ отрицательно сказывается на сплоченности коллектива, его функционировании и работоспособности.

Эти негативные явления ставят перед медицинскими колледжами задачу максимального приближения подготовки учащихся к требованиям практического здравоохранения, а также комплексного исследования и решения проблемы про-

фессиональной адаптации выпускников еще в период обучения. Актуальность рассматриваемой нами темы подтверждается многочисленным психолого-педагогическим исследованиям, проводимым в последние десятилетия в отечественном и зарубежном здравоохранении .

Настоящее исследование проведено на биологическом факультете Мозыр-ского государственного педагогического университета среди выпускников медицинских колледжей (231 чел.), работающих в разных типах УЗ республики и обучающихся заочно, со стажем работы от 3 месяцев до 8 лет. Исследование уровня сформированности профессиональных знаний и умений проведено у 68 учащихся выпускных групп Мозырского государственного медицинского колледжа медсестринского отделения (группы М-41, М-42 и М-43).

Использовались следующие методы: анкетирование, метод самооценки, опрос, анализ документов отдела кадров УЗ о зачислении, перемещении и уволь-

нении сотрудников, анализ программ подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием, анализ литературы, статистический метод.

В целом адаптация представляет собой процесс и систему механизмов приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Понятие «профессиональная адаптация медицинского работника» можно рассматривать как процесс взаимодействия молодого специалиста и производственного коллектива УЗ, в котором ему предстоит работать. Это комплексное явление, отдельными компонентами которого выступают биологическая, производственная, психологическая и социально-коммуникативная адаптация. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, профессиональная адаптация к самостоятельной трудовой деятельности зависит от уровня психологической готовности, соответствия реальных условий деятельности знаниям и умениям, полученным в процессе обучения .

Профессиональная адаптация медицинских работников к условиям производственной деятельности в УЗ является одним из важнейших компонентов в общей системе профессиональной подготовки специалиста, необходимым и конечным ее звеном. Она говорит о качестве профессиональной подготовки в медицинском колледже.

В ходе профессиональной адаптации медицинский работник приспосабливается к особенностям профессиональной деятельности, характеру, режиму и условиям труда на конкретном рабочем месте. Адаптация предусматривает личностное совершенствование, направленное в первую очередь на применение профессиональных знаний, навыков и умений, полученных при обучении в медицинском колледже, повышение квалификации применительно к той сфере деятельности, в которой предстоит работать.

В период самостоятельной профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения медики испытывают ряд проблем профессиональной адаптации. С целью выявления причин этих проблем и последующего их анализа нами были проведены предварительные мероприятия: опрос и беседы с медицинскими работниками со средним образованием и администрацией учреждений здравоохранения по интересующему нас вопросу. На основании полученных данных, собственного опыта работы в учреждениях здравоохранения и опыта проведения подобных исследований в других регио-

нах нами был определен перечень вопросов, которые, по нашему мнению, могли выявить причины возникающих проблем профессиональной адаптации медицинских работников. В исследовании приняли участие 231 человек - выпускники медицинских колледжей, работающие в разных типах УЗ республики и обучающиеся заочно на биологическом факультете Мозырского государственного педагогического университета со стажем работы от 3 месяцев до 8 лет.

Анализ профессиональной адаптации свидетельствует о том, что большинство проблем приходится на сферу профессионального общения. Так, на недостаток профессиональных умений в области коммуникации указали 27,3% респондентов (63 чел.), на проблемы во взаимопонимании и взаимодействии в системе УЗ 15,1% (35 чел.) и 14,7% (34 чел.) соответственно, недостаток умения действовать в нестандартных условиях - 13,4% (31 чел.) респондентов.

Исследование показало, что медицинские работники в достаточном объеме владеют профессиональными знаниями и операционной сферой деятельности (выполнение медицинских манипуляций), умеют действовать по стандарту. Недостаток своих профессиональных знаний отметили 9,5% (22 чел.) респондентов; проблемы, связанные с умением действовать в стандартных условиях - 3,6% (8 чел.).

Большинство медицинских работников устраивают условия и характер труда. На трудности профессиональной адаптации в связи с вхождением в новый коллектив в начале профессиональной деятельности и при переходе на новое место работы указали 7,3% (17 чел.) респондентов.

В беседе выяснилось, что определенные проблемы, возникающие в профессиональной деятельности медицинских работников, в большей степени связаны с возникновением различного рода конфликтов как в самом трудовом коллективе, так и с пациентами, их родственниками и другими участниками лечебно-оздоровительного процесса. Результатом этого является развитие стресса, разочарование в выбранной специальности, желание сменить работу или сферу профессиональной деятельности.

Студенты биологического факультета отмечают также недостаток знаний в психологии развития человека, особенностей взаимодействия с разновозрастными пациентами и их родственниками и другими категориями людей (пациентами разного социального статуса, типа темперамента, отношения к болезни и др.).

Профессиональная подготовка медицинских работников со средним образованием в Республике Беларусь осуществляется медицинскими колледжами согласно квалификационным характеристикам, в которых изложены основные требования, предъявляемые к специалисту: знания, умения, требования к личностной сфере, возможные виды деятельности. Анализ квалификационных характеристик, по которым ведется подготовка учащихся, позволяет выделить основные блоки, предусматривающие наличие профессиональных и личностных знаний и умений будущего специалиста в различных направлениях профессиональной деятельности:

а) знание анатомо-физиологических особенностей человека;

б) осуществление отдельных этапов сестринского процесса;

в) умение оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;

г) умение организовывать уход за пациентом;

д) владение коммуникативными умениями;

е) знание нормативной документации и др.

Анализ программ, по которым ведется подготовка медицинских работников со средним образованием, отражает определенный дисбаланс в специфике обучения и объеме приобретаемых знаний. Так, основной объем часовой нагрузки (45,2%) при обучении учащихся медсестринского отделения отводится на изучение общемедицинских (анатомия, фармакология, физиология и др.) и специальных (терапия, педиатрия, хирургия, акушерство и др.) дисциплин. Большое внимание (51,7%) уделяется формированию операционной сферы деятельности (выполнение манипуляций по уходу и оказанию неотложной помощи по стандарту) и закреплению полученных знаний и умений на практических занятиях, проходящих в разных типах УЗ и в ходе учебных и преддипломных практик. Лишь 3,1% от общего объема часовой нагрузки приходится на предметы, в ходе которых формируются коммуникативные знания и умения, умения взаимодействия и взаимопонимания в системе УЗ. Таким образом, одним из недостатков в подготовке специалистов со средним образованием для учреждений образования является недостаточное внимание, которое уделяется вопросам формирования профессионального общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны).

