Дополнительное образование для детей с овз. Выступление: "Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании ". Проблемы развития детей с ОВЗ

Система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в российской федерации: состояние и развитие

УДК 376(470+571):303.448

В. С. Садовская, М. В. Карпычева

московский государственный университет культуры и искусств

Б статье анализируется материал всероссийского мониторинга состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской федерации, проведённого коллективом московского государственного университета культуры и искусств. в статье обобщены данные о формах, средствах и методах работы с детьми данной категории в системе дополнительного образования. отмечаются тенденции и перспективы развития системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, инклюзивное образование, психологическое заболевание, формы и направления дополнительного образования, технологии дополнительного образования, образовательное пространство, индивидуально-личностный подход к обучению детей, содержание и формы образования.

V. S. Sadovskaya, M. V. Karpicheva

Moscow State University of Culture and Arts

SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: STATE AND DEVELOPMENT

The article presents the results of Russia - wide monitoring of trends and conditions in the system of further education of children with disabilities. It analyses data about forms, means and methods of education used for this group of children under the programs of further education. It highlights trends, problems and discusses opportunities for further development in this area of education.

Keywords: children with disabilities, inclusive education, further education for children, content and forms of inclusive further education, regional educational policy, child-based methods of education.

С целью проведения анализа региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья был проведён Всероссийский мониторинг состояния региональных систем дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории

Российской Федерации. Приглашение к участию в мониторинге были разосланы всем руководителям субъектов Российской Федерации. Информация была представлена 58 субъектами Российской Федерации из 8 федеральных округов России (не участвовали в мониторинге 25 субъектов РФ).

декабрь 2013 94 - 99

Участники временного научного коллектива МГУКИ считают определяющим объективным фактором в понимании состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья социально-экономическое и финансово-экономическое положение субъектов РФ, которое остаётся одной из актуальных проблем России. Так, например, в Ханты-Мансийском АО ведётся разработка залежей нефти. Небольшая численность населения и высокие доходы в данном автономном округе позволяют успешно решать социальные проблемы. В других регионах нет сырьевых ресурсов, отсутствует развитая промышленность или сельское хозяйство, а численность населения высокая. Экономическое неравенство регионов влечёт и социальное неравенство. С целью выравнивания возможностей, согласно информации Минэкономразвития РФ, в данной ситуации работают механизмы компенсации через межбюджетные трансферты, через расщепление налогов между уровнями бюджетной системы, через делегирование полномочий.

Указы Президента Российской Федерации по увеличению зарплат в бюджетной сфере увеличили нагрузку на региональные бюджеты. Регионы вынуждены переориентировать часть средств на решение данных задач. И это хорошая новость для системы дополнительного образования, поскольку привлечёт в исследуемую сферу более молодых специалистов-педагогов дополнительного образования.

Вторая сторона указанной проблемы состоит в том, что, возможно, регион свои бюджетные средства частично выводит из строительства новых объектов социальной или образовательной сферы.

Здесь следует говорить о «субъективной» роли губернатора (руководителя) региона и о качестве бизнес-элиты региона. Наглядный пример - Калужская область, которая стала депрессивной в постсоветском пространстве, а в настоящее время создаёт промышленный кластер. Здесь появляются современные производства и растут доходы.

К сожалению, прогноза относительно того, когда произойдёт сокращение показателей неравенства регионов, на сегодняшний день нет. Можно предположить, что ещё длительное время в России будут сохраняться дотационные регионы.

Среди 58 регионов РФ на первое место по количеству детей с ограниченными возможностями здоровья вышла Чеченская республика. В рейтинге по объёму доходов эта республика занимает одно из последних мест. Наибольшее количество детей с ограниченными возможностями здоровья в этой республике молено объяснить последствиями военных действий на её территории.

Следующими регионами идут крупные мегаполисы: Санкт-Петербург и Москва; за ними следуют республики Башкортостан и Дагестан.

Однако если количество детей с ограниченными возможностями здоровья отнести к общему количеству населения в этих регионах, то в рейтинге на первом месте останется только Чеченская республика, а последующие места займут республика Марий Эл, Костромская и Калужская области, а также Забайкальский край.

