Статья васильевой об образовании. Интервью министра образования ольги васильевой. Устное собеседование для девятиклассников

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в беседе с корреспондентом «Известий» Александрой Красногородской рассказала о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях. Материал опубликован 2 августа на сайте газеты «Известия».

Сдавать ЕГЭ даже под камерами - проще, чем 6–7 экзаменов по старинке, астрономия снова возвращается в курс школьной программы, в ближайшее время в России появится 55 тыс. новых учебных мест, а школы из муниципального подчинения переходят в региональное. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?

Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного - содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.

Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений. Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений. Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.

Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне - это немыслимо много. Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта. Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.

Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.

- Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?

Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.

Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций - я только за эволюционный путь. Всё новое - хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.

Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь - национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.

Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

Задач впереди больше, чем удалось сделать.

В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.

У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, - Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.

Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель - представители Самарской области.

Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках.

Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.

- Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?

Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше. Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.

- Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?

Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.

В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. - это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл. По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось - в 2 раза, по истории - в 2 раза, по физике - в 1,6 раза, по литературе - в 1,5 раза, по базовой математике и географии - почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку - на четверть.

Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.

Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.

- Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?

Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.

- Говорят, что тяжело сдавать под камерами...

Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ. Я считаю, что мы добились больших успехов.

Самое важное, что меняется содержание. Главное - изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.

Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.

- Чем отличаются советский и российский выпускники школы?

Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.

Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.

Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога - развить и привить желание учиться.

- Учителя на местах это понимают?

Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.

В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию - на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае. Цель - проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается. Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.

Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.

Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике - у пятерых золото, по химии - 3 золота и 2 серебра, у математиков - золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.

- Каких предметов не хватает в школьной программе?

Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ребенка, естественно, вызывают реакцию в обществе. Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений - это астрономия. С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов. Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии.

Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. И также обязательно должны быть бесплатными спортивные секции, литературные кружки, музыкальные. Получается классический набор из пяти направлений. Можно говорить и о навыках предпринимательской деятельности.

Есть внеурочная деятельность - обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым - нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается.

Вы перечисляете то, что лежало в основе советского образования, утраченного в 1990-е годы вместе с воспитательным базисом.

Правильно, образование - это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи все-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок - на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь.

- Насколько это соответствует вызовам сегодняшнего дня - новой технологической революции?

Я всей душой за новые технологии. Но как «цифра» меняет человеческие ценности? Любовь, милосердие, сострадание, жалость, способность радоваться, смеяться, любовь к труду редко напрямую соотносятся с «цифрой», но имеют прямое отношение к школе. Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом. С гордостью говорю, что в России более 9,5 тыс. бесплатных психолого-педагогических центров для родителей, где можно получить консультацию психолога, педагога-психолога. Количество таких центров растет и будет расти.

- У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?

Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное - любить.

В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток - как хрустальный сосуд.

- А в угол ставить на горох?

Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.

Давайте от воспитательных вопросов вернемся к насущным. Где проблема строительства школ стоит особенно остро?

Проблемы в тех регионах, где есть третья смена. Это Дагестан, Чеченская республика. Эту проблему нужно решать сию секунду - третьей смены быть не должно. Правительство выделяет 25 млрд рублей на строительство новых школ. И в этом году у нас будет 55 тыс. новых мест. В программе в этом году участвуют 57 регионов. Мы надеемся, что этот год завершим так же удачно, как и прошлый.

Дополнительно из резервного фонда нам выделили 3,8 млрд на школы в регионах Северного Кавказа. Надеемся, что будем строить дополнительные школы по программе развития Северного Кавказа. Очень важно, что школы будут с современным оснащением, прекрасными лабораториями. Это будут не просто здания, не просто стулья и столы. Строят огромные школы на 1,2-2,2 тыс. человек и совсем маленькие сельские школы.

Как вы оцениваете уровень образования современных выпускников вузов? По мнению многих экспертов, им не так просто найти работу. Работодатели считают, что они ничего не знают.

Молодым людям и 20 лет назад говорили, что они ничего не знают, просто времена были другими. Уровень подготовки не такой плохой, как хотелось бы кому-то представить. Конечно, мы будем делать всё возможное, чтобы он стал лучше. Нужно менять правовую основу, чтобы компания или предприятие не говорили, что обязательно нужен опыт работы, чтобы вас взяли на работу. Уже есть наработки, которые дадут возможность ребятам начать работать. Это и поддержка самых талантливых, и студенческие инновационные предприятия, и лаборатории, которые уже есть. Инновационные предприятия, которые создаются при вузах, могут продолжать работу после того, как студенты закончат учебу. Много форм работы и в рамках НТИ. У нас есть хороший опыт, который можно повторить в новых реалиях.

Ольга Юрьевна Васильева — российский государственный деятель, доктор исторических наук (1998), профессор (2005), министр образования и науки Российской Федерации (2016−2018), министр просвещения РФ (с 18 мая 2018). Ольга Васильева — первая женщина в истории, являющаяся министром просвещения. Васильева — заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС (с 2002 года), почетный профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Ранние годы и образование Ольги Васильевой

Ольга Васильева родилась 13 января 1960 года в городе Бугульма (Татарская АССР, РСФСР, СССР).

Отец министра просвещения — Юрий Васильев — ученый-математик, занимал высокий пост и постоянно находился под пристальным вниманием общественности. Но это не мешало ему оставаться православным и провести обряд крещения над дочерьми в Георгиевске, расположенном в Ставрополье, говорится в биографии Ольги Васильевой в Википедии.

О матери будущего министра просвещения практически ничего неизвестно, Ольга Васильева часто говорит в интервью о том, что все, что она умеет сейчас, привил ей любимый отец.

У Васильевой есть младшая сестра.

Родители Ольги перебрались в Татарстан из-за распределения после окончания высшего учебного заведения.

Уже в трехлетнем возрасте Оля научилась читать и писать. Естественно, все ее считали вундеркиндом. И хотя девочка была болезненным ребенком, страдала частыми ангинами, она окончила школу в 14 лет. Ольга Васильева любила не только учиться, но и петь, танцевать.

В результате, окончив школу, Васильева смогла получить почти одновременно три высших образования.

Ольга Васильева окончила Московский государственный институт культуры, Московский педагогический институт, и Дипломатическую академию МИД России. Все же Васильева связала свою жизнь с педагогикой.

В 1990 году в Институте истории СССР Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» (специальность — «история СССР»).

В 1998 году Ольга Юрьевна Васильева защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 годах».

Трудовая деятельность и карьера Ольги Васильевой

Свою трудовую биографию Ольга Васильева начала с работы в обычной школе. Ольга Юрьевна долгое время работала учителем пения и истории в Москве.

В начале девяностых Васильева трудилась в Центре истории религии и церкви при Академии наук. Вскоре она возглавила этот центр. С 2002 Ольга Васильева была главой кафедры в Российской академии госслужбы при президенте РФ, позднее преподавала в духовной семинарии.

Карьера Васильевой-политика началась еще в 2012, когда Ольга Юрьевна заняла пост сначала заместителя директора департамента культуры правительства Российской Федерации, а потом заместителя главы управления по общественным проектам департамента культуры.

Потом Ольга Васильева стала государственным советником. Указом президента Российской Федерации Владимира Путина от 16 сентября 2014 года Васильевой присвоен классный чин «действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса».

В биографии Ольги Васильевой в Википедии сообщается, что в 2014 году Ольга Васильева была одним из инициаторов дискуссии о консерватизме на площадке Общероссийского народного фронта. Ольга Васильева входила в совет по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при министерстве образования Российской Федерации, комиссию по делам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации и рабочую группу комиссии при президенте по делам инвалидов — по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества. Ольга Васильева была членом Совета по освещению религиозной тематики в электронных СМИ при министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Ольги Васильева на посту министра

19 августа 2016 года на рабочей встрече в Крыму премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту России Владимиру Путину на смену Дмитрию Ливанову назначить главой Министерства образования и науки «женщину — Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список».

С августа 2016 Ольга Васильева заняла пост министра образования.

18 мая 2018 года Ольга Юрьевна Васильева вошла в состав нового Правительства РФ. Структура правительства претерпела изменения. Министерство образования разделилось на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Васильева была назначена министром просвещения, тогда как министром науки был назначен Михаил Котюков . Теперь ведомство Васильевой отвечает за общее школьное и специальное образование.

Взгляды Ольги Васильевой

Ольга Васильева убеждена, что россияне должны учиться в России. Первое высшее образование следует получать в России, уезжать за границу для обучения стоит только в случае необходимости. По ее словам , российское образование является одним из мощнейших в мире, а потому «базу, первое высшее», следует получать в России, и «только потом уже совершенствоваться за границей».

Ольга Васильева заявила о необходимости вернуться к единому шрифту на пространствах СНГ.

«Вот сейчас мы должны вернуться к единому шрифту на пространствах СНГ — это шрифт кириллический, потому что, как показывают опросы, население наше, ближайшего зарубежья, все-таки говорит о привязанности и необходимости кириллического шрифта», — сказала Васильева на III Ливадийском форуме.

Она подчеркнула , что за последние двадцать лет позиция России в вопросе распространения кириллического шрифта немного ослабла, хотя ее нужно «держать очень четко»

После распада СССР в Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане осуществляется переход с кириллического алфавита на латиницу.

Критика и скандалы с Ольгой Васильевой

Критики Ольги Васильевой полагают, что ей не удалось предложить четкой программы реформ в образовательной сфере РФ. Проект новых образовательных стандартов (ФГОСы), разработанный ведомством Васильевой, был раскритикован многими преподавателями литературы, говорится в Википедии.

В период руководства Минобрнауки Ольгу Васильеву стали обвинять в связях с издательством «Просвещение», которое в последние годы начало стремительно наращивать свою долю на отечественном рынке учебной литературы, причем в основном за счет госконтрактов на закупки учебников, входящих в единый федеральный перечень учебников. По какой-то причине доля издательства на рынке уже сегодня превышает 31% и продолжает расти. Чистая прибыль предприятия тоже растет, как на дрожжах. В 2016 году она увеличилась на 30% и составила 4,4 млрд. рублей, а в 2017 уже превысила 6 млрд. рублей. Общий тираж произведенной за год продукции составил свыше 90 млн экземпляров в 2017 году против 79,1 млн. экземпляров в 2016. После окончательной монополизации рынка, чистая прибыль может возрасти , до 12−15 миллиардов рублей.

В биографии Ольги Васильевой в Википедии говорится, что ее фокусирование на вопросах религии и стремление внедрить соответствующие темы в учебный процесс вызвало ряд негативных оценок. Критиком деятельности Васильевой на посту министра является журналист Александр Невзоров , считающий, что «несчастным детям» теперь предстоят 11-летние мучения в школе после всех нововведений Министерства образования.

В июне 2018 года Ольга Васильева поддержала вводимую властью реформу пенсионной системы, вызвавшую резко негативную реакцию российского общества.

Личная жизнь Ольги Васильевой

Ольга Васильевна была замужем. Разведена. В 1985 году у нее родилась дочь Вера. Вера Васильева окончила академию музыки имени Гнесиных. Она проживает в столице.

Семья Ольги Васильевой была полной, религиозной и интеллигентной. Ольга Юрьевна — также человек православный и глубоко верующий.

Кроме того, Ольга Юрьевна как настоящий педагог считает своими детьми школьников, которых долгое время обучала истории и музыкальной грамоте.

У Ольги Юрьевны были изданы 240 работ научного характера, она постоянно читала патриотические лекции, в том числе, и перед членами партии «Единая Россия». Под руководством Ольги Васильевой подготовлено и защищено 3 докторские и более 25 кандидатских диссертаций.

Сфера научных интересов Ольги Васильевой затрагивает историю Русской православной церкви в XX веке, государственно-церковные отношения в советский период, международные отношения, проблемы религиозно-политического экстремизма и т. д.

Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен заморозить слияние ВУЗов и внедрить единую концепцию преподавания предметов...


Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен, заморозить слияние ВУЗов и внедрить единую концепцию преподавания по всем основным предметам. Опыт унифицированного подхода к изучению истории в школе министр считает удачным.

В интервью журналистам «Интерфакса» Вячеславу Терехову, Андрею Новикову и Алексею Курилову министр Ольга Васильева признала неизбежность мифологизации исторических деятелей России, высказалась в защиту подвига 28-ми панфиловцев и сформулировала своё отношение к Иосифу Сталину.

- Ольга Юрьевна, мы беседуем с Вами в преддверии Дня народного единства. Стал ли этот праздник по-настоящему народным, не слишком ли он наполнен официозом?

Начнём с того, что я историк, и очень многие вещи рассматриваю как раз через эту призму. День народного единства у нас отмечается с 2005 года. Его значение очень велико, поскольку он связан со Вторым ополчением, когда Москва была освобождена от польских интервентов. Это было многонациональное ополчение. В начале XVII века после польско-шведской интервенции наша страна стояла на пороге потери независимости. И, конечно, этот праздник очень важен для нас. Если мы будем говорить об этом, рассуждать об истории, её героях, я думаю, у нас будет меньше официоза. Придёт осознание великого значения этого праздника, дня, который во многом определил дальнейший путь развития страны.

- 4 ноября у стен Кремля открывается памятник князю Владимиру. Почему в этот день? Деятельность Владимира относится к более раннему времени, как минимум, лет на 600 раньше.

Вы, наверное, проезжали мимо этого памятника, он действительно монументальный, величественный. Историческая параллель очевидна. Владимир не только креститель Руси, он ещё и человек, который принимал важные политические решения, в том числе в области государственного строительства. Эпоха князя Владимира и та эпоха, которая вошла в историю как окончание Смутного времени, - созвучны. Место для памятника выбрано правильно. И, наверное, он со временем станет «визитной карточкой» Москвы.

- Вопросы о высшем образовании. Ранее проводилось «слияние» ВУЗов, а теперь, вроде бы, оно приостановлено. Вы планируете запустить обратный процесс? И в связи с этим - планируете ли Вы чистки в ВУЗах, есть ли планы, например, закрыть все частные высшие учебные заведения?

У нас есть Ассоциация негосударственных ВУЗов (АНВУЗ - ИФ), 448 прекрасно работающих учебных заведений, и поэтому никаких планов о закрытии или уничтожении, как вы сказали, всех частных ВУЗов, и близко нет. У нас есть очень достойные частные ВУЗы, огромная ассоциация, с которой можно встретиться, пообщаться, поговорить.

Что касается процесса, обратного тому, что был запущен до меня, его уже остановить очень сложно, потому что фактически в объединённых ВУЗах началась новая жизнь, и, наверное, вряд ли стоит её менять.

Те объединения ВУЗов, которые я приостановила, касаются четырёх учебных заведений, и каждый из этих четырёх случаев рассматривается отдельно. Как вы знаете, в вопросах объединения ВУЗов должна быть, во-первых, целесообразность, то есть, для чего это делается, и, во-вторых, желание самих ВУЗов, которые вступают в процесс объединения, решение учёных советов. И это не простое решение, что вот вы стоите друг напротив друга, а потому завтра станете единым целым. Нет, этот процесс значительно глубже. Но сейчас, ещё раз повторяю, этот процесс приостановлен, мы просто разговариваем.

Более того, что касается объединения в Волгограде, оно приостановлено, ВУЗ вернулся в то положение, в котором изначально был (Волгоградский социально-педагогический университет должен был быть присоединён к Волгоградскому государственному университету. - ИФ ). В остальных случаях мы сейчас разбираемся, встречаемся с коллегами, и идёт работа, анализ целесообразности того или иного шага.

- Вы сказали - четыре ВУЗа, назвали Волгоградский. Какие ещё три?

Остальные ВУЗы - московские: это и Геологоразведочный имени Серго Орджоникидзе (Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ) должен был быть присоединён к РГУ нефти и газа им. Губкина - ИФ); это «пищевики» и это «дизайнерские» (Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП) присоединялся к Московскому государственному университету дизайна и технологии (МГУДТ), приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015 г. - ИФ). Сейчас идут разговоры между четырьмя ВУЗами, четырьмя коллективами, четырьмя ректорами и четырьмя учёными советами, обсуждается вопрос о целесообразности того или иного шага. Пока процесс объединения остановлен - никто ни с кем никуда не объединяется.

- Критики объединения ВУЗов говорили о том, что на учёные советы давили из министерства.

Я с большим удовлетворением отношусь к критике, если она конструктивная. Дело в том, что, если в учёном совете сидит 46 человек, то давить на учёный совет из 46 человек очень сложно. Вы должны будете поработать, как минимум, с двумя третями совета, чтобы у вас было решение. Во многом это нереальные вещи. Вы сами подумайте.

- Можно надавить на ВУЗ, сказав, что мы вам обрежем финансирование, если не согласитесь.

Почему мы считаем, что это всё так примитивно: все взяли под козырёк и пошли строем? Понимаете, в чём, на мой взгляд, сложность восприятия Министерства образования людьми. Я уже много раз говорила, что за эти годы было сделано много хороших вещей, о которых никто не знает. А если мы будем говорить только: «плохо», «плохо», «плохо», а про «хорошо» не говорить, то это неправильно. Бывает и хорошее, и плохое. Эти разговоры о том, что «мы на вас давим»... Самостоятельность ВУЗов значительна, очень значительна. Я ежедневно встречаюсь с ректорами, по нескольку встреч за день бывает с ректорским корпусом. Вы можете поговорить с ними. Вопросы есть, вопросы сложные, но они решаемые.

- Идёт слияние не только ВУЗов, но и школ.

Сразу хочу подчеркнуть, что процессы слияния школ никогда не являлись федеральной политикой. Я могу перечислить много регионов, где такие процессы шли: это и Москва, это Башкирия, это и Коми, Тыва, это Чувашская республика, Алтайский край, Пермский край, Кемеровская область, Амурская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Нижегородская, Челябинская области - то есть значительное количество регионов, в которых проходил этот процесс. Это, конечно, конкретные случаи, все до одного, и они связаны либо с демографической ситуацией, либо с позицией местных властей, которые считают, объединение повысит качество образования. Других проблем или других причин, по которым эти слияния в регионах можно проводить, в общем-то, нет.

Но ещё раз повторяю: никакой федеральной программы по слиянию школ нет и не было никогда. И хочу ещё раз подчеркнуть, чтобы было понятно нашим читателям, что выстраивание сети образовательных учреждений - это работа, прежде всего, регионов, потому что, как вы прекрасно знаете, у нас региональная форма управления образованием, учредителем являются муниципалитеты, и муниципалитеты могут принимать решение об укрупнении школ.

Но самое важное, за чем мы точно можем следить и следим, - чтобы любая новая конструкция не влияла на качество образования и его доступность. Первое - качество, второе - доступность, или наоборот: сначала доступность, потом качество. Они взаимосвязаны.

- По поводу ЕГЭ. Большая часть критики в отношении ЕГЭ связана с тестовой формой заданий.

Критика ЕГЭ совершенно справедлива - критика людей, которые глубоко в предмете, глубоко понимают, что представляет из себя Единый государственный экзамен.

Вообще, наша главная задача - задача министерства образования - это, скажем так, некая подготовка родителей и общественности. Чтобы мы были открыты, чтобы было понятно, что и как мы делаем. Я напомню читателям, что ЕГЭ имеет очень недолгую историю - чуть больше десяти лет, в то время как в других странах этот процесс шёл очень долго, в Великобритании, например, это несколько столетий. Мы страна удивительная в смысле того, что у нас все решения делаются очень быстро. Мы начинаем действовать, принимаем решение, и во многом оказываемся победителями в истории.

Конечно, перекосы были, и самый главный перекос - это те самые тестовые задания, которые вызывали резкое неприятие. Но я хочу, чтобы вы поняли, что процесс отказа от тестовых заданий в ЕГЭ начался задолго до меня, это только кажется, что он начинается сейчас. Задания с выбором ответа убрали из экзамена по литературе в 2008 году, по математике - в 2010-м, по русскому языку - в 2015-м. В этом году тесты исчезнут из экзаменов по обществознанию, истории, географии, по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. И в 2017 году будет последнее - это физика, химия и биология.

Кроме того, в следующем году серьёзные перемены ждут экзамен по литературе - это будет совсем другой экзамен, в нём полностью будут отсутствовать какие-либо тестовые задания, это будет экзамен, в котором будут только творческие задания с большим развёрнутым ответом, связанные с теорией литературы. То есть, во-первых, задания увеличатся, они будут требовать хорошего знания текста, а, во-вторых, будут повышены требования к самому сочинению (третья часть ЕГЭ по литературе представляет собой сочинение. - ИФ ). У нас есть хороший институт - ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений, подведомственный Рособрнадзору; готовит задания для ЕГЭ. - ИФ ), и уже в этом году, в ноябре, наши граждане смогут посмотреть на модель экзамена, которая будет обсуждаться и с профессиональным сообществом, и с общественностью.

И, как я уже говорила, никакого «натаскивания» на ЕГЭ быть не должно. Если человек знает предмет, школьная программа пройдена, страха перед ЕГЭ быть не должно. Да, например, в английской школе есть факультативное время для подготовки к экзаменам, и я считаю, что это может быть и в наших школах. Но всё-таки хочется, чтобы послеурочное время было занято чем-то для развития личности ребёнка, подростка. Вот в этом направлении мы, конечно, работаем и будем работать.

- Возврата к экзаменационным билетам после окончания школы не будет?

Не будет. Но - в этом году добровольно, а в следующем году это будет обязательным, - мы проведём в 11-х классах всероссийские проверочные работы (ВПР, в настоящее время их пишут ученики 4-х классов. - ИФ ) по тем предметам, которые не сдаются как ЕГЭ. Эти работы выпускники будут писать в один день, задания будут общие для всех и оцениваться они будут по единым критериям. В эксперименте примут участие 33 школы.

В чём заключается главная проблема?

В создании единого образовательного пространства . И как раз эти итоговые работы нам покажут реальную картину. Потому что зачастую в различные регионах учебные программы не совпадают. Я глубоко убеждена, что базис , ядро содержания программ должно быть единым для всех. Я не против углублённого изучения тех или иных предметов, я «за». То есть из меня ретрограда делать не стоит. Но я считаю, что есть базис , который должен иметь в своём багаже каждый ребёнок нашей страны.

Это не сиюсекундный вопрос, а длительный процесс, это путь, по которому мы будем двигаться. Сегодня у нас в федеральном перечне 1376 учебников , в начальной школе - 405 . Зачем такое изобилие? Мы будем переходить к трём линейкам учебников, как в историко-культурном стандарте по истории. Это хороший пример. Сейчас у нас создана концепция аналогичная по математике, разрабатывается по географии. Есть концепция по изобразительному искусству, русскому языку и литературе.

- Сколько учебников может остаться в перечне?

Сейчас я вам не могу на этот вопрос ответить. Существует порядок формирования федерального перечня учебников. Есть научно-методические советы, общественное обсуждения. О волевых решениях здесь говорить неправильно.

- Хотели вступить с Вами в полемику по поводу учебников истории. В соответствии с единым историко-культурным стандартом за скобками оставлены так называемые спорные вопросы. Но ведь вся история состоит из таких вопросов, тем она и интересна.

Таких спорных вопросов, как вы правильно заметили, 20 . Причём, они касаются различных исторических периодов. После длительных консультаций с педагогами-историками мы пришли к решению: по каждому из спорных вопросов будет написано дополнительное пособие, чтобы учитель мог излагать разные точки зрения на одно и то же событие. Итак, в учебнике мы даём тот факт, который действительно имел место, а мировоззренческие позиции, на которых стоят разные авторы, выносятся как раз в то самое дополнительное пособие. Я глубоко убеждена, что преподавание истории - это вещь во многом субъективная, она во много зависит от того, на каких мировоззренческих позициях стоит человек, который преподаёт историю.

В качестве примера приведу Голландию. Голландцы были первыми, кто создал единый учебник по истории. После них - англичане, и потом уже мы. Так вот, у голландцев в истории есть 300 фактов, которые не поддаются сомнению, и есть случаи, по поводу которых существуют различные точки зрения, и учитель должен это объяснить.

- Вы высказываетесь в поддержку исторической концепции, которая была выработана в преддверии Второй мировой войны. Мы учились в советской школе по этим учебникам истории. Но впоследствии выяснилось, что они далеки от исторической правды.

Я никоим образом не хочу через ваше издание оправдываться, я просто призываю к тому, чтобы, если кто-то слушал или читал мои лекции, прочли самое главное.

В 1917-м году, придя к власти, большевики сделали очень простую вещь - прервали преемственность с дореволюционной историей. Это был политический шаг. В 1931-м году Сталин выступил перед работниками советской промышленности и сказал, что история у нас есть. И преемственность была восстановлена. Начиная с 1935-го года, в общественном сознании опять появляется понятие государственного патриотизма, на котором поставили крест в 1917 году. Сталин, как прагматик, прекрасно понимал, что впереди страшная война и нужна мобилизация, в том числе и духовная. Отсюда картины в кино, отсюда поэмы и фильмы об Александре Невском и Иване Грозном.

- ...и мифологизация этих исторических персонажей.

Дело в том, что без мифологизации нельзя. Я приведу вам пример из моей жизни.

Как-то раз я поинтересовалась у своего коллеги из Колумбийского университета, как они преподают гражданскую войну Севера и Юга. Он ответил: канонически, но у нас есть герои и на Юге, и на Севере. Это очень важный момент. Понимаете, без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться.

- Мы не против мифологизации в искусстве - пожалуйста, но по поводу исторической науки и преподавания истории в школе мы бы с Вами поспорили.

Спорить можно, но ведь история, её преподавание - это вещь субъективная. Мы с вами можем прочесть один и тот же документ абсолютно по-разному, сделав различные акценты. Давайте вспомним Школу «Анналов» (иначе - «новая историческая наука»; основанный французами Люсьеном Фавром и Марком Блоком в 1-й пол. XX века подход к истории, который произвёл переворот в исторической методологии. - ИФ ). Какое там главное правило? Если тебе встречается факт, который, кажется, перевернёт историческую науку и вообще всё, что было сделано до тебя, но ты не можешь его никуда пока встроить - отложи его, потому что его опубликование может принести непоправимый ущерб для тех, кто живёт рядом с тобой. Во всём должна быть взвешенность и осторожность.

- А в дискуссии вокруг роли героев-панфиловцев Вы чью сторону занимаете? Это миф - или правда?

Вы знаете, мне здесь очень сложно говорить, потому что о героях-панфиловцах писал мой учитель Георгий Александрович Куманев (советский и российский историк, специалист по истории Великой Отечественной войны, главный научный сотрудник и руководитель Центра военной истории России, академик РАН. - ИФ ). А я чту учителей.

- И всё-таки, какова Ваша позиция?

Моя позиция такая же, как у Георгия Александровича (учёный придерживается точки зрения, что подвиг 28-ми панфиловцев не вызывает сомнений, а показания автора знаменитой передовицы в «Красной звезде» Александра Кривицкого о том, что история о героической обороне панфиловцев якобы им выдумана, были «выбиты» прокурорами под угрозой ссылки в лагеря. - ИФ ).

- Ольга Юрьевна, недавно в Орле был открыт памятник Ивану Грозному. После этого стали много говорить о «сталинизации» общественного сознания. Позвольте Вас спросить о Вашем отношении к Сталину?

Так мы о Грозном или о Сталине?

- Эти темы взаимосвязаны.

Чтобы стало понятно. Две мои работы - кандидатская и докторская - посвящены истории Русской православной церкви, патриотическому движению в годы войны. Я занималась этой темой - церковь и власть, церковь и Сталин - почти 25 лет. Поэтому тут я могу вам рассказать очень многое. В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали .

Но как я могу относиться к Сталину, человеку, тирания которого очевидна? Человеку, на совести которого (и не только на его совести) жертвы политических репрессий. Но при этом мы должны согласиться, что этот человек - государственник. Я его обычно называю большим политиком с большим-большим знаком «минус». Это моё отношение, поэтому вряд ли тут можно меня считать сталинисткой.

- Последний вопрос задам по воспитанию в школе, если позволите - я знаю, что эта тема Вам очень близка. Была пионерия, было движение октябрят. Что должно прийти этому на смену?

Уже пришло. Указ Президента, и вы помните, создание Российского движения школьников. Это не просто самореализация сама по себе, это самореализация в коллективе.

Опять же, что главное в воспитании? У маленького человека должна быть цель. И - извините меня за высокие слова, здесь по-другому не скажешь - цель должна быть высокой . Будучи преподавателем, я столкнулась с тем, что часто студенты первого-второго курса говорят: «Ольга Юрьевна, не надо нас ни за что агитировать». Но потом я узнаю, что они помогают детскому дому, домам престарелых. У нас вот эта потребность человека отдавать себя, она естественна, понимаете? Человек не может только всё впитывать, так не бывает, он так не будет счастлив никогда. Потребность отдавать - она есть у каждого, и у малыша особенно. Отдавать себя, помогать старшим, помогать близким.

Чего не должно быть сейчас - не должно быть размытости воспитания, добра и зла, чёрного и белого, «да» и «нет». Когда эта размытость есть, получается размытость всего остального: и чувств, и поступков, и наших воззрений, и наших действий. А когда есть определённая чёткость, целеполагание, то малыш, особенно если мы говорим о маленьких детях, он очень ответственен, ему очень хочется сделать хорошо, и не потому, чтобы его похвалили, хотя хвалить его тоже надо обязательно, но чтобы он тоже внёс маленькую лепту в общее дело.

Понимаете, это надо поддерживать. Пускай это будут юные экологи, юные натуралисты, добровольцы - хотя у нас сейчас прекрасное добровольческое движение студенческое и взрослое. Но вот осознание того, что ты сделал добро , пусть и маленькое, делает тебя лучше, человек от этого действительно расцветает. Думаю, вы не будете со мной спорить, потому что это так.

И - по поводу идеологии и деидеологизации. Идеология , если мы будем говорить об этом, то это - комплекс идей и мыслей . Мы же не начинаем подпрыгивать на стуле, когда говорим об идеологии творчества.

- Вы говорите о том, что должно быть чёткое разделение, что маленький ребёнок должен всё-таки понимать, что хорошо, а что плохо. Но мы же знаем, что мир не делится на чёрное и белое резко, как с этим быть?

Конечно! Дело в том, что у маленького человека - это вам любой педагог скажет, любой психолог - не должно быть хаоса в голове . Когда вы малыша своего воспитываете, он должен знать, что он делает через час и через два, должен быть режим. Когда у вас всё идёт в заданном русле, ребёнок спокоен - и вы спокойны. И у вас задачи воспитательные решаются быстрее.

Маленький человек должен быть очень нами опекаем с точки зрения правильности каждого его действия. Он не должен быть эгоистом, а эгоистом ты не будешь, если ты будешь заботиться о рядом сидящем друге, о посаженном дереве, если ты будешь заниматься трудом. Почему-то, например, никто не хочет слышать про уборку территории школы, почему шквал такого ужаса? Неужели родитель не хочет, чтобы ребёнок дома помогал? Это же абсурд.

Сопричастность общему делу - это крупинка общего результата. Вот вам и вся идеология школьного движения: сопричастность, когда каждый вносит свою лепту.


Оригинал взят у

Почему российские школы лучшие в мире, как изменятся выпускные экзамены и почему нужно поднимать престиж преподавателей - обо всем этом министр образования России рассказала на встрече с предпринимателями в . записала основные тезисы ее выступления.

О качестве образования и консерватизме

Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить. Оппоненты заявляют, что сегодня в Европе одно из лучших образований предоставляет Финляндия. Но мало кто знает, что в 1809 году, войдя в состав Российской империи, финны полностью переняли содержание и методику нашего образования. После 1917 года методика у них осталась, однако наполнилась новым содержанием.

Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - ее дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается все остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать.

О воспитании и личном примере

Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове - так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент.

У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» - это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни - толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» - значит, и сами не должны так поступать.

О престиже преподавателей

Наша основная задача - вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты. Что касается последнего - об этом уже разговор был, регионам даны поручения. Дело за малым: проверить, как они выполняются.

Упал престиж профессии не только школьного учителя, но и профессора вуза. Я с этим столкнулась лично. Была на встрече историков, которым слегка за 30. Они задавали вопросы. Один кандидат наук спросил: «Ольга Юрьевна, почему профессор, пусть даже известный, который входит в аудиторию к студентам два раза в месяц, получает как преподаватель, работающий ежедневно?» - «Но ведь это профессор, которого знает весь мир, - отвечаю я. - Он посвятил свою жизнь служению науке». Молодой ученый продолжает: «А зачем нам лишние деньги тратить? Можно было бы сэкономить. Материал в книгах есть, студенты могут и в интернете все найти». В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: «Их лекции давно устарели. Я все и так могу прочитать». Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: «Этого не будет никогда, потому что от личности зависит все».

О том, чему учить

Первая проблема школ - это наши ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты - прим. «Ленты.ру» ). Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию. То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед и которая сейчас осуществляется, - наполнить стандарты.

Есть и другая проблема - учебники. В федеральном перечне их сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года.

Об умении говорить

Сегодня в экзамене для девятиклассников по русскому языку (ГИА - прим. «Ленты.ру» ) единственное новшество, которое мы вводим, - устная часть. Я считаю, что страхи, что из-за этого у ребенка или учителя увеличится нагрузка, совершенно напрасны. Мы сегодня констатируем: наши дети очень мало говорят. Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны - сейчас ведь интернет. Но это не так. Чтение - это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой.

О натаскивании на ЕГЭ

В этом году у нас тестовая часть экзамена осталась только в иностранном языке. Из новшеств - правда, это скорее можно назвать возвращением к старому - проверочные работы у выпускников. Они будут идти в течение недели по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ. Для меня важно вернуться к тому времени, когда каждый школьный предмет был любимым, каждый был важен. Натаскивание на ЕГЭ надо исключить. Если последние три года школы мы посвятим тренировкам детей на ЕГЭ в ущерб всему остальному - получим достаточно урезанный результат. Президент поставил задачу: в нашей стране каждый ребенок должен иметь базовый курс знаний по всем предметам. А уже потом углублять эти знания в тех областях, где он достигает результатов, - будь то инженерные науки, гуманитарные или естественно-научная деятельность.

В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество. Что касается доступности - в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест. Из них 46 процентов отдано инженерным специальностям. Мы на девять процентов подняли набор в педвузах и на восемь процентов - в медицинских. Нам необходимы врачи в сельской местности. И тут важен момент, по которому очень хочу, чтобы меня услышали: взаимодействие с бизнесом. С этого года мы запускаем целевой прием студентов во всех вузах по трехстороннему договору между студентом, вузом и предприятием или муниципальным учреждением. Учреждение, направляющее студента, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, решать проблемы с жильем. А затем выпускник должен не менее трех лет отработать на этом предприятии. Это не прямое возвращение обязательного распределения - это целевой набор, который был и в советское время. Просто сейчас будем более активно его использовать.

Просвещение, на самом деле, может быть разным. Таким, каким оно должно быть по своему уровню и качеству. Таким, каким его удобнее всего видеть профильным госчиновникам. Или таким, на котором этим самым чиновникам можно неплохо погреть руки и набить карманы. А что? Средства есть и немалые, а уж способы найдем. А что до преподавания — вспомним при случае как раньше было, и успокоим всех…

Министр просвещения РФ Ольга Васильева, как выяснилось 7 ноября на правительственном часе в Госдуме, грезит довоенными годами. По ее мнению, преподавание в советских школах в 30-е годы прошлого века является эталоном, к которому она предлагает стремиться. Чего же хочет Ольга Васильева? Того, чтобы физик, к примеру, мог преподавать биологию. Ведь «иногда ветеринарный врач преподает иностранный язык».

Таким весьма, надо сказать, экстравагантным способом глава Минпросвещения хочет победить дефицит учителей в школах. Спикеру Госдумы Вячеславу Володину предложение Васильевой не понравилось. Действительно, как может разбираться в просвещении человек, который по мнению некоторых участников рынка, может быть заинтересован только в лоббировании интересов близкого к себе издательства?
« » напоминают, как Ольга Васильева пытается протащить в школы «офшорные» схемы.

Кипрские учебники

Как ранее сообщали «Документы и факты», практически волевым решением отдала эксклюзивное право выпускать школьные учебники издательству «Просвещение», которым владеет зарегистрированная на Кипре компания PROSVESHCHENIYE HOLDINGS LIMITED. Кипр, как известно, благодатная территория для ухода от налогов и отмывания денег. А теперь там оседают и деньги, выделяемые на выпуск школьных учебников.

Министр просвещения приютила иркутского чиновника в «Просвещение»?

Директор издательства «Просвещение» - личность небезынтересная. Виктор Басюк ранее возглавлял министерство образования Иркутской области. Как ранее сообщало издание , в свое время чиновник чуть было не стал фигурантом уголовного дела, но вовремя исчез из поля зрения правоохранительных органов. Его к себе и приютила Ольга Васильева, доверив печать школьных учебников. Не исключено, что министр поспособствовала тому, чтобы Басюк возглавил вышеупомянутое издательство. И теперь все подряды от правительства России достаются «Просвещению»! От этого хорошо и Васильевой, и Басюку. Вот только российскому просвещению плохо.

А ведь в свое время был снят с тиража учебник по математике профессора Людмилы Петерсон, по которому учился гениальный ученый Григорий Перельман. В том числе благодаря этому учебнику математик первым в мире доказал гипотезу Пуанкаре. Теперь этого учебника нет в школьной программе. Не потому ли, что он оказался не совсем патриотичным? Только ведомство Ольги Васильевой может решать, как в принципе учебник математике может быть патриотичным.

Васильева потеряла контроль над министерством?

Минувшим летом Ольга Васильева не поддержала поправки в федеральное законодательство об ужесточении правил усыновления. Причем ее же ведомство соответствующий законопроект и инициировало! Изначально Васильева поддерживала ужесточение правил усыновления. А затем, словно почуяв, откуда ветер дует, министр резко изменила свое мнение, заявив, что законопроект, оказывается пытались продвинуть у нее за спиной! Что же это за министр такой, который не знает, чем занимаются подчиненные в министерстве? Тут одно из двух: либо это действительно так и Васильева некомпетентна, либо она говорит неправду. Оба варианта из рук вон плохи, причем, как для самой министра, так и для всего российского школьного образования.

Министр против аналитического мышления?

Ольга Васильева последовательно выступает против отмены единого государственного экзамена (ЕГЭ). По ее мнению, он идет российским школьникам во благо. А то, что этот экзамен отбивает напрочь способность детей к аналитическому мышлению, министра, видимо, не волнует. Ведь, упаси Господь, с таким мышлением можно и про Минпросвещения чего недоброе замыслить… А поводы для этого есть! Когда в ведении Васильевой было высшее образование, она предлагала, к примеру, ликвидировать большинство российских вузов. В частности, вместо 15 университетов она предлагала оставить только шесть.

Как быть остальным девяти, что с ними делать? Быть может, проще нам поменять министра? Похоже, президент понял, что здесь что-то не так и лишил Васильеву контроля над высшим образованием, теперь она отвечает только за школы. Но лучше бы она и за них не отвечала.

Миллиардные нарушения

Как тут не вспомнить еще один вопиющий случай в Минобрнауки. В июне Счетная палата (СП) установила, что ведомство Ольги Васильевой допустило нарушений на общую сумму 1 млрд руб.! При этом в период с 2016 по 2017 годы Минобрнауки было выделено 3,6 млрд руб. Вот такая эффективность от министра Васильевой.

Также Счетная палата выявила, что система для анализа активности ученых и научных организаций «Карта российской науки» попросту не работает! А на ее создание было выделено ни много, ни мало 450 млн руб. Где эти деньги, Ольга Юрьевна? Нарушения были обнаружены и при формировании и выполнении госзадания, осуществлении закупок и хранении библиотечного фонда.

«На 1 января 2018 года библиотечный фонд Учреждения составлял более 8 млн единиц хранения стоимостью 152,2 млн руб. При этом здание Библиотеки не позволяет разместить более 3 млн книг, а 5,6 млн экземпляров хранятся в неприспособленных подвальных и полуподвальных помещениях, которые составляют более 83% от общей площади хранилищ Библиотеки», - заявляли в пресс-службе Счетной палаты.

По итогам проверки СП направила все материалы в Совет Федерации и Госдуму, а также в Генпрокуратуру и ФСБ. Как видим, правоохранительные органы уже взяли министра просвещения на карандаш. Следующие нарушения в ведомстве могут стать роковыми для Ольги Васильевой. Так может не совершать их и уйти по-хорошему?