Нами проведено исследование уровня сформированности профессиональ-

медицинские новости |49

Таблиц^ Самооценка сформированности профессиональных знаний и умений учащимися медсестринского отделения медицинского колледжа

высокий средний низкий

1. Профессиональные знания в области общемедицинских дисциплин 17 (25,0%) 46 (67,6%) 5 (7,4%)

2. Профессиональные знания в области специальных дисциплин 17 (25,0%) 47 (69,1%) 4 (5,9%)

3. Сформированность профессиональных умений:

а) операционная сфера 27 (39,7%) 36 (52,9%) 5 (7,4%)

б) коммуникация 22 (32,3%) 41 (60,3%) 5 (7,4%)

в) взаимодействие в системе УЗ 20 (29,4%) 43 (63,2%) 5 (7,4%)

г) взаимопонимание в системе УЗ 19 (27,9%) 42 (61,8%) 7 (10,3%)

4. Умение действовать в стандартных условиях 19 (27,9%) 45 (66,2%) 4 (5,9%)

5. Умение действовать в нестандартных условиях 6 (8,8%) 49 (72,1%) 13 (19,1%)

ных знаний и умений учащихся выпускных групп колледжа - молодых людей, которые в ближайшее время пополнят ряды работников учреждений здравоохранения. Применялся метод самооценки. Учащимся медсестринского отделения (группы М-41, М-42 и М-43) УО «Мозырский государственный медицинский колледж» было предложено оценить собственные профессиональные знания и умения в баллах от 0 до 3 следующим образом: 0 баллов - отсутствие профессиональных знаний и умений; 1 балл - уровень профессиональных знаний и умений низкий; 2 балла - средний; 3 балла - высокий. Результаты проведенного исследования приведены в таблице.

Показатель «0 баллов» при самооценке не указал никто из респондентов. Низкий балл самооценки во всех исследуемых категориях отмечен в небольшом количестве - от 5,9 до 7,4%. Наибольшие проблемы (низкий уровень сформирован-ности) учащиеся отмечали в категориях «умение действовать в нестандартных условиях» (19,1%) и «взаимопонимание в системе УЗ» (10,3%).

Учащиеся выпускных групп колледжа высоко оценили свои профессиональные знания и умения в операционной сфере деятельности: «выполнение манипуляций» - 39,7%, «коммуникации» - 32,3%, «взаимодействие в системе УЗ» - 29,4% учащихся.

От 52,9 до 72,1% респондентов отмечали средний уровень сформиро-ванности профессиональных знаний и умений по всем исследуемых категориям. Однако учащиеся считали, что

им предстоит многому научиться в ходе самостоятельной профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием и уровня самооценки сформированно-сти профессиональных знаний и умений учащимися медицинского колледжа позволил сделать вывод, что у них в достаточной степени сформированы профессиональные знания и умения в операционной сфере деятельности и в сфере действий по стандарту. При оценке умений в области профессионального общения (коммуникация, взаимодействие и взаимопонимание в системе УЗ) у респондентов двух исследуемых категорий отмечены существенные расхождения. Медицинские работники, работающие в различных сферах практического здравоохранения, указывают на недостаточный уровень владения этими умениями, а учащиеся медицинского колледжа считают себя подготовленными к разным аспектам профессионального общения.

Анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием и учащихся выпускных групп медицинского колледжа показал, что большая часть вышеуказанных проблем находится в сфере профессионального общения, что позволяет наметить систему мероприятий по их устранению еще в период обучения учащихся в медицинском колледже.

На наш взгляд, пересмотра требует весь процесс подготовки медицинских работников в сфере профессионального общения, причем первоочередного вни-

мания требует работа по следующим направлениям:

1. На данный момент в центр внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а его болезнь. Следовательно, необходим переход от субъект-объектного типа отношений к пациенту к субъект-субъектному.

2. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей профессиональной деятельности, учета его личностных качеств. Для устранения этих пробелов необходимо изменение программ подготовки, введение занятий, предусматривающих после первичной отработки на доклинических практиках адресное выполнение манипуляций конкретному пациенту, имеющему определенный возраст, пол, социальную принадлежность и другие характеристики.

3. Изменения требует стиль мышления большинства преподавателей, осуществляющих подготовку учащихся (штатных преподавателей медицинского колледжа и совместителей), понимание ими важности формирования умений профессионального общения для успешной профессиональной деятельности и адаптации выпускников колледжей в УЗ.

4. Коррекции требуют также программы учебных и производственных практик: должны быть предусмотрены вопросы, направленные на изучение и закрепление компонентов профессионального общения с разными категориями пациентов при прохождении практики в разных типах УЗ.

5. Одним из направлений профессиональной деятельности медицинских

работников является педагогическая деятельность, поскольку часто им приходится обучать пациентов и их родственников элементам самоухода. Поэтому одной из задач педагогического коллектива колледжа должно быть обучение организации совместной деятельности медицинской сестры с пациентом и его родственниками.

6. Устранению пробелов в профессиональном общении выпускников медицинских колледжей способствует разработка диагностики сформированности умений профессионального общения, прослеживание их динамики, и при необходимости введение соответствующих факультативных курсов.

Использование такого комплексного подхода в процессе профессиональной подготовки учащихся медицинских колледжей поможет эффективно решить проблемные вопросы в сфере профессиональной адаптации выпускников при самостоятельной трудовой деятельности в УЗ.

1. Выпускники медицинских колледжей, приступившие к самостоятельной трудовой деятельности, испытывают ряд

проблем в сфере профессиональной адаптации, что является причиной неудовлетворенности выбранной профессией.

2. Анализ проблем профессиональной адаптации медицинских работников со средним образованием показал, что большая часть этих проблем находится в сфере профессионального общения, на что указало более половины респондентов (57,1%).

3. Анализ программ, по которым ведется подготовка медицинских работников со средним образованием, позволил установить, что вопросам профессионального общения отводится недостаточное количество часов (3,1%).

4. Медицинские работники со средним образованием и учащиеся выпускных групп медицинского колледжа отмечали идентично высокий уровень сформиро-ванности собственных профессиональных знаний, умений в операционной сфере и в сфере действий по стандарту, но по-разному оценивали умения в сфере профессионального общения.

5. Одним из перспективных направлений решения проблемы профессиональной адаптации выпускников медицинских

колледжей является формирование умений профессионального общения учащихся уже при обучении в медицинском колледже, что требует коренной перестройки всего процесса обучения.

Владение выпускниками умениями профессионального общения принесет личную удовлетворенность, уверенность в себе, обеспечит желание работать по полученной специальности и успешную профессиональную адаптацию специалиста в учреждении здравоохранения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Сманцер, А. П. // Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема: методологические основания, пути и способы решения: м-лы междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, 3-4 мая 2001 г. - Барановичи: БГВПК, 2001. - Ч. 1. - С.48-54.

2. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: дис. ...д-ра психол. наук. - Краснодар, 2004. - 458 с.

3. Дьяченко М.И., КандыбовичЛ.А. Психология высшей школы. - Минск: БГУ 1981. - 381 с.

4. Jakubowiak W. Leadership in nursing. In: Leading nurses in health care markets. - London, Royal College of Nursing, 1993.

Поступила 30.04.2013 г.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

Рассматриваются критерии, позволяющие оценить экономические потери от заболеваемости населения. Методология предполагает оценку потерь здоровой жизни населения за счет несмертельных последствий болезней и оценку степени и последствий влияния модернизации на основные показатели состояния здоровья населения. Были проанализированы динамические ряды интенсивных показателей заболеваемости населения, рассчитанных на 100 тыс. населения. С целью вычленения факторов, имеющих определяющее (наибольшее) влияние на показатели общей заболеваемости, был проведен факторный анализ, в результате которого показатели были разделены на 3 группы, для которых были рассчитаны уравнения множественной регрессии. Отобранные показатели позволили сформировать критерии оценки модернизации здравоохранения, отражающие структурные преобразования системы, ход, финансирование и результаты дополнительной диспансеризации, оснащенность медицинской аппаратурой и её износ. Выявлено и доказано, что модернизация здравоохранения влияет на показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) и соответственно дней с ВУТ. При этом существенное влияние оказывают те критерии модернизации, которые характеризуют изменение системы финансирования учреждений, оплаты труда медработников и медицинской помощи, а также характеризуют материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения и связанное с ним увеличение числа диагностических исследований и мероприятий, направленных на выявление заболеваний, реализованных при проведении дополнительной диспансеризации населения.

Стародубов В.И., Сон И.М., Леонов С.А., Погонин А.В. // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 5. - С. 6-17.

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

ГРЯДЕТ НОВАЯ ЭПОХА В РАЗВИТИИ МЕДИЦИНЫ

В предчувствии новой индустриальной революции все большее внимание привлекают различные прогнозы, которые дают эксперты, занимающиеся научно-технологическим мониторингом и консультирующие инвесторов, отбирающих наукоемкие разработки с высоким потенциалом индустриализации. Примечательно, что во всех этих прогнозах на первом месте в рейтинге технологий, меняющих мир, идут технологии биомедицины. Так, согласно мнению Грега Хоровитта и Виктора Хвана, опубликовавших в начале 2013 года книгу «Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины», внимания инвесторов заслуживают в первую очередь технологии слияния мобильных устройств и медицинской техники, технологии очистки воды до питьевых стандартов, технологии в области здравоохранения, пищевые технологии и безопасность еды, хранение энергии и накопители энергии, агротех-нологии и биотехнологии. В конце февраля 2013 года в России стартовал проект «Окно в Долину», который открывает серию круглых столов с Бостоном. Темой первой встречи было обсуждение перспективных направлений для технологического бизнеса в медицине. Ведущим круглого стола стал Николай Васильев, выпускник Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, бывший сотрудник НУ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, а ныне Instructor in Surgery Harvard Medical School. Эксперт выделил четыре условных направления таких технологий: минимально инвазивные вмешательства, органзамещение, децентрализация медицинской помощи, ранняя диагностика.

Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 4. - C. 70-72.

1

В статье рассмотрена проблема профессиональной адаптации выпускников учебных заведений и молодых специалистов в современных социально-экономических условиях. В исследовании приняли участие студенты и выпускники вузов г. Воронежа, слушатели курсов дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Были выявлены причины, затрудняющие профессиональную адаптацию и провоцирующие намерение сменить профессию: переход на новое рабочее место (отдел, организацию), перевод на другую должность, смена непосредственного руководителя, иные причины (материальный фактор, семейные обстоятельства), вызывающие чувство неуверенности в своей компетентности или дискомфорт в рабочей обстановке, потерю видения перспектив. Проведенный анализ процесса профессиональной адаптации указывает на наличие значительных резервов в управлении компетентностью молодых специалистов в организациях. Наиболее важными проблемами являются приведение знаний и навыков в соответствие с требованиями и характером труда на конкретных рабочих местах, включение в организационную культуру элементов, способствующих профессиональной адаптации молодежи.

профессиональная адаптация

профессиональная переподготовка

выпускники вузов

молодые специалисты

выбор профессии

дополнительное образование.

1. Адаптация личности к профессиональной деятельности: современные проблемы и перспективы: колл. моногр. // под ред. Емельяновой О.Я. – Воронеж: гос. пед. универ. изд-во «Полиграф», 2006. - 284 с.

2. Емельянова О.Я., Самсонов В.С., Шершень И.В. Проблема профессионального становления и адаптации выпускников вузов и молодых специалистов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 6.; URL: http://www..

3. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Роль образовательных учреждений в профессиональной адаптации молодых специалистов / Актуальные направления научных исследований ХХ1 века: теория и практика. – 2016. – Т. 4. №1(21). – С. 58–62.

4. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Адаптация молодых специалистов гуманитарного профиля к условиям профессиональной деятельности / Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве. – матер. всерос. науч.-практ. конф. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. - С. 150–155.

5. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Моделирование процесса адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности // Международная научная школа «Парадигма»: сб. науч. ст. Т. 5. – Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 300–303.

6. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональной идентичности молодых специалистов / Психология образования: модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов: сб. всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования», 2014. - С. 115–118.

7. Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи: монография // под ред. Емельяновой О.Я. - Воронеж: ВГПУ, 2015. – 288 с.

8. Кравец М.А., Шершень И.В. Макроуровневая модель адаптации молодых специалистов / Современная экономика: проблемы и решения. – 2015. - № 11. – С. 50–56.

9. Самсонов В.С., Шершень И.В. Рекомендации по использованию методов кластерного анализа при анкетировании молодых специалистов для адаптации их к профессиональной деятельности / Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 6(18). - С. 65–69.

10. Самсонов В.С., Шершень И.В. Исследование мотивирующих факторов в профессиональном самоопределении молодых специалистов / Адаптационные механизмы и практики в трансформирующихся обществах. – матер. междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГПУ, 2015. - С. 94–103.

