"формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках". Формирования метапредметных компетенций в образовательной деятельности у учащихся на уроках изобразительного искусства в начальных классах Ключевых и метапредметных компетенций

Выступление Валиевой Э.Ф., учителя химии МБОУ "АСОШ №1" Актанышского района Республики Татарстан

на республиканском научно – методическом семинаре для учителей «Инновационные методики преподавания в школе и их реализация»

(в рамках республиканских инновационных площадок «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОСООО»

и «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на базе «Лицей №5» Вахитовского района г.Казани

Здравствуйте уважаемая аудитория. Добрый день. Меня зовут Эльвира Фанисовна. Я учитель химии МБОУ «Актанышская средняя школа №1» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

1 слайд Тема «Формирование метапредметных компетенций обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность»

2слайд. Древнеримский Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

Я считаю, что организация проектно - исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат. Однако успешному ее выполнению мешают определенные трудности. Одна из которых – противоречие между достаточным объемом знаний учащихся и практической неспособностью применять метапредметные знания в реальной жизни, данную проблему я попытаюсь раскрыть и решить в моем выступлении. (Многие наши школьники знают материал, но не умеют с ним работать в повседневной жизни).

Для решения данной проблемы я перед собой поставила цель - создать условия для формирования метапредметных компетенций учащихся через проектно – исследовательскую деятельность. Считаю, что для повышения мотивации школьников необходимо формировать навыки критического и креативного мышления

Механизмом достижения цели является метапредметный подход, так как он предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разработаны и активно внедряются в обучение.

3 слайд. Гипотеза моего собственного исследования заключается в том, что эффективность развития жизненно- ориентированных способностей жизненно – ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная и исследовательская деятельность в качестве метапредметного компонента.

4 слайд. В своей педагогической деятельности использую труды американского философа - прагматика Джона Дьюи (1859 - 1952). Он является основоположником "метода проектов" в мировой практике. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.

В российской системе образования с начала ХХI века компетенции стали трактоваться как новый подход к конструированию образовательных стандартов.

Под эвристическим обучением мы понимаем обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Прародителем данной методики был древнегреческий философ Сократ. Делал это он еще в V веке до Рождества Христова. Сократ - автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Сейчас этот метод называется «частично поисковым» или «эвристическим».

5 слайд.

Что такое метапредметность?

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие- то их грани. На своих уроках я часто использую понятия метпредметного характера. Название многих химических веществ учащимися трудно запоминается и суть этих веществ не все полностью понимают. Для того чтобы ученик промысливал и прослеживал происхождение важнейших понятий, я ознакомливаю учащихся с бытовыми (обиходными) названиями веществ, и тем самым обеспечиваю целостное представление ученика об окружающем мире. ГИПЕРССЫЛКА. Например, дигидрат сульфата кальция -гипс, гидрокарбонат натрия - питьевая сода; карбонат кальция - мрамор, мел, известняк и т.д.

Чтобы учащиеся смогли использовать полученные знания на практике на уроках задаю действенные вопросы практико – ориентированного характера .

Например,

  1. Почему после чистки зубов нельзя употреблять яблоко?
  2. Почему нельзя употреблять горячую пищу?
  3. Почему на жареном мясе образуется румяная корочка?

На данные вопросы нельзя ответить односложно, необходимо размышлять и уметь отстаивать свою точку зрения, что способствует развитию критического мышления.

Также стараюсь на своих уроках создавать ситуация успеха, чтобы ученики могли гордится и радоваться своим победам и открытиям. Для этого на дом задаю выполнение лабораторных работ.

Например,

Приготовьте лимонад. Налейте в стакан охлажденную кипяченую воду, положите чайную ложечку варенья, щепотку лимонной кислоты и хорошо перемешайте. Добавьте щепотку пищевой соды, энергично размешайте и выпейте приготовленный лимонад. Запишите уравнения реакций.

С учащимися решаем задачи и задания валеологического и жизненного характера . Так как метапредметность - это жизнь, ребенок добывая информацию о мире, расширяет кругозор.

В середине марта, садоводы начинают готовить семена огурцов. Для прогревания их подвешивают над батареей. Затем на 10 мин. Помещают в 5 % раствор поваренной соли. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Приготовьте 80 г такого раствора.

Для обеспечения целостности представлений об окружающем мире вместе с учащимися создаем исследовательские проекты и учебные проекты.

6 слайд . Более подробно остановлюсь на учебном проекте.

7 слайд. Конечным продуктом проектной деятельности учащихся может быть не только презентация, а модели , макеты, какой – то химический продукт (например, производство мыла), видеоклипы учащихся (Химия- королева наук), справочники, публикации, серии иллюстраций, коллекции, статьи, буклеты и т.д. Модели, макеты, конечные продукты успешно используется для баскет - метода («Экскурсия в химический музей». Продукты находят место в АМО (для другой аудитории). Учебно – проектные работы являются началом участия учащихся на н-практических конференциях разного уровня.

8 слайд. Сопоставительный анализ метапредметных и проектных компетенций.

Проектные (исследовательские) компетенции – одна из составляющих метапредметных. Проектно – исследовательские компетенции развивают метапредметные компетенции. Метапредметные компетенции связаны с проектной, тем самым они дополняют друг друга.

Развивая проектно – исследовательской деятельности формируется валеологическая и экологическая культуры учащихся.

9 слайд . Результат проектно – исследовательской деятельности может быть выражен формулами типа

«Я смог создать что –то!», «Я могу использовать полученные знания в жизни!», «Я хочу исследовать теперь и …»

10.Слайд: Я считаю, использование проектно – исследовательских методов в качестве метапредметного компонента в моей практике способствовали формированию Следующих личностных результатов:

1. Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;

2. Осознание жизненной ситуации с точки зрения безлпасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формулирование экологического мышления;

4.Участие в делах, приносящих пользу людям.

