Работа редактора над лексикой рукописи. Устранение лексических ошибок. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык В нашем городе появилось несколько новых предприятий

Любовь Моховикова
Конспект занятия «Предприятия нашего города»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60»

Конспект занятия :

«Предприятия нашего города »

Составлено воспитателем

подготовительной группы

Моховиковой Л. В.

г. Березники, 2014г.

Цель : Воспитание у детей чувства любви к малой родине.

Задачи : Обобщить знания детей о городе Березники как малой родине детей.

Развивать у детей интерес и желание рассказывать о ней, передавая в рассказе складывающееся субъективное отношение к окружающему миру.

Воспитание чувства гордости за свой город , интереса к истории края, уважения к людям труда.

Материал : карта России, Пермского края, города Березники , выставка книг о Березниках, музыкальное сопровождение, слайды с достопримечательностями города , компьютер, фотографии известных людей, продукция предприятий города .

Ход занятия

Воспитатель : Дети, скажите, пожалуйста, что такое Родина? (Это наша страна, это наш город , где мы живем, это наш Урал и т. д.)

Правильно, ребята. Родина объединяет всех людей живущих в одной стране : они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники и если это необходимо, защищают Родину от врагов.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называется наша Родина?

(Ответы детей.)

– Наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может светить яркое солнце, а в другой идти дождь.

Звучит песня В. Баснера и М. Матусовского “С чего начинается Родина”.

Воспитатель : Послушайте, что написала о Родине Зинаида Александрова. (Дети читают стихотворение.)

Если скажут слово “родина”,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной широкий двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех он

– Мы все знаем, что живем в самом лучшем, самом красивом, самом родном городе Березники .

– А кто знает, как появилось такое красивое название у города )

Воспитатель : Было на реке Каме несколько островов, и один из них, поросший березами, назывался Березники. Видать, манил он к себе своей красотой, потому что на нем часто останавливались торговые люди и устраивали в тени деревьев веселые ярмарки. А позднее возник здесь Азотно-Туковый комбинат. На строительство комбината приехали строители со всех концов страны. В декабре 1929 года собрались они в старом амбаре, служившем клубом и стали решать, какое название дать новому городу . Одни предлагали – Держинск , другие – Химград, назвали Березники

(Рассказ ребенка) . Показывает на карте Пермского края.

“На традиционном геральдическом щите серебристого цвета проходит из верхнего левого угла по диагонали голубая лента с тремя кристалликами соли на ней. Серебристый цвет символизирует чудо – металлы магний и титан, выпускаемые корпорацией ВСМПО -Ависма

Воспитатель : Кого из первостроителей города вы знаете ?

Дети : Ардуанов, Циренщиков, Сарычев (показ фотографий) .

Практическая работа : на карте города показать данные улицы.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем – какие еще улицы есть в нашем городе .

Виртуальная экскурсия по улицам города с использованием компьютера (слайды с достопримечательностями города ) .

Воспитатель : Первостроители строили не только жилые дома, но и большие заводы, продукция которых очень нужна людям.

– Строить же заводы помогала вся страна. И теперь наши предприятия отправляют свою продукцию в разные уголки страны и за границу (показать на карте) .

Воспитатель : Какие крупные промышленные предприятия вы знаете ?

Воспитатель – знакомит детей с экспонатами продукции промышленных предприятий города .

А) “УРАЛКАЛИЙ”. На калийных рудниках добывают калийную руду, находящуюся глубоко под землей в шахтах.

А зачем калийная руда?

Правильно, из нее делают калийные удобрения, которые применяют в сельском хозяйстве.

А еще на 4-ом калийном заводе есть цех по выпуску пищевой соли. А соль есть в каждом доме, ведь без соли ни одно блюдо не приготовить.

Б) Корпорация ВСМПО – АВИСМА – это титано – магниевый комбинат. Какая главная продукция комбината? – титановая губка. Это самый легкий металл. Из этого металла делают корпуса подводных лодок, ракет и самолетов.

В) Березниковский содовый завод – выпускает белизну, стиральный порошок, “Санитарный”. Эти моющие средства есть у каждой хозяйки.

Итог : молодцы, ребята, из вас получились хорошие экскурсоводы, вы подробно рассказали о наших предприятиях .

1. В XVIII-XIX вв. из-за дифференциации наук было накоплено огромное коли­чество сведений, к началу XX в. ставшее необозримым.

2. Характерно, что при трении наблюдаются значительные деформации погра­ничного слоя, сопровождающиеся структурными превращениями, избира­тельной диффузией: учет всех этих процессов затруднен благодаря сильной зависимости от температуры.

3. Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза.

4. Квант света, проникая внутрь вещества, выбивает электрон, переводя его из связанного состояния (в атоме) в свободное - таким образом, при облучении полупроводников и диэлектриков через фотоэффект внутри кристаллов по­являются свободные носители тока, что существенно изменяет электропро­водность вещества.