Профессиональная адаптация в широком смысле слова представляет собой процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. В социологии и экономике практикуется выделение в профессиональной адаптации ключевых аспектов - социального и производственного, поскольку каждый из них имеет самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная включает и технические, и биологические, и социальные элементы. Производственная адаптация является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового специалиста требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Адаптационные процессы в разнообразных видах профессиональной деятельности играют различные роли. Здесь можно выделить адаптацию к изменившимся условиям реализации деятельности (изменения в структуре социальных ценностей, организационные преобразования, совершенствование и инновации в технологии и т.п.); адаптацию при вхождении в новую профессиональную деятельность.

При изучении процесса адаптации к профессиональной деятельности выпускников учебных заведений и молодых специалистов следует учитывать динамичность данного процесса и его способность реагировать на конкретные изменения в условиях учебно-профессиональной деятельности и динамики социально-экономических условий.

Исследование проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов и молодых специалистов г. Воронежа позволило очертить круг проблем, стимулирующих молодежь к выбору конкретной профессиональной стези и предпочтению конкретных образовательных программ переподготовки в вузе.

В качестве респондентов выступали студенты, получающие первое (старшекурсники и магистры) и второе высшее образование в Воронежском государственном педагогическом университете и Воронежском государственном университете, слушатели программы МВА, Президентской программы и программ профессиональной переподготовки в Институте дополнительного профессионального образования ВГУ; слушатели курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов Воронежского института развития образования (более 400 человек).

Более половины (61%) опрошенных старшекурсников и работающих лаборантов-выпускников при поиске работы надеются на предложение со стороны работодателей в результате отбора (рис. 1). Такая практика в воронежских вузах действительно существует, однако в результате конкурса баллов и резюме трудоустраиваются от силы 5-10% из курса, самых лучших в плане успеваемости, они же, как правило, поступают в аспирантуру, и очевидно, что надежды большинства студентов иллюзорны.

Рис. 1. Перспективные варианты трудоустройства студентов

Службу занятости в качестве посредника в поиске работы рассматривают только 3% студентов, что можно объяснить традициями низкопривлекательных предложений с ее стороны при необходимости на них обязательно реагировать.

Проблема овладения профессиональными навыками в студенческой среде стоит особенно остро (см. рис. 2). Видимо, данный процесс захватил только 20% студентов. Следует отметить, что обучающимся на старших курсах и в магистратуре разрешается трудоустраиваться при соблюдении условий частичной занятости и демонстрации хорошей успеваемости.

Рис. 2. Период овладения профессиональными навыками с токи зрения студентов старших курсов и магистров

Среди слушателей, обучающихся на курсах профессиональной переподготовки и получающих второе высшее образование, 67% занимают должности, соответствующие их специальностям, но планируют сменить сферу деятельности, так как их не устраивают заработная плата, условия и организация труда. Трудовая деятельность 19% человек частично соответствует имеющемуся у них образованию, но для более качественного выполнения должностных обязанностей и карьерного роста им недостаточно знаний экономического или юридического профиля.

Из событий, затрудняющих профессиональную адаптацию и наиболее сильно повлиявших на возникновение желания сменить профессию, опрошенные выделяют такие события, как: переход на новое рабочее место (отдел, организацию), перевод на другую должность, смена непосредственного руководителя, иные причины (материальный фактор, семейные обстоятельства), вызывающие чувство неуверенности в своей компетентности или дискомфорт в рабочей обстановке, потерю видения перспектив

С целью изучения интенсивности, структуры и степени важности причин, вызывающих необходимость в профессиональной адаптации, респондентам было предложено выбрать из их перечня те, которые в наибольшей степени потребовали изменений в служебных обязанностях или характере труда. Среди событий, вызывающих необходимость в профессиональной адаптации личности, лидирующее место занимает «переход на новое место работы» (47,8% опрошенных испытывали затруднения в профессиональной адаптации по этой причине) (рис. 3).

Рис. 3. Причины, препятствующие профессиональной адаптации молодых специалистов

Второе и третье места в числе причин, вызывающих необходимость в профессиональной адаптации, занимают «существенные изменения служебных обязанностей или требований к исполняемой работе, не связанные ни с одним из перечисленных выше событий» (21%) и «смена непосредственного руководителя» (11%).

Данные результаты позволили определить важнейшие тенденции, вызывающие необходимость в профессиональной адаптации, которые требуют наличия специфических управляющих воздействий и регламентации в системе сопровождения профессиональной адаптации.

Для определения уровня профессиональной компетентности работников одним из вопросов был: «Соответствует ли Ваша нынешняя работа полученному Вами профессиональному образованию?» Только 26% опрошенных ответили «соответствует полностью», 45% уточнили, что «соответствует частично», а 29% ответили «не соответствует». Такое распределение свидетельствует о наличии значительных резервов совершенствования систем профессиональной ориентации молодежи, проблемах кадрового планирования и обусловливает необходимость в корректировке существующих программ профессиональной адаптации работников на предприятиях и в организациях.

Кадровая динамика организаций осуществляется преимущественно за счет кадровой ротации в масштабах организации, создания и ликвидации структурных подразделений, роста и сокращения численности работников, текучести кадров, что требует разработки программ достижения профессиональной идентичности, адаптации специалистов.

В процессе профессиональной подготовки и переподготовки начинающий специалист получает знания, у него формируются умения и навыки, вырабатываются способы компенсации недостаточно выраженных, но значимых свойств. Тренинговый режим позволяет развить определенные желаемые свойства. На этапе адаптации к трудовым условиям корректируются мотивы профессиональной деятельности, трудовые установки, уровень притязания, самооценка.

В числе социально-психологических факторов, оказывающих влияние на профессиональную адаптацию работников, были изучены: отношение к организации; отношение к малой группе (структурному подразделению), где работает молодой специалист; отношения между руководителем и подчиненными в коллективе; удовлетворенность своим положением в коллективе; удовлетворенность своим трудом; удовлетворенность собой на работе.

Значение показателя «отношение к организации» (50% от максимального) свидетельствует о необходимости формирования у сотрудников чувства корпоративного единства, профессиональной идентичности, гордости за свою отрасль и профессию.

Показатель уровня взаимоотношений в малой группе составляет 57,2% от своего максимально возможного уровня. При традиционно высоком значении коллективизма в системе ценностей россиян уровень группового взаимодействия низок. Это свидетельствует о необходимости разработки технологий повышения уровня группового единства в трудовой деятельности, использования в системе управления компетентностью социально-психологических тренингов.

Уровень взаимоотношений между руководством и подчиненными составляет 61,3% от максимально возможного, что свидетельствует о понимании большинством руководителей организаций важности всесторонней поддержки и заботы о подчиненных, помощи в решении их личных проблем. Уровень удовлетворенности своим положением в коллективе (68,1%), так же как и уровень удовлетворенности собой на работе (61,7%), у молодых специалистов достаточно высок. Значение показателя удовлетворенности своим трудом ниже. Можно проанализировать причины, обусловившие такой результат (рис. 4).