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

2) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

3)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

4) Повысился интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация учащихся;

5) Сформировались умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации;

6)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

7) Формирование научно-теоретического, нестандартного мышления обучающихся.

Слайд 12, 13. Предметные результаты:

- Повысились количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

- Повысились качественные показатели (творческий потенциал школьников);

Многие работы получили высокую оценку на Поволжских и республиканских научно-практических конференциях.

Повысилтсь количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

Как Вы видите в таблице участие школьников на творческих конкурсах повышается не только в количественном соотношении, но и качественными показателями.Победа моих учеников –это моя победа.

Слайд 14. Я считаю, что гипотеза доказана. Эффективность развития проектно –исследовательских жизненно- ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная и исследовательская деятельность в качестве метапредметного компонента.

Благодарю за внимание!

Метопредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт – системообразующий элемент всего образования. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей.

Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности. Всю особенность учебного процесса можно понять и прочувствовать лишь через собственный опыт работы.

Что развивать учителю истории? С помощью чего развивать? Как развивать? Как при этом строить урок? Вот основные вопросы, которые волнуют учителя, заинтересовавшегося перспективой развития школьников на уроках истории.

Метод развивающего обучения, формирования учебной деятельности – учебные задания (задачи) . Учебное задание – это ситуация, когда обучающемуся необходимо найти ответ, а готовых способов и средств для этого нет. Ситуация предполагает самостоятельное нахождение способа действия. В процессе решения учебного задания пересекаются педагогическая деятельность учителя и учебная деятельность обучающегося.

В системе развивающего обучения истории основной единицей содержания учебного материала является понятие (система понятий) – понимание сущности вещи или явления, целостная совокупность суждений, отражающая внутреннюю сущность предмета. Уровень сформированности понятийного мышления – показатель развития личностных и метапредметных компетенций. Систематическая самостоятельная познавательная деятельность обучающихся на основе развивающих заданий формирует у них активную деятельностную позицию, тем самым, развивающее обучение закладывает деятельностный подход к усвоению знаний.

Целью развивающего обучения является формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.

Методические рекомендации касаются организации урока в среднем звене, т.к. учитель истории начинает работать в 5 классе и важно на этом этапе начать формирование метапредметных компетенций. С возрастом лишь увеличивается доля заданий, которые носят аналитический характер, совершенствуется речь детей и возрастает скорость выполнения учебных задач.

Регулирующую и направляющую роль играют дидактические принципы:

Принцип более высокого уровня трудности

Принцип ведущей роли теоретических знаний

Принцип осознания процесса учения

Принцип прохождения материала более быстрым темпом

Принцип работы над развитием всех обучающихся, как сильных так и слабых

Условия, необходимые для эффективной реализации дидактических принципов:

Особая доверительная атмосфера обучения

Эмоциональный настрой

Работа над развитием всех обучающихся

Самостоятельная работа – стержень всей системы. В условиях концентрического обучения истории нет возможности должным образом организовать устную работу. Используем небольшие письменные задания (10-15 мин.в 5-6, 15-30 в 7-9 классах). Задания носят общий характер и ориентированы как на сильных так и слабых детей. На уроке всегда определено время на выполнение работы. За единицу времени каждый ребенок выполнит то, что ему по силам.

Методика работы учителя в условиях развивающего обучения.

Методика направлена на то, чтобы не заглушить в учениках стремление к росту, развитию, самопознанию. Основные организационные формы обучения в системе развивающего обучения такие же, как в традиционной: урок, домашнее задание. Но задания в системе развивающего обучения более гибкие, динамичные, соответствуют уровню развития обучающихся. По иному ставится учебная задача, она должна формулироваться исходя из совета Л.Н.Толстого: «чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, и иногда и лучше учителя».

Составление плана урока – важная часть творческой работы учителя Точно определяется время, за которое нужно выполнить то или иное задание, настенные часы помогают детям ориентироваться во времени. Такой порядок работы устанавливается с 5 класса, он помогает избежать хаоса, суеты, дисциплинирует детей и учителя.

Методические приемы, обеспечивающие развивающее обучение в преподавании истории.

Примеры постановки, решения, анализа учебных задач при формировании и развитии учебно-познавательных, социально-коммуникативных, проблемно-регулятивных компетенций и компетентностей обучающихся.

Формирование и развитие компетенций и компетентностей осуществляется непосредственно при работе с текстом учебника, постановке и решении специальных учебных задач.

  1. В данной системе исключен пересказ текста.

Ребенка необходимо научить общим приемам работы с текстом: умению поставить вопрос и дать на него полный ответ. Развитию этой учебной компетенции отводится значительное время в 5-м классе. Это основа развития монологической речи.

Возможные формы организации уроков:

  1. После чтения текста приглашаются к доске 2 группы детей по 2-3 человека в каждой. Если класс хорошо подготовлен, большее количество детей. Организуется «поединок» между группами: вопрос – ответ. Кто продержится дольше? Условие работы для детей, тех, кто остался на местах: поднять руку, если вопрос или ответ сформулированы неправильно. Почему? Ребята высказывают свое мнение, делают критические замечания.
  2. На основе текста домашнего задания в тетради составляется определенное учителем количество вопросов (точная формулировка задания дисциплинирует обучающихся). На уроке после краткого повторения текста дети обращаются к вопросам, составленным дома и мысленно отвечают на них. Если есть ответ, ставят напротив вопроса «+», если нет ответа – « - «. На условиях, определенных учителем ребята ставят себе отметку. Нужно выборочно провести контроль отметки, в первую очередь пятерки, подтвердить ее объективность, либо обратить внимание на ошибки. Отметки следует поставить в журнал (любая работа должна оцениваться), и отметка показывает обучающимся серьезность задания, которое они выполняли.
  3. Это задание предлагается на уроке. Оно выполняется в три этапа, каждый из них имеет свое условие:
  1. За пять минут составить как можно большее количество вопросов. (При работе текст, прочитанный дома, мысленно разделяется на смысловые части и к каждой подбирается определенный тип вопроса);