Следует отметить тот факт, что во всех регионах среди детей с ограниченными возможностями здоровья лидируют дети с психическими заболеваниями. В некоторых регионах их процент составляет до 50 процентов от общего количества больных детей. В этом случае говорить о полной социальной адаптации таких детей не приходится, и дополнительное образование только частично может компенсировать социализацию ребёнка в обществе. Данная ситуация является отражением общей картины с психическими заболеваниями в стране. Так, в 1990 году, например, за помощью к психиатрам в России обратились 628 тысяч человек, а через десять лет уже 1,6 миллиона, то есть в два с половиной раза больше .

Наиболее точные данные приводит директор Центра социальной судебной психиатрии имени Сербского. По его данным, помощь психиатров получает ежегодно более

7,5 миллиона россиян.

Речь идёт только о тех, кто обратился в специализированные медицинские учреждения, лечился или наблюдался там. Однако многие пациенты идут в поликлиники общего типа и получают там рецепты на успокаивающие препараты. В результате у нас 75-80% больных с психическими расстройствами оказываются вне официальной статистики.

В 13 регионах России, и в сельской местности, и у городских жителей, заболеваемость психозом существенно превосходит общероссийский уровень. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на важном моменте: в 11 регионах достоверно установлена связь между алкоголизмом и психозами, а также умственной отсталостью (хотя, конечно, не только беспробудное пьянство вызывает психические расстройства). Так, показатели заболеваемости психозами, а также численности умственно отсталых (в расчёте на 100 тысяч населения) превышали в 2000 годы средние данные по России в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская, Ивановская, Тульская, Липецкая, Кемеровская, Омская, Сахалинская области, Марийская и Чувашская республики, Алтайский и Хабаровский края1.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, доля совершенно здоровых ребятишек в различных регионах России составляет только от 4 до 10 процентов. То, что наши дети от года к году не здоровеют, не является новостью, об этом последние лет десять неустанно и на всех уровнях твердят педиатры.

Около 40% российских детей рождаются больными и требуют лечения, подчас дорогостоящего. Около 10 миллионов россиян - инвалиды от рождения, которым нужно выплачивать пожизненные пособия . Исследования показали, что при вступлении в брак больные шизофренией, не подозревающие о своём недуге, в 60-70% случаев интуитивно ищут невесту (жениха) с та-

кой же психикой. Если один родитель болен, то вероятность шизофрении у будущего ребёнка 40-60%, но если оба, то она превышает 80%. Так появляются дети с «плохой» наследственностью. Но с уровня 30% рождаемости детей в обществе с генетическими нарушениями начинается необратимое генетическое вырождение нации .

Другой важный показатель в нашем мониторинге - количество детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дополнительным образованием.

Сразу оговоримся, что данные, представленные некоторыми регионами, вызывают сомнения. Например, в Вологодской области на общее количество больных детей - 4403 - приходится 5133 ребёнка, занимающихся дополнительным образованием. Далее если кто-то занимается по двум направлениям, в этом регионе 1344 имеют психические нарушения. Среди них есть тяжёлые больные, которые вряд ли способны освоить те направления дополнительного образования, которые представили специалисты: естественнонаучное, математическое, художественно-эстетическое, филологическое, общеинтеллектуальное и другие.

Высокий процент (100%) показала и Липецкая область.

Не полные сведения по данному показателю представили Ненецкий АО, республика Ингушетия, Смоленская область, Удмуртская республика и Ханты-Мансийский АО.

Среди направлений дополнительного образования по количеству охваченных обучением детей с ограниченными возможностями здоровья явным преимуществом пользуются: художественно-эстетическое (в том числе декоративно-прикладное творчество) и спортивно-оздоровительное направления. Последнее весьма показательно .

Молено предположить, что победы на Па-раолимпийских играх наших спортсменов способствовали привлечению и развитию спортивно-оздоровительного направления среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Примерно одинаковое количество детей

распределяется по следующим направлениям: социально-педагогическое, естественнонаучное, филологическое, научно-техническое, в том числе информационное.

3,6% детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены дополнительным образованием по общепринятому направлению. Эта работа с детьми, отстающими в интеллектуальном развитии.

Более 3% детей с ограниченными возможностями здоровья занимаются по направлениям: физико-математическое, туристско-краеведческое (в том числе историческое).

Менее 2% детей с ограниченными воз-

можностями здоровья охвачены обучением по направлениям: эколого-биологическое, культурологическое, военно-патриотическое.

Следующим показателем состояния дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются применяемые формы, способы, технологии в работе с ними.

В приведённых ниже таблицах систематизируются содержание программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и формы такой работы.

Таблица 1

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Художественно -эстетическое Музыкальная информация. Декоративно-прикладное творчество: Весёлый карандаш; Чудеса из солёного теста. Живая кисть (китайская живопись)

Научно-техническое Робототехника на основе конструктора Перворобот МХТ. Я исследователь

Информационно-технологическое Информатика и ИКТ. Мир мультимедийных технологий. Б^Ь-дизайн. Цифровое видео. SD-графика и анимация. А^еЬ-мастерская. Компьютерная графика. Музыкальная лаборатория «Тараж-бэнд»

Лингвистическое Русский язык в вопросах и ответах. Волшебные страницы. Занимательный русский язык. Русская письменная речь (проекты) Служба консультаций по русскому языку. Уроки сочинительства. Английский язык с нуля. Литературный перевод с английского языка. Служба консультаций по английскому языку. Немецкий язык

Физико-математическое Служба консультаций по математике. Занимательная математика. Математика - проекты. физика для любознательных: Оптика, Молекулярная физика. Коллекция физических опытов - Механика. Я - исследователь

Эколого-биологическое Биология. Служба консультаций по биологии. География: Планета Земля и земляне; Природа и население России. Естествознание. В удивительном мире химии. Служба консультаций по химии

Туристско-краеведческое Историческое краеведение: История западной России; Древнерусское государство; Средневековье; Древний мир

Направление Содержание направления: дистанционные курсы

Социально-педагогическое В мире профессий. Психология. Основы медицинских знаний. основы обществознания. Подготовка к школе: Азбука; Класс Малышей

Культурологическое История мировых религий. История русской культуры. Мировая художественная культура

Таблица 2

ФОРМЫ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В образовательных учреждениях Игры, конкурсы, викторины, тренинги, индивидуальные творческие задания, комплексы общеукрепляющих упражнений, разработанные с учётом групп здоровья, спортивные клубы, секции, превентивные программы, кружки, занятия по программам объединений дополнительного образования, проектная деятельность, участие в выставках, фестивалях, конкурсах, экскурсии, акции, декады, внеурочная деятельность индивидуальная и групповая формы работы, работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания и другое.

В учреждениях дополнительного образования Творческие объединения, секции, кружки, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, акции, декады самостоятельная работа, пленэр, тренинг, лекция, учебные игры, ролевые игры, деловые игры, репетиция, тренировка, практическая работа, зачёт и др.

В учреждениях социальной поддержки Творческие объединения, кружки.

В учреждениях культуры Клубная деятельность, класс ремесла, творческие объединения, кружки школа искусств, музыкальное, художественное, хоровое отделения, творческие коллективы, Театр «Жест» и другое.

На дому Превентивные программы.

С помощью моделей дистанционного образования Проектная деятельность, занятия по программам мультипликации и робототехники, участие в конкурсах, виртуальные экскурсии, выставки, дистанционные курсы и другое.

Подводя итоги состояния системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что важнейшей составляющей образовательного пространства Российской Федерации является именно дополнительное образование детей и молодёжи, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одарённых детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Во многих регионах реализуются долгосрочные целевые программы по поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация этих мероприятий направлена на обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных и муниципальных заданий на реализацию досу-говых и образовательных программ по месту жительства, формирование модели республиканских и межшкольных муниципальных ресурсных центров дополнительного образования, разработку модельных программ по социализации обучающихся средствами программ дополнительного образования, повышение квалификации работников дополнительного образования, а также на расширение спектра конкурсов продуктивного образования и иных мероприятий всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней для выявления одарён-

ных и талантливых детей в различных сферах деятельности.

Реализуются также программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, укрепляющие межпредметные связи, которые одновременно являются коррекционными, так как способствуют развитию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Программы составлены таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для обучающихся уровне.

С учётом индивидуально-личностного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья каждому ребёнку предоставляется право выбора вида и содержания творческой деятельности .

В течение последних нескольких лет в Российской Федерации делается ставка на развитие адаптационного потенциала и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством иппо-канис, эко-терапии. В целом региональная образовательная политика в Российской Федерации в области дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении программ дополнительного образования различных направленностей; воспитание качеств личности, востребованных в условиях современной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.

Примечания

1. Авдеев Р. Ф. философия информационной цивилизации. Москва, 2004.

2. Китов Ю. В., Смирнов А. Н. Стандартизация деятельности руководителя организации культуры: основные подходы к решению проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. - № 4 (54). - С. 192-195.

3. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность: педагогические ресурсы. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Молодёжь 07: Надежды и разочарования. Москва, 2008.

5. ремизов в. а. Социальная экология личности. Москва, 2004.

Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Калиман Наталья Адамовна

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях «особого ребёнка» привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий средового или организации пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

4 года назад- Была закрыта коррекционная школоа Голицинская в Рузаевском районе.

Невозможность обучающихся данной категории получить коррекционную помощь в системе дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, привело к тому, что возникла необходимость создания программы обучения детей с ОВЗ на базе учреждений дополнительного образования, в частности в Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР». При обучении по данной образовательной программе обучающиеся с ОВЗ не только получают заданный набор знаний, умений и навыков, но и в процессе обучения переходят в режим развития и интеллектуального совершенствования. У обучающихся появляется возможность физически и психически крепнуть. Создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В этом и заключается перспективность выбранного мною направления работы.

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей. Педагог, работающий с детьми –с ограниченными возможностями здоровья, должен помнить о своей высокой миссии: дети, с которыми он работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района была разработана и успешно защищена авторская Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и методист - Пихиенко О.Ю.

Слайд3-4

Данная программа является победителем Республиканского конкурса: «Новое в образование»-2015.

Слайд 5

На базе Центра набрана группа детей с ОВЗ «Надежда», которой руководят педагоги Центра Пихиенко Ольга Юрьевна и Живайкина Наталья Васильевна. Формирование контингента детей осуществляется в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на обучение по образовательной программе осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Слайд 6-10

В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии.

Слайд 11-17

Слайд 18

Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

Слайд 19-21

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей.

Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

Слайд 22

Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Слайд 23

Задачи:

Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, мною разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, ввожу новые для ребенка виды и объекты деятельности.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.

Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

На каждом возрастном этапе педагоги решают разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» апробирована на базе МОУ «ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 4-х лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения ребенка по данной программе наблюдается значительная положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» создаются условия для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели нашей эффективной работы.

Приведу несколько примеров:

Слайд 24-33

Обучающиеся с ОВЗ - Фомкин Влад, Голдобин Даниил, Маврин Андрей, Акимова Виктория, Изосимов Максим, Ефимов Илья активно участвуют в мероприятиях и награждены дипломами Международного детского экологического форума «Зеленая планета», дипломами 8 Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», дипломами международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века», являются призерами Республиканского конкурса «Защитим лес», победителями Республиканского конкурса «Подари улыбку», победителями муниципальных конкурсов «Вторая жизнь отходов» и «Дорога безопасности».

За 4 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района- 20обучающимся «Надежды, трём- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Опыт свидетельствует: в первый год обучения небольшая часть детей смогла активно участвовать в мероприятиях, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, занятия и праздники:

Слайд 33-40

«Откуда к нам приходит хлеб», «Где прячется здоровье «Праздник Светлой Пасхи» - этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.

К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Цель труда педагога– оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Шишкина Мария Николаевна, старший методист Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского творчества города Пятигорска Ставропольского края.
Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.

Дата публикации: 09.03.2017

Роль дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.Предназначена для родительской общественности, педагогов дополнительного образования.Наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.

Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.

Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.

Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование.

В городе Пятигорске, и в нашем учреждении (Дворце детского творчества) ведётся активная работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми.

Для обеспечения доступности и ресурсной готовности учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году выполнены следующие виды работ во Дворце детского творчества: оборудована специализированная комната для инвалидов и реконструированы туалеты. Эти мероприятия были проведены в рамках исполнения подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан».

В рамках программы в нашем учреждении планируется провести работы по расширению дверных проёмов, установке системы вызова персонала, поручней, противоскользящего покрытия, приобретению пандусов, подъемника, информационных стендов, тактильных пиктограмм.

Педагогический коллектив Дворца детского творчества - это содружество профессионалов-единомышленников, обладающих высокой квалификацией, интеллигентные, доброжелательные, отзывчивые педагоги. Доступность, качество, эффективность образования - главное в работе педагогического коллектива Дворца.

Во Дворце детского творчества реализуются образовательные программы художественно-эстетической, культурологической, социально-педагогической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической направленностей.

Во Дворце и на базе школ, детского дома занимается более 1000 детей в 42 детских творческих объединениях: хореографических, музыкальных, вокальных студиях,

декоративно-прикладного творчества, раннего интеллектуального развития детей и многих других.

С сентября 2014 года на базе Дворца реализуется городская инновационная площадка на тему: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования».

Дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в различных творческих коллективах, посещать досуговые мероприятия, принимать участие в концертах, выставках декоративно-прикладного искусства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания.

Очень часто дети с ограниченными возможностями безграничны в своих талантах. И педагоги обязаны работать с каждым таким ребёнком индивидуально и кропотливо.

Одним из направлений, определяющих эффективность деятельности учреждения в области работы с детьми ОВЗ, является совершенствование системы подготовки педагогических кадров для работы с данной категорией детей. Педагоги Дворца детского творчества постоянно повышают свою профессиональную компетентность в данной области через очные и дистанционные курсы повышения квалификации, участие и представление своего опыта на обучающих семинарах, педсоветах, конференциях различных уровней.

Наше учреждение использует потенциал специальных (коррекционных) образовательных учреждений города для обучения педагогов работе с детьми с ОВЗ. В 2014 году на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар для педагогов Дворца детского творчества на тему «Особенности работы со слабослышащими детьми в дополнительном образовании».На этом семинаре педагоги «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 27» делились опытом работы с слабослышащими детьми с педагогами нашего учреждения.

В 2014 году педагоги и методисты Дворца детского творчества приняли участие в I краевой заочной научно-практической конференции, посвященной проблемам дополнительного образования в Ставропольском крае.Была опубликована статья о роли учреждения дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

С 16 по 18 ноября 2015 года заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца детского творчества Наталья Владимировна Курило принимает участие во всероссийской научно-практической конференции в городе Москва на тему «Актуальные вопросы внедрения дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья».

В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу.

Психолог Дворца детского творчества Чилингарян Виктория Саркисовна разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Схема работы психолога с детьми с ОВЗ в нашем учреждении следующая:

Для начала, проводится первичная встреча психолога с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Затем педагогом создается личное дело, где фиксируется полученная информация о ребенке. Потом заполняется социальный паспорт студии и сдается психологу.

На следующем этапе в работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения и администрация. Администрация, в свою очередь,

способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Логопед и психолог дают рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с определенным диагнозом.

На третьем этапе проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуального образовательного маршрута (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как групповых, так и индивидуальных. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Педагогами ведётся постоянный мониторинг результативности освоения образовательной программы и достижений детей, фиксируется динамика развития творческих способностей обучающихся, которая отражается в индивидуальных картах личностного развития.

Основная часть детей с ОВЗ могут отличаться ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием, Поэтому учебно-воспитательная работа строится с учетом особенностей, ориентируясь на индивидуальность, дозируя учебную нагрузку. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с детьми. Конечно, необходимо будет постоянно корректировать маршрут, изыскивать эффективные методы работы для успешного обучения, условно говоря, адаптируя для ребенка.

На итоговом этапе проводится итоговая встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами даются рекомендации, советы, консультации, памятки. Педагоги обобщают опыт на семинарах, круглых столах, конференциях, внутренних и городских методических объединениях.

Успешность освоения программы, индивидуальный подход к каждому ребёнку, созданные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты.

Обучающиеся студий с ОВЗ активно принимают участие в мероприятиях муниципального уровня: выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, праздничных концертах, новогодних представлениях, рождественском и пасхальном фестивалях.

Ребята с ОВЗ студий Дворца детского творчества были отмечены на таких конкурсах, как городской фестиваль детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство» (гран-при,студия изобразительного искусства «Гардарика»)

Городской фестиваль- конкурс патриотической песни «Солдатский конверт» (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», диплом Лауреата I степени), XII Южно-Российский фестиваль-конкурс искусств «Аплодисменты» г. Ессентуки (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», Диплом Лауреата II степени).

Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми.Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.

Дворец детского творчества – это та благодатная среда, где может раскрыться талант любого ребёнка. Дворец работает в тесном творческом сотрудничестве с различными учреждениями. Результат такого сотрудничества - синтез творческой работы и объединение усилий при проведении значимых мероприятий, направленных на обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Мы привлекаем ребят с ОВЗ, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате № 27, детей из коррекционных классов и групп школ и детских садов города Пятигорска, детей, находящихся на лечении в санаториях города Пятигорска,Пятигорской клиники «БИ», воспитанников детских домов и интернатов города Пятигорска к участию в различных мероприятиях: спектаклях, новогодних мероприятиях для детей, праздничных концертах, городском фестивале детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство».

Мы также привлекаем детей из детского социально-реабилитационного центра «Живая нить». Центр «Живая нить» известен в городе Пятигорске своей благородной деятельностью: здесь занимаются социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями (ДЦП, аутизм и т.д.), а также оказывают помощь многодетным и малообеспеченным семьям.

Спортивная социализация инвалидов, реабилитация через двигательную активность и физическую культуру - неотъемлемая часть работы Дворца детского творчества. В 2014 году обучающиеся Дворца детского творчества приняли участие в торжественной церемонии открытия Всероссийской спартакиады для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но нам активно помогают родители, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения.

Краткое описание

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной жизни и их творческое развитие.

Описание

Социализация и развитие детей с ОВЗ средствамидополнительного образования.
Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главн ых задач деятельности учрежденийдополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения,попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Все без исключения дети имеют право на получение образования. В90-е годы было принято решение о том, что необучаемых детей нет. В Российской федерации дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться в восьми видах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Существуют школы для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей, для слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллекта. Для детей с определёнными заболеваниями возможно дистанционное обучение. И совсем немногоучреждений ведут работу по интеграции детей. Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив как фактор развития дефектного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и дети здоровые должны развиваться вместе. Возможность интеграции детей с ОВЗ в социум дает система инклюзивного (интегрированного) образования. Повсеместное внедрение интегрированного обучения требует комплексного подхода, включающего создание безбарьерной среды, подготовку педагогических кадров и формирование толерантного отношения учащихся и родителей к проблемам «особых» детей и их семей. Ребенок-инвалид в процессе инклюзивного образования уже с раннего возраста включен в социум, что позволяет ускорить процесс его адаптации и социализации в обществе, даёт возможность почувствовать себя равным среди равных. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое действие. И это позволяет ему наиболее полно и успешно интегрироваться в среду сверстников. Центр детского творчества, как учреждение дополнительного образования, является одним из важнейших социальных институтов, создающих условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Именно здесь педагогов, детей и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. С 2007 года в нашем учреждении реализуется целевая программа «Дети особой заботы» для детей-инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска» (опекаемых, детей, находящиеся в СОП, КДН, из многодетных семей). При этом появилась новая возможность разнообразить виды деятельности на базе учреждения и предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному и эколого-биологическому направлениям. Цель программы: создание условий для комплексного воздействия на ребенка, его развития с целью социальной реабилитации средствами дополнительного образования. Задачи: 1. Преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире; 2. Способствовать раскрытию возможностей и творческого потенциала ребенка, используя различные направления деятельности; 3. Создать систему волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей; 4. Организовать культурный досуг, способствующий развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности. Социализация, благодаря которой в последние годы у детей с ограниченными возможностями здоровьяпоявилась реальная возможность быть включенным в общество, приносит свои плоды. НашЦентр детского творчества даёт детямвозможность проявить свои таланты – они поют, читают стихи, рисуют, участвуют ввыставках декоративно-прикладного творчества, в различных мероприятиях совместно со здоровым окружением. Высокую оценку работе педагогического коллектива ЦДТ дают родители. В октябре 2012года наше учреждение получило диплом победителя в краевомконкурсе «Родительское признание» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами. Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. От родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей,желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. При этом используются такие формы работы: беседы, семинары, лекции, мастер-классы, творческие кружки, исследования, акции и т.д. Изменения в социально-политической и экономической жизни России делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни. «Дети особой заботы» -это попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, посредством обучения в творческих объединениях,которые бы предоставляли им равные возможности. В нашем учреждении для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, создана среда, где можно развиваться, адаптироваться в здоровом обществе. Дети занимаются по дополнительным образовательным программам декоративно-прикладного творчества «Радуга», «Сувенир», «Искорки» (ритмика), эколого-биологического направления «Мастерская Берендея», как по индивидуальной образовательной траектории, так и вместе со здоровыми детьми. На каждого ребенка ОВЗ заполняется индивидуальная карта развития, в которой отслеживаются поведенческие, психофизические, организационно-волевые, ориентационныекачества, дается характеристика его деятельности. С детьми работает педагог-психолог. В конце учебного года подводится оценка, указываются положительные и отрицательные изменения в поведении, характере, деятельности ребенка, а также намечается перспективный план работы на следующий учебный год. С педагогами дополнительного образования регулярно проводятся обучающие семинары по работе с детьми «группы риска» и использованию приемов и средств коррекционной работы. Комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ необходим для того, чтобы организовать обучение детей в режиме «двустороннего движения»: 1. Педагоги дополнительного образования едутк ребенку, не имеющему возможности приехать в ЦДТ, и проводят занятия на дому. Обучение на дому необходимо детям со сложными диагнозами, которые по состоянию здоровья не могут посещать Центр детского творчества. Методики обучения включат нетрадиционные формы работы, использование специальных пособий и тренажёров на развитие мелкой моторики рук. В этом нам помогает библиотека для слепых, располагающая огромной «методической базой». 2.Занятия как индивидуальные, так и в интегрированных группах, организуемых в Центре. 3. Консультации для родителей и занятияпроводятся педагогом-психологом. 4. Привлечение детей ОВЗ и их родителей к культурно-массовым мероприятиям, проводимым в ЦДТ. Кроме того, на базе«Центра детского творчества» создан добровольческий отряд «Поколение», целью работы которого является объединение подростков и молодежи для развития и защиты творческих, интеллектуальных и других возможностей и интересов.Сегодня участники отряда работают активно и плодотворно. Добровольцы участвуют в трудовой деятельности: благоустройство территорий, уход за памятниками и обелисками, оказывают помощь ветеранам и инвалидам. Добровольцами отряда создана группа в «Контакте» для привлечения новых волонтеров. Организуются досуговые мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья,акции, такие как: - акция «Сердце отдаю детям». Ребята собирали игрушки, вещи, книги, нашли возможностьвыделить деньги, которые пошли на покупку сладких подарков.Подготовили игровую программу для детей. -акция «Помощь детям». В течение месяцадобровольцы расклеивали объявления на остановках, дверях подъездов и обращалась к посетителям Интернета с просьбой об оказании помощидетям с ОВЗдетских домови интернатов.В планахотряда «Поколение» – постоянное посещение интернатов, домов малютки, детских больниц с различными развлекательными и обучающими программами. Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детьми с ограниченными возможностями здоровья.У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми-инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения. В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет, а также участие в очных и заочных Общероссийских и международных научно-практических конференциях. Работа педагогов с семьями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. В перспективе мы планируем реализовывать программы дистанционного обучения по двум направлениям:

  • Во-первых, обучение может проходить в режиме онлайн. Это будет диалог педагога с воспитанником через веб-камеру.
  • Во-вторых, возможно самостоятельное обучение воспитанников, которые осваивают разработанные педагогом поэтапные занятия с подробным описанием способов работы, фото- и видеоматериалами, технологическими картами, образцами, системой тестов, позволяющих закреплять материал. При этом ребенок сам выбирает темп освоения каждой темы. Но есть проблемы и трудности в обучении на расстоянии , так как многим детям необходим «живой» контакт с педагогом, ведь у детей-инвалидов и так ограничен круг общения. А педагог может дать ребёнку положительный эмоциональный настрой, успокоить в случае неудачи, скорректировать занятие под настроение и индивидуальную возможность своего воспитанника. Но, тем не менее, надо изучить все возможности использования Интернет–ресурсов. Педагогический коллектив Центра старается создать максимально-благоприятные условия для социализации личности ребёнка с ОВЗ. Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией. Ещё можно много говорить о проблемах социализации детей-инвалидов, ОВЗ и их творческом развитии, но в условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.
    Методист МБОУ ДОД ЦДТ п. УральскийОксана Викторовна Бусовикова.

Социально-позитивная деятельность организация

дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».

Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:

  • воспитание и обучение;
  • социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г . №1-2

«О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная задача , стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.

Коллегия, в частности, решила обратить особое внимание на:

  • интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;
  • допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной незащищенности;
  • разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;
  • усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;
  • активнее вовлекать детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. Проект инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий или организации средового пространства образовательного учреждения. Эту проблему решить можно и нужно.

Для детей, которые по состоянию здоровья, не могут посещать ДОУ и обучаться в общеобразовательных учреждениях и спец. учреждениях (т.к. отсутствует на территории нашего района) на базе ЦДОД «ЮНИТЭР» с согласованием Зам. главного врача по детству и родовспоможению Рузаевской ЦРБ, была создана группа детей кратковременного пребывания с ограниченными возможностями здоровья и развития «Надежда. Прием осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня и в присуствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Группа осуществляет свою деятельность на основе плана работы, утвержденного администрацией Центра по согласованию с директором ЮНИТЭР.

Занятия осуществляется по расписанию, утвержденному директором Центра. Начало учебного года - 1 сентября. Окончание учебного года - 31 мая.

Обучение проводится по следующим направлениям:

Дефектология

Развитие речи;

Занятия по формированию ЗОЖ.

Занятия проходят на основе разработанных программ.

  1. «Учимся говорить»
  2. «Человек и его здоровье»
  3. «Доброе слово»

Реализация образовательных программ в группе предполагает использование следующих приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:

Игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом);

Физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат);

Изобразительная деятельность (лепка, аппликация);

Психогимнастика и релаксация (позволяющих снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук).

Формирование элементарных математических представлений (дочисловой период)

Работа ведётся в течение 3 лет.

Основные проблемы возникают при попытке преодолеть барьер между ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, членами его семьи и обществом, лишенным конкретного недуга. Система школьного образования при этом является более жесткой системой, так как сама организация школьного обучения предполагает следования обязательному ряду правил, помогающих педагогу выстроить отношения по принципу «учитель – класс». Но процесс объединения одноклассников, в числе которых находятся дети с ОВЗ в единую, цельную общность детей происходит иначе. Дети остро и непосредственно реагируют на «непохожесть» другого, и при малейшем изменении отношения взрослого к такому ребенку, начинается изоляция и отторжение «гадкого утенка». В системе внешкольной работы эта проблема решается двумя способами. Во- первых, сама организация дополнительного образования предполагает иное, индивидуальное взаимодействие педагога и воспитанника. Во-вторых, в процессе занятий допускается и активно приветствуется присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая реальную поддержку взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется

В Центре дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»» накопился небольшой опыт работы с детьми с ОВЗ. Но прежде чем появился реальный результат, коллективу образовательного учреждения пришлось немало потрудиться.

Вначале были намечены задачи работы с данной категорией детей, определившие впоследствии приоритетные направления деятельности.

Особый вопрос - расширение социального партнерства. При эффективном сотрудничестве с другими учреждениями, в том числе медицинскими, происходит формирование контингента детей. Осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)

В настоящее время в нашем Центре занимаются 16 обучающихся. Это -дети с задержкой психического развития, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ослабленным здоровьем. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым Центром «ЮНИТЭР» в работе с детьми, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии: «Птицы вестники весны», «Как хлеб на стол пришёл». Также обеспечивается психологическая поддержка и членов его семьи. Стало уже традиционным на Пасху посещение воспитанниками «Надежды» Рузаевского храма Николая Чудотворца. На занятиях дети приобретают опыт социализации, адаптируются в обществе сверстников, пробуют определить собственное место и роль в окружающем мире. Снова касаясь темы создания ситуации успеха для детей данной категории, следует подчеркнуть острую необходимость предоставления им возможности демонстрации окружающему миру собственных умений и способностей. Для этого проводятся праздники, творческие конкурсы, фестивали:.«Рождественские посиделки», «День матери», «Масленница» и др.. Организована экскурсия на хлебокомбинат.

Воспитанники «Надежды» активно участвует во Всероссийских, республиканских и муниципальных фестивалях, конкурсах и выставках и награждаются грамотами и дипломами различного уровня.. За 3 года работы решением медицинской комиссии разрешено посещение МБОУ Рузаевки и Рузаевского района-12 обучающимся «Надежды, двум- решением медицинской комиссии разрешено посещение вспомогательной школы в г. Саранск. Это и есть результат той социально-позитивной деятельности организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ, в процессе которой они социализировались и адаптировались в обществе сверстников.

Хотелось бы, чтобы для более полной работы с детьми данной категории была оказана помощь в:

  1. Оформлении и оказании нормативно - правовой базы
  2. Разработке образовательных программ.
  3. Осуществлении финансирования в достаточном объеме.