Влияние факторов, определяющих удовлетворенность работников своим трудом, находится в диапазоне от 49% до 62%. Снижают среднее значение удовлетворенности трудом беспокойство большинства респондентов, вызванное сложностью оборудования и высокой степенью ответственности за работу (49%), высокий уровень усталости после рабочего дня (52%).

Рис. 4. Факторы, определяющие удовлетворенность собой на работе молодых специалистов

Невысокое значение (52%) показателя «удовлетворенность работой по специальности» объясняется частичным несоответствием между полученным респондентами образованием и требованиями профессиональной деятельности.

Основными факторами, влияющими на необходимость получения дополнительного образования, являются: востребованность выбранной профессии, недостаточность знаний в области экономики и юриспруденции для эффективного исполнения служебных обязанностей, возможности карьерного роста при наличии соответствующего образования, расширение возможностей трудоустройства. Причем на желание повышать свой профессиональный уровень никак не влияют такие факторы, как неоплачиваемый ученический отпуск и необходимость оплаты обучения за счет собственных средств. Трудности с профессиональной адаптацией оказывают значительное влияние на принятие решения о смене профессии.

С получением еще одного образования респонденты связывают определенные ожидания. Главным изменением для 63% будет повышенная компетентность в исполнении служебных обязанностей, для 25% появится возможность получения должности с более высокой заработной платой, а также перспективы работы в других организациях. 21% опрошенных будут рады тому обстоятельству, что с получением новой специальности расширится круг выполняемых ими профессиональных обязанностей.

Получая вторую профессию, 76% респондентов планируют остаться работать в прежней организации, причем все планируют там свой карьерный рост; остальные не исключают возможности продолжения карьеры в другой компании. Более половины респондентов ориентированы на быстрый карьерный рост по административной лестнице, а не на углубление и совершенствование профессиональных умений по уже полученной специальности. Объем материального вознаграждения как ключевой фактор, мотивирующий к деятельности по профессии, выбрали только 28% респондентов. 31% выпускников и молодых специалистов озабочены карьерным ростом и достижением статуса в обществе. 38% молодых людей предпочли профессиональный интерес к исследованию нового.

Проведенное исследование профессиональной адаптации выпускников учебных заведений и молодых специалистов указывает на наличие значительных резервов в управлении компетентностью молодых специалистов в организациях. Наиболее важными проблемами являются приведение знаний и навыков в соответствие с требованиями и характером труда на конкретных рабочих местах, включение в организационную культуру элементов, способствующих профессиональной адаптации молодежи. Формирование механизма управления профессиональной компетентностью молодых специалистов в ситуациях, требующих профессиональной адаптации, с учетом влияния выявленных тенденций позволит значительно улучшить результаты их профессиональной деятельности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 14-06-00597а

Библиографическая ссылка

Шершень И.В., Емельянова О.Я., Кравец М.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25715 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ID: 2014-03-81-A-3831

Оригинальная статья (свободная структура)

Щербакова И.В.

Резюме

Главной целью развития системы медицинского образования на современном этапе является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения. Для достижения поставленной цели предполагается существенное материально-техническое переоснащение отрасли: создание обучающих центров на базе образовательных и лечебных учреждений, организация центров высокотехнологичной медицинской помощи, учебная и трудовая деятельность в которых возможна лишь при условии основательной подготовки по дисциплинам естественнонаучного цикла в процессе обучения в медицинском вузе. В связи с этим принципиальный смысл приобретает личностно-ценностный аспект образования. В процессе обучения студентов медвуза физике, математике, информатике должны использоваться инновационные технологии.

Ключевые слова

Медицинское образование, медицинский вуз, мотивация, адаптация студентов, медицинская статистика

Статья

Основную методологическую компоненту ФГОС третьего поколения составляет компетентностный подход, согласно которому в качестве главной цели развития системы медицинского образования выдвигается формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения. Для достижения поставленной цели предполагается существенное материально-техническое переоснащение отрасли: создание обучающих центров на базе образовательных и лечебных учреждений, организация центров высокотехнологичной медицинской помощи . Однако качественная учебная и трудовая деятельность в этих центрах невозможна без основательной подготовки по дисциплинам естественнонаучного цикла в процессе обучения в медицинском вузе.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность исследования проблемы профессиональной адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза.

Целью настоящей работы является изучение ряда аспектов проблемы профессиональной адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза.

Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие основные задачи: провести анализ роли естественных наук в системе медицинского образования; выявить роль курсов физики и медицинской статистики в системе обучения студентов-первокурсников медицинского вуза; определить направления повышения субъектности их обучения.

Прежде всего, следует отметить, что высокий уровень адаптации выпускника медицинского вуза на рабочем месте может быть обеспечен только на основе качественной подготовки по всем направлениям, развитой логики мышления и умения применять полученные знания на практике . Требования к естественнонаучной подготовке особо оговариваются в документах, определяющих квалификационные характеристики современного врача. Это связано с продвижением в систему медицинского образования последних достижений естественных наук, имеющих общенаучное значение, содействующих формированию у будущих врачей целостного миропонимания и естественнонаучного стиля мышления, позволяющих повысить качество их фундаментальной подготовки. Можно утверждать, что современный этап развития общества характеризуется качественным изменением деятельности врача, которое связано с широким внедрением в эту деятельность процедур математического моделирования явлений, имеющих место в медицинской практике .

В связи с этим, говоря о проблеме адаптации студентов медицинского вуза, следует отметить огромную роль базовых курсов естественно-математических и медико-биологических дисциплин - таких, как химия, биология, физиология, физика, высшая математика, информатика. Естественнонаучные знания в значительной степени определяют возможности и степень готовности специалиста в освоении частных медицинских методик, новых медицинских технологий. Высокая скорость обновления естественнонаучных знаний обусловливает необходимость не только их изучения, но и эффективного применения, а это, в свою очередь, требует обучения умению будущих специалистов учиться в процессе своей профессиональной деятельности, и существенная роль в решении данной задачи принадлежит педагогической науке в системе высшего медицинского образования.

Учитывая необходимость овладевания навыками работы со сложными электронными приборами, в плане адаптации студентов медицинского вуза следует первоочередное внимание обратить на обучение физике. Значение физики для современной медицины трудно переоценить. Физические методы воздействия (поля, ультразвук, элементарные частицы) и физические методы анализа (электронная микроскопия, регистрация биопотенциалов, применение радиоактивных изотопов) стали широко внедряться во все науки естественного цикла. Развилась биофизика − наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Из нее выросла медицинская биофизика, цель которой − создание фундамента практической медицины, установление прочной связи медицины с точными науками. Например, математика представляет собой основу для моделирования физических, химических, биологических процессов, необходима как для обработки статистических данных в ходе наблюдения за пациентами и составления отчетов, так и для научной работы врача.

Однако в последние годы отмечается неприязнь, а нередко и отторжение студентами-первокурсниками занятий по физике и математике . В качестве основного фактора, осложняющего адаптацию студентов медицинского вуза, специалисты выделяют значительную степень оторванности содержания и форм традиционного курса обучения от возрастных и личностных потребностей студентов . Используя терминологию бихевиоризма, можно сказать, что «ценность подкрепления» для этого курса весьма низкая, да и та - внешняя (зачет и экзамен) . Медицинская и биологическая физика в медвузе, как правило, не осознаётся студентами как «предпрофильная» дисциплина. Они не видят ценностно-смысловых аспектов ее изучения, путей дальнейшего использования знаний, приобретенных при изучении физики и математики в профильных дисциплинах. Процесс обучения не осознается студентами как целостный, между компонентами которого существуют преемственные связи. Кроме того, с каждым годом возрастает дефицит времени, отводимого для изучения огромного объема содержания учебного материала по физике, математике, информатике, включенного в курс медицинской и биологической физики.

В связи с этим представляется актуальным осмыслить концептуальные основы методологии преподавания физики, математики и информатики в медицинском вузе на основе литературных данных и обобщения 20-летнего опыта работы кафедры медбиофизики Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского (СГМУ).

Прежде всего следует отметить, что качественное усвоение студентами материала курса медбиофизики возможно только при высоком уровне внутренней мотивации - достигнуть ее можно на основании интерактивного подхода . Главной особенностью интерактивного подхода является его диалогический характер. Это позволяет повысить субъектность обучения, сделать студента полноценным собеседником и полноправным участником процесса обучения в вузе.

В условиях традиционного обучения преподаватель узнаёт о том, как воспринят его монолог, лишь на зачете или экзамене. Очевидно, что преподавателю не хватает «обратной связи» в условиях монологического учебного общения. Но для достижения современных целей обучения преподаватель обязан быть готов к спонтанному диалогу, и более того - инициировать его возникновение. Только в этом случае будет достигаться решение задачи повышения субъектности обучения, когда студенты переходят от пассивной роли в учебном процессе к активной .

Однако одного только условия диалогичности явно недостаточно для формирования внутренней учебной мотивации. Качественное усвоение учебного материала возможно лишь при условии соотнесения его содержания с личностью обучаемого. Студент должен «видеть» материал не как нечто абстрактное по отношению к нему, а как-то, что непосредственно его касается и затрагивает, связано с ним, его жизнью, его профессиональным будущим. У него должна быть возможность «узнавать» себя в тех законах, правилах, теориях, примерах и т.д., которые ему преподаются. Такое «узнавание» позволяет студенту действительно усвоить учебный материал как нечто существенно близкое и родственное, иными словами − сделать это частью самого себя. Если этого не происходит, то наблюдается отторжение учебного материала как чего-то инородного, и студент благополучно забывает его после сдачи экзамена или зачета. Последнее является вполне нормальной реакцией человеческой психики .

Указанные причины обусловливают необходимость поиска способов мотивации, новых подходов, методов, дидактических средств обучения, раскрывающих познавательно-смысловые ценности, ориентирующие студентов на использование знаний курса медицинской и биологической физики в профильных дисциплинах. Только в этом случае будет создана основа для повышения уровня адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза.

Представляется, что в лекционном курсе по физике следует выделить время для того, чтобы развернуть перед студентами общую логику развития научной и инженерной мысли и хода обработки информации в медицинских системах. Первокурсники должны усвоить, что физические закономерности лежат в основе радиационной биофизики и экологии, различных видов диагностики, криобиофизики, медицинской томографии и визуализации.

Студентов, несомненно, заинтересуют лекции по псевдотрехмерным изображениям глубинной опухоли с цветовым выделением питающих ее сосудов или по прогнозу развития патологического процесса неясной этиологии. На практических занятиях можно отрабатывать навыки студентов в качестве пользователей имеющихся компьютерных программ по медицине, проводить презентации, подготовленные самими студентами.

Овладевая биофизическими, биохимическими и экологическими методами исследований, применением ЭВМ в биологии и медицине, студенты получают возможность проведения системного анализа и разработки математических компьютерных и лабораторных моделей конкретных физико-технологических процессов для медицины, применения математических способов обработки медицинских изображений рентгеновской, магниторезонансной и ультразвуковой томографии и других видов меддиагностики.

Одной из важнейших дисциплин, изучаемых в медицинских вузах в последнее десятилетие, является медицинская статистика. Ее развитие идет не только в соответствии с традициями этой дисциплины, но и в тесном взаимодействии с развитием и достижениями математической статистики, информационных технологий. Знание медицинской статистики и опыт ее использования необходимы каждому врачу, в медицинских научных исследованиях .

Однако освоение медицинской статистики первокурсниками пока еще слабо мотивировано. Недооценка роли этого предмета со стороны студентов связана с тем, что, обучаясь на первом курсе, они недостаточно представляют области применения математической статистики в медицине и вследствие этого мало заинтересованы в освоении изучаемого материала. Основной недостаток имеющейся учебной литературы по математике и статистике состоит в том, что в ней представлено недостаточное количество задач биологического, физиологического, медицинского содержания, адекватных уровню знаний первого курса. Чаще всего в такой литературе представлены задачи, традиционно связанные с бросанием монет, игральных костей, в лучшем случае - с распределением роста школьников или веса младенцев; иногда можно встретить задачи об изменении активности тетрациклина или содержания в крови лейкоцитов, что соответствует знаниям студентов более старших курсов и требует дополнительного размышления. Данная проблема беспокоит специалистов , однако до настоящего времени ее решение не найдено.

В связи с этим уровень знаний студентов медвуза − как в области различных статистических методов, так и в области умений их адекватного использования - остается низким. Представляется необходимым делать основной акцент в преподавании этого предмета на практическом использовании методов статистики в решении задач, приближенных к медицинским исследованиям и практическим работам студентов. Изложение методов математического статистического анализа должно сочетаться с рассмотрением и рекомендациями в области использования современных офисных программ . На изучение этого предмета должно отводиться больше учебного времени в составе дисциплин, преподаваемых на кафедре медбиофизики. В этом случае первокурсникам медицинского вуза удастся получить базовые знания, необходимые для составления отчетов по профилактической и лечебной работе, подготовки аттестационных материалов для присвоения квалификационной категории.

Применение статистики необходимо потому, что в этих материалах требуется указывать оценки заболеваемости по нозологическим формам, количество проконсультированных и пролеченных больных за определенный период времени, число больных, прошедших курсы реабилитации, представлять соотношение обратившихся к врачу и пролеченных больных, подразделять их по возрасту и полу. В таких отчетах для сопоставления обычно используются абсолютные значения (число больных, прошедших лечение в поликлинике или стационаре), а также точечные выборочные оценки, нередко с использованием доверительных интервалов, в соответствии с требованиями практики управления здравоохранением и квалификационных комиссий.

Обучение должно строиться как единый, целостный процесс, ориентированный на преемственные связи общеобразовательных дисциплин с профильными. При этом принципиальный характер и смысл приобретает личностно-ценностный аспект образования. Во главу угла ставятся вопросы индивидуально-мотивированного отношения человека к собственному обучению, его уровню и качеству. При обучении студентов медвуза физике, математике и информатике важно использовать инновационные технологии, к которым можно отнести дидактические средства обучения, ориентированные на реализацию ценностно-смысловых аспектов материала изучаемых дисциплин.

Это позволит научить первокурсников понимать принципы действия медицинской аппаратуры, анализа и управления информационными потоками в медицине; точно и логически корректно формулировать научные и практические задачи; выбирать адекватные методы и инструменты для их решения, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня их адаптации к эффективной деятельности в области медицины.

Литература

  1. Вассерман Е.Л. Медицинская информатика в медицинском вузе: опыт Санкт-Петербургского университета, проблемы и перспективы // . 2006. № 2.
  2. Демина М.Ю., Кокона Н.В., Некипелов С.В. Компьютерные технологии в преподавании информатики и физики в медицинском вузе // Компьютерные учебные программы и инновации. 2006. № 5-6.
  3. Дианкина М.С., Голенков А.В., Яковлева А.В. Качество обучения в медицинском вузе (психолого-педагогические аспекты): Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2008.
  4. Коровина В.А., Пащенко В.П. Некоторые особенности преподавания математической статистики в медицинском вузе // Международный журнал медицинской практики . 2006. № 2.
  5. Кумыков В.К. Фундаментальная наука в медицинском образовании // Физическое образование в вузах. 2003. Т. 9, № 4.
  6. Назаров А.И., Ханин С.Д. Информационно-образовательная среда как средство повышения эффективности обучения физике в вузе // Физическое образование в вузах. 2003. Т. 9, № 4.
  7. Пичугина П.Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.
  8. Седунова А.С. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ульяновск, 2004.
  9. Семенова Е.А. Факторы становления профессионального самосознания будущих специалистов // Высшее образование сегодня. 2007. № 8.
  10. Терзи Н.В. Профессиональная адаптация выпускников вузов в современных условиях: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2009.
  11. Шахов Б.Е. Подготовка медицинских кадров в свете новых ФГОС // Аккредитация в образовании: Электронный журнал об образовании [Электронный ресурс] URL: http://www.akvobr.ru/fgos_podgotovka_medicinskih_kadrov.html (дата просмотра: 03.02.2014).
  12. Юсупов Р.М., Рудницкий С.Б., Вассерман Е.Л., Карташев Н.К. Экспресс-диагностика и мониторинг функционального состояния человека на основе комплексной обработки биометрических данных: разработка исследовательского полиграфического комплекса // Фундаментальные науки - медицине: Тез. докл. М., 2010.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)

Наиболее существенным недостатком выпускников является отсутствие опыта, а как следствие возможность дорогостоящих для компании ошибок. В связи с этим их не берут на работу на те рабочие места, где цена ошибки высока и нет возможности выделить дополнительное время на повышение квалификации и доподготовку. Правда, список таких рабочих мест не велик.

Кроме отсутствия опыта, у выпускников недостаточно знаний и умений для получения необходимого компании результата. А это требует финансовых, временных и информационных вложений. Вследствие отсутствия у выпускников умений и навыков, к ним требуется индивидуальный подход, что подразумевает под собой, прежде всего, систему наставничества. А наставник нуждается в создании дополнительной мотивации со стороны организации: разнообразные формы материального поощрения (начиная от памятных подарков и до денежных премий) и нематериального поощрения (почетные грамоты, помещение фотографии на «доску почета» и т. д.). К сожалению, в некоторых организациях наставничество осуществляется без должной поддержки, не создаются системы вознаграждения для наставников на фоне увеличения их ответственности и нагрузки, наставничество пускается на самотек и слабо направляется, координируется и поощряется со стороны руководства .

Необходимость гибкой мотивации и пристального внимания к успехам выпускников вузов - следующий недостаток выпускников с точки зрения работодателя.

Еще одним недостатком выпускников является отсутствие опыта трудовой дисциплины. У выпускников, как правило, нет сформированной привычки приходить на работу вовремя, выполнять порученные задачи точно в срок, соблюдать корпоративный кодекс. Руководители отмечают, что наиболее «трудные», «неудобные» подчиненные встречаются как раз среди бывших выпускников, привыкших к «мягким» педагогическим методам воздействия и к соблюдению только самых элементарных норм делового этикета.

Весомым недостатком выпускников является низкий уровень готовности решать конкретные практические задачи. Нет умения работать на результат (а это значит, «держать» цель, находить пути преодоления препятствий на пути к ней, проявлять самостоятельность и настойчивость). Не видят взаимосвязей между своей работой и результатом (в том числе, и финансовым) деятельности организации, не видят того, как от порученной им работы зависят другие этапы и звенья работы всего предприятия.

Выпускникам вузов не хватает ответственности. Они ориентированы на себя, а не на дело (свободное время и вообще времяпрепровождение важнее, чем суть дела организации).

Непривлекательным для работодателя моментом является возможность выпускниц уйти в декретный отпуск в первый год работы, что повлечет за собой очередной поиск и подбор нужного сотрудника на время декретного отпуска.

Ну и наконец, стоит отметить, что у выпускников более длительный срок адаптации, поскольку переход из вуза в организацию требует большего периода адаптации, чем переход из одной организации в другую.

В последнее время руководители организаций часто отмечают такой недостаток выпускников, как необоснованная амбициозность и неадекватность в восприятии себя как сотрудника, которая проявляется в неадекватной самооценке, завышенных притязаниях выпускников, нереалистичных ожиданиях и по зарплате, и по оценке своего труда, и по характеру работы, которую хотят выполнять. Представление о том, что они сразу будут зарабатывать большие деньги, как правило, влечет за собой желание устроиться только в крупную компанию и только на высокооплачиваемую должность. Молодые и неопытные еще выпускники сразу претендуют на руководящие позиции и на право решать стратегические вопросы. Такие неадекватные амбиции формируют в студентах, в том числе и вузы (например, своими установками «готовить лидеров бизнеса»), стремясь таким образом повысить учебную мотивацию студентов.

Выделив сильные и слабые стороны выпускников вузов, можно предположить, что для работодателя представляет интерес выпускник, обладающий всеми перечисленными положительными профессиональными качествами и не имеющий отрицательных качеств. Однако, опросы руководителей показывают, что профессиональные и деловые качества молодых специалистов могут по-разному восприниматься работодателями в зависимости от кадровой стратегии и политики, а также от стадии развития организации .

На стадии интенсивного роста и развития при предпринимательской стратегии ведения бизнеса и открытой кадровой политике отсутствие первоначальных трудовых навыков молодых специалистов может быть положительно воспринято работодателем. В этих условиях ценными качествами выпускников вузов становятся готовность к риску в интересах компании, инициативность, контактность, умение ставить задачи и оперативно их решать.

Кроме того, работодатели могут оказаться заинтересованными в молодых сотрудниках, ориентированных на «идеальные» представления о будущей работе, особенно когда эти представления соответствуют организационной культуре компании.

Большинство компаний, находящихся на стадии стабилизации и достигших определенного уровня устойчивости в бизнесе, выдвигают к молодым специалистам достаточно жесткие требования: наличие опыта, профессионализм, владение современными технологиями, в том числе информационными. Такая позиция свойственна компаниям с закрытой кадровой политикой, которым выпускник вуза не подходит из-за отсутствия профессионального опыта.

Тот факт, что выпускники характеризуются более продолжительным периодом работоспособности, представляет интерес для стабильно функционирующих организаций с кадровой политикой, в которой важное место занимает планирование и реализация карьеры сотрудников.

Таким образом, характерные особенности молодых специалистов, независимо от специфики развития организации, позволяют им быть потенциально успешными в различных компаниях. Ключевыми особенностями для выпускника являются его собственная активная или пассивная позиция, та модель поведения, которую он выбирает или неосознанно придерживается.

Если говорить о моделях поведения выпускников, определяющих уровень их активности, то специалисты кадровых агентств отмечают следующие :

  • 1) индивидуально-карьерная модель поведения, для которой характерно стремление добиться личного успеха в жизни. Выпускники, выбравшие такую модель поведения, как правило, одновременно учатся и работают. Они знают, что им никто ничего не должен, и стараются добиваться всего самостоятельно. В таких молодых, активных и инициативных заинтересованы многие компании;
  • 2) неопределенная модель поведения, характерная для молодых людей, не определившихся в своей профессиональной жизни и не осознавших, чего они хотят, порой неадекватно оценивающих свои возможности. Работодатели теряют интерес к тем кандидатам, которые при собеседовании необоснованно завышают свои требования к будущей работе, либо готовы рассматривать предложения на различные позиции в разных сферах деятельности;
  • 3) несамостоятельная модель поведения, свойственная выпускникам, в большинстве случаев очень способным, но не ориентирующимся в требованиях современного рынка труда, не владеющими технологиями поиска работы.

Кто и как может повлиять на выбор модели поведения выпускников, определяющих уровень их активности? Ответ на первый вопрос очевиден. Прежде всего, вузы, в которых осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов и которые выступают с одной стороны, в качестве посредника между работодателями и будущими молодыми специалистами, а с другой - реализуют собственные программы содействия трудоустройству студентов.

Вуз может влиять на соотношение активных и пассивных в отношении профессиональной карьеры студентов, увеличивая тем самым число успешно адаптировавшихся и реализовавших себя в профессиональной деятельности молодых специалистов.

Помощь вуза в профессиональной адаптации и профессиональной карьере выпускников должна быть вариативной, в зависимости от модели.

Для студентов, выбравших первую модель поведения, будет полезна такая помощь, как заключение контрактов с работодателями на ранних стадиях обучения, персональное трудоустройство студентов, зарекомендовавших себя по результатам прохождения практик, ведение базы данных выпускников и вакансий работодателей.

Профессиональная ориентация, профессиональное консультирование студентов по вопросам трудоустройства и составления резюме, сбалансированная, целенаправленная подготовка студентов для конкретных предприятий по дополнительным курсам и программам поможет студентам со второй моделью поведения.

Студентам с третьей моделью поведения, вуз может оказать помощь, собирая данные для анализа спроса на специалистов и прогноза развития ситуации на рынке труда, подбирая претендентов на вакансии и организуя кадровое собеседование, проводя обучение по договорам и целевым контрактам с предприятиями и приглашая представителей предприятия к участию в защите студентами курсовых и дипломных проектов и др.

В практике деятельности вузов положительно зарекомендовали себя такие формы работы, как проведение «Ярмарок вакансий» и «Дней карьеры», организация «круглых столов» с работодателями по проблемам трудоустройства выпускников и др.

Наиболее эффективной формой деятельности по содействию трудоустройству и профессиональной адаптации является введение специального курса для студентов старших курсов всех специальностей вуза, целью которого выступает формирование знаний, умений и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в профессиональной карьере .

В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи :

  • -обучение студентов практическим умениям и навыкам поиска работы, трудоустройства и построения карьеры;
  • - развитие умений определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте;
  • - формирование мотивации к развитию карьеры.

В результате изучения курса студент должен приобрести знания:

  • - о реальной ситуации на рынке труда;
  • - о принципах планирования и управления карьерой;
  • - о возможных способах поиска работы;
  • - о правовых аспектах взаимоотношений с работодателем;
  • - о правилах поведения в организациях;

а также умения:

  • - анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности;
  • - планировать и контролировать изменения в своей карьере;
  • - составлять резюме;
  • - оценивать предложения о работе и др.

Подводя итоги, следует отметить, что выпускники вузов представляют собой весьма интересную для работодателя категорию рабочей силы. Их конкурентные преимущества могут быть успешно применены во многих организациях. Ключевыми особенностями для выпускника являются его собственная активная позиция, а также владение навыками поиска работы и эффективного трудоустройства. В этом отношении вуз может оказать реальную по мощь молодому специалисту, выступая посредником между работодателями и будущими молодыми специалистами, и реализуя программы содействия трудоустройству выпускников. Подготовка компетентного специалиста, способного в короткие сроки приспосабливаться к реалиям и требованиям рынка труда, становится одной из актуальных задач высшей школы.