5. Экспедиция Басова была началом движения, которое продолжалось до конца XVIII столетия и привело к созданию Российско-Американской компании и присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра II и Пещурова.

ЗАДАНИЕ № 9. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные окончания.

1. Большинство практических применений ультразвука основан__ на эффекте кавитации.

2. Пришл__ большинство студентов.

3. Большинство студентов постоянно посеща___ лекции по статистике.

4. Растения обладают определенными музыкальными пристрастиями, особенно цветы. Большинство предпочита__ мелодичные пьесы со спокойными рит­мами, но некоторым - скажем, цикламенам - больше по нраву джаз.

5. У большинства металлов сопротивление увеличивается линейно с ростом тем­пературы. В то же время ряд сплавов име__ отрицательный температурный коэффицент сопротивления.

6. Существу__ ряд веществ, в которых квантовые эффекты межатомных взаи­модействий приводят к появлению специфических магнитных свойств.

7. Ряд ученых предложил__ различные алгоритмы управления полетом лета­тельного аппарата.

8. Трубка сделана из прочного металла, в ней насверлен__ множество мелких отверстий, закрытых полунепроницаемой оболочкой, например из ацетатцел-люлозы.

9. Множество исследователей вслед за академиком П. Л. Капицей утвержда__, что шаровая молния - это объемный колебательный контур.

10. Большинство металлов явля__ся цветн___.

11. Ряд величайших открытий был__ совершен__ случайно, например откры­тие Эрстедом действия электрического тока на магнитную стрелку компаса.

12. Большая часть вторичных электронов облада__ незначительной кинетиче­ской энергией.

Раздел 4. Лексические нормы

ЗАДАНИЕ № 1. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотиви­руйте свой выбор.

l.Ha месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины сто­лицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, мо­дернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, круп­ный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство налади­лось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (про­дукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всяко­му, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, велико­лепные, превосходные) ... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) тра­гические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих со­временников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (уви­деть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) пре­мия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, веду­щее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безуко­ризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

ЗАДАНИЕ № 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. В заводском клубе прово­дятся многолюдные вечера. 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать та­кие вечера. 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. 5. Шевченко от­крыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследова­телями большие трудности. 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 11. Эта поли­тика уже приносит положительные плоды. 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внима­ние. 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонко­рунной овцы. 15 Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

ЗАДАНИЕ № 3. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буй­ный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тарака­нов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свал­ки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей переносит­ся на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение прида­ется нравственному и трудовому воспитанию.

ЗАДАНИЕ № 4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античный, классический. Мифология, языки.
Врожденный, прирожденный. Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Прием, хозяин, человек.
Губительный, пагубный. Влияние, действие.
Единый, один. Миг, момент.

Длинный, длительный, долгий, долговре- Воздействие, период, путь, сборы,

менный, продолжительный. кредит.

2. Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки
Найти, обрести. Опора, поддержка.

Наложить, оставить. Отпечаток, след.

Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.

Доказать, обосновать. Теорема, теория.

Предвещать, предсказать. Поражение, успех.

Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал.

ЗАДАНИЕ № 5. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. От­редактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. 2. Дети произносят сти­хотворение, стоя врассыпную. 3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черно­го блондина». 4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плаш­мя, тогда свободнее будет!». 5. Рекорды продолжаются. 6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. 7. Большинство времени проходит бесплодно. 8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 9. В зоопарке ма­ленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 13. Незнако­мец сел на коня и поехал пешком. 14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песоч­нице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое пере­пачканное платьице. Кто ее научил фации? 15. От усталости мое тело подкашива­лось на ногах. 16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). 19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) 20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

ЗАДАНИЕ № 6. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили про­фессионально-техническое училище, но чтобы хорошо работать, нужен непосред­ственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязаль­ной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясель­ного возраста. 7. Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

ЗАДАНИЕ № 7. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.


1. Если взглянуть на город с птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено-голу­бого моря.

2. Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливае­мой плоскости.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами.

4. Объем чистой продукции может и обычно выражается в денежном из­мерении.

5. Три гостиницы возникнут на пе­ресечении с Ленинградским, Ярослав­ским и Каширским шоссе.


1. Если взглянуть на город с высо­ты птичьего полета, то дома покажут­ся светлыми островками среди зеле­но-голубого моря.

2. Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая.

3. Сравним последние экономичес­кие показатели работы фабрики «Лай­ма» с показателями, которых достига­ло предприятие в предыдущие годы.

4. Объем чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.

5. Три гостиницы будут построены на пересечении кольцевой дороги с Ле­нинградским, Ярославским и Каширс­ким шоссе.


ЗАДАНИЕ № 8. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тав­тология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годово­го плана предстоящей работы. 2.Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои тре­бования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными толь­ко на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стек­ла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объяс­няют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет про­текать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

ЗАДАНИЕ № 9. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приня­ло ложное направление. 2. Наша передача посвящена творчеству ве­теранов технического творчества. 3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 5. Мы перед принятием решительных решений. 6. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, кото­рых еще никогда не показывали и показать не сможем. 7. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 8. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, тур­не, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 9. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 10. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 11. Правительство в это труд­ное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 12. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 13. Толпа людей ворвалась в здание.

ЗАДАНИЕ № 10. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте пред­ложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и инте­ресных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они дол­жны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупреди­тельными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, исполь­зовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Предполагаемый район лесозаготовки изобило­вал болотами, несметным количеством комаров. 10. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, маши­ну. 11. В прошедшие дни про­шли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополни­тельные трудности при проведении нынешней гонки. 12. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался... (Евт.)

ЗАДАНИЕ № 11. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой, используя слова для справки. Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с другими словами?

Слова для справки: городской, центральный, крытый, елоч­ный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.

ЗАДАНИЕ № 12. К каждому слову первой группы подберите со­ответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.

1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

2. Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мото­циклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

ЗАДАНИЕ № 13. Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», - предложил другой.

ЗАДАНИЕ № 14. Напишите, какое из слов (туристский - турис­тический) сочетается со словами: УЖИН, ПРОСПЕКТ, ПУТЕВКА, КО­СТЮМ, ПОХОД, СНАРЯЖЕНИЕ, СПРАВОЧНИК, БЮРО, ОБЕД, СЕЗОН, ПОЕЗД, БАЗА, РЮКЗАК.

Помните, что туристский - прилагательное к слову ту­рист, а туристический - прилагательное к слову туризм.

ЗАДАНИЕ № 15. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командиро­вочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты перво­го курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово доклад­чику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много про­дукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как нач­нет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собра­ние: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое пове­дение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требова­нии простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

ЗАДАНИЕ № 16.

ЗАДАНИЕ № 17. Из поставленных в скобки слов выберите нуж­ный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и «Словаря иностранных слов» установите смысловое и стилисти­ческое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурса­ми, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмечен­ные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактичес­кое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно. 4. Сорта новых культур более (констан­тны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформиру­ют) потомству такие свойства, как урожайность, величина пло­да, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (ги­постазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), ис­ходя из своей собственной (концепции, представления) о (пер­сонажах, героях, образах).

ЗАДАНИЕ № 18. Отредактируйте предложения так, чтобы каж­дое слово было понятным.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец запла­тил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики - дефицит товаров и услуг. 5. Задача правительства - сдержать, обуздать инфля­цию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих де­батов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо при­дать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импор­тную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

ЗАДАНИЕ № 19. Определите, какие из приведенных слов соот­ветствуют норме литературной речи, а какие - просторечию.

Лягу - ляжу, кладу - ложу, лихоражу - лихорадю, на­гражу - наградю, наплещу - наплескаю, налягу - наляжу; ляг - ляж, положи - поклади, мурлычь - мурлыкай, напои - напой; мозоль - мозоля, дуршлаг - друшлаг, противень - протвень, оладья - оладий; туфля - туфель, задолжность - задолженность, междугородный - междугородний, мягонький - мяконький, мурлычущий - мурлыкающий.

ЗАДАНИЕ № 20. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спаль­ни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно; 2. В деле повышения производства мы используем новые альтернати­вы. 3. Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безо­пасность. 4. Коллектив учителей разрабатывает учебный мате­риал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходя­щий материал. 5. Имидж - это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его дей­ствий. 6. Партнер - это соучастник какого-либо действия, со­бытия, игры. 7. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 8. Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 10. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 11. Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 12. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалован­ным ребенком. 13. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 14. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 15. Пейзаж города обогатился новыми зданиями.

ЗАДАНИЕ № 21. Найдите ошибки, вызванные нарушением лекси­ческой сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. В нашем лицее происходит углубленное изучение про­филирующих предметов. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Мы используем индивидуальный подход, учитывая интере­сы и способности ребенка. 4. Вы должны туда собственноруч­но сходить. 5. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 6. Алек­сей Вавилов, уже второй год обучаясь в университете Сток­гольма, является там признанным лидером. 7. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.

ЗАДАНИЕ № 23. Определите, употребление каких слов стилис­тически неоправданно. Сделайте стилистическую правку.

1. На полях животноводческой фермы трудится самая со­временная техника. 2. К концу года рапортуют труженики тор­говой сети столицы. 3. Кара за небрежность в обороне настиг­ла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. 4. Строите­ли обещали воздвигнуть здание нового вычислительного цент­ра в сентябре.

Раздел 5. Качества речи

Точность как качество речи

«Единственное средство умственного об­щения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно упот­реблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответству­ющие и точные понятия.»

А.Н. Толстой

Задание № 1.

Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. После того, как у него на митинге украли револьвер, носил теперь два, набил карманы пулями. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. Он обратно опоздал на занятия. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золочёном амплуа. Отдельные члены группы не явились на экзамен по мате­матике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать я вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В кон­курсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важ­ное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков ори­гинальным до банальности сюжетом.

Задание № 2. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

Характеристика Ильина не соответствовала действитель­ности. Мы перешли работать в отсталую бригаду. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. Кто крайний за билетами? В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении, - аллегорию. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждо­му. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. Герой Булгакова - яв­ный прототип христианского Иисуса Христа. Коренные жи­тели Северной Америки - индийцы - значительно ущемле­ны в своих правах. Радостное известие привело его в минор­ное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

Задание № 3. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Этот человек, произвел на меня большое воздействие. Наши успехи в эко­номике привели к заметному регрессу и в других областях. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах - сари. В первое время, по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. Маяковский стоял у источников новой поэзии. В искусстве он совершенный невежа. Эта традиция возроди­лась вновь в нашей стране. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. При виде подарка глаза ма­ленькой проказницы засверкали, выражение лица стало вос­торженным и меланхоличным. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

Задание № 4. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Бе­линского. Скажите, что он понимал под точностью речи?

1. Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Ви­дишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мыс­ли (Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке).

2. Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каж­дое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! Читая строки, читаешь и меж­ду строками; понимая ясно все сказанное автором, понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опа­саясь быть многоречивым. Как образны и оригиналь­ны его фразы: каждая из них годится быть эпигра­фом к большому сочинению («Герой нашего време­ни», сочинение М. Лермонтова).

3. Каждое слово в поэтическом произведении должно до того исчерпывать все значение требуемо­го мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы за­менить его. Пушкин и в этом отношении величай­ший образец: во всех томах его произведений едва ли можно найти хоть одно сколько-нибудь неточное или изысканное выражение, даже слово... (Стихо­творения М.Ю. Лермонтова).

Задание № 5. Прочитайте предложения. Скажите, ка­кие два смысла имеет каждое из них. Исправьте пред­ложения так, чтобы они не были двусмысленными.

1. Играя, он забывал об очках. 2. Мальчика по­слали за гранатами. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. 4. Сегодня утром разбитую вазу склеят. 5. Нами выполнены обяза­тельства по производству птичьего мяса и молока. 6. Районные руководители подобного рода уступки объясняют зачастую просто. 7. После ухода мастера в цех принесли пакет. 8. Бабушка хранила деньги в банке.

Задание № 6. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений .

1. Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который назы­вается «Стоять насмерть». Этот обелиск - фигура солдата, сжимающего в руке автомат.

2. В Самаре на одной из улиц находится двух­этажный дом с мансардой. На фронтоне этого двух­этажного здания висит мемориальная доска. На дос­ке сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарс­кий писатель A.M. Горький в 1895 г.».

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

Задание № 7. Прочитайте текст и скажите, кто из гово­рящих допустил ошибку? (Сак надо правильно сказать?

Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Ста­ли думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», - предложил другой.

Задание № 8. Напишите, какое из слов (туристс­кий - туристический) сочетается со словами:

Ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряже­ние, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.

Помните, что туристский - прилагательное к слову турист, а туристический - прилагательное к слову туризм.

Задание № 9. Составьте словосочетания со следую­щими паронимами:

Удачный - удачливый, понятный - понятли­вый, соседский - соседний, хозяйский - хозяй­ственный, обидный - обидчивый, тяготится - тя­готеет, бережный - бережливый.

Задание № 10. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для ко­мандировочных на втором этаже». 2. Господа ко­мандировочные, получите командировочные удосто­верения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Пред­седатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись кни­ги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичес­кое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Ав­тор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Тол­стого к языку - о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает ме­дицинская сестра Наташа, не бывает больным.

Задание № 11. Из слов, заключенных в скобках, выберите нуж­ное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские - героичес­кие) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести ста­ла (драматичная - драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 5. Регистрация (командированных - ко­мандировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове гру­зовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Моск­вича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпри­нять) (эффективные - эффектные) меры.

Задание № 12 . Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильни­ка улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктив­ных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгорев­шегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработа­ли, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражи­тельностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (ре­комендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

Задание № 13. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упраж­нения.)

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал ) слова для все­го, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле ). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на ) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил ) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует ) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие ) в мире. Он... (запечатлел, отразил, со­хранил ) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,... (движе­нию, прогрессу, развитию ) техники, науки, искусства. Он может... (выде­лить, назвать, обозначить, определить, указать на ) любую вещь и распо­лагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения ) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(По С. Маршаку)

Примечание: нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.


Упражнение 14. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей.
2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».
4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!».
5. Рекорды продолжаются.
6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках.
7. Большинство времени проходит бесплодно.
8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.
9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки.
10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.
12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам.
13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации?
15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах.
16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан.
17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта.
18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду).
19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка)
20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

Новые города на карте страны, да и мира в целом, появляются нечасто, что неудивительно - ставка сделана на развитие мегаполисов: здесь деньги, инфраструктура, отработанные технологии во всех областях жизни. И вообще считается, что в большом городе больше возможностей. Но в последние годы жители мегаполисов все чаще присматриваются к небольшим населенным пунктам, выбирая их для жизни. Мир переворачивается с ног на голову: появляются маленькие города, по уровню благополучия сравнимые с мегаполисами. отыскала на карте России самых прогрессивных новичков и поговорила с их жителями.

«Строительство новых городов с нуля - это колоссальный вызов: представьте себе всю ту богатую, насыщенную, по-настоящему комфортную для жителей среду, которая обычно формируется веками или как минимум десятилетиями, - говорит главный редактор журнала «Проект Россия» Юлия Шишалова. - Ее приходится создавать за очень ограниченный промежуток времени. Безусловно, годы научного изучения феномена города тоже не пропали даром - сформулированы правила, соблюдение которых помогает быстро "вырастить" живую среду. Это и четкая иерархия частных и приватных общественных пространств, и насыщение пространства разными функциями, и развитая инфраструктура, и визуальное разнообразие».

По словам эксперта, внятная концепция, будь то арт-квартал или инновационный центр, - первое и необходимое условие строительства нового города. Например, во всем мире, несмотря на общий тренд использовать и развивать уже существующие структуры и ресурсы, строится целый ряд эко-городов - начиная от Масдара в ОАЭ и заканчивая Сонгдо в Корее. «В них жизнь организована по совсем другим законам и позволяет добиться невозможных в "старом" городе результатов: нулевого энергопотребления, комфортного микроклимата круглый год и прочего», - указывает Шишалова.

Наука и жизнь

Сколково - инновационный центр в границах Москвы, который создается силами одноименного фонда. Это город-мечта молодых бизнесменов, ученых, предпринимателей. История проекта началась в 2010 году с указа о создании наукограда, который должен был стать национальным аналогом Кремниевой долины и одновременно - прототипом города будущего. Жизнь наукограда сконцентрирована вокруг технопарка - пространства для компаний-резидентов, объединившего в себе многочисленные офисы, лаборатории, коворкинги и общественные пространства. Все это расположилось на площади более 96 тысяч квадратных метров - самой большой среди всех технопарков Европы. В портфеле Сколково уже около двух тысяч стартапов.

Помимо науки и бизнеса, в Сколково формируется уникальная комфортная городская среда: образцовое жилье с эргономичными планировками, высота зданий строго ограничена, общественные пространства - самые прогрессивные. Еще один важный элемент концепции Сколково - экология: город возводится по принципам максимального ресурсосбережения и снижения вреда для окружающей среды.

Предполагается, что не меньше половины энергии город будет получать из возобновляемых источников, автомобили с двигателями внутреннего сгорания окажутся под запретом, а утилизация отходов будет производиться методом плазменного сжигания. Но при этом оторваться от мегаполиса у Сколково пока не получается - акцент сделан на том, что до центра Москвы можно добраться за 30-40 минут.

«Мы снимали с семьей жилье в Москве на Автозаводской, - рассказывает Леонид, житель Сколково. - Наш сын пошел в школу и, несмотря на то что здание находилось через дорогу, мы его отводили и забирали сами - вокруг дороги, одного не отпустишь. Все это мне не нравилось, поэтому я начал искать жилье с отгороженным внутренним двором, чтобы можно было не беспокоиться за безопасность ребенка. Так совпало, что в это же время стал интересоваться проектом Сколково, потому что мне очень нравится дух инновационного предпринимательства! На тот момент у меня не было стартапа, но идеи давно витали в голове, только не было понимания, как именно их претворить в жизнь».

Стартап - рискованное занятие, отмечает Леонид: в девяти из десяти случаев бизнес попадает на финансовое кладбище. «Но мы рискнули и живем в Сколково уже третий год, - говорит он. - Здесь у нас появилась дочка, ставшая первым родившимся ребенком в новом городе. Месяц назад она пошла в ясли, сын в пятом классе, а у меня уже несколько проектов внутри Сколково, которые я пытаюсь развивать. Конечно, не все так уж гладко, но, глядя на соседей, появляются новые силы».

Леонид утверждает, что в Сколково нет привычной для Москвы консервативности бизнес-среды. «Можно встретиться с директором любой компании, главное, чтобы предложение было действительно ценное, - отмечает он. - Упорство, энергия, взлеты, падения, и вновь все с нуля - это нормальная цепочка в мире стартапов. Все получается у тех, кто не сдается».

Иные миры

Конкурент и последователь Сколково - Иннополис - первый российский город для IT-специалистов, появившийся в 2015 году. К 2019-му в Иннополисе было официально зарегистрировано всего 147 жителей - это самый маленький по численности населения город России, но по факту на его территории проживают около 3 тысяч человек. Приток новых людей и компаний во многом обеспечивает особая экономическая зона, дающая право на налоговые льготы резидентам города. Сейчас среди них более 80 компаний, в том числе , Schneider Electric и МТС.

Главные городские объекты в Иннополисе - технопарк, университет, стадион и жилые кварталы, перемещаться между которыми жители могут на городских электробусах или на беспилотном такси . Все городские вопросы обсуждаются в Telegram-чате, в число участников которого входят мэр города, главный архитектор, ректор университета и другие ключевые персоны.

Иннополис регулярно открывает двери для событий разного формата: научных, спортивных и развлекательных. На его площадке уже прошли Российский интернет-форум, Всероссийская робототехническая олимпиада, Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале, Мировой цифровой саммит IoT World Russia Summit и многие другие мероприятия.

Коси и забивай

Поселок программистов - одна из возможностей сбежать от суеты и заняться делом, чтобы никто не мешал. В 2014 году бывший сотрудник «Яндекса» приобрел 17 гектаров земли в Кировской области, наладил электричество и интернет и объявил о старте проекта. Целью его было создать спокойное и комфортное место на природе для семей, которые работают удаленно.

Кроме такого формата работы жителей поселка объединяет любовь к здоровому образу жизни: как говорится на сайте проекта, никто из девяти семей, которые сейчас составляют его население, не курит и не употребляет алкоголь. Со временем фокус поселка сместился с IT-сферы - теперь здесь живут и представители других профессий.

Помимо жилых домов сейчас в поселке построены Хуториум - площадка для интеллектуальной тусовки на природе, коворкинг и мини-гостиница. Школы, больницы и магазины находятся в двух километрах, в городе Слободской.

«Жизнь в современном российском обществе - особенно в крупных городах - больше напоминает выживание, - поясняется на сайте проекта. - Вечные пробки, проблемы с экологией и однотипная архитектура провоцируют постоянный стресс, выливающийся в агрессию, алкоголизм и наркоманию. Если вы зарабатываете удаленкой, у вас появляется уникальная возможность переехать на ПМЖ в страну покомфортнее. Однако тогда ваши дети никогда не смогут прочитать "Материалы XXII съезда КПСС" на родном языке. Как быть, если вы не готовы к таким жертвам? Мы решили найти в глубинке спокойное и красивое место на природе, обеспечить его всеми коммуникациями для комфортной жизни и удаленной работы и основать там поселок для семей, которые (как и мы) зарабатывают удаленным трудом».

У поселка высокий рейтинг в - 4,3 из 5 возможных баллов. Некоторые побывавшие там, правда, отмечают, что месту не хватает инфраструктуры. «Вообще непонятно, что там люди делают», - пишет интернет-пользователь Ронан Обвинитель. Но поселение и не создано для того, чтобы его понимала и принимала широкая публика. Это место «для своих», а что они там делают - можно подсмотреть на странице поселка в Instagram: строят дома, проводят концерты и интеллектуальные мероприятия, любуются закатами и плавают на SUP-бордах (надувных досках для плавания с веслом).

Толочь воду в ступе

Помимо концептуальных поселений в России появляются города-спутники, которые создаются по инициативе девелоперских компаний. Один из самых крупных примеров - Новое Ступино в 70 километрах от Москвы. Проект малоэтажного города-спутника был запущен в 2009 году на базе государственно-частного партнерства, и за прошедшее десятилетие его площадь выросла до 1,2 тысячи гектаров, а население - до 55 тысяч человек.

Новое Ступино позиционируется как эко-город: при его строительстве использовались энергосберегающие технологии, а индустриальная зона предполагает экологически чистое производство. Кроме того, он находится на территории особой экономической зоны «Ступино Квадрат», которая дает резидентам право на налоговые льготы.

У жителей города есть одноименное сообщество во «ВКонтакте». На фотографиях, размещенных новоселами, - довольно однообразные малоэтажные дома, не слишком ухоженные дороги и газоны. Среди обсуждаемых тем - ничего экологичного. Люди жалуются на отсутствие пожарного депо, громко лающих собак и сломанные лавочки, ищут потерявшихся питомцев и объединяются в группы по интересам.

«Плюсы (города - прим. «Ленты.ру» ): расположение (если есть машина), природа, тишина, хорошие люди, общий формат города - семейный, - перечисляет в сообществе один из жителей. - Минусы: расположение (если нет машины), неразвитая муниципальная инфраструктура (возможно, это временно - этот пункт нужно пересматривать каждые полгода). Резюме: потенциально место отличное. Но оно еще не заиграло своими красками. В перспективе должно стать хорошо (заодно и проверим)».

Теперь заживем

Еще один формат поселения нового типа - город для хорошей жизни. Принципы этого формата воплощает Доброград, который строится не в прогрессивном Московском регионе, а во Владимирской области.

Основан Доброград в 2014 году предпринимателем - основателем и генеральным директором группы «Аскона», занимающейся производством матрасов. Строительство началось не с возведения жилья (как это принято при реализации крупных жилых проектов в России), а с формирования спортивной и развлекательной инфраструктуры. В настоящее время она включает в себя парк-отель, спа-комплекс, парк для семейного отдыха, спортивный центр, веревочный и скейт-парки.

На площадках для мероприятий на открытом воздухе ежегодно проходят небезызвестный фестиваль «Усадьба Jazz», гастроли Большого театра, многочисленные концерты, детские и бизнес-мероприятия. Это помогло обеспечить территории приток людей, потенциальных новых жителей, которые, приезжая сюда отдохнуть, оставались. Главный вопрос при перемене места жительства - вопрос трудоустройства - здесь решают с помощью специально созданного кадрового агентства.

Пока население Доброграда насчитывает около тысячи человек. Недалеко от города работает Первый клинический медицинский центр - крупнейшая в центральной России частная многопрофильная клиника. На 2021 год запланировано открытие детского сада и школы.

Предполагается, что к 2034 году население города достигнет 50 тысяч жителей, для которых будет построено 2,5 миллиона квадратных метров жилых и коммерческих площадей. Одним из важных событий в Доброграде станет открытие в конце 2019 года особой экономической зоны с льготными налоговыми условиями, которая поможет привлечь в город новый поток жителей.

«Сначала была идея построить дом, мы нашли строительную компанию, выбрали проект и только после этого приступили к поиску места, где будем жить, - рассказывают жители Доброграда Артем и Мария (Артем - программист, Мария - фотограф, сейчас в декрете). - Мы объехали множество участков в Подмосковье, но не могли найти подходящий вариант. Дом решили построить в Доброграде после того, как остановились здесь в парк-отеле. Самое важное, что мы сейчас видим заботу о жителях города и его развитие. Здесь отличная экология, тут никогда не будет безумного столичного трафика. Нам кажется, что тут и правда больше добра. Мы могли бы переехать в другую страну, но считаем, что лучше жить в России и больше путешествовать. Хочется видеть, как растут дети, чаще общаться с родителями и не пропускать самые важные моменты жизни».

Другая жительница, Инна, сравнивает Доброград с образцовым военным гарнизоном - с точки зрения безопасности проживания. «В детстве я жила вместе с родителями в военном гарнизоне, и я отчетливо помню чувство защищенности, которое не покидало меня, - говорит она. - Когда я вышла замуж, мы с мужем долго искали место для дома, где будет комфортно и спокойно нам и нашим детям. Приехали в Доброград, и именно здесь ко мне вернулось это чувство безопасности: я под охраной, все как в моем детстве».

Все из детства

Урбанист, соучредитель и генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» отмечает, что поиском новой модели города, альтернативных практик городской жизни активно занимались еще в СССР. «Ядерные и военные города закрытого типа, наукограды можно в каком-то смысле считать прообразами современных инновационных кластеров и технополисов», - указывает он.

В XXI веке в России сформировались условия для создания городов нового типа, таких как Сколково, Иннополис, Доброград, которые стали яркими примерами нестандартного подхода к градостроительству, отмечает эксперт. «У многих возникают сомнения в потенциале роста подобных городов, поскольку на данный момент они не обладают высокой численностью населения или обилием сервисов и услуг, - говорит Георгиевский. - И тем не менее в основу развития таких городов положена идея сверхконцентрации человеческого капитала, которая и определяет именно городской вектор развития. Правда, необходимо отметить, что существует риск зависимости новых городов от государственного бюджетирования, что требует поиска новых форматов взаимодействия бизнеса и государства. Так, например, создание Сколково и Иннополиса осуществлялось в рамках государственно-частного партнерства с участием крупных госкорпораций».

У тех, кто вырос в моногородах, сама идея создания специализированных поселений может вызвать отторжение: многие такие города с развалом СССР пришли в полный упадок из-за банкротства промышленных предприятий, обеспечивавших жителям нормальное существование. Но на другой чаше весов - опыт той же Кремниевой долины, считающейся в США чуть ли не самым лучшим местом для жизни (что подтверждается ценами на местную недвижимость).

Станут ли российские города-новички аналогами Пало-Альто или канут в Лету, как Кадыкчан, Никель и прочие географические трупы - зависит от множества факторов, главный из которых, вероятно, демографический: у малых поселений нет причин для отмирания пока в них живут люди - женятся, работают, воспитывают детей и не ограничивают восприятие дома порогом собственной квартиры.

Обратная связь с отделом « »:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]

26/02/2018 2 790

Городские спортивные объекты: достижения и перспективы

В нашем городе в последние годы появилось несколько новых спортивных объектов. И в перспективе есть много новых. Каких именно, рассказал заместитель главы города по социальной политике Юрий Сергеевич Ладейщиков:

— В 2012 году был составлен поэтапный план строительства новых спортивных объектов. В тот же год мы приняли достаточно масштабную задачу: к 2020 году у каждой школы должны появиться новые школьные стадионы.

Уже несколько стадионов были введены в эксплуатацию, в частности новый многофункциональный стадион на Высокой, 14 (второе здание школы №2) стоимость 9,4 млн. руб. Обращаю внимание, что очень существенна доля софинансирования из местного бюджета – 3,7 млн. руб.

Буквально год назад ввели многофункциональный стадион школы №4. Его стоимость 6, 4 млн. руб. Соотношение софинсирования из областного и местного бюджетов – 50/50.

На сегодняшний день уже подготовлены и прошли государственную экспертизу несколько проектов: в частности, многофункциональный стадион школы №9. Мы заявились в 2018 году в Министерство физической культуры и спорта. Но чтобы повысить шансы, мы вносим изменения в существующие проекты и пытаемся заявиться в Министерство образования в ближайшие два месяца. Стоимость данного объекта в будущем будет составлять более 13 млн. руб.

По состоянию на данное время новая школа № 3 на ул. 8 Марта, которая появится в ближайшие годы, прошла госэкспертизу. Там тоже будет многофункциональный стадион.

Так же в этом году мы начинаем разработку проектно-сметной документации спортивного стадиона в посёлке Пудлинговом.

Внимание уделяется и спортивным площадкам. В 2017 году были введены в эксплуатацию два объекта: хоккейная площадка на ул. Манчажской, 34 стоимостью более 2 млн. руб. и скейт-парк стоимостью более 4 млн. руб., который начнет функционировать с весеннего периода.

На перспективу разрабатываются два дизайн-проекта и проектно-сметная документация площадок для занятий уличной гимнастикой. С одной площадкой, которая будет расположена на центральном стадионе, мы заявляемся на 2018 год, с другой – на ул. Металлистов – на 2019.

Также до 2020 года планируем полностью реконструировать хоккейную площадку на ул. Юбилейной.

В 2016 году был открыт ФОЦ «Сокол».

Что касается крупных инвест-проектов, то хотелось отметить, что на данный момент уже пройдена в 2017 году экспертиза лыжно-биталонного центра. Мы заявились с ним на 2018 год. Его стоимость 270 млн. руб. Такой масштабный спортивный кластер поможет существенно повысить потенциал нашего региона. Буквально сегодня подготовлена заявка в адрес министра спорта Мутко. Надеемся, что все-таки реализация первого этапа строительства начнется в 2018 году. В ходе визита губернатора 2016 нам была поставлена задача: разбить проект на два этапа, исходя из его высокой стоимости. Эта работа осуществлялась в 2017 году. Мы ее закончили и готовы к реализации проекта в этом году.

На 2019 год мы заявились со строительством еще одного спортивного комплекса с ледовой ареной. Его стоимость более 200 млн. руб. Изначально объект был привязан к Ухтомского, 2. К сожалению, спортивный комплекс не садится на этом земельном участке. Сейчас рассматривается вариант посадки объекта на ул. Мизерова на территории бывшей воинской части. Запасным вариантом остается территория стадиона «Локомотив».

Хотел бы обратиться вниманию на финансирование сферы физической культуры и спорта за последние пять лет. В 2012 году на всю эту сферу бюджетные ассигнования выделялись в объеме 17,8 млн. руб., включая ДЮСШ, стадион и все проводимые мероприятия. То есть, за пять лет финансирование увеличилось в 4 раза. И на сегодняшний день сумма составляет почти 65 млн. руб. в год. Это – бюджетные ассигнования только на содержание объектов и проведение мероприятий.

Также за последние пять лет инвестиции в строительство новых объектов, включая проектирование, составили 245 млн. руб. Но когда в 2012 году мы начинали данную деятельность, не было готово ни одного проекта. На сегодняшний день проектно-сметной документации а новые проекты у нас готово на сумму более 500 млн. руб.

Поэтому хочу отметить, что сфере физической культуры и спорта уделяется особое внимание. Финансирование позволило не только вводить новые спортивные объекты, но и создавать новые спортивные учреждения. То есть, если в 2012 году в городе за счет бюджетных ассигнований на базе ДЮСШ функционировало всего пять отделений, то в 2018 году с новой спортивной школой таких отделений у нас уже 11 (8 – на базе ДЮСШ, 3 – на базе школы «Лидер»). Все это на бюджетной основе. Там занимаются уже более 900 человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter