Формирование основ экологической грамотности младших школьников. Освоение основ экологической грамотности. Право на благоприятную окружающую среду

1

Статья посвящена одному из важных направлений современного образования – формированию экологической грамотности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке таких наук, как педагогика, география и экология. Проведен анализ становления понятия «экологическая грамотность». Автором предложено отличающееся, от других ученых видение понятия экологическая грамотность, которое наиболее полно может найти применение в современных школах. Значительное внимание уделяется экологической доктрине Российской Федерации, а именно вопросам, посвященным экологическому образованию и просвещению. Особое внимание уделено анализу стратегии и программы непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011–2015 гг. Автор приходит к выводу, что существуют некоторые проблемы в вопросах формирования экологической грамотности, которые по силам частично решить группе заинтересованных лиц, например, педагогам.

экология

география

грамотность

педагогика

экологическая грамотность

1. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития. – Новосибирск, 1997. – 123 с.

2. Грамотность // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1972. – Т. 7. – С. 245.

3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – 320 с.

4. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975. – 276 с.

5. Методика обучения географии в школе: метод. пособие для студентов геогр. специальностей высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.

6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М. : Языки русской культуры, 2000. – 224 с.

7. Ноосферный путь устойчивого развития России и мира / П.Т. Драчев [и др.]. – М.: ПР Стайл, 2002. – 472 с.

8. Пахомов Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. – 124 с.

9. Протасов В.Ф. Экология. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 380 с.

10. Родзевич Н. Н. Экологическая глобализация // География в школе. – 2005. – № 4. – С. 8–15.

11. Флеенко А.В. Реализация принципов эколого-географического образования в школе / А.В. Флеенко. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 255 с.

12. Сергеева Т.К. Экологический туризм. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 358 с.

13. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н.В. Абаева. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1992. – 160 с.

По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового . А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории - зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В центре географической науки находится использование пространства человеком и изменения, которые он вносит в мир, поэтому она помогает понять новую картину мира, основанную на глобализации . Вследствие определения насущной необходимости формирования экологической грамотности населения важным становится экологизация образования и воспитания. Именно этот процесс оказывается существенной составляющей требований к модели современного образования, которая синтезирует процессы интеллектуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграций знаний. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека.

Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека и главную цель развития цивилизации. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политики России. Поэтому педагоги в доступной и понятной для учеников форме, уже со школьного возраста должны разъяснять и внушать им, что правомерно, а что нет, и как вести себя в окружающей их природе .

Об объединении широких слоев населения для практического участия в природоохранных мероприятиях в 1975 г. говорил И.П. Лаптев . Н.В. Абаев отмечал, что творцами идей, образов и понятий духовного постижения окружающего мира начинает создаваться общество, в котором экологическое образование и воспитание, к сожалению, еще очень слабо изучено, а, следовательно, природа будет страдать от экологической неграмотности людей.

В Большой Советской энциклопедии под понятием «грамотность» понимается определенная степень владения навыками устной и письменной речи, которые являются одним из важнейших показателей культурного уровня населения .

Термин «экология», обозначающий «науку, изучающую взаимосвязи между живыми организмами, включая человека, с окружающей их средой» ввел Э. Геккель в 1866 году. Предмет изучения экологии окончательно определился в 1935 году, когда А. Тенсли было сформулировано определение экосистемы как «совокупности организмов и неживых компонентов их обитания, находящихся в функциональных взаимосвязях». С течением времени объем знаний об экосистемах постепенно перешел в качество, за рубежом оформившись в «науку об окружающей среде», или энвайроментологию. У нас она разветвилась на геоэкологию, глобальную экологию, прикладную экологию, социальную экологию и др. Взаимосвязи «общество-природа» во второй половине и в конце XX века настолько обострились, что накопленная информация об этих локальных и глобальных обострениях не могла не инициировать сначала интерес, а затем потребность в новой образовательной области «Экология», или, как привычнее звучит: «экологическое образование» (за рубежом: «Образование в области окружающей среды»).

Н.Н. Моисеев отмечал , что экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Основными источниками воздействия на любого человека с целью формирования экологически грамотной личности, согласно принятию идей Ю.Н. Пахомова , можно считать образование, средства массовой информации, правовую систему и др.

В 1978 г. на XIV Генеральной ассамблеей Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы. Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условиях глобальное воздействие на биосферу неизбежно, и реальная охрана природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области .

В 1987 году Всемирная Комиссия по охране окружающей среды и развитию при ООН призвала создать новый документ, который сформировал бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Затем идея Декларации (хартии) Земли обсуждалась в 1992 году в Рио-де-Жанейро во время Саммита Земли. Хартия Земли - это документ, содержащий фундаментальные принципы для создания устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Декларация Земли является своеобразным аналогом Декларации прав человека, но Хартия Земли ‒ в области охраны окружающей среды .

2002 год вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет: «Экологическая доктрина Российской Федерации» - документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-Ф3 .

На основе идей В.Ф. Протасова можно сказать, что экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Экологическая доктрина Российской Федерации состоит из отдельных пунктов, одним из интересных, на наш взгляд, является часть, посвященная экологическому образованию и просвещению. Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Для этого необходимы:

Создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

Включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

Усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

Подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

Включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

Государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющей экологическое просвещение и образование;

Разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение опросов устойчивого развития Российской Федерации;

Развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов.

В Томской области в 2005 году для формирования региональной политики в системе непрерывного экологического образования, планов и программ по ее реализации был создан Координационный Совет по вопросам непрерывного экологического образования. В 2006 году разработана и утверждена «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.», а в 2008 году - Программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение Томской области на 2008-2010 гг.» с перечнем мероприятий и источниками финансирования. Работу данного Координационного Совета можно считать успешной, именно поэтому в 2011 году принимается «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.» и программа «Непрерывное экологическое образование и просвещение населения Томской области на 2011-2015 гг.». Проанализировав данные программы, автор пришла к выводу, что основные принципы формирования экологически грамотного человека заключаются в следующем:

1. Обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования.

2. Системность и непрерывность образования в области экологии.

3. Направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.

4. Всеобщность и комплексность.

5. Направленность на выработку у людей бережного отношения к окружающей среде, понимание личной ответственности за ее сохранение, восстановление и приумножение.

6. Гласность разработки и реализации программ экологического образования и просвещения.

7. Преемственность отечественного и мирового опыта по формированию экологической образованности населения.

8. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования экологически образованного человека.

Формы реализации формирования экологически грамотного человека:

1. Обязательное преподавание экологических знаний в общеобразовательных учреждениях.

2. Эколого-просветительская деятельность общественных объединений, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей.

3. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования.

5. Распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.

Становление формирования экологически грамотного человека открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах.

На наш взгляд, достаточно важным событием в России можно назвать тот факт, что 2013 год в России объявлен президентом В.В. Путиным «Годом охраны окружающей среды», аналогичное постановление подписал и губернатор Томской области С.А. Жвачкин. Все это еще раз говорит о значимости экологической грамотности всех слоев населения, и в первую очередь, школьников.

Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в процессе формирования экологической грамотности не только детей, но и их родителей. Поскольку в настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует , автор данной работы предлагает понимать под экологической грамотностью овладение и возможность применения определенных знаний, умений, навыков в жизни и развитии человечества. По нашему мнению, экологическая грамотность является совокупностью следующих элементов: экологическое образование - экологическое воспитание - экологическое мышление - экологическое сознание - экологическая культура, помноженные на психолого-педагогические особенности обучающихся и на педагогические технологии.

Таким образом, состояние проблемы формирования экологической грамотности школьников, на наш взгляд, отражается в следующем:

1. В экологической грамотности, которая должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на Земле;

2. В стратегии формирования экологической грамотности населения с учетом особенностей образования и просвещения в России;

3. В законодательной базе, которая нуждается в адаптации к реальному состоянию экологической грамотности населения нашей страны.

Автором с 2005 года ведутся исследования в области формирования экологической грамотности школьников. В начале исследования носили теоретический характер, а с 2007 года - практический. В МАОУ СОШ № 31 г. Томска работа по формированию экологической грамотности ведется с 1 по 11 класс. Экологические знания можно получить через следующие виды деятельности: интегрированные уроки, система дополнительного образования, внеурочная работа. Данная работа требует постоянного мониторинга (рисунок). Анализ диаграммы показывает, что системная и непрерывная работа по формированию экологически грамотного школьника, которая проводится автором уже 7 год, не остается бесследной: школьники с большим интересом занимаются перечисленными видами работ. Из диаграммы мы видим, что растет число обучающихся с высоким и средним уровнем экологической грамотности, в то время как число учеников с низким уровнем сокращается.

Мониторинг за уровнем сформированности экологической грамотности школьников МАОУ СОШ № 31 г. Томска, 2007-2012 гг.

Результатом работы с обучающимися школы № 31 г. Томска, на базе которой проводились исследования, является тот факт, что Департаментом общего образования Томской области 19.02.2010 г. был присвоен статус экспериментальной площадки по формированию экологической культуры, а с 30.05.2011 г. школа стала экологическим центром.

Рецензенты:

Евсеева Н.С., д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии геолого-географического факультета Томского государственного университета, г. Томск;

Севастьянов В.В., д.г.н., доцент, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск.

Работа поступила в редакцию 07.05.2013.

Библиографическая ссылка

Флеенко А.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Юлия Игоревна Чигоревская

Санкт-Петербург

Елена Станиславовна Кузнецова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования экологической грамотности младших школьников посредством проектной деятельности. Данная деятельность позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности - учебную, игровую, трудовую и др.

Ключевые слова: ФГОС, экологическая грамотность, эмоционально-ценностное отношение, экологические знания, экологоориентированное поведение, проект, проектная деятельность, экологический проект.

Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений.

Формирование основ экологической грамотности и осознание целостности окружающего мира является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) (здесь и далее цит. по: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009) . Однако, по исследованиям И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной отмечается, что около 50% младших школьников демонстрируют в своих сочинениях прагматическое, утилитарное отношение к природе. Таким образом, необходимость формирования экологической грамотности младших школьников, безусловно, является важным направлением освоения ребенком школьной программы.

Понятие «экологическая грамотность» формулируется разными авторами по-своему, и на сегодняшний день единого определения для этого понятия не сформулировано. Однако, большинство авторов (И.Н. Пономарёва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, С.Д. Дерябо, Н.Е. Яценко) сходится в том, что в основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения. Немаловажным для формирования осознанного экологоориентированного поведения является и личная мотивация ребенка к участию в решении экологических проблем (Д.С. Ермаков, 2011) . Таким образом, при формировании экологической грамотности у младших школьников в соответствии с основной образовательной программой по предмету «Окружающий мир» можно выделить три основных компонента: экологические знания, эмоционально-ценностное отношение, потребность и осознанность экологоориентированного поведения.

Все это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Следует отметить, что экологоориентированное поведение – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования (Е.Е. Морозова, 2002) [ 10]. Содержание экологической грамотности включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. Формирование ценностного отношения к природе и потребности в экологической деятельности (в том числе, природоохранной) возможно и результативно только в практической деятельности младших школьников в природе: наблюдении природы и взаимодействие с ее объектами (Е.С. Кузнецова, 2012) .

Таким образом, средством развития экологической грамотности младших школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой, и этим как мы считаем, является проектная деятельность.

Характер проектной деятельности для младших школьников заключается главным образом в том, что позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности – учебную, игровую, трудовую и др. Поэтому организации проектной деятельности необходимо уделять особое внимание.

Раскроем сущность проектной деятельности. Определённая организация и содержание образовательного процесса в школе может позволить осуществлять формирование экологической грамотности на междисциплинарной основе путём интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, 2004) .

Одним из важных направлений этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны уметь на основе установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Проектная деятельность предполагает совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения определённой проблемы, а также способствует активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических задач. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения и делает проектную деятельность столь привлекательной для системы образования.

Мы определяем проектную деятельность, как самостоятельную, самоорганизованную, практико-ориентированную деятельность интегрированного характера, в которой ученик решает не только учебные, но и социальные, культурные, исследовательские задачи.

В психолого-педагогической литературе нам не удалось найти конкретного определения экологического проекта. Изучив, проанализировав и обобщив экологические проекты, предложенные И.В. Цветковой, Е.Е. Морозовой мы даём следующее определение экологическому проекту.

Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.

Одним из важных условий организации экологической проектной деятельности является выбор наиболее продуктивных типов проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического сознания школьника: формировать экологические знания, субъективное отношение к природе, навык экологически ориентированной деятельности.

Овладение самостоятельной проектной деятельностью обучающимся в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы. При организации работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Таким образом, обобщив всё вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что одним из эффективных средств формирования экологической грамотности младших школьников является проектная деятельность.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходимы: сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений; развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»; опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

При внедрении в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Библиография:

    Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Академия, 2009. 64 с.

    Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения // Начальная школа. 2005, № 6. С. 53-55.

    Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 480с.

    Ермаков Д.С. Компетентностный подход в экологическом образовании для устойчивого развития // XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». М. 2011. С. 15-19.

    Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования, М.: Педагогика, 2011. 184 с.

    Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2004. 159 с.

    Зверев И.Д., Захлебный А.Н. Экологические знания: на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2. С. 81-84.

    Кривощекова Н.В. Подготовка будущих учителей к формированию экологической грамотности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук, Оренбург, 2009. 18 с.

    Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности младших школьников// . 2012. Т. 3. . С. 223-227.

    Морозова Е. Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе //Начальная школа. 2002. № 7. С. 35

    Пономарева И. Н. Экологические понятия, их система и развитие. СПб., 2009. 87 с.

    ФГОС: Начальное общее образование. М, Просвещение. 2009

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2007. 151 с.

    Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 2009.

Килевич Ксения Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: мгпу иппо
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль экскурсий в формировании экологической грамотности дошкольников и младших школьников
Дата публикации: 10.11.2016
Раздел: начальное образование

Роль экскурсий в формировании экологической грамотности

дошкольников и младших школьников
Килевич К.С., магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ. Научный руководитель – Козина Е.Ф., к.п.н., доцент, ГАОУ ВО МГПУ г.Москва Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста экологической грамотности; представлены разнообразные трактовки данного понятия, конечные цели процесса формирования, принципы организации и критерии оценки. Автор рассматривает экскурсию как оптимальную форму для формирования у воспитанников всех компонентов экограмотности. Ключевые слова: экологическая грамотность, экологически грамотная личность, формирование экологической грамотности, дошкольники, младшие школьники, экскурсия.
Annotation
. The necessity of forming for the children of preschool and junior school age of ecological literacy is reasonable in the article; various interpretations of this concept, ultimate goals of forming process, principles of organization and criteria of estimation, are presented. An author examines an excursion as optimal form for forming for the pupils of all of the tools of ecological literacy.
Keywords
: ecological literacy, ecologically literate personality, forming of ecological literacy, preschool children, junior schoolchildren, excursion. Реализация современных ФГОС ДО и ФГОС НОО в условиях глобализации обостряющихся экологических проблем предполагает формирование у ребенка экологической грамотности, под которой понимается уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности. «Это особый вид деятельности, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде» . В целом экологически грамотная личность как ожидаемый результат данного процесса характеризуется тремя главными особенностями: 1) психологическая включенность в мир природы; 2) субъективный характер восприятия природных объектов; 3) стремление к взаимодействию с миром природы .
Формирование экологически грамотного человека необходимо начинать на эмоционально-аксиологическом уровне с дошкольного, а на осознанном «знаниевом» – с младшего школьного возраста, когда приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Однако анализ соответствующей литературы показал неоднозначность понимания его сути. В своей работе мы исходим из того, что это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Это предполагает решение в учебном процессе следующих актуальных задач: а) усвоение ребенком ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и наоборот; б) понимание многосторонней ценности Природы как источника материального и духовного развития общества; в) овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояния природной среды, принимать правильное решение по ее улучшению; г) выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе; д) формирования понятия о взаимосвязях в природе; е) развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; ж) формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Показателями же сформированности экологической грамотности младшего школьника могут служить проявления: 1) выполнение ряда правил поведения в окружающей среде вошло в привычку – ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 2) развита потребность в заботливом отношении к тем или иным представителям животного и растительного мира; 3) вполне способен самостоятельно выбирать объекты своей экодеятельности; 4) потребность в знаниях экологического содержания пытается реализовать в свободное от уроков время; 5) доброта, отзывчивость, внимание к окружающим людям, природе сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в ней. Поскольку конечная цель формирования у воспитанников экологической грамотности – ответственное отношение к окружающей среде, ее достижение, несмотря на очевидную деятельностно-естественнонаучную основу, не возможно исключительно в рамках одного учебного предмета (в ДОУ – тематического направления). Это сложный, комплексный процесс, в коем важная роль отводится межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической грамотности дошкольников и младших школьников представляет
смешанная модель, при которой все учебные дисциплины (ДОУ – направления работы) сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмет на себя предмет естественнонаучного цикла – «Окружающий мир» . В целом процесс формирования экологической грамотности ребенка организуется в соответствии с принципами: 1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. 2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению. 3. Процесс формирования экологической грамотности воспитанников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании, организации экологического развития. Со всей определенностью можно утверждать, что процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подхода к раскрытию современных экологических проблем; в основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению . Следовательно, экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социально- бытовых экологических знаний и умений, необходимых для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера . Содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личностного контекста. Как считают В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин, экологическая грамотность связана с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей . Именно поэтому особое внимание необходимо уделять формам, методам и средствам формирования экологической грамотности, которые можно подразделить на разновидности: традиционные, активные, инновационные. Различаются следующие виды занятий: урок как традиционная форма (вводные, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы,
исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач и др.); специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, учебные дискуссии, ролевые игры); внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач); факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов, различные виды экскурсий, использование средств массовой информации . При этом наиболее оптимальными формами организации получения вышеперечисленных знаний и умений являются экскурсия, в том числе по экологической тропе (в ДОУ – экотропинке). Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по формированию экологической грамотности, одна из трудоемких и сложных форм обучения. Ее преимущество в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Так, знакомство с растениями, животными и условиями их обитания способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии во всем их разнообразии способствуют развитию детской наблюдательности, возникновению интереса к первозданной природе и социальной среде. Так, в ходе экскурсий на промышленные предприятия обучающиеся узнают об источниках загрязнений и их составе, о последствиях загрязнения окружающей среды и влиянии отходов на экологическую обстановку города, а также о способах утилизации и ликвидации загрязнителей. При этом формируется элементарное умение предвидеть последствия некоторых человеческих действий по отношению к окружающей среде и находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека. Значительную роль в формировании экограмотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т.д. . В целом акцентирование внимания экскурсантов на взаимосвязях наблюдаемых объектов и среды их обитания, характер взаимовлияния способствовало появлению особой разновидности – экологической экскурсии (от лат. «еxcursiо» – поездка), под которой понимается форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях . Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с их движением, что содействует укреплению здоровья . Находясь в лесу, на берегу реки и т.п., воспитанники собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.). При этом у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и
беззащитному, слабому и нежному» (по В.А. Сухомлинскому). Все это составляет аксиологический компонент экскурсии. Задачи образовательного ее компонента заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе . Развивающий же стимулирует формирование у дошкольников и младших школьников: а) навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; б) сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); в) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); г) воображения и творческих способностей. То есть, при разработке экскурсии, нацеленных не только на формирование экологической грамотности ребенка, но и развитие в целом, важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Экологическая же экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: 1) между органами животных и растений и их функциями; 2) между средой обитания живых существ и особенностями их строения, образа жизни; 3) между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования; 4) между различными живыми существами в одной экосистеме. Поскольку большинство экскурсий в ДОУ и начальной школе носит комплексный характер, а использование всех их разновидностей направлено на воспитание у ребенка любви к природе и осознанного, бережного отношения к ней, все это способствует важному в свете реализации ФГОС НОО II поколения формированию экологической грамотности младших школьников. То есть, экскурсию модно рассматривать как наиболее эффективную форму последнего. Литература 1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Академия, 1999. – 133 с. 2. Добротин, Д.Ю. К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни / Д.Ю. Добротин // Химия в школе. – 2013. – №6. – С.15-21. 3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2007. – 176 с. 4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с.
. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2008. – 496 с. 6. Козина, Е.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях многообразия видов деятельности / Е.Ф. Козина // Проблемы формирования экологической культуры младших школьников: материалы кругл. стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 19.12. 2013 г. / сост. М.С.Смирнова. – М.: Экон-информ, 2014. – С.7-11. 161 7. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С.57-59. 8. Минаев, В.М. Внеклассная работа по природоведению / В.М. Минаев. – Мн.: Харвест, 2009. – 275 с. 9. Смирнова, М.С. Методические приемы формирования основ экологической культуры / М.С. Смирнова // Начальная школа. – 2014. – №9.– С.45- 49. 1 0 . P Damerell, C Howe, and E.J. Milner-Gulland. 2013. Child-orientated environmental education influences adult knowledge and household behaviour. Environmental Research Letters 8: 015016. 11. Laura Barraza. 1999. Children’s Drawings About the Environment. Environmental Education Research 5, 1: 49–66.

Разделы: Начальная школа , Экология

Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Реализовать воспитательный подход можно в системе занимательных воспитательных занятий.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

показать необходимость:

  • экологического правового воспитания младших школьников;
  • формирования нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой;
  • формирования активной жизненной позиции по вопросам охраны природы.

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

11 ст.42 Конституции РФ

В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде, мерах по обеспечению экологически чистых производств, предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф; создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МАРКСОВСКОГО РАЙОНА

Выписка из программы развития района на 2016-2018 гг.
Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области
Экология

Рост объемов производств, большие антропогенные нагрузки на окружающую среду, наличие предприятий с низким уровнем технической оснащенности, растущее количество автотранспортных средств, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются причинами негативного воздействия на окружающую среду, сверхнормативное загрязнение в результате хозяйственной и иной деятельности атмосферного воздуха, водоемов, почв отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья жителей района.

РАБОТА ОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

Обучающиеся начальных классов МОУ – СОШ с.Подлесное состояли в Саратовском отделении всероссийского общества “Охраны природы”. На протяжении ряда лет принимали участие во всероссийских конкурсах-играх “ЧиП”, “Гелиантус”, олимпиадах разного уровня по естествознанию.

Экологическое воспитание в нашей школе ведётся по следующим направлениям:

ВЫВОДЫ

Стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Планомерная работа по экологическому правовому воспитанию младших школьников является неотъемлемой частью работы образовательного учреждения. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволяет воспитать экологически культурного гражданина.

Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.

2015-2016 уч. год. По результатам диагностики развития экологической культуры обучающихся во 2-4 классах 60% показали высокий уровень, 27% средний уровень, 13% низкий уровень.

Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Используемая литература.

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

2. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

4. И.В. Цветкова “Экология для начальной школы”.

5. С. К. Зайцева “Экология для младших школьников”, журнал “Начальная школа. Плюс до и после” № 4, 2005г.

6. В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова “Научное общество учащихся” “Путь к природе”, 2005 г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.// Москва“Просвещение” 2005.

8. Конституция РФ// Москва ЭКСМО. 2014.

9 .https://yandex.ru/images/search

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МБОУ СШ №85

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

  1. Почему назрела необходимость экологического образования.
  2. Модели экологического образования в современной школе.
  3. Как раскрыта тема экологического образования в Стандарте?
  4. Экологическая составляющая «Окружающего мира».
  5. Экологические аспекты в некоторых темах «Окружающего мира».

Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Забота о природе - это забота человека о себе, ибо он - часть природы. Но еще точнее -это забота человека о человечестве. Эта маленькая на первый взгляд разница действует порой успокаивающе: ведь наносимый природе вред, как и меры по ее исцелению, будут ощущаться лишь спустя какое-то время. Ощущаться нашими детьми, внуками, более далекими потомками. Простят ли они нам наши сегодняшние ошибки? Ответ ясен - ведь мы не прощаем нашим предкам тех исчезнувших отнюдь не единичных представите­лей животного мира, о которых знаем только по рисункам, а часто и вовсе лишь по упоминаниям. И если живших ранее нельзя судить очень строго хотя бы потому, что многие грехи взяли они на себя, по незнанию, по неведению, то с современников спросится много строже. Потому хотя бы, что в наше просвещенное время люди в состоянии предвидеть последствия своих деяний.

Всё, что есть в живом мире, - это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьёзными последствиями, и в первую очередь для человека.

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Произошло это не случайно. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить свои раны. Первым забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.

В настоящее время возникла насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожить природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Впоследствии этого у детей создаётся ложное впечатление – экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и мои близкие, всё это происходит где - то там далеко. Этого и надо опасаться. И задача учителя – донести до ума и сердец своих учеников, что от состояния окружающей среды зависит их здоровье.

Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит общеобразовательной школе как основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически - все населе­ние страны.

Целью экологического образования в школе является форми­рование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспе­чивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

В школах России экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей.

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рам­ках одного самостоятельного учебного предмета.

Многопредметная модель предполагает экологизацию содер­жания традиционных школьных дисциплин как естественно-науч­ного, так и гуманитарного циклов.

Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных пред­метов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школь­ников.

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.

В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на при­роду и природы на человека, об экологическом значении природ­ных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представ­ления о природных ресурсах и их рациональном использовании.

При изучении таких естественнонаучных дисциплин, как при­родоведение, окружающий мир и других, младшие школьники зна­комятся с понятиями: «объекты и явления неживой и живой при­роды», «объекты и предметы, созданные человеком». Раскрывают­ся связи между явлениями неживой и живой природы. Формиру­ются представления о сообществах и природных зонах, растениях и животных различных сообществ и природных зон, об охране растений и животных, Красной книге редких и исчезающих видов растений и животных. Дети узнают о заповедниках, законах об охране окружающей природной среды своей страны, местности.

Посмотрим, как представлено в Стандарте экологическое образо­вание, приоритетность которого неоднократно подчеркивалась в до­кументах международного уровня.

Термин «экология» или словосочетания с этим термином в Стан­дарте встречается лишь однажды - в требованиях к предметным ре­зультатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», где в качестве одного из требований называется «освоение основ экологической грамотности...».

С целью более полного раскрытия потенциала Стандарта в плане экологического образования рассмотрим и другие положения (требо­вания) этого документа.

В обширном перечне требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы мы находим требо­вания, отражающие весь спектр направлений воспитания, традици­онно выделяемых в педагогике: гражданское, патриотическое («фор­мирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ...») , эстетическое («фор­мирование эстетических потребностей и чувств...»), нравственное («развитие этических чувств, доброжелательности...»), физиче­ское («формирование установки на безопасный, здоровый образ жиз­ни...»). Качества (компетенции), непосредственно относящиеся к об­ласти экологического воспитания, здесь не называются.

Может сложиться впечатление, что только окружающий мир от­ветствен за экологическое воспитание младших школьников. Однако это не так. Экологическое воспитание, как составная часть экологиче­ского образования, может реализовываться в рамках уже названных направлений воспитания. Основанием для этого является то, что эко­логическое воспитание на практике не реализуется в «чистом» виде, оно почти всегда включает аспекты других направлений воспитания, в том числе и обозначенных в Стандарте. И наоборот, традиционные направления воспитания зачастую наполнены и экологическим со­держанием.

Поясним это на примере нравственного воспитания. Сначала огово­рим, какие отношения следует рассматривать как нравственные, а ка­кие - как экологические. О нравственных отношениях мы говорим в случаях, когда объектом отношений человека (школьника) являются другие люди, общественные группы; когда же объектом отношений является природа, мы говорим об отношениях экологических. Соот­ветственно в первом случае такие отношения формируются в рамках нравственного воспитания, во втором - в рамках экологического.

В требованиях к личностным результатам освоения программы есть ещё одна позиция, дающая выход на экологическое образование. Это «формирование целостного... взгляда на мир...» Очевидно, что понятие «мир» включает и природную составля­ющую. Однако экологический смысл эта позиция будет иметь только в том случае, если параллельно с формированием идеи целостности мира будет определяться место школьника в нём. Это предполагает рассмотрение взаимозависимости человека и окружающего мира, взаимозависимости человека и окружающей природы. Последняя со­ставляющая (взаимозависимость человека и природного окружения) есть объект экологии, а формирование знаний, отношений в этой обла­сти - объект экологического образования. Как уже отмечалось, этот аспект учитывается, в частности, составителями программ и учебни­ков по дисциплине «Окружающий мир», где в качестве цели образо­вания некоторыми авторами указывается формирование целостного взгляда на мир и определение места в нём человека (школьника).

Что касается требований к метапредметным результатам , то они не включают установок, непосредственно относящихся к эко­логическому образованию (как, впрочем, и к другим направлениям образования), поскольку заданные там компетенции универсальны. Однако следует обратить внимание на пункт, касающийся установ­ления школьниками причинно-следственных связей. Использование экологического материала в этом смысле весьма продуктивно. Ведь экология - это наука, занимающаяся исследованием взаимоотноше­ний, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. То есть, рассматривая экологические вопросы, мы рассматриваем и связи, в том числе и причинно-следственные. В целом же, все требования метапредметного характера: владение логическими операциями, освое­ние способов решения проблем творческого характера и др., могут реализовываться и в процессе экологического образования.

В требованиях к предметным результатам экологическая со­ставляющая, как уже отмечалось, заложена в предмете «Окружаю­щий мир». В качестве одной из задач этой дисциплины называется «осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём». Как видим, здесь к требованию формиро­вания целостного взгляда на мир (в требованиях к личностным ре­зультатам) добавляется и осознание своего места в нём. По сути, это задача экологического образования, хотя термин «экология» и не ис­пользуется. В требованиях, обозначенных в других учебных дисци­плинах, экологическая составляющая не прослеживается.

Итак, в новом образовательном Стандарте экологическая составля­ющая в явном виде присутствует лишь в учебном предмете «Окружа­ющий мир». В то же время следует понимать, что в условиях угро­жающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования и, конечно же, формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Принцип междисциплинарности экологического образования обязывает включить в этот процесс все или почти все учебные дисциплины. Дру­гой принцип - комплементарности - предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологиче­ского воспитания, но и в других направлениях воспитания. В ограни­ченном по объёму Стандарте эти позиции не могли быть отражены. Более полно экологическая составляющая представлена на уровне образовательных программ и соответствующих учебно-методических материалов.

Во втором по значимости после Стандарта документе - в Пример­ной основной образовательной программе образовательного учрежде­ния - экологическое воспитание выделено в качестве самостоятель­ного и поставлено в один ряд с другими направлениями воспитания, определены его цели, содержание. Широкие возможности формиро­вания экологической грамотности представляет Примерная програм­ма курса «Окружающий мир», в которой обозначены такие экологи­ческие темы, как: «Единство живого и неживого», «Человек - часть природы», «Экосистемы и их компоненты».

Учитель в настоящее время располагает достаточной содержатель­ной и методической базой для реализации заложенных в Стандарте и развёрнутых в названных приложениях к нему (Примерных про­граммах) требований, относящихся к экологическому образованию. Это и учебно-методический комплект «Окружающий мир» («Зелёный дом») А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России». Именно с его появлением в середине 80-х годов школьники стали знакомиться с понятием «экология», «природное сообщество» (темы «Лес - природное сообщество» вместо традиционной темы «Расте­ния и животные леса»), пищевая цепь («невидимые нити природы»), экологическая пирамида, Красная книга, заповедники. Экологиче­ское содержание курса продолжает расширяться и углубляться (тема «Мир глазами эколога» и др.).

Экологическую «эстафету» подхватили и авторы других курсов. В курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) в системе «Шко­ла 2100», например, в настоящее время рассматривается центральное понятие экологии - «экосистема», её строение, функционирование. (Из пояснительной записки программы курса «Окружающий мир», « Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Курс «Окружающий мир» помогает освоить значительную часть предметов основной школы: физику, химию, биологию, географию, обществознание, историю. Это первый и единственный предмет в школе, дающий широкую картину природных и общественных явлений, которые в дальнейшем будут изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания». Учитывая, что содержание знаний для курса разработано с экологических позиций, в процессе общения, воспитания и развития детей особое внимание уделяется формированию знаний о единстве живой и неживой природы. О закономерности природных явлений, о взаимосвязи, взаимодействии природы, человека, общества. Об экологических проблемах и способах их разрешения, развитии системы интеллектуальных умений по изучению и оценке экологического состояния природной среды.

Как уже отмечалось, одним из требований Стандарта к освоению дисциплины «Окружающий мир» является освоение школьниками основ экологической грамотности.

Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области. Соответственно «экологическая грамотность» предполага­ет знания в области экологии. Экологические знания формируются у школьников главным образом в процессе изучения специальных экологических тем, таких как «Природные сообщества», «Эколо­гические системы», «Человек и природа», «Что такое экология?», «Мир глазами эколога» и т.п. Однако только подобными темами экологическое образование не может ограничиваться. Любая тема «Окружающего мира» в той или иной степени может включать эко­логические аспекты.

Формирование экологической грамотности не должно осущест­вляться в «чистом виде», то есть ограничиваться только знаниями. Принятый в Стандарте деятельностный подход акцентирует внима­ние на умениях использования полученных знаний в решении учеб­ных и практических задач. В конечном счёте, речь идёт о формирова­нии грамотного поведения детей на природе.

Экология при изучении темы «Удивительный мир растений и животных».

То, что растения и животные являются центральным компонен­том экологических систем, вовсе не означает, что, изучая их, мы автоматически изучаем и экологию. Экология появляется здесь лишь в том случае, если мы рассматриваем связи этих представителей жи­вой природы с окружающей средой: воздействие факторов среды на организмы; адаптация организмов к неблагоприятным факторам среды; влияние антропогенного фактора на растения и животных; использование и охрану представителей живой природы человеком.

Основные рассматриваемые вопросы:

- Кто как приспособлен?

- Чем обеспечивается единство организма и среды?

- Кто чем питается?

- Каковы взаимоотношения животных в период размножения?

- Как помогают друг другу в период размножения организмы раз­личных видов?

- Видовое многообразие. Чем опасно его уменьшение?

- Зачем создаются Красные книги?

Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.

Рассматриваемые вопросы:

- Как приспособились растения и животные к сезонным измене­ниям в неживой природе?

- Какие животные зимой впадают в состояние покоя?

- Какие животные совершают сезонные миграции?

- Может ли человек повлиять на сезонные изменения в живой природе?

- Каковы особенности восприятия сезонов года человеком?

- Каковы сезонные особенности природопользования?

Экология при изучении природных сообществ.

Традиционно в начальном природоведении рассматривались рас­тения и животные леса, луга, поля, мелкого водоёма. В современных вариантах «Окружающего мира» предпочтение отдаётся формули­ровкам типа «Лес - природное сообщество», «Луг - природное со­общество». И в том, и другом случае экологическая составляющая заключается в рассмотрении взаимоотношений живых организмов между собой, то есть, по сути, изучается экологическое понятие «био­ценоз». При изучении природных сообществ могут быть рассмотрены следующие вопросы:

- Природное сообщество - что это такое?

- Как организмы взаимодействуют друг с другом?

- Что такое пищевые цепи и сети?

- Что такое экологические пирамиды?

- Как устроено сообщество леса?

- Как устроено сообщество луга?

- Как устроено сообщество мелкого водоёма?

Экология при изучении темы «Организм человека» и организа­ции здорового образа жизни детей.

Попытайтесь ввести экологическую составляющую в следующие изучаемые вопросы:

- Почему мы считаем человека частью природы?

- Для чего человеку нужен скелет?

- Зачем человеку мышцы?

- Для чего человеку кожа?

- Почему мы дышим и чего следует избегать? (о вредных при­вычках).

- Для чего мы едим? Как следует и не следует питаться?

- Зачем человеку органы чувств?

- Как на здоровье человека влияет экологическая обстановка?

Экология при изучении вопросов ориентирования в простран­стве и во времени.

В этой и последующих темах экологическая составляющая пред­ставлена не столь очевидно. Тем не менее и здесь есть возможность для повышения экологической грамотности детей.

Формирование умений ориентирования на местности - традици­онный элемент содержания начального природоведения, географии. В современном «Окружающем мире» вопрос ставится шире: «Ориенти­рование во времени и пространстве». Экологическую составляющую сюда можно привнести в процессе обсуждения следующих вопросов:

- Как ориентироваться в пространстве по объектам живой природы?

- Можно ли ориентироваться по объектам, образовавшимся при участии человека ? Можно ориентироваться по оврагам. Большинство из них - результат непродуманной деятельности человека. В любой более или менее сформированной овражно-балочной системе в условиях средней полосы России склоны, обращенные на юг (склоны южной экспозиции), круче, чем склоны, обращенные на север (склоны северной экспозиции). Кроме того, первые часто бывают оголены - лишены растительности, вторые же могут оказаться задернованными, нередко осложнёнными оползнями и оплывинами. Можно так же ориентироваться по характе­ру распределения снега вокруг строений. В условиях преобладающих зимой южных ветров снег скапливается с северной стороны от строения.

- Можно ли, наблюдая за растениями и животными, опреде­лять время?

Вопросы экологии при изучении рельефа.

В «Окружающем мире» обычно рассматриваются следующие темы, связанные с рельефообразованием: горы и равнины, овраги, холмы, землетрясения, вулканизм. Обсуждаемые вопросы:

- Влияет ли рельеф на природные сообщества (экосистемы)?

- Как влияют на человека природные сообщества, землетрясе­ния, вулканизм?

- Может ли человек стать причиной землетрясений?

- Может ли человек создавать новые формы рельефа?

Вопросы экологии при изучении горных пород, полезных ископаемых.

Понятие «полезные ископаемые» по своей сути экологическое - ведь оно изначально привязано к человеку. Полезные ископаемые - это минералы и горные породы, которые используются человеком для удовлетворения его потребностей в тепле, свете, некоторых пищевых компонентах (каменная соль), для изготовления машин, предметов домашнего обихода и т.п. Вопросы, включающие экологическую со­ставляющую:

- Как связаны горные породы, с другими компонентами экосистем?

- Могут ли особенности геологического строения территории влиять на здоровье человека?

- Какие экологические проблемы возникают при добыче нефти, других полезных ископаемых?

Экология при изучении темы «Воздух».

Экологические аспекты темы чаще всего сводятся к вопросу охра­ны воздуха от антропогенных загрязнителей. Этим, конечно же, эко­логия в этой теме не исчерпывается. Здесь могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы.

- Каково значение живых организмов в формировании современ­ной атмосферы?

- Каковы экологические следствия состава воздуха?

- Свойства воздуха: каковы экологические следствия?

- Каковы главные источники загрязнения воздуха?

- Как человек охраняет воздух?

Экология при изучении темы «Вода в природе».

Традиционно в начальном природоведении изучаются свойства воды, круговорот воды в природе, родники, реки, озёра, моря и океаны. В настоящее время в некоторых курсах «Окружающего мира» вводится и понятие «гидросфера». Рассматриваемые экологические вопросы:

- Свойства воды: каковы экологические следствия?

- Каковы особенности водной среды обитания живых организмов?

- Каково экологическое значение круговорота воды?

- Как человек использует ресурсы, океана?

- Сколько воды мы потребляем и как можно сократить водопотребление?

- Каковы источники загрязнения водоёмов?

- Есть ли в вашем населённом пункте очистные сооружения? Как они работают?

- Каковы плюсы и минусы водохранилищ?

Экологические вопросы при изучении темы «Почвы».

Типичной в экологическом смысле ошибкой изучения почв являет­ся то, что её относят (прямо или это подразумевается) к неживой природе. Экология при этом сводится к вопросам значения почв для растений, а через них и для животных, человека. Более полно эколо­гическая составляющая будет здесь представлена, если затрагивают­ся вопросы:

- Можно ли рассматривать почву как экосистему!

- Можно ли почву рассматривать как среду жизни?

- Какие факторы участвуют в формировании почвенного покрова!

- Может ли человек выращивать растения без почвы?

Литература

1. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. – 240с.

2. Неврузов З.Н. Природа не прощает ошибок. – М.: Мысль, 1988. – 127с.

3. Малыхина И.Н. Подготовка студентов факультета начального образования к экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 2006. - №7. – С.26-27.

4. Фролова Н.Я. Экологическая культура младших школьников. // Педагогическая мастерская. – 2007. - №5.

6. Педагогическа лоция. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» Выпуск 4. МУК – 21 в Сети.

7. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2012.

8. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №1.

9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. - №4.