Использование инновационных технологий на уроках английского языка. Инновационные технологии в обучении английскому языку Инновационные технологии изучении иностранных языков

Современные инновационные технологии обучения на уроках английского языка

Новые веяния нашего времени заставляют отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти веяния порождают новые требования к образованию, основная цель которого - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Эффективность учебно - воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно - образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учитель иностранного языка учит детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое использование языка. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно - коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи.

Современные инновационные формы обучения характеризуются высокой комуникативною возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, умений и навыков говорения и аудирования, они эффективно развивают коммуникативную компетенцию школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, так как обществу нужны люди, которые быстро ориентируются в современном мире, самостоятельные и инициативные, преуспевающие в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Такими технологиями являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, ИКТ, скайп технологии. Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учащихся, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности. Цель учителя заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей школьников на уроках иностранного языка.

Инновационная деятельность - это одна из самых доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создает условия для социализации личности и развития его самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Проектная технология-технология, которая стимулирует интересы школьников и развивает желание учиться, связанная с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предвидеть все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые ученики проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Выполняя задачи проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания иностранного языка. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческой, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.

ИКТ - технологии. Традиционная система образования уступает место новым информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ). На сегодняшний день знание одного или нескольких иностранных языков является одним из приоритетов современного образования. Знание иностранных языков, владение современными информационными технологиями в значительной мере помогают стать интеллектуальным, высокообразованным членом общества, поэтому знание и овладение ИКТ становится обязательным для подрастающего поколения и учителя - для наиболее эффективной организации учебного процесса при овладении иноязычной культурой.

Компьютер в учебном процессе становится незаменимым средством развития, воспитания, формирования коммуникативных способностей учащихся.

В настоящее время наши ученики уже несколько лет выполняют проекты на компьютере используя разные программы. Хочется отметить, что проекты детей усовершенствовались тем, что раньше это были просто слайды с информацией и картинками или фотографиями, а сейчас это уже настоящие красочные и интересные фильмы - ролики. В презентациях ученики используют эффекты анимации, слайд-шоу, собственные видео, гиперссылки, музыкальное сопровождение. Созданием проектов заинтересовались и родители учеников, которые также активно стали участвовать в этом процессе.

При использовании компьютера и других интернет ресурсов все внимание мы обращаем на ребенка, повышаем ее познавательную, творческую активность, развиваем речевую деятельность, формируем коммуникативные навыки. Использование World Wide Web сайтов помогают развивать межкультурную компетенцию учащихся. Сайт City Net (http://www.city.net /) делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусство страны изучаемого.

Если посетить страницу MEDIA LINK (http://www.mediainfo.com/emedia /) можно узнать, где и какие существуют газеты и превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности используется в работе со старшеклассниками, так как он включает в себя чтение в большом объеме. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы.

Media сайты на английском языке : THE WASHINGTON POST (http://www.washingtonpost.com /) CNN World News (http://cnn.com/world), ABC News (http://www.abcnews.go.com / index.html), BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice), The Washington Times (http://www.washtimes.com/) The New York Times (http: // www. nytimes.com /)

Эти сайты предоставляют возможность не только прочитать статьи, но и прослушать новости, на многих языках; сопровождают свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением.

Для развития межкультурной компетенциии можно использовать работу с различными образовательными сайтами, например, Bilingua - сайт, предлагающий различные речевые упражнения и курсы, организацию чатов. Упражнения проверяются носителями языка. Ученики также могут выступать в роли учителя и проверять упражнения, выполненные иностранцами на русском языке.

На уроках и во внеурочной деятельности мы используем онлайн тесты для подготовки к контрольным работам. Онлайн тесты помогают проверить на каком этапе овладения грамматического или лексического материала находится тот или иной ученик.

Скайп-технологии. В последнее время общение в программе «Скайп» стало очень популярно, этот сервис позволяет легко и быстро связаться с родственниками и друзьями, обменяться бесплатные видеозвонками, обсудить новости в чате.

Скайп-конференции с учениками (учителями) из других стран проводятся на английском языке, создают аутентичные условия для общения, способствуют снятию языкового барьера, побуждают к использованию языка.

В процессе Скайп - общения ученики из разных стран, изучающих английский язык как иностранный (или как родной), общаются между собой на разные темы.

Использование Скайп - технологий для общения широко известно, однако применение в школе осложняется несколькими факторами. При организации Скайп-конференций могут возникать как объективные, так и субъективные трудности.

Для того чтобы Скайп - конференция не закончилась разочарованием из-за проблем с оборудованием, важно сделать тестовый звонок и определить уровень шума и особенности организации конференции: использование компьютера и вывода изображения на большой экран или только экран ноутбука. Если позволяет уровень связи, то выводить изображение и звук, или только звук при плохом качестве связи.

Размещение учащихся при проведении конференции должно быть организовано так, чтобы удобно было выступать и легко меняться местами выступающим, а зрителям было бы хорошо слышно и видно обе стороны.