Дать полный ответ на 2 вопрос, либо другой вопрос по выбору учителя. (Решение 2-ой части задания способствует осознанному усвоению знаний)

4. Более сложный вариант организации урока – «Экзамен». Такой урок удобно проводить при обобщении материала. Ребята готовят «билеты» - красочно оформленные листочки с набором различных вопросов, определяется «комиссия», которая будет принимать экзамен. По решению пятиклассников в нее должны войти те, у кого по этой теме были текущие отметки «5». Члены «комиссии» определяют условия, когда нужно ставить «5», «4», «3».

Так у детей развиваются не только учебно-познавательные компетенции, но в первую очередь социально-коммуникативные, а именно:

Работа в группах;

Распределение социальных ролей;

Согласование позиций при оценивании,

т.е. обучающиеся демонстрируют умение организовать учебное сотрудничество.

Применение плана на уроках истории

Методических рекомендаций по составлению простого, сложного планов достаточно много и учителя истории владеют приемами формирования этой компетенции у обучающихся, но важно научить не только составлять план, но и осознанно пользоваться им для выполнения различных учебных задач, а также в повседневной жизни. План позволяет систематизировать, упорядочить мысли в условиях ограниченного времени, выстроить структуру исследовательской, проектной работы и т.д. С 5-го класса учимся составлять простой и сложный план, в 6-8 классах используем при проверке домашнего задания, либо при обобщении какой-либо темы (план составляется по памяти).

Общая формулировка задания позволила детям с разной скоростью выполнения работы и личностным восприятием материала составить различные планы.

Этот вид задания представляет высокий уровень сложности и первоначально выполняется по выбору ребят. Постепенно в старших классах при решении какой-либо учебной задачи, обучающиеся обращаются к учителю с просьбой, выполнить ее в виде сложного плана.

  1. Для работы с текстом можно использовать составление логических цепочек, тезисов. Эти виды записей помогают быстро записать события в определенной последовательности.

Пример работ:

Тема: «Общественно- политическое и экономическое развитие России в начале XX века».

  1. I Мировая война - кампания 1914г - истощение созданных до войны запасов, снарядов и патронов - 1915г - тяжёлое положение со снабжением армии боеприпасами - к началу 1916г кризис преодолён - к концу 1916г - вновь ухудшение - нехватка рабочей силы в деревнях упали производство продовольствия, добыча угля и железной руды - кризис на железнодорожном транспорте - 1916г - правительство ввело обязательные нормы продажи крестьянского хлеба государству - недовольство в деревне.
  2. 1. Властью недовольны и богатые, и бедные;

2. Промышленники, на которых держится хозяйство страны, не допускаются к власти;

3. Николай II объявил себя главнокомандующим, сказывалось его отсутствие в столице;

4. Влияние на царскую семью Григория Распутина;

  1. Частая смена министров;
  2. попытка знатью совершить заговор против Императора, кризис в армии, подверженность солдат и офицеров революционным идеям.
  3. Революционные идеи большевиков.
  1. Апрель 1917г - «апрельский политический кризис». Временное правительство объявило о продолжении войны - Манифестация - отставка министров Милюкова и Гучкова - в правительство вошли представители разных партий - Чернов и Керенский выступали за скорейшее заключение мира, но не знали, как это сделать - наступление на фронте провалилось - в армии растет влияние большевиков.

В системе развивающего обучения повторение направлено не просто на закрепление знаний, но на их более углубленное понимание, т.е. ребенок осознанно владеет полученными знаниями и умеет применять их в учебной деятельности.

В системе развивающего обучения возвращение к ранее пройденному материалу происходит тогда, когда накоплены другие знания и навыки. Они позволяют воспроизвести в памяти пройденное, но не в виде простого повторения, а с другой точки зрения. Это обеспечивается разнообразными учебными задачами и методическими приемами с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Очень важно научить детей давать оценку выступлениям обучающихся, выступающих перед классом.

Такой вид задания позволяет развивать учебно-познавательные и культурно-личностные компетенции обучающихся:

  1. Знание требований при выступлении перед аудиторией;
  2. Сопоставление выступлений и высказывание оценочных суждений;
  3. Критический анализ и аргументация отметок;
  4. Указание причин удачных и неудачных моментов в выступлениях одноклассников.

В системе развивающего обучения истории основной единицей содержания является понятие (система понятий).

Различные методические приемы способствуют глубокому усвоению обучающимися понятийного аппарата по истории.

« Работа над ошибками» . При проверке детских работ учитель набирает тексты с ошибками и использует их для составления задания.

На уроке учитель диктует текст с ошибками, ученики записывают его в тетрадь. Несколько отрывков по 2-3 предложения.

Дома выполняется задание на отдельном листочке, по выбору ребенок берет 3 текста. В них нужно найти и объяснить ошибки, сделав комментарий к текстам.

Пример текстов с ошибками:

1. Князь приказал зодчеству съездить в ойкумену и посмотреть, как там делают церкви.

2. Я плачу феодалу барщину и оброк, после смерти я оставлю вотчину семье, я думаю, что мой сын будет работать в вече.

3. В дружине князя были смерды и бояре, они пришли к хану, чтобы получить пайцзу.

4. Люди продали трехполье, чтобы заплатить виру.

Это яркий пример владения шестиклассниками метапредметными компетенциями:

  1. Умение осознанно самостоятельно решить поставленную учебную задачу: нашли ошибки, объяснили их, сделали комментарии.

Обучающиеся показали:

  1. умение оценить правильность выполнения задачи и предложили собственные способы ее решения;
  2. глубокое владение понятиями в рамках предложенных тем;
  3. при аргументации ошибок устанавливали причинно-следственные связи, строили логические рассуждения, проводили аналогии и умозаключения;
  4. показали хорошее владение письменной речью.

В 7 классе обучающиеся способны работать с большим объемом исторических понятий.

В каждом периоде истории есть свой набор понятий, поэтому работа проводится систематически. Важно научить обучающихся осознанно пользоваться исторической терминологией.

Пример задания - 9 класс – время выполнения на уроке – 15-20 минут.

Составить рассказ на основе предложенных слов не объясняя их, заголовок для рассказа – одно из слов.

Набор слов: модернизация, протекционизм, инвестиции, монополия, концессия, метрополия.

Модернизация.

На рубеже 19-20 веков положение стран было не равным. Чтобы показать эту неравномерность историки ввели понятие: 3эшелона развития. 1эшелон- Великобритания, Голландия, Бельгия, Франция, США. 2 эшелон - Россия, Германия, Италия, Австро - Венгрия, Япония. 3 эшелон- страны Азии, Африки, Латинской Америки.

Каждая страна пытается поднять свой уровень развития как можно выше. Каждая страна выбирает свой путь.

Некоторые проводят политику протекционизма, таким образом поддерживая своих предпринимателей.

Другие государства пытаются поднять свой уровень за счёт колоний, которые закреплены за ними. Такие государства называют метрополиями.

Ещё один способ - это концессия. Использование ресурсов другой страны, естественно с их согласия, но эту страну могли принудить, но она могла и сделать это добровольно, преследуя свои цели.

Я считаю, что модернизация не может существовать без поддержки своих собственных граждан - предпринимателей. Эти люди объединяются в монополии различного вида, вкладывают свои инвестиции в какие-либо отрасли, этим способствуя развитию модернизации.

Таким образом, страны, которые выбирали тот или иной путь развития модернизации, достигли своей цели. Например, США - лидирующая страна в мире.

Таким образом, обучающиеся осознанно используют исторические понятия при выполнении учебной задачи.

Изучение хронологии на уроках истории.

Важность изучения хронологии очевидна не только учителю, но и ученикам

Осознанное усвоение хронологии – длительный и сложный процесс. Простое механическое запоминание не позволяет хронологии быть помощницей в изучении истории.

Приведем пример выполнения задания на основе знания хронологии.

Высокий уровень сложности: на столе лежат карточки с датами, события на них не указаны. Из набора дат выбрать необходимые для выполнения задания, мысленно считать находящуюся в них информацию.

1-ое задание: дата – имя

2-ое задание: дата – географическое название

3-е задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами

4-ое задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».

1 задание: дата – имя

862 - Рюрик; 882 - Олег; 945-972 - Святослав; 980 - 1015, 988 - Владимир Красно Солнышко; 1019 - 1054, 1054 - Ярослав Мудрый; 1147 - Юрий Долгорукий; 1223 - Чингисхан; 1237 -1240 Батый; 1240 - Александр Невский; 1113 - 1125 - Владимир Мономах; 1325 - 1340 - Иван Калита; 1359-1389, 1380 - Дмитрий Донской; 1462 -1505, 1480 - Иван III; 1547,1551,1565-1572 - Иван Грозный.

2 задание: дата – географическое название

862- Новгород, 882 - Киев; 1097 - Любич; 1147 - Москва; 1380- р. Дон; 1223 - р. Калка; 1240 - р. Нева. 1380 - Куликово поле.

3 задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами

1480 - падение Ордынского ига; 1223 - битва на реке Калке; 1237 - 1240 - походы Батыя; 1380 - Куликовское сражение.

4 задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».

1565 - 1572 - опричнина, земщина; 1551 - заповедные годы; 1097 - феодалы, феод, 1462-1505 - Юрьев день.

Такое задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

Отличительный признак обучающихся по системе развивающего обучения – способность осознанно пользоваться значительным объемом полученных знаний при выполнении учебных задач.

Пример урока обобщения в 6 классе.

Задание «Составить предложения по истории Руси, включая: имена, даты, словарные слова. Предложения не зависят друг от друга, записываются с красной строки, хронологическая последовательность не соблюдается».

  1. Святослав правил с 945 - 972гг.
  2. Владимир Мономах совершил 83 военных похода.
  3. Рюрик правил в Новгороде.
  4. Ольга создала уроки (это определенная норма сбора дани)
  5. При Владимире Красно Солнышко было крещение Руси - 988г
  6. Князь мог сам собирать дань, это называлось полюдье, а мог народ сам принести дань, это называлось повоз.
  7. Владимир Красно Солнышко пировал вместе с дружиной и народом.
  8. Игорь правил после Олега.
  9. Ольга отомстила за смерть мужа.
  10. Игоря казнили древляне.
  11. Ярослав Мудрый строил школы, библиотеки, церкви, монастыри (Золотые ворота в Киеве, Софийский собор), писал к переводил книги.
  12. Сборник законов сыновей Ярослава Мудрого назывался «Русская правда», он был создан в 1054г.
  13. Аскольда убил Олег и стал править в Киеве.
  14. Владимир Красно Солнышко построил сигнальные башни кострами.
  15. Владимир Мономах воевал со своим двоюродным братом Олегом Святославичем.

В системе развивающего обучения у педагога развивается гибкость мышления, умение быстро находить выход из кризисной ситуации. Учитель способен на каждом этапе обучения определять, анализировать то, что действительно нужно ученику. Он способен дать ему метапредметные знания необходимые в жизни.

Многолетний опыт работы показал возможность и результативность применения развивающего обучения на уроках истории. Решение различных учебных задач является основной составляющей учебного процесса. Условия успешного применения задач – их разнообразие, разнотипность, разноплановость, т.е. то, что обеспечивает развитие личностных и метапредметных компетенций.

Исторический материал – весьма благодатная почва для творческого решения и изобретения учебных заданий. Учитель должен прекрасно владеть программным материалом и постоянно стремиться к знаниям через самообразование.

Длительное время работы в системе развивающего обучения позволило выстроить собственную методическую систему преподавания истории. Элементы этой системы взаимосвязаны и взаимозависимы, выстроены в логической последовательности. Это видение системы методической работы, направленной на достижение личностных и метапредметных результатов обучающихся представлены мною в следующей схеме. В рамках концентрического обучения особенно важна системность в работе учителя, умение прогнозировать и определять этапы следования к поставленной цели. С принятием Федерального образовательного стандарта учителю, по мнению разработчиков стандарта, будет работать сложнее, потому что из транслятора знаний он становится навигатором по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности полученной информации. Но и возможностей и прав на творчество у учителя станет больше.


1

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы формирования метапредметных компетенций как педагогической категории. Понятие «метапредметность» не имеет однозначного определения и отражает различные взгляды исследователей. Авторы анализируют определения и мнения различных авторов о метапредметности, метапредмете, универсальных учебных действиях, метапредметных результатах. На основе их анализа авторы приходят к выводу о том, что данные понятия объясняются на основе раскрытия содержания того, что они должны отражать. Анализ требований к результатам образования ФГОС также позволяет авторам статьи прийти к выводу, что в качестве метапредметного результата обучения следует рассматривать уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах, так именно такой результат обеспечивает более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

развивающее обучение

универсальные учебные действия

напредметные компетенции

метапредметные компетенции

обучение

1. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета 2011. № 9 . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

3. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.

4. Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", науч. шк. А. В. Хуторского; под ред. А. В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. .URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – 0-13 Москва: Проспект, 2013. – 160 с.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации. В этих условиях образовательная практика нуждается в реализации метапредметного подхода, так как этому способствуют определенные факторы. Во-первых, наблюдается бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к потере некой универсальности, целостного восприятия мира. Технологизация общества предоставила возможность открытости и информатизированности, мгновенности овладения знаниями. Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает, кроме целостности развития учащегося, студента, также и преемственность всех ступеней образовательного процесса. В-третьих, метапредметный подход требует изменения предметного содержания образования, в котором приобретенные знания - для осмысленного использования в своей практической деятельности, а не только сведения для запоминания. В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать творчески, на перспективу. Меняется также и роль педагога, она трансформируется в роль партнера, тьютора. Все это отражается и в ФГОС. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Это проявляется как соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития, а также в интеграции разных типов образования, обеспечивающих необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка. Понятие метапредметность не имеет однозначного определения и отражает различные взгляды исследователей . Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов .

У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета . Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Традиционная отечественная педагогика, добившаяся в XX веке определённых успехов, базировалась на двух основных принципах - это ориентация на знания, умения и навыки и энциклопедический подход. Первое давало возможность технологизировать образование, сделать его действительно массовым. Второе обеспечивало универсальность школьного образования, являющегося базой для профессионального образования различных уровней. Такая система достаточно успешно работала вплоть до информационной революции, связанной с внедрением компьютеров и различных информационных технологий в повседневную жизнь. Но с началом эры информатизации ситуация в педагогике резко изменилась.

По мнению М.М. Поташника и М.В. Левита, метапредметные компетенции определяются как овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными и познавательными. Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее - знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение - это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение - это совокупность определенных навыков. Это овладение способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметные результаты объясняются как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и универсальные действия (общеучебные умения), способность к построению индивидуальной образовательной траектории. Термин «метапредметный результат» может означать результат, который:

Соучаствует в освоении учебных предметов;

Соединяет в некую общность учебные предметы;

Означает совокупное действие учебных предметов;

Возникает между предметами;

Возникает вслед за освоением учебных предметов;

Возникает для того, чтобы освоить учебные предметы, иными словами обслуживает учебные предметы.

Изменяет (углубляет, расширяет) понимание учебных предметов .

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Таким образом, понимание смысла термина «метапредметные результаты» разнообразно, вариативнее и гораздо шире. С одной стороны, такое понимание показывает, что «метапредметные результаты» есть родовое понятие, которое включает в себя видовые понятия: «надпредметные» и «межпредметные» умения; «универсальные учебные действия» (они же «общеучебные умения и навыки»). С другой стороны, предложенное понимание позволяет по-новому, существенно глубже оценить возможности единства образовательного процесса, и, что еще важнее, выстраивает мост (или - лестницу) между предметными и личностными результатами. Это позволяет учителю «подниматься» от предмета к формированию личности и «спускаться» от сформированных черт личности к все более глубокому пониманию предмета. К метапредметным результатам относятся универсальные учебные умения, межпредментные умения и навыки, а также надпредметные умения и навыки. Стандарт второго поколения существенно преобразует традиционную дидактику. Обновленная дидактика ФГОС сдвигает акцент с описания процессов обучения (формы, методы, средства, условия и т.п.) на достижение непосредственных образовательных результатов.

В конструктивно-техническом плане стандарты следует рассматривать как систему рамочных ограничений, определяющих поле широкого конструирования вариативного содержания образования. Стандарт устанавливает те элементы образования, без которых нельзя считать полноценным образование выпускника каждой ступени. В первую очередь это относится к структуре содержания, которая должна быть представлена в стандарте во всей ее полноте. Проектирование содержания образования осуществляется на нескольких уровнях. На первом уровне проектирования содержание образования в его нормативном виде фиксируется в форме допредметного минимума . Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей.

Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности. Всю особенность учебного процесса можно понять и прочувствовать лишь через собственный опыт работы.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Целью развивающего обучения является формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Метод развивающего обучения, формирования учебной деятельности - учебные задания (задачи). Учебное задание - это ситуация, когда обучающемуся необходимо найти ответ, а готовых способов и средств для этого нет. Ситуация предполагает самостоятельное нахождение способа действия. В процессе решения учебного задания пересекаются педагогическая деятельность учителя и учебная деятельность обучающегося. В системе развивающего обучения основной единицей содержания учебного материала является понятие (система понятий) - понимание сущности вещи или явления, целостная совокупность суждений, отражающая внутреннюю сущность предмета. Уровень сформированности понятийного мышления - показатель развития личностных и метапредметных компетенций. Систематическая самостоятельная познавательная деятельность обучающихся на основе развивающих заданий формирует у них активную деятельностную позицию, тем самым развивающее обучение закладывает деятельностный подход к усвоению знаний.

Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Также требуются разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Таким образом, ответ на вопрос, что является результатом метапредметного обучения, который дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является недостаточно технологичным. За этой версией не стоит отчетливое понимание того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Поэтому у учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Рецензенты:

Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор кафедры ИВТ педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Министерства образования и науки РФ, г. Якутск;

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор кафедры начального образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Министерства образования и науки РФ, г. Якутск.

Библиографическая ссылка

Николаева А.Д., Маркова О.И. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования"

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться ,

что является условия достижения высокого качества образования.

По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В результате изучения всех предметов у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные ( универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия»

означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия-это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного

процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося

Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, без развития метапредметных умений.

Что такое метапредметный подход? В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода?

Кстати, участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» активно осваивают этот подход, так как введена специальная номинация «Учебное метапредметное занятие».

Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности .

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметные умения

- это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,

это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.

Можно выделить несколько групп метапредметных умений.

Прежде всего:

Это умение планировать собственную деятельность,

Самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,

Суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,

Оценить собственные действия,

В случае необходимости скорректировать их.

Почему возникла необходимость метапредметного подхода , в образовательном процессе?

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в основной или средней школе (7-11 классы) в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.

Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока

Зерно метапредметного подхода , развития метапредметных умений успешно прорастает и развивается в начальной школе на уроках, на внеурочной деятельности, которые вы сегодня увидите и оцените.

Сегодня мы работаем в другом времени или измерении. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись. Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Не найдя межпредметного языка общения, мы так и будем с разных берегов руководить плывущем судном, не знающим куда ему причалить. Проводить межпредметные мосты – это значит строить новый вид отношений между учителями, ведущий к четкому осознанию общей цели и общего дела.

Для того, что бы ученик прошелся по этим мостам их надо протянуть между учителями. Далее они вставляют эти мосты в свои уроки, т.е. целостность картины мира должна быть сформирована в головах членов пед.коллектива, а потом уже перенесена в учебный процесс.

Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, и я уверена, что вы увидите это на уроках наших учителей.

Современное обучение учащихся требует формирования метапредметных умений и навыков. Такое обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества:

    характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

    позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения;

    позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

    приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формируя метапредметные умения , педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, но присваивает разные культурные способы работы со знанием.

При использовании метапредметных технологий, (технологий развающих метапредметные умения) в образовательном процессе учитель должен уметь сценировать, создавать урок.

Основной единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Ситуация учения-обучения предполагает организацию такого взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика . Учитель, реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта способностей, являются специально создаваемые ситуации учения-обучения. В ходе развертывания этих ситуаций собственно и выращиваются способности через преобразование не только учеником, но и учителем уже привычных им способов работы.

Целью урока, на котором формируются метапредметные умения – являются:

Ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,

Умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

Формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности

Формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

А что же какое метапредметный урок?

Метапредметный урок - это урок, на котором...

- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).

Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

Школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

Ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.

Ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности:

Происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

Обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

Можно подготовить ребенка к реальной жизни;

Учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений";

Вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.

Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:

- Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

Целеполагание как обязательный элемент урока.

Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации . «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Блез Паскаль.

формирование целостности восприятия картины мира;

Проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

Развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

- "поучение" на примере, работа по алгоритму;

Моделирование;

умение черпать информацию из всего.

Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики

-"присвоение" открытия в процессе познания

Мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт)

"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться

Использование образовательных технологий на уроках и внеурочной деятельности, развивающих метапредметные умения:

Проектная деятельность

Личностно–ориентированные технологии обучения.

Интерактивная методика.

Интегративная технология

Игровая технология.

- Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

- Личностно ориентированные технологии обучения .

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

- Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия).

Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера

- Интегративная технология как путь к формированию метапредметных умений.

Интегрированные уроки дают ученику широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

- Технология организации групповой работы.

Технология организации групповой работы – это активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, где происходит а ктивизация познавательной деятельности. Развиваются навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Происходит развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). Совершенствуются межличностные отношения в классе.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Василий Александрович Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.

Метапредметные компетенции по математике

Научное осмысление интеграции метапредметности в образовательный процесс

В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. Поэтому постараемся рассмотреть внедрение в образовательный процесс метапредметных компетенций с точки зрения научного осмысления.

Достижение метапредметных результатов, по мнению некоторых учёных современной педагогики, опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Так, по мнению О. Лебедева, для достижения метапредметных результатов образования нужны «особые педагогические условия, создание которых может стимулироваться оцениванием образовательных результатов».

Новые ФГОС как раз и опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося. Та система образования, к которой развивается современное общество, направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности учащегося.

Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, опирающуюся на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Одной из причин фрагментарности знаний становится разобщённость предметов и отсутствие межпредметной связи.

В современном мире происходит интеграция во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической, информационной и т. д. Можно сделать неутешительный вывод о том, что деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям.


Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.

Опираясь на ФГОС сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Так, внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т. к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т. д.

Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Анализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, во-первых, рассмотрим их классификацию, данную В.:

· ценностно-смысловые компетенции;

· общекультурные компетенции;

· учебно-познавательные компетенции;

· информационные компетенции;

· коммуникативные компетенции;

· социально-трудовые компетенции;

· компетенции личностного самосовершенствования.

Подчеркнём, что ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций, опирается на формирование ключевых компетенций школьников.

Методическое обеспечение формирования метапредметных компетенций

Метапредметные умения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т. е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ГИА), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

Приведём примеры классов задач такого рода.

Это задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной.


Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному. Задачи статистического характера о нахождение группы жителей, по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп. Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой .

Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.

Так же в отдельное задание выделены задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.

Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом. В этих задачах дана не графическая интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная зависимость этих величин. Например, в них нужно отыскать месячный объём производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т. д.

Рассмотрим, как на уроках математики можно сформировать коммуникативную компетенцию. Этому способствует групповая и парная работа на уроках. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы.

Такая работа требует от учащегося собранности и учёта многих факторов. Работая в группе, нужно успевать работать в одном темпе, ясно формулировать свои мысли, учитывать свои возможности для решения всех задач, стоящих перед группой. Такая работа просто необходима для выработки умения работать в команде, формированию коммуникативных навыков, обучению рациональному поведению в конфликтах, применению конструктивного решения возникшей в ходе деятельности проблемы.

Например, работу в группах можно провести на обобщающем уроке при сравнении различных функций при исследовании различных функциональных зависимостей.

Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку. Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а так же учит не смешивать личные отношения и деловой подход.

Помогают развитию метапредметных компетенций и активные методы обучения. Одним из таких методов является конференция. Здесь первостепенная роль от подготовки до проведения и подведения итогов отдаётся ученикам. Учитель же выполняет роль консультанта и организатора. Учащиеся вырабатывают навык работы с другими источниками информации помимо учебников. Это может быть научная и научно – популярная литература, а также источники, взятые из сети Интернет.

Конференции так же значительно способствуют развитию устной речи, пополнению лексикона, особенно словами в определённой предметной области. Это довольно сложная форма работы, для учащихся среднего звена. Предпочтительнее проводить ее с учащимися старших классов.

Так как проведение конференций ведёт за собой достаточно большие временные и организационные затраты, как для учителя, так и для учеников, их достаточно проводить два-три раза в год. Например, конференцию можно провести на уроках геометрии при обобщении темы «Пространственные фигуры».

Ещё одной формой активных методов обучения являются мастерские. В технологии мастерских упор делается на освоение знаний, через практическую работу . Например, мастерскую можно провести, изучая тему «Длина окружности». Даётся задание начертить окружность, измерить её длину, это можно сделать с помощью нитки, измерить диаметр. Затем находится отношение длины окружности к диаметру. Так как все чертят разные окружности, а отношения длины окружности к радиусу получается одинаковым у всех, это наводит учеников на мысль, что такое положение вещей происходит всегда.

Таким образом, вводится число π и выводится формула длины окружности. Мастерскую можно провести и на закрепление темы прямоугольный треугольник, свойства прямоугольника. Задача может быть следующей: как на местности, имея только подручные средства (например, верёвку и колышки) «разбить» дом, т. е. построить прямоугольник и проверить, является ли данная фигура прямоугольником.

Чтобы сформировать у ребёнка ценностно-смысловые компетенции, нужно, чтобы он чётко представлял какие знания он получит на сегодняшнем уроке, на какие умения опирается данная тема, ближайшие перспективы применения полученных знаний, и где в дальнейшем эти знания понадобятся. Для формирования этого вида компетенций применимы определённые приёмы. На первом уроке изучения нового раздела нужно провести обзор всей темы, дать представление о месте и роли изучаемых понятий во всей системе знаний. Обязательно нужно организовывать самостоятельную работу с учебником. Это может быть тезирование какого-либо теоретического материала по заданной теме или самостоятельный детальный разбор примера. Всё это позволяет глубоко понимать материал, учиться выбирать главные мысли, самое важное в теме.

Для развития ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад. В них всегда присутствуют нестандартные задачи, для решения которых нужно применить комплексный подход, всесторонние знания, как по математике, так и по другим дисциплинам, например, по логике. Такие задания позволяют развить математическое, алгоритмическое мышление, умение представить задачу наглядно, схематически. Так же можно говорить, что данная компетенция связана с профориентационной деятельностью, так как осознание своих сил в данной области и своего интереса, в дальнейшем помогает выбору профессии или хотя бы вектора самореализации.

Общекультурная компетенция формируется при решении текстовых задач. Учась решать текстовые задачи на математике, ребёнок может перенести это умение на другие науки – физику, химию. Здесь важным является умение составлять математическую модель процесса, формализовать задачу, выработать. В данном случае от учителя требуется систематическая работа в этом направлении для того чтобы дети получили опыт такой работы и осмысления этого опыта.

Для развития лексического запаса терминологических слов, которые способствуют развитию устной речи у детей, целесообразно проводить математические диктанты, включая в них, например, правильное написание и произношение имён числительных , а также специальных математических терминов.

Не стоит забывать о проведении внеклассных мероприятий, например, предложить детям написать фантастические рассказы и сказки. Нужно подбирать для решения текстовые задачи, в которых числовые характеристики записаны в скрытом виде, например, употреблять вместо чисел слова: неделя, сутки, век и т. д. или употреблять числительные. Полезно так же решать задачи со скрытой информативной частью. Это могут быть задачи с экологической, гигиенической, бытовой и др. подоплёками. При их решении следует обращать внимание детей на общекультурные составляющие задачи.

Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни вообще и к учёбе в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то человек активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. При этом если ребёнок увлечён, то создаётся ситуация успеха, школьник испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удачи от решения вопроса. Такой вид компетенции особо эффективно развивается, когда для решения предлагаются занимательные, нестандартные задачи, задачи – фокусы, задачи на перекладывание спичек, задачи исторического содержания. Например, дети очень любят, при изучении координат точки, строить фигуры по заданным координатам.

Информационная компетенция формируется в процессе освоения учениками информационных технологий . Но при этом у ребят должно сформироваться устойчивое мнение, что информационные технологии используются не только на уроках информатики, но и на всех других. Целесообразно проводить интегрированные уроки математики и информатики. Тема «Диаграммы и графики» очень созвучна теме «Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре».

Социально-трудовая компетенция формируется при решении контрольных работ , выработке навыков устного счёта.

Компетенция личностного самосовершенствования может формироваться при решении задач влияющих на самосознание детей. Например, когда требуется сделать проверку, или если стоит условие составить задачу обратную данной.

Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы:

· интерактивные технологии;

· метод сотрудничества;

· методики проектирования;

· использование ИКТ;

· деятельностный подход;

· работа по алгоритму и др.

Следует остановиться на методе проектов, относящихся к личностно-ориентированным технологиям. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные групповые методики работы. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объёмными, требующими от учащихся внеурочной подготовки. Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высокими показателями метапредметных компетенций. Как и другие методики, метод проектов создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию. Обязательное включение в этот вид деятельности презентаций способствует формированию информационных компетенций. Хорошо разрабатываются проекты, связанные с историей математики «Как формировался календарь», «Системы счисления», «Золотое сечение».

Для облегчения запоминания, можно предложить использование мнемонических приёмов. Так, при изучении формул приведения, можно легко запомнить: меняется функция или нет. Нет, голова поворачивается вправо влево, углы 0 и 180 градусов, да вверх, вниз, углы 90, 270 градусов.

Да, все вышеперечисленные методы и средства образовательной деятельности появились не вчера, прогрессивные, прозорливые педагоги, на протяжении последних десятилетий, фрагментарно разрабатывали и включали в свою деятельность все эти педагогические технологии. Но на сегодняшний день такая система обучения должна быть не фрагментарной, а всеобъемлющей.

Чем же метапредметный урок отличается от традиционного? На что следует опираться?

Предлагаем алгоритм разработки такого урока:

1.Формирование темы занятия.

2.Формирование предметных, метапредметных целей урока.

3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.

4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.

5. Основой метапредметного урока будет какая-либо проблемная образовательная ситуация.

Ядром творческого метапредметного урока является проблемная образовательная ситуация:

1) Нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т. е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер.

2) Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока.

3) Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен.

4) Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности.

5) Тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.

Очень многие составляющие учебно-познавательных компетенций были в арсенале учителя математики всегда, на протяжении десятилетий. Сама наука способствует формированию таких умений как способность к абстракции , развитию критически и алгоритмически мыслить, аналитически подходить к информации.

Заключение

Подводя итоги исследования, отметим, что ведение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В. А. Болотов, В. В. Сериков). Учителя математики очень быстро подхватили эту идею. Математика – это наука о фундаментальных структурах реального мира. На протяжении веков, развитие математики способствовало развитию научно – технического прогресса всего человечества. Математически образованная личность, легко применит её технологии в изучении любой новой для человека проблематике.

Ещё раз подчеркнем, что математика имеет широкое прикладное применение. Задача школы нашего века не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения, профессионализм и частичку души учителей в своих учеников.

Новые ФГОСы с одной стороны должны быть реализованы, т. к. они являются законодательно утверджёнными, но с другой стороны, подчеркнём ещё раз, в них нет чёткости определения метапредметных компетенций и, следовательно, они нуждаются в корректировке. И то и другое школе придётся делать одновременно.

Стоит признать, самому учителю это не под силу. Он нуждается в научно методической поддержке и сопровождении. Нужно подготовить к метапредметному обучению самих учителей. Учителям нужно выявить какие фундаментальные образовательные объекты они могут изучать в рамках своего предмета, пересмотреть планирование учебного материала по отношению к ним. Следующим этапом целесообразно сделать диагностику подготовленности учеников. Затем, проведя определённую, достаточно продолжительную, учебную деятельность, продиагностировать результаты этой деятельности и на основе результатов скорректировать свою деятельность. Всё это сложно сделать на уровне учителей или даже школ. Необходима поддержка со стороны специалистов в данной области, профессиональных учёных.

В настоящий момент, говорить о каких, либо результатах введения новых ФГОС ещё очень рано. Учёные, занимающися развитием метапредметных компетенций достаточно давно, показывают хороший уровень развития своих учеников, доказывая, что движется система образования в нужном направлении. А значит, представляется необходимой комплексная методическая помощь учителям со стороны специалистов, гарантом которой может выступить только государство.

Таким образом, сущность метапредметной компетентности, на наш взгляд, недостаточно проработана и структурирована в системе ФГОС. Мы констатируем необходимость совершенствования информационно-аналитического и правового аппарата обеспечения метапредметных компетенций, на которые правительством России в последнее время обращено значительное внимание. Более того, необходимо разработать эффективную методологическую базу формирования метапредметных компетенций у учащихся, а также специальные методические проекты для педагогов. Иными словами, образовательной системе предстоит масштабная работа по оптимизации ФГОС, решающим фактором которой должен стать комплексный подход.