Как показывает опыт, с начинающими (ни разу не участвовавшими в интернет-общении с иностранными сверстниками) лучше начинать, когда тема отработана и участники конференции подготовили учебные рассказы, они с меньшим волнением начнут беседу.

Использование наглядности помогает ученикам справиться со стрессом, способствует спокойному общению.

Каждое участие в Скайп-конференции для ребенка - это стресс, поэтому к выступлению учеников нужно подготовить психологически. Перед началом работы прочитать небольшую лекцию о сетевом этикете, определить круг универсальных тем, которые можно обсуждать с любыми партнерами по Скайп - общению, вопросы, которые не стоит задавать: они касаются религиозных убеждений, дохода и семейного статуса другого человека.

Одной из проблем, которую нужно решить заранее, является ощущение «ложной вседозволенности» у учащихся. Ученики часто предполагают, что партнеры по Скайп - общению, которых они видят первый раз в жизни, не знают русского языка и не смогут догадаться о значении русских слов и жестов. При виде необычной внешности, одежды, окружения участников конференции нашим школьникам бывает трудно удержаться от возгласов или комментариев. Беседа о толерантности и культуру общения перед каждым мероприятием нацелена на выработке выдержки и спокойствия при общении.

При соблюдении этих условий организация и проведение Скайп-конференций принесет только положительные эмоции.

Таким образом, использование программы Скайп в учебном процессе помогает создать условия для реального общения учащихся на английском языке, способствует формированию коммуникативной компетенции, готовности осуществлять эффективное иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, оптимально соответствующие поставленной цели -развитию личности. Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

В этом свете важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.

Что касается языкового портфеля, то в его основу заложено соотнесение российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами, что, в свою очередь, является отправной точкой для создания единого образовательного пространства. Основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование. Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с преподавателя на обучаемого. Обучаемый же, в свою очередь, несет сознательную ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная технология приводит к постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельного овладения информацией. В целом, языковой портфель многофункционален и способствует развитию многоязычия.

И, наконец, модульное обучение получило свое название от термина “модуль”, означающего “функциональный узел”. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учащимися определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы школьников, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельностью. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт. Основными средствами модульного обучения служат учебные модули.

Мною, как преподавателем иностранного языка, была разработана и апробирована целая серия модулей по внедрению в курс английского языка целого блока тем, направленных на гражданско-патриотическое воспитание школьников, так как этот аспект является крайне актуальным на сегодняшний день и является наименее изученным.

Как показывает практика, именно незнание своей собственной истории, культуры и традиций, а не истории страны изучаемого языка, вызывает значительные трудности при общении на языке.

Выполнение элементов модульного блока осуществляется в течение 45 минут после предварительного изучения или повторения основного материала в рамках элективного курса 1 раз в неделю со 2-го по 11-й классы как на уроках, так и во внеурочное время.

Королева Лариса Дмитриевна,учитель английского языка,МАОУ «Гимназия№2» г. Пермь[email protected]

Куликова Юлия Владимировна,учитель английского языка, МАОУ «Гимназия№2» г. Пермь[email protected]

Инновации в преподавании английского языка в современном образовательном учреждении

Аннотация. В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня –это модель обучения всех детей завтра.

Ключевые слова: английский язык, интернеттехнологии, международные экзамены, интернетконкурс, одаренные дети

Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было делай то, чего никогда не делал!

Американский психолог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: "одаренность -результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости".Многие исследователи отмечают, что одной из характеристик одаренных детей является высокий уровень познавательной мотивации. Нет сомнения в том, что одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке.Задача учителя обеспечить условия для проявления способностей и выявления скрытых задатков ребенка,поэтому основное направление нашей методической работызаключается в создании единой системы работы с одаренными детьми как условия развития ключевых компетентностей ребенка. По нашему мнению, систему работы с одаренными детьмиможно разделить на три части:

урочная деятельностьвнеклассная работасистема дополнительного образования

В данной работе авторы поделятся опытом приобщения учащихся к изучению английского языка через организациювнеклассной работы по предмету, а также результатами работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к изучению английского языка. Авторы считают, что разработанные элективные курсы и творческие проекты позволяют говорить о создании системы дополнительногообразования, направленной на профилизацию одаренных учащихся.Нас заинтересовала идея дистанционного обучения, так как дистанционное обучение, как форма дополнительного образования,дает возможность реализовать основные принципы современного образования:«обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни» и становится все более востребованным и популярным. Дистанционное обучениепредставляет собой способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных ИКТ, позволяющих осуществлятьобучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся, что являетсяглавным преимуществом. При работе с данным курсом нами используется методика асинхронного дистанционного обучения.Ученик и преподаватель могут работать автономно, в удобном для себя режиме. Необходимо отметить, что при этом повышаются самостоятельность, инициативность и ответственность учеников.Для нас важным является и тот факт, что технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:создание образовательного пространства;формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.Так появилась идея создания дистанционного элективного курса«Английский для олимпийцев»по подготовкек участию в олимпиадах и конкурсах. Дистанционный курспредназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания –это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Участие школьников в различных олимпиадах позволяет провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциалсочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий –с умением применить их на практике. Была написана программа элективного курсакак методическое сопровождение курса и получена рецензия.Цель программы–развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийских,Международных дистанционных и очных олимпиадах школьников по английскому языку.Данную программу следует рассматривать как систему использования английского языка в развитии индивидуальности школьника, котораянаправлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиад и будут практиковаться в выполнении интерактивных олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам. Отличительной особенностьюпредлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиадах. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.Дистанционный курс был размещенна официальном сайте школы, что дало возможность реализации дистанционного обучения. http://englympic.zz.mu/Результаты выполнения интерактивных упражнений отслеживаются с помощью электронной рейтинговой таблицы, которая доступна учителюкуратору. На сайте в открытом доступе размещена технокарта, позволяющая ученикам следовать режиму работы.Курс имеет практическую часть выполнение тренинговых интерактивных упражнений, очное решение олимпиадных заданий, а также участие в различного уровня очных и заочных олимпиадах.Благодаря дистанционной организации работы обучениеанглийскому языку строится в рамках личностноориентированной парадигмы обучения. В центре всего учебного процесса находится учащийся со своими потребностями, опытом, знаниями, целями и личностными особенностями. Учащийся является активным субъектом и полноправным участником учебного процесса, а не объектом, основной задачей которого являлось бы механическое восприятие новой информации. В отличие от традиционного обучения, в дистанционном обученииосуществляется компетентностный подход. Действительно,

учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта. Онлишь организует (регулирует,

направляет) процесс. Позиция ученика в традиционном образовании -подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий. В компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения.Мысчитаем, что ученик в процессе прохождения дистантного обучения должен не выучить чтото, а научиться чемуто. В процессе обучения ребёнок должен приобрести личный опыт. Предлагаемые практические задания в разделах «Аудирование», «Чтение», «Практика», «Письмо»созданы для приобретения такого опыта, что характерно длядеятельностногоподхода.Работу с одаренными детьми мы продолжаем на средней ступени обучения, а именно в 78 классах, но работа ведется в другом направлении. На этом этапе обучения мы знакомим учеников с азами ведения исследовательской работы. Нами была разработана и апробирована программа элективного курса «Исследовательская деятельность школьников средней ступени». Цель курса совершенствование метапредметных знаний, умений и навыков обучающихся, обучение методике ведения научного исследования, создание вторичного авторского текстана основе, полученной в ходе исследования информации, приобретение навыков публичной защитысвоего труда. Предлагаемый элективный курс рассчитан на тех школьников, которые проявляют интерес к английскому языкуи желают углубить и расширить свои знания по этому предмету.В курсе формируются общепредметные умения, такие как: определить план организации исследовательской работы, оформить результаты поиска, проанализировать и оценить полученные результаты, выбрать способ представления материала. В курсе осуществляются межпредметные связи, где английский язык выступает как средство для достижения поставленных целей ведения исследовательской работы.Предлагаемыев курсе задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, стимулируют умственную деятельность обучаемых, способствуют выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и системы аргументации.Тем самым данный курс способствует обеспечению образовательных потребностей учащихся и организации учебного процесса на основе индивидуализации учебной деятельности учащихся. Актуальностьпредлагаемого курса заключается в полной включенности учащегося в учебную деятельность за счет его заинтересованности в результате, в возможности поиска и обобщения информации, представлении работы на научнопрактической конференции, участие в проектах различного уровня. Новизнапрограммы заключается в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью учащихся. По нашему мнению организация исследовательской деятельности учащихся способствует формированию самостоятельного мышления учащихся, развитию мыслительных операций (анализ, синтез и т.д.), поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.Курс имеет практическую часть

представить результаты своей работы в удобнойдля восприятия форме. Оценка знаний и умений учащихся проходит в виде защиты исследовательской работы или проекта.Предполагаемые формы реализации проекта учебноролевая экспедиция (экскурсия), играпутешествие, конференции по проблемам исследований, выпуск альбома/альманаха, представление проекта, систематизация справочного материала и создание картотеки, создание дополнительных учебных материалов.При работе с курсом был соблюден принцип перехода от коллективной к индивидуальной работе.Выбор этого принципа обусловлен, вопервых, тем, что коллективная аудиторная работанаиболее привычна для ученика и учителя для введения материала, обучения новым технологическим подходам и методам; вовторых, тем, что навыки индивидуальной работы над заданиями по проекту должны быть сформированы в достаточной мере у каждого учащегося. Поэтому в процессе обучения важен постепенный переход от коллективной к индивидуальной и самостоятельной работе. Итогом работы над курсом стала зачетная работа, на которой ученики представили на суд жюри свои исследовательские работы.Ежегодно в Перми проводится муниципальный проект «Расширение практики независимой оценки уровня владения английским языком в соответствии с международными стандартами ». В 2013 году мы решили принять участие впроекте, так как все большее количество наших учащихся сдали, сдают и собираются сдавать международные экзамены. Мы разработали проект городского интернетконкурса «FlywithCambridgeExams», который направлен на ознакомление со структурой международного экзамена посредством дистанционных технологий для привлечения широкого круга учащихся, овладение английским языком в соответствии с международными стандартами через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, развитие профессионализма учителей английского языка и сертификации уровня профессиональной компетенции педагогов. Целью проекта является создание условий для успешной подготовки учащихся к сдаче международных экзаменов посредством использования дистанционных технологий в обучении английскому языку. Международный экзамен предоставляет возможность независимой оценки уровня владения языком и является средством дополнительной мотивации к дальнейшему изучению английского языка.Материал экзаменов, охватывающий все виды речевой деятельности, основан на реалиях современной жизни, типичных коммуникативных ситуациях и служит формированиюуверенности в практическом пользовании иностранным языком как средством общения и эффективного межкультурного взаимодействия в ситуациях обучения и отдыха.Результаты экзаменов не имеют срока давности, признаются средними и высшими учебными заведениями, работодателями, правительствами во всем мире, и способствуют развитию мотивации подростков в овладении иностранным языком.Мы проананализировали ожидаемые результаты:Для учащихся:Повышение качества языковой подготовки учащихся в гимназии, обеспечение оптимальных условий для самореализации учащихся в процессе обучения английскому языку, освоениеформата заданий международного тестирования с последующей сдачей международных экзаменов.Для родительской общественностиОбеспечение выполнения социального заказа родителей школьников по подготовке учащихся по английскому языку на требуемом уровне для продолжения образования в соответствии с выбранной профессией.Для педагогического сообществаОбеспечение возможности качественного выполнения социального заказа учащихся гимназии и их родителей. Повышение профессионального и психологопедагогического мастерства учителей английского языка МАОУ «Гимназии №2» и создание условий для расширения сетевого сотрудничества гимназии с организациями дополнительного образования и вузами.Для системы образования района и городаДеятельность учителей английского языка МАОУ «Гимназия №2» в важном направлении по созданию модели лингвистического образования способнареально повысить эффективность языковойподготовки в области английского языка и оказать содействие в профильной ориентации учащихся. Возможные результаты реализации проекта способствуют ознакомлению с форматоммеждународных экзаменов и возможности получения независимой оценки уровня владения английским языком по общеевропейской шкале компетенции владения иностранным языком.В октябре нашинтернетконкурс «FlywithCambridgeExams», в котором приняли участие 71 ученик 710 классов города Перми,был размещен на сайте гимназии http://englympic.zz.mu/?view=test&test=20,. Второй этап конкурса находится в разработке. По окончании второго этапа будет объявлен победитель, который станет счастливым обладателем сертификата, дающего право на бесплатную сдачу международного экзамена.Описанная выше система дополнительного образованияпозволила нам сформировать профильные классы на старшей ступени обучения. Учащиеся старших классов требуют более пристального внимания учителя, и работа с одаренными детьми приняла форму театрального проекта, который мы смогли воплотить в жизнь благодаря сотрудничеству с LewisSchoolofEnglishи режиссером Джессикой Холлоуэй. Проект длился две недели, втечение которых дети разучивали роли, писали сценарий, придумывали оформление сцены, шили костюмы, знакомились с тайнами актерского мастерства и учились двигаться и говорить на сцене. Премьера спектакля “TheWishList” имела огромный успех у родителей, учителей и учащихся гимназии.Участие в театральных постановкахпо праву считается важной составляющей при обучении английскому языку. Создание ситуации успеха помогает учащимся преодолеть «языковой барьер», который является психологическим препятствиемдля общения на иностранном языке в реальной жизни. Театральные постановки это именно та форма организации работы с учащимися, которая отвечает требованиям личностноориентированного подхода в образовании и содействует становлению человека, развитию еготворческого потенциала и индивидуальности.Отличительной чертой театральных проектов является создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей.Вовлечение учащихся в мир театра дает педагогу уникальную возможность знакомить школьников с культурой родной страны, а также с обычаями и традициями страны изучаемого языка,побуждает к саморазвитию и самосовершенствованию. Английский язык в данном случае становится средством выражения мыслей, чувств и эмоций для осуществления практической коммуникации и способствует формированию и развитию иноязычной речевой компетенции.Овладение иностранным языком означает не только языковое, культурное и интеллектуальное обогащение, но также и обогащение переживаний. Обращение к театральной педагогике помогает ученику лучше сориентироваться в окружающем мире, пройти социальную адаптацию. Учащиеся развивают в себе такие навыки и умения, которые они смогут затем применить в реальнойповседневной жизни: пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовыми к межличностному сотрудничеству, что полностью соответствует принципам системнодеятельностного подхода, являющегося методологической основой новых ФГОС.В 2013 году учащиеся профильной группы по изучению английского языка познакомились с новой формой работы, а именно с вебквестом “WhyShouldWeLearnBodyCommunication?” (www.gum2.jimdo.com) Это своего рода групповое сотрудничество, итогом которого может являтся проект или ролевая игра. В переводе с английского это продолжительный целенапрвленный поиск, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Учащиеся получают заданиев виде гиперссылок, пройдя по которым они выходят на реально существующие сайты. Таким образом они анализируют и отбирают материал по заданной теме с дальнейшей презентацией результата своей работы.Цельданного вебквеста: Формирование социокультурных знаний на примере различий в невербальной коммуникации у представителей разных стран и национальностей для повышения межкультурной осведомленности.Работа ведется в режиме малых групп. Учащиеся должны четко понимать, что нужно делать, чтобы прийти к конечному продукту, поэтому четко прописывается процедура выполнения заданий и указывается время выполнения каждого задания. Задания строятся по принципу «от простого к сложному». На первом этапеучащиеся работают с лексикой по теме «Невербальное общение», знакомятся с новыми словами, делают записи в словаре и выполняют онлайн упражнения на проверку словарного запаса по теме. Работа на данном этапе организована таким образом, чтобы подготовить учащихся к ответу на заданный вопрос. Второй этапподразумевает работу с текстами, размещенными на аутентичных сайтах, анализ текстовой информации, обсуждение в группе и ответ на поставленный вопрос. Последнее задание второго этапа включает тест на понимание прослушанной аудиозаписи и решения викторины по теме. Третий этапсодержит подсказки, которые помогают людям понимать язык жестов в реальной жизни у представителей различных стран, и завершается онлайн викториной. Четвертый этапготовит учащихся к ответу на вопрос о необходимости понимать язык жестов и помогает учащимся использовать полученные знания на практике. В заключении, выполнив все задания поэтапно, учащиеся могут посмотреть документальный фильм о секретах невербального общения. Необходимо заметить, что работа с данным вебквестом имеет практическую направленность: помимо отработки навыков говорения, чтения, аудирования и письма, учащиеся получают знания о культуре изучаемого языка. Последняя страница вебквеста содержит подробные критерии оценки работы и дает возможность провести рефлексию и спрогнозировать свою отметку. Результатом работы с вебквестом является публикация работ.Работа малых групп организована в режиме сетевого взаимодействия. Учащиеся публикуют результаты своих исследований на Googleстраничках группы, там же находятся отчеты о проделанной работе. Заключительный урок посвящен устной защите результатов и презентацией в формате PREZIили GLOG. Учащиеся успешно справились с поставленными задачами. Следовательно, проанализировав вышеизложенные факты, мы можем прийти к выводу, что система дополнительного образования открывает новые возможности для вовлечения учащихся в изучение английского языка и достижения высоких результатов. Тот факт, что учащиеся знакомы с основными принципами ведения исследовательской работы, позволяет проводить ежегодные исследовательские конференции в рамках профильного потока учащихся, изучающих английский язык на углубленном уровне.Нужно заметить, что данная работа требует внесения изменений вдеятельность учителя. Именно поэтому мы продолжили работу по поиску интересных и эффективных форм и методов подачи материала и формирования УУД и разработали проект «Медиаобразовательные технологии как средство подготовки к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ по английскому языку».Ни для кого не является секретом, что в настоящее время уже существует поколение школьников и студентов, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, недаром в англоязычной литературе его называют GenerationDotCom. Знания того, как функционируют медиа, как мы взаимодействуем с ними и как мы можем использовать их с максимальной пользой, становятся необходимым компонентом компетентности современного человека.Из опыта работы в школе знаем, как важноучителю найти средства, оказывающие эмоциональное воздействие на школьников, вызывающие и поддерживающие их интерес к обучению, что не может не сказаться благотворно на результатах итоговой аттестации. Знакомство учащихся с медиакультурой и аудиовизуальными текстами позволяет использовать в процессе обучения и подготовки к экзаменам аутентичные тексты, современную лексику, соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия и имеет высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность.

И снова мы сталкиваемся с тем, что традиционные методы обучения с применением формального подхода и рутинной однообразной работы ограничивают свободу в выражении своей точки зрения, ликвидируют самостоятельность учащихся, снижают мотивацию. Вто время как интеграция медиаобразования в преподавание иностранных языков перспективна, потому, что развивает индивидуальность учащихся, самостоятельность мышления,формирует творческую личность, что помогает создать ситуацию успеха при сдаче экзаменов.Дальнейшей целью работы в этом направленииявляется использование медиаобразовательных ресурсов для создания методического комплекса тренировочных упражнений в формате ЕГЭ. Нельзя забывать о летних каникулах, которые составляют значительную часть свободного времени учеников. Именно это время благоприятно для организации летних профильных лагерей. По мнению авторов, занятия в летнем лагере, безусловно, расширяют возможности для творческого развития, социализации и профориентации. Летний лагерь как специально организованное воспитательное пространство способствует вовлечению детей в творческий процесс в атмосфере психологического комфорта. Поэтому учащиеся профильной группы получают возможность продолжать углубленно заниматься английским языкомв июне. Результатом работы пришкольного летнего лагеря мы считаем возросшую мотивацию к изучению английского языка, интеграцию различных образовательных компетенций, которые становятся надпредметными и будут востребованы не только в школе, но и в семье, и в кругу друзей, и в будущих производственных отношениях. Основная задача профильного лагеря –приобретение детьми коммуникативных навыков английского языка. Мы стремимся сделать занятия в лагере увлекательными и максимально эффективными, потому что нам не безразлично с каким настроением наши ученики вернутся в школу в сентябре.По мнению экспертов аттестационной комиссии педагогов, участие наших учеников в различных конкурсах и олимпиадах говорит о высочайшей активности учащихся в проявлении уровня своей коммуникативной компетенции.

Инновационные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе.

“Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”. Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт), можно назвать “новыми глазами” образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования. Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков . Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших компетентностей современного человека. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Технология модульного обучения.

Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Технологии развития критического мышления.

Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Развитие критического мышления - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире».

На своих уроках я применяю следующие виды работ:

Корзина идей, понятий. имен или кластер.

Механизм ЗУХ (заполнение таблицы в конце урока знаю, узнал, хочу узнать).

Пометки на полях (" v " я так и думал, "?" не очень понятно, "+" новая информация).

Синквейн.

Перевернутые логические цепи.

Технология электронно-интерактивного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания. Интерактивная деятельность на моих уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими.

Так, на базе сайта "Одноклассники" нами была создана интернет-группа " Funny English ". Учащиеся начальных классов также являются членами этой группы. Ребятам очень нравится общаться, создавать фотоальбомы на заданные темы, участвовать в обсуждении различных вопросов. В ходе работы в интернет-группе учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Дистанционное обучение. В еб-квест технология.

Дистанционное обучение - это сложный процесс, требующий значительных усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому начинающим учителям я бы посоветовала технологию веб-квеста. " Quest" в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой . Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». Впервые веб квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании. Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:

    наличие проблемы

    поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете

    решение проблемы принимается всей группой

Работа над веб–квестом на начальном этапе развивает такие умения как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание.

Работу над веб–квестом осуществляю поэтапно:

1-й этап – предварительная подготовка. Определяю для себя тип веб-квеста – для кратковременной (1-3 урока) или длительной работы (четверть, учебный год, полгода); как будет выполняться веб-квест – индивидуально или в группах; каков будет конечный результат. На этом же этапе отбираю ресурсы сети Интернет.

2-й этап – оформляю веб-квест, придерживаясь определенной структуры, которая сложилась за время его существования: введение, задание, процесс работы, информационные ресурсы, оценивание.

Технология проектов.

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, мы рассматриваем проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

Подготовительный

    представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

    выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

    обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

Основной:

    работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;

    текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

Заключительный:

    защита проектов (презентация результатов);

    оценка результатов, выявление новых проблем;

Этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.).

В процессе выполнения проектной работы на начальном этапе обучения реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Игровые технологии

Игровые технологии - так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Эльконин, психолог, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Один из самых травматичных факторов для здоровья младших школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков.

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. Урок – зона психологического комфорта. Чтобы атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения, я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию . Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Кейс – технологии.

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году.

Примеры тематики кейсов:

Один ужин обычной семьи.

1.Составить меню для ужина.

2.Обсудить список продуктов, которые нужно купить для ужина.

3.Приготовить праздничное блюдо для ужина. Указать ингридиенты.

К данным заданиям обычно идут так называемые language support boxes, где собраны полезные слова и выражения по теме.

По сути дела кейс-метод можно использовать в виде целого урока и на одном из его этапов. Например, на этапе активизации нового лексического материала на уроках английского языка, то есть в конце урока.

Технология станционного обучения.

Она отвечает главным принципам личностно-ориентированного обучения. Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ провести интегрированный урок, особенно русский-английский проецируется на эту методику идеально.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;

2) процессуальный;

3) рефлексивный.

На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете, где ученик может выполнить задание этой станции. Важный момент в подготовительном этапе – это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта – это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. Процессуальный этап – это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку.

Современный педагог – это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая способность к постоянному самопознанию и саморазвитию. Обучая детей разных национальностей, учитель безусловно должен учитывать их различные региональные и этнокультурные особенности, быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные педагогические технологии или инновационные технологии. Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует. И это еще раз доказывает то, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше технологий педагог знает и применяет, тем лучше.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Инновационные технологии в обучении английскому языку

Современный мир требует от нас достаточной развитости в различных сферах деятельности. Поэтому для того чтобы быть всесторонне развитым, человечество вступило в стадию инновационного развития.

Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что означает «введение новаций» . Термин возник в культурной антропологии, где означал перенос достижений одной культуры в другую в процессе торговли и обмена. Из антропологии этот термин проник в экономику, а потом в педагогику, где стали изучать различные изменения системы обучения и воспитания, методики преподавания, развития и функционирования учебных заведений.

Для студентов иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения различных, в том числе и учебных интересов. Поэтому для студентов обязательно расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность студентов. Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении английскому языку. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является развитие и формирование коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые дали бы каждому студенту шанс проявить свою активность и своё творчество. Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. иноязычный обучение компьютерный

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать совершенно новый подход в обучении, который обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей каждого студента, их уровня обученности, склонностей и тому подобное.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

1. изучение лексики;

2. отработку произношения;

3. обучение диалогической и монологической речи;

4. обучение письму;

5. отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой информации, как учащимся так и преподавателям, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас учащихся; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора студентов, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Обучающиеся смогут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, которые проходят в Интернете, общаться с ровесниками с других государств, принимать участие в чатах, видеоконференциях и так далее. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Те кто изучают английский язык входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить обязанности между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь идеями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, итд. Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.

Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.

Международный обмен письмами осуществляется в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению. Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистантное обучение с использованием современных технологий. В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства - это видеомагнитофоны, телевизоры, графопроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры. Они обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разные функции:

1)служить опорой для понимания речевой структуры;

2)быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3)проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

4)исполнять роль обратной связи в форме ключей;

Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствует интенсификации учебного процесса.

Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети, кино) для работы с информацией. Новые информационные технологии обучения обозначаются также обозначать термином «компьютерные технологии обучения» (КТО). Однако И.Г. Захарова с этим не согласна, поскольку считает, что ИТО «могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывая новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютеров и телекоммуникаций. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов. Содержание образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, станет глубже, сделает возможным повышение качества образования, увеличит его доступность, обеспечит потребности гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. По данной проблематике работает большое количество ученых.

Но, безусловно, использование Интернета в обучении не является альтернативной традиционным учебникам. Компьютер стал техническим средством обучения и может дополнять традиционное занятие. Использование самых передовых компьютерных технологий никогда не сможет заменить преподавателя английского языка по целому ряду причин, главными из которых являются следующие: - ни одна из существующих компьютерных технологий не сможет имитировать всю многогранную воспитательную деятельность преподавателя; - невозможно заменить многоаспектное эмоциональное взаимодействие (проведение ауди- торного занятия) компьютерными обучающими средствами. Одной из целей обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является развитие способности иноязычного общения как формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которого в полном объеме в рамках человеко-компьютерного взаимодействия невозможно. Таким образом, компьютерные технологии, становясь неотъемлемой частью учебного процесса, остаются технологиями, предполагающими ключевую роль преподавателя в обучении студентов иностранному языку.

Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и педагогам, и учащимся громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

Базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети (англ. File Transfer Protocol- «протокол передачи файлов», технология передачи по сети файлов произвольного формата);

Оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;

Разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;

Информация о книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины.

Это создает реальные условия для расширения кругозора, самообразования, повышения квалификации. Так, И.Г.Захарова предлагает создание Интернет-библиотеки, предназначенной для организации самостоятельной, поисково-исследовательской работы, с наглядно структурированным представлением информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего педагогам и обучаемым поиск в сети Интернет. Она отмечает, что «для эффективной работы такой библиотеки крайне важно подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (ссылок Internet) по данной предметной области».

Современные реалии ставят перед преподавателями высшей школы задачу использования новых передовых образовательных технологий, методов обучения. Потенциал образовательных блогов, на наш взгляд, следует использовать более эффективно. Педагогическая задача - сделать блог рабочим инструментом преподавателей и включить этот инструмент в учебную практику.

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования, и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Кибернетическое пространство содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Однако для оптимального и эффективного использования кибернетических сетевых ресурсов в учебных целях требуется огромная научно исследовательская работа, результаты которой позволяет определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Работа с онлайновой газетой предоставляет уникальные возможности межкультурной коммуникации. Помимо получения информации о текущих событиях в мире, учащиеся могут высказываться относительно прочитанного и принять участие в обсуждении заинтересовавших их проблем. Кроме того, в газете The Guardian представлена рубрика Talk (разговор), где можно как в интерактивном, так и в режиме off-line задать вопрос известным британским политикам, писателям, журналистам и т.д., а также поучаствовать в обсуждении предложенных редакцией тем, что, безусловно, представляет большую ценность для межкультурного общения.

Самыми популярными изданиями являются электронные версии газет. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для получения необходимой информации о существующих газетах и размещении их web-страниц, автор Веревкина-Рахальская Ю.Н. предлагает посетить страничку MEDIA LINKS (http://www.mediainfo.com/emedia), имеющую ссылки к множеству изданий. Среди газет на английском языке можно найти:

The Times (http://www.the-times.co.uk);

The Guardian (http://www.guardian.co.uk);

The Washington Post (http://www.washing tonpost.com).

И.В. Холодкова справедливо указывает на одну из негативных сторон компьютерного тестирования. Не все тесты показывают, на какие вопросы были даны неправильные ответы. И, тем более, не все тесты дают возможность увидеть правильное решение заданий. А эти результаты необходимы учащемуся для самоанализа своей работы и самооценки своих знаний. Она отмечает, что эти недостатки ликвидированы в тестовой системе Interact. Сразу после прохождения тестирования появляется статистика: время тестирования, количество попыток, количество набранных баллов из числа возможных. Тест может быть настроен таким образом, чтобы он демонстрировал правильные ответы, либо обратную связь. В качестве обратной связи может быть ссылка на учебный материал или решения задач. Данная система тестирования предоставляет большие возможности по сбору и показу статистической информации: по каждому ученику и по всем учащимся в целом. Обзор результатов тестирования позволяет проанализировать как тест, так и свою преподавательскую деятельность.

Гипертекст (англ. Hypertext - сверхтекст), или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. «Основная черта гипертекстов - возможность переходов по так называемым гиперссылкам, представленным либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Наряду с графикой и текстом, можно связать гиперссылками и мультимедиа-информацию, включая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем используется термин гипермедиа» . Распространение данной технологии послужило толчком к созданию и тиражированию на компакт-дисках электронных учебников, энциклопедий, словарей.

Для самостоятельной работы студентов можно в первую очередь порекомендовать уникальный Интернет-сайт bbclearningenglish.net, успешно используемый при обучении английскому языку. Так, при работе с этим сайтом студентов отделения журналистики филологического факультета у преподавателя теперь нет проблемы найти современный аутентичный материал по требуемой тематике. Сайт предлагает всевозможные учебные и методические мате- риалы и позволяет студенту проверить свои знания. Расстояние и время больше не являются препятствиями: студент имеет доступ к информации круглые сутки, может выбирать, что и в какое время изучать. Личная заинтересованность способствует достижению общей цели обучающегося и преподавателя. Сайт предлагает раздел «Words in the News», содержащий последние мировые новости в виде коротких репортажей. Студенты имеют возможность не только прочитать, но и прослушать репортаж и отработать лексику по теме. В разделе «Related BBC Links» можно увидеть сюжет из теленовостей BBC по этой теме. Разделы «Read More», «Related Stories» и «Related Internet Links» содержат дополнительную информацию, которая расширяет кругозор студента. Студенты имеют возможность выбрать репортажи на самые разные темы из раздела «Latest Reports». Особую ценность представляют «Video Stories», когда студент не только слышит, но и видит сюжет. Сначала диктор сообщает тему видеосюжета и зачитывает список активной лексики. При этом студенты имеют возможность прочитать дефиницию каждого слова. Затем диктор читает репортаж на фоне видеоряда. После этого студенту предлагается прослушать репортаж еще раз и увидеть активную лексику на экране по мере появления ее в тексте.

Также заслуживает внимания будущих журналистов раздел сайта «Keep up your news English». Дело в том, что интерпретация лексики, которая используется в новостных репортажах, может быть очень специфичной. Заходя на этот сайт, студенты могут убедиться в этом и пополнить свой словарный запас. Раздел содержит выдержки из сообщений англоязычных информагентств, переведенных на русский язык продюсерами BBC. И, наконец, нельзя не упомянуть еще об одном разделе сайта bbclearningenglish, который пользуется большой популярностью среди студентов. Это видеокурс об английских идиомах. Видеокурс «The Teacher» знакомит тех, кто учит современный английский язык, с часто употребляемыми идиоматическими выражениями. О них рассказывает профессиональный британский актер. Видеокурс состоит из 32 уроков.

Приведем несколько сайтов, которые можно рекомендовать студентам. Это, например, www.italki.com, в котором можно встретить людей из разных стран и обменяться с ними своим опытом изучения иностранного языка, или сайт www.palabea.net, который предоставляет возможность участия в групповых занятиях. Заслуживает внимания сайт www.livemocha.com, где можно не только общаться с представителями разных стран, но и отрабатывать грамма- тику с помощью разнообразных упражнений.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. Разработка и внедрение в учебный процесс новых информационных технологий. Вид сотрудничества Интернета и урока. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Актуальность использования игры для развития речевых способностей. Мотивация к овладению иностранным языком у младших школьников, использование игровых приемов в обучении. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений у детей.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    дипломная работа , добавлен 16.09.2011

    Теория и практика использования учебных текстов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в обучении чтению. Реализация основных дидактических принципов обучения студентов иностранным языкам при использовании компьютера в учебном процессе.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам как социально-педагогическая проблема. Понятие и виды технологий, применяемых в обучении иностранным языкам. Дидактические требования к организации урока с использованием Интернета.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Принцип индивидуализации в обучении иностранному языку. Дидактические возможности использования информационных технологий в процессе обучения английскому языку с целью реализации принципа индивидуализации, опыт их использования учителями-практиками.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Понятие педагогической инноватики. Сущность метода проектов, идеологии обучения в сотрудничестве и игрового обучения. Цели модульной и дистанционной форм обучения иностранным языкам. Преимущества обучения на основе компьютерных телекоммуникаций.

    презентация , добавлен 11.10.2014

    Изучение требований к контролю языковых навыков и речевых умений в средней школе, а также его роли в обучении. Анализ учебно-методических комплектов по английскому языку. Разработка модульно-рейтинговой системы оценивания речевой деятельности учащихся.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2011

    Констатирующая проверка мотивации и уровня коммуникативности студентов по английскому языку. Модель формирования переводческой и коммуникативной компетенций с их проекцией на профессиональную среду в рамках программы дополнительного образования.

    статья , добавлен 05.04.2012

    Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения. Классификация педагогических программных средств